Презентация Подходы к пониманию возможности исследований в области психолого-педагогических проблем онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Подходы к пониманию возможности исследований в области психолого-педагогических проблем абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 43 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Здоровье и Медицина » Подходы к пониманию возможности исследований в области психолого-педагогических проблем



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    43 слайда
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    503.00 kB
  • Просмотров:
    103
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Различные подходы к пониманию
Содержание слайда: Различные подходы к пониманию возможностей исследовательний в области психолого-педагогических проблем. Адольф В.А.

№2 слайд
Понятие научного исследования
Содержание слайда: Понятие научного исследования Научным исследованием называют один из видов познавательной деятельности, отличительной особенностью которого является выработка новых знаний. СОЦИОЛОГИЯ—ОБЪЕКТ (ПЕДАГОГИКА) – образование(ПАРАДИГМЫ)‏ Требования к получаемому знанию: быть объективно новым, т.е. неизвестным профессиональному и научному сообществу, а не только исследователю; быть полученным с применением специальных средств исследования, обеспечивающих его объективность; раскрывать определенные закономерности специально выделенного объекта действительности; выражено в терминах и категориях соответствующей отрасли знания и деятельности.

№3 слайд
Нормативная структура
Содержание слайда: Нормативная структура деятельности

№4 слайд
Направленность исследований
Содержание слайда: Направленность исследований

№5 слайд
Особенности научного
Содержание слайда: Особенности научного исследования в образовании Научным исследованием в образовании называют систематическую познавательную деятельность, направленную на получение нового знания об образовательных явлениях и процессах. Характеристики научного исследования: воспроизводимость; доказательность; точность.

№6 слайд
Степень надежности и
Содержание слайда: Степень надежности и обоснованности интуитивный эмпирический научный (эмпирическое исследование, теоретическое исследование)‏ Мониторинг – нормативный, диагностический, оценочный Виды мониторинга - предметный, внутри и внешний ОУ, экологический и др. Объект ( в трех плоскостях) предметный, функциональный, генетический

№7 слайд
Уровни научного исследования
Содержание слайда: Уровни научного исследования (по способу получения знания и характеру информации)‏

№8 слайд
Зачем нужны принципы научного
Содержание слайда: Зачем нужны принципы научного исследования? Повысить эффективность научного исследования, обеспечить качественный результат, т.к. принципы базируются на закономерностях познавательной деятельности, научного исследования и специфике образовательной практики

№9 слайд
Основные характеристики
Содержание слайда: Основные характеристики научного исследования

№10 слайд
Зачем нужны характеристики
Содержание слайда: Зачем нужны характеристики научного исследования? Характеристики составляют систему, в которой все элементы должны соответствовать и взаимодополнять друг друга. Степень согласованности системы методологических характеристик научного исследования выступает обобщенным показателем его качества.

№11 слайд
Субъектность научной
Содержание слайда: Субъектность научной деятельности Научное исследование как способ творческой самореализации, самовыражения и самоутверждения исследователя, а также и способ саморазвития Субъект – носитель деятельности, «деятель», благодаря которому совершается деятельность. Субъект характеризуется способностью к самоизменению в процесс исследования и взаимодействия со значимыми другими. Научный поиск требует постоянного обмена информацией и идеями, а также дискуссии. (cл.10)‏

№12 слайд
Субъектность научной
Содержание слайда: Субъектность научной деятельности Субъективность в восприятии и оценке наблюдаемых явлений и процессов обеспечивает разнообразие педагогического знания, а, следовательно, потребность в сопоставлении, сравнении, взаимодополнении различных исследовательских данных. Пристрастность к объекту исследования (заинтересованность в развитии образования) помогает исследователю более глубоко проникать в суть происходящих перемен в образовании.

№13 слайд
Виды научных исследований в
Содержание слайда: Виды научных исследований в образовании Психолого-педагогическое исследование ориентируется на получение максимально объективного характера получаемого знания о человеке в системе образования и в процессе его становления. Педагогика – единственная специальная наука об образовании. Предмет психологии включает в себя распознавание, выявление, изучение процессов становления человека, формирования его как субъекта деятельности, поведения и отношений (т.е. субъекта собственной жизни. Педагогика изучает способы целенаправленного воздействия на эти процессы и управления ими. Без психологического знания невозможно обеспечить гуманитарный характер педагогической деятельности. Педагогика включает в себя значительный массив психологического знания, «работающего» на совершенствование педагогической науки и образовательной практики. Взаимодополняющее объединение этих наук дает педагогическому знанию технологичность (т.е. законосообразность), психологическому – инструментальность (т.е. прикладную направленность). В целом психолого-педагогическое знание становится основой для оптимизации педагогической деятельности. Такой подход к проблемам методологии научных исследований реализует гуманитарно-целостную стратегию изучения образовательных явлений, процессов и деятельности.

№14 слайд
Номенклатура специальностей
Содержание слайда: Номенклатура специальностей по педагогическим и психологическим наукам

№15 слайд
Схема методологического
Содержание слайда: Схема методологического анализа содержит четыре уровня [Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973]:

№16 слайд
Содержание слайда:

№17 слайд
Обобщение В современной
Содержание слайда: Обобщение: В современной научной литературе под методологией чаще всего понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи.

№18 слайд
Методология педагогики наряду
Содержание слайда: Методология педагогики наряду со сказанным выполняет и другие функции: Методология педагогики наряду со сказанным выполняет и другие функции: определять способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность (М.А. Данилов); направлять и предопределяет основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель (П.В. Коппин); обеспечивать всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М.Н. Скаткин); вводить новой информации в фонд теории педагогики (Ф.Ф. Королев); обеспечивать уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в педагогической науке (В.Е. Гмурман); создавать систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания         (М.Н. Скаткин). Методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях. Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований.

№19 слайд
Формы методологии
Содержание слайда: Формы методологии

№20 слайд
Содержание слайда:

№21 слайд
Этапы уровни научных
Содержание слайда: Этапы (уровни) научных исследований Идея—(ресурс- интеллектуальный и эмоциональный опыт людей) (тип знания--- научные факты)‏ Идея---(вера, уверенность, сомнение, мифы- форма культуры)‏ ( слово, понимание, учение)‏ Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться ? Возможности познания мира. Потенциал---(мироощущение, мировосприятие, миропонимание), (знания, понимания, умения). Мыслю, следовательно, существую.

№22 слайд
Преднаука ---- наука
Содержание слайда: Преднаука ---- наука (мировоззрение)‏ Сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления. Реально различимы- по степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силы аргументов, теоретические и практические пласты,уровни. Идея--- гипотеза--- теория Гипотеза--- способ построения знаний(схема),предметных отношений Теория ----- особый тип знания,( методы познавательной деятельности- методология)‏

№23 слайд
Функции принципы --признаки
Содержание слайда: Функции—принципы --признаки культурно--- мировоззренческие производительной силы социальной силы Научное познание--- различные виды позн. деятельности. Принципы---…… ПРИЗНАКИ ---- ПОЗВОЛЯЮТ ОТЛИЧИТЬ НАУКУ ОТ ОБЫДЕННОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНости

№24 слайд
Источники методологического
Содержание слайда: Источники методологического обеспечения Первый - положения философии в ее методологической функции.Наличие нескольких уровней методологии. Другой источник - научная работа в области методологии педагогики, ведущаяся в форме методологических исследований в области педагогики. . специально-научного анализа. общие специально-научные теории, выполняющие методологическую функцию. (При этом дидактика не становится «методологией методики», она сохраняет статус специально-научной педагогической теории обучения.) т.к.частью методологического обеспечения могут стать общие специально-научные теории, выполняющие методологическую функцию по отношению к частным теориям. Например, дидактика может иметь методологическую функцию по отношению к методикам, поскольку одно из ее назначений состоит в обеспечении единства подхода к содержанию и процессу обучения со стороны методик обучения разным учебным предметам. методологическая рефлексия .(все знания, почерпнутые из перечисленных четырех источников (философия, общая методология науки, методология педагогики, общая теория по отношению к частной), объединяются в процессе индивидуальной рефлексии исследователя по поводу его собственной научной работы.

№25 слайд
Методология как система
Содержание слайда: Методология как система знаний и как деятельность В литературе высказывается мнение, что такой «объективной» методологии быть не должно, а нужна методология «субъективная» Каковы способы получения -методологического знания в области педагогики и какое это знание? Каковы источники, объекты и процедуры методологического обеспечения исследований? Методология для одного и методология для всех. Из приведенного ранее определения методологии ясно, что это понятие имеет два аспекта: один из них связан со знанием как результатом познавательной деятельности, а второй - с самой этой деятельностью Необходимо различать область методологии и специально-научную область педагогики: объекты методологического анализа и объекты анализа специально-научного, методологические проблемы и специально-научные проблемы, исследование методологическое и специально-научное. В сфере методологической деятельности обеспечение специально-научного исследования следует отличать от методологического исследования. Обеспечить и исследовать - не одно и то же. Частью методологического обеспечения могут стать общие специально-научные теории, выполняющие методологическую функцию по отношению к частным теориям. Например, дидактика может иметь методологическую функцию по отношению к методикам, поскольку одно из ее назначений состоит в обеспечении единства подхода к содержанию и процессу обучения со стороны методик обучения разным учебным предметам.

№26 слайд
Содержание слайда:

№27 слайд
Принципы научного
Содержание слайда: Принципы научного исследования принцип целенаправленности – исследование выполняется в соответствии с задачам совершенствования практики образования; принцип объективности – теоретические модели в исследовании должны отражать реальные педагогические объекты и процессы в их многомерности и многообразии; принцип прикладной направленности – результаты исследования должны способствовать объяснению, прогнозированию и совершенствованию образовательной практики при множественности путей ее развития; принцип системности – результаты исследования включаются в систему научного знания, дополняют имеющуюся информацию новыми сведениями; принцип целостности – компоненты образовательного объекта изучаются в динамике многомерной картины их взаимосвязей и взаимозависимостей; принцип динамизма – раскрываются закономерности становления и развития изучаемых образовательных объектов, объективный характер их многоаспектности и многовариантности.

№28 слайд
Этапы
Содержание слайда: Этапы опытно-экспериментальной работы Первичная обработка эмпирического материала (систематизация, представление данных, статистические таблицы, графическая интерпритация)‏ Эмпирические и теоретические распределения (кривые распределений, квантили, распределения вероятностей, нормальное распределение)‏ Меры центральной тенденции (среднее арифмитическое, медиана, мода, сравнение средних, среднее значение нормально распределенной случайной величины)‏ Мера изменчивости (размах как мера изменчивости, дисперсия, стандартные отклонения и коэффициент вариации, среднее абсолютное отклонение)‏ Центральные моменты распределения (ассиметрия, центральные моменты распределения, стандартизация данных)‏

№29 слайд
Статистический анализ в
Содержание слайда: Статистический анализ в психолого-педагогических исследованиях

№30 слайд
Особенности измерения Прямые
Содержание слайда: Особенности измерения Прямые - сколько раз единицы измерения содержатся в объекте (рост, время выполнения задания, численность населения, объем продукции, и т.п.). Косвенные –измеряют вспомогательные величины, а потом, пользуясь связями, вычисляют требуемую величину. (Уровень знаний,умений и навыков которые проявляются у учеников где-то…)‏ Тест - средство квантификации (количественной оценки явления)‏.

№31 слайд
Типы шкал измерения
Содержание слайда: Типы шкал измерения Дискретные Шкала наименований (номинальные, классификационные) - применяются, если в качестве моделирующих эмпирических отношений выступают лишь отношения равенства и неравенства между объектами. Порядковые (ранговые) шкалы – применяются для моделирования используется свойство упорядоченности чисел. Монотонная зависимость. Интервальные шкалы - используются при изучении отношения равенства для разностей между изучаемыми объектами. Допускаеются положительные линейные преобразования. Шкалы отношений. - Нулевая точка указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Непрерывные Характеризуется точностью процесса измерения в окрестности любого найденного значения величины.

№32 слайд
Методы обработки результатов
Содержание слайда: Методы обработки результатов эксперимента и наблюдений Стандартные -- количественная обработка(сл.36-38). Приемы качественного анализа --- дифференциация материала по классам, разработка типологии, составление психологической казуистики (описание случаев). И др. (сл.9-10)

№33 слайд
Уровни научного исследования
Содержание слайда: Уровни научного исследования (по способу получения знания и характеру информации)‏

№34 слайд
Методы научного исследования
Содержание слайда: Методы научного исследования (метод-путь исслед.,способ деятельности, совокупность приемов деятель.,система(способ)действия, теория, учение )‏

№35 слайд
Степень надежности и
Содержание слайда: Степень надежности и обоснованности интуитивный эмпирический научный (эмпирическое исследование, теоретическое исследование)‏ Мониторинг – нормативный, диагностический, оценочный Виды мониторинга - предметный, внутри и внешний ОУ, экологический и др. Объект ( в трех плоскостях) предметный, функциональный, генетический

№36 слайд
ОПТИМАЛЬНОСТЬ КОМПЛЕКСА И
Содержание слайда: ОПТИМАЛЬНОСТЬ (КОМПЛЕКСА) И ВАЛИДНОСТЬ МЕТОД(ОВ)А ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИНЦЫПЫ---ОБЪЕКТИВНОСТИ, ЦЕЛОСТНОСТИ, ПРОЦЕСССУАЛЬНОСТИ, ДЕТЕРМЕНИЗМА,ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ,КОМПЕТЕНТНОСТИ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ----СРАВНЕНИЕ, АНАЛИЗ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ,ИНФОРМИРОВАНИЕ. СПЕЦИФИКА--- ДИДАКТИЧЕСКОЕ, В ВОСПИТАНИИ, В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. НАДЕЖНОСТЬ----КРИТЕРИИ(ПРИЗНАК) И ПОКАЗАТЕЛИ (ВЕЛИЧИНА ИЛИ КАЧЕСТВО ПЕРЕМЕННОЙ ИЛИ МЕРА ПРОЯВЛЕНИЯ КРИТЕРИЯ). ВАЛИДНОСТЬ(АДЕКВАТНОСТЬ)---ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, ЭМПИРИЧЕСКАЯ, ВНУТРЕННАЯ, ВНЕШНЯЯ, ОЧЕВИДНАЯ, КОНКУРЕНТНАЯ, ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ, ИНКРЕМЕНТНАЯ(ОГРАНИЧЕННАЯ),ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ,СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ,КОНСТРУКТНАЯ(ПОЛНАЯ). Дополнительные требования ----точность, однозначность, репрезентативность, диагностическая ценность.

№37 слайд
Мониторинг и его элементы
Содержание слайда: Мониторинг и его элементы Элементы --- субъекты, комплекс мониторинговых показателей, инструментарий и инструменты монит. деятельности, мониторинговая деятельность. Классификация систем мониторинга(по основаниям)--- сфера применения, средства, используемые для сбора исходной информации, потенциальные пользователи, средства измерений, способы распространения информации, время реализации, широта охвата. Классификация систем мониторинга(по средствам)---педагогический ,психологический, социологический, статистический, дистанционный , инструментальниый. Классификация систем мониторинга(по ???)--- динамичный, конкурентный, сравнительный, комплексный, информационный, базовый, проблемный. Нормативный, диагностический.

№38 слайд
Преднаука ---- наука
Содержание слайда: Преднаука ---- наука (мировоззрение)‏ Сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления. Реально различимы- по степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силы аргументов, теоретические и практические пласты,уровни. Идея--- гипотеза--- теория--- гипотеза^-- Идея^ Гипотеза--- способ построения знаний(схема),предметных отношений Теория ----- особый тип знания,( методы познавательной деятельности- методология)‏

№39 слайд
Преднаука- наука- Преднаука -
Содержание слайда: Преднаука- наука- Преднаука^-… О- S- O^- S^-… И—Г—Т—Т^--Г^--И^--… Что я могу знать?—Что я знаю? Что я должен делать?--- Что мной сделано? На что я могу надеяться?--- Что мной получено? Не знаю, что не знаю. Знаю, что не знаю. Знаю, что знаю. Не знаю, что не знаю.

№40 слайд
Признаки науки Возникает из
Содержание слайда: Признаки науки Возникает из потребностей общества Имеет свой предмет исследования Наличие собственного категориального аппарата Методы исследования Представляет собой систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природ,общества, человека и его сознания Информация---- сведения о чем либо Знание--- результат познавательной деятельности

№41 слайд
Наука---педагогика Объект
Содержание слайда: Наука---педагогика Объект—область действительности, которую изучает данная наука(образование как способ приобщения человека к жизни в обществе, выявления и развития «человеческого в человеке» Предмет--- выявление законов и закономерностей соответствующей сферы природы и общества(закономерности возникновения, становления и развития системы отношений в образовательном процессе или как закономерности педагогической деятельности)‏

№42 слайд
Виды педагогической
Содержание слайда: Виды педагогической деятельности в образовании

№43 слайд
Литература Н.М. Борытко и др.
Содержание слайда: Литература Н.М. Борытко и др. Методология и методы психолого-педагогический исследований. »Академия» 2008. В.В. Краевский. Методология педагогической науки: учеб. пособие –М.,2001. В.А. Сластенин и др. Педагогика: учеб. пособие-М., 2002. Нормативная структура деятельности (В.И. Слободчиков). В.А.Адольф,И.Ю. Степанова.Магистерская диссертация.Красноярск,2011.

Скачать все slide презентации Подходы к пониманию возможности исследований в области психолого-педагогических проблем одним архивом: