Презентация Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 142 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Здоровье и Медицина » Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:142 слайда
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:6.33 MB
- Просмотров:184
- Скачиваний:2
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
![Вы когда-нибудь видели? Вы](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img1.jpg)
Содержание слайда: Вы когда-нибудь видели?
Вы когда-нибудь слышали?
Девочка, 4.5 года, говорит: «У меня перчатки холодные, попробую их, но не рукой а ложечкой», а в 7 лет заявляет: «Неужели петух тоже может думать? Ведь для этого он должен поднять голову своей желтой лапкой» (наблюдение А.Н. Чеховой, 1963, цит. по В.В. Ковалеву, 1985)
№5 слайд
![План лекции История](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img4.jpg)
Содержание слайда: План лекции
История психологии дизонтогенеза. Причины дизонтогенеза
Клинические классификации видов дизонтогенеза, общая характеристика. Основные термины и понятия в психологии дизонтогенеза
Клиническая классификация дизонтогенеза Г.Е. Сухаревой, Л. Каннера, В. В. Лебединского
Клинико-психологическая классификация дизонтогенеза М. и Н. Семаго
№15 слайд
![Роль](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img14.jpg)
Содержание слайда: Роль социально-психологической
среды в формировании
психического дизонтогенеза
ведущая роль социального начала в формировании человека как личности
развитие многих характерных для человека церебральных структур и функций в постнатальном периоде в большой мере зависит от взаимодействия растущего организма с социальной средой и от «обучения» в нейрофизиологическом смысле (Г. Д. Смирнов, 1972; K. Akert, 1979)
№19 слайд
![Я. Лутц необратимое](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img18.jpg)
Содержание слайда: Я. Лутц (1968)
1) необратимое недоразвитие - олигофрения
2) дисгармоническое развитие - психопатия
3) регрессирующее развитие - прогрессирующие дегенеративные заболевания, злокачественная эпилепсия
4) альтернирующее развитие - при различной соматической и психической патологии
5) развитие, измененное по качеству и направлению, - при шизофреническом процессе
№24 слайд
![Вклад В.В. Лебединского в](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img23.jpg)
Содержание слайда: Вклад В.В. Лебединского
в развитие типологии дизонтогенеза
В основу классификации В. В. Лебединского была положена классификация Л. Каннера и Г. Е. Сухаревой
Были добавлены как самостоятельные варианты - задержанное, дефицитарное, дисгармоническое развитие
Данная классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий, исходя из основного качества нарушения развития
№25 слайд
![В.В. Лебединский выделил](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img24.jpg)
Содержание слайда: В.В. Лебединский выделил
группа аномалий, вызванных отставанием развития - недоразвитие, задержанное развитие
группа аномалий, в которых ведущим признаком является диспропорциональность (асинхрония) развития – искаженное и дисгармоническое развитие
группа аномалий, вызванных поломкой, выпадением отдельных функций – поврежденное и дефицитарное развитие
№26 слайд
![Другие классификации](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img25.jpg)
Содержание слайда: Другие
классификации дизонтогенеза
Ретардация психического развития (по H. Rumke, 1972;
E. Kretschmer., 1971)
Асинхрония психического развития (по E. Kretschmer., 1954)
Психический дизонтогенез на основе механизмов высвобождения и фиксации онтогенетически более ранних форм нервно-психического реагирования (по В.В Ковалеву, 1985)
№28 слайд
![Виды ретардации общая](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img27.jpg)
Содержание слайда: Виды ретардации
общая (тотальная) - запаздывание или приостановка развития всех психических функций, всех компонентов психики, всех свойств личности
частичная (парциальная) – запаздывание или приостановка развития отдельных психических функций, компонентов психики, отдельных свойств личности
№33 слайд
![Психический дизонтогенез на](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img32.jpg)
Содержание слайда: Психический дизонтогенез на основе механизмов высвобождения и фиксации
онтогенетически более ранних форм
нервно-психического реагирования
(по В.В Ковалеву, 1985)
приводит к задержке дальнейшего созревания незрелых структур и функций или персистирование (относительно стойкое сохранение) онтогенетически более ранних форм нервно-психического реагирования
№34 слайд
![Механизмы патогенез](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img33.jpg)
Содержание слайда: Механизмы (патогенез)
формирования дизонтогенеза
с позиций эволюционной эмбриологии:
Дисароморфоз – при тотальной ретардации (общей задержке психического развития) происходит общее нарушение морфофизиологического прогресса эмбрионального развития, в том числе нарушение эволютивного развития ЦНС и ее адаптационных функций
Нарушения идиоадаптации – при парциальной ретардации (частные адаптационные изменения эмбриогенеза)
№35 слайд
![Установление конкретных](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img34.jpg)
Содержание слайда: Установление конкретных патогенетических механизмов
требует углубленных мультидисциплинарных экспериментальных и клинико-лабораторных исследований на разных этапах онтогенеза (нейрофизиология, нейрохимия, иммунология/нейроиммунология, патоморфология, нейроэндокринология и др.)
№38 слайд
![Недостаточное развитие по Н.](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img37.jpg)
Содержание слайда: Недостаточное развитие
(по Н. Я. Семаго и М. М. Семаго)
1. Тотальное недоразвитие:
простой уравновешенный тип
аффективно-неустойчивый тип
тормозимо-инертный
2. Задержанное недоразвитие:
темпово-задержанный тип (гармонический инфантилизм)
неравномерно-задержанный тип (дисгармонический инфантилизм)
3. Парциальная несформированность высших психических функций:
с преобладанием несформированности регуляторного компонента
с преобладанием несформированности вербального компонента
с преобладанием несформированности вербально-логического компонента
парциальная несформированность смешанного типа
№42 слайд
![Преимущества классификации](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img41.jpg)
Содержание слайда: Преимущества классификации дизонтогенеза
по М. М. и Н. Я. Семаго
Помимо традиционного способа классифицирования авторы использовали и нейропсихологический подход
Данная типология более глубокая и всесторонняя
Это дает основание считать ее новым, хотя и далеко не последним шагом на пути анализа многообразных форм дизонтогенеза
№46 слайд
![Методологические основы](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img45.jpg)
Содержание слайда: Методологические основы
психологии аномального развития,
по Л.С. Выготскому
1) Прижизненное опосредованное и произвольное формирование высших психических функций
2) Зависимость строения психических процессов от способов их формирования: разные пути формирования ВПФ, в зависимости от характера повреждения функции, возможность формирования обходным путем
№47 слайд
![Методологические основы](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img46.jpg)
Содержание слайда: Методологические основы
психологии аномального развития,
по Л.С. Выготскому
3) Механизмы направления психической деятельности при дизонтогенезе подобны механизмам формирования психики в норме
4) Психический дефект, формирующийся в процессе дизонтогенеза имеет сложное многоуровневое строение и охватывает все стороны психической жизни
№51 слайд
![Постулаты психологии](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img50.jpg)
Содержание слайда: Постулаты
психологии дизонтогенеза
Дефект играет разное значение на разных этапах онтогенеза в силу их качественного своеобразия
Развитие: движущие силы и условия
Зона ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) – основная мишень для психолога, родителя, социума
Возможности и суть интервенции
Проблема развития и распада
№56 слайд
![Теоретические задачи Проблема](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img55.jpg)
Содержание слайда: Теоретические задачи
Проблема нормы и патологии. Общепсихологические задачи
Выработка критериев для разграничения нормы и патологии. Описание структуры психологической нормы
Изучая психологические дисциплины, возможно описать психологическую норму, это возможно через отрицание отклонений. Но это до сих пор нерешенная актуальная задача
Задача трансформации критериев, дифференциации нормального и аномального онтогенеза и построение психологической структуры нормального развития
№58 слайд
![Законы и механизмы](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img57.jpg)
Содержание слайда: Законы и механизмы
формирования нарушений психики
Общие механизмы: нарушение функций общения, нарушение процесса социализации, нарушение усвоения универсальных социальных знаний. Общие закономерности действуют при всех типах дизонтогенеза
Есть специфические закономерности, характерные для определенного вида дизонтогенеза
№60 слайд
![Практические задачи](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img59.jpg)
Содержание слайда: Практические задачи
психологии аномального развития
1)Клинико-диагностическая – описание структуры дефекта зависит от использования диагностических методик
2) Воздействие – коррекция отклонений в развитии
3) Экспертная оценка, оценка уровня развития ребенка с помощью количественных методик
№61 слайд
![Практические задачи](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img60.jpg)
Содержание слайда: Практические задачи
психологии аномального развития
У ребенка все распады психики всегда сочетаются с развитием
Психология воздействия (психокоррекция и психотерапия)
Психотерапия –направлена на ведущую проблему с целью дальнейшей редукции симптома
Психокоррекция – помощь в адаптации детей с нарушениями развития.
Пластичность и гибкость мозга детей, через это можно преодолеть некоторые симптомы, используя «обходные пути»
Психология здоровья применима для детей с нарушениями развития
№74 слайд
![Формы психической депривации](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img73.jpg)
Содержание слайда: Формы
психической депривации:
• депривация стимульная (сенсорная): снижено количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость
• депривация значений (когнитивная): слишком переменная хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и содержания, не позволяет понимать, предвидеть и регулировать информацию, которая поступает извне (И. Лангмейер,
3. Майечек)
• депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какой-либо лица, или разложения аналогичного эмоциональной связи, если такой уже был создан
• депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли
№78 слайд
![По продолжительности](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img77.jpg)
Содержание слайда: По продолжительности
депривация бывает
• кратковременной (работа водолаза несколько часов на дне моря, отдых на необитаемом острове, болезнь и т.п.)
• затяжной (например, пребывание космонавтов на околоземной орбите)
• долговременной (отсутствие физической нагрузки за эти годы, отречение от светской жизни путем самоизоляции в монастыре, места лишения свободы, членство в культовых организациях (сектах) и т.д.)
№83 слайд
![Сенсорная депривация это](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img82.jpg)
Содержание слайда: Сенсорная депривация
это длительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений
актуализуется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода
в ответ на недостаточность афферентации активизируются процессы воображения, определенным образом влияя на образную память
возникают яркие представления эйдетического, спроекцийованные извне, которые оценивают как защитные реакции (компенсаторные) на депривацию
№84 слайд
![По мере увеличения времени](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img83.jpg)
Содержание слайда: По мере увеличения времени пребывания в условиях
сенсорной депривации
на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом к пониженному настроению - заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время меняются эйфорией, раздражительностью
появляются нарушения памяти, прямо зависящие от цикличности эмоциональных состояний
нарушается ритм сна, развиваются гипнотические состояния с появлением гипнотических представлений
в отличие от состояний перед сном, которые бывают в обычных условиях, гипнотические состояния затягиваются на сравнительно длительное время, проектируются извне и сопровождаются иллюзией непроизвольности
чем более жесткие условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы
фиксируют снижение функции экстраполяции и производительности при выполнении несложных умственных действий
№86 слайд
![Духовная депривация и](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img85.jpg)
Содержание слайда: Духовная депривация
и эмоциональная депривация
Конфликты межличностные
Поклонение деньгам
Ссоры, неудачи, разочарования
Страхи, невозможность быстрого обогащения
Потеря близких
Переживание несправедливости
Обман ради материального обогащения
Отсутствие перспективы
Недовольство своим положением в обществе и т.п.
Вызывает психические расстройства, нервные срывы, депрессивные состояния и т.п., снижает психическое здоровье человека
№88 слайд
![Роль общества для индивида](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img87.jpg)
Содержание слайда: Роль общества для индивида
Социальное развитие субъекта происходит через обучение отдельных видов социальной деятельности
Субъект является составной частью всей социальной системы
Он всегда постепенно усваивает формулу всей организованной социальной системы со всеми ее многочисленными ролями (поведением, которое соответствует определенным социальным позициям и статусам)
№90 слайд
![Социальная депривация если в](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img89.jpg)
Содержание слайда: Социальная депривация
если в социальной структуре субъекта нет какого-либо существенного элемента, который определяет четкую социальную роль других субъектов социальной действительности (например, если в семье без отца или матери, брата или сестры, или не хватает общения со сверстниками), то индивид не приобретает опыт взаимодействия с ними
№91 слайд
![Социальная депривация](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img90.jpg)
Содержание слайда: Социальная депривация
Депривацию можно в этом случае расценивать прежде всего как недостаток незнание социальных ролей
Последствия такой депривации влияют на ход социализации: депривированный субъект плохо подготовлен к соответствующему выполнения ряда ролей, которых ожидают от него в обществе
№94 слайд
![Познавательная депривация](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img93.jpg)
Содержание слайда: Познавательная депривация
заключается в изоляции (самоизоляции) человека от процессов решения различных мыслительных задач
речь идет об "умственной нагрузке", отсутствие которой приводит к торможению умственного развития или даже его регресса
развивается умственная «лень»
№97 слайд
![Примеры девиаций Нарушения](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img96.jpg)
Содержание слайда: Примеры девиаций
Нарушения влечений:
Дромомания – страсть к перемещениям (путешествие автостопом, на электричках, бродяжничество)
Пиромания (горящие «бомбочки», увлечение петардами, поджег тополиного пуха, в том числе)
Клептомания
Копролалия – страсть к произношению бранных слов
Симптом Плюшкина
Шоппголизм
Сексуальная аддикция
Алкогольная и наркотическая зависимость
Игромания
№98 слайд
![Примеры девиаций, связанные с](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img97.jpg)
Содержание слайда: Примеры девиаций,
связанные с риском для жизни
Суцидомания – влечение к суициду, в том числе причастность к асоциальным и антисоциальным группам, изучающим вопросы суицидов («Синий кит» и др. - запрещены в России!!!)
Парасуициды: «Зацепперы», экстремальные виды спорта и др.
№101 слайд
![Делинквентное поведение](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img100.jpg)
Содержание слайда: Делинквентное поведение
Воровство
Терроризм и принадлежность к антиобщественным группам
Телефонный терроризм
Нанесение увечий другим людям, в том числе убийства
Издевательства над животными
Поджеги и повреждения имущества
Преступления на сексуальной основе (связанные с парафилиями)
№107 слайд
![Теория компенсации На основе](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img106.jpg)
Содержание слайда: Теория компенсации
На основе теории о сложной структуре дефекта, Л.С. Выготский выдвинул теорию компенсации:
► возможность компенсации нарушенной функции за счет опоры на сохранные функции. Чем дальше от первопричины отстоит дефект,тем легче он поддается коррекции.
Значение этой теории велико для специальной педагогики и психологии. Знание структуры дефекта позволяет правильно планировать коооекиионную работу.
► она базируется на сохранных функциях
► направлена на профилактику и коррекцию вторичных нарушений
► на первичный дефект влияние средствами педагогики незначительно
№117 слайд
![Выводы Биологический фактор](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img116.jpg)
Содержание слайда: Выводы:
Биологический фактор вызывает первичный дефект -
необратимые изменения в развитии организма ребенка.
Первичное нарушение влечет за собой
вторичные отклонения в развитии
и отклонения третьего порядка.
Вторичные отклонения являются основным
объектом психолого-педагогической коррекции
аномального развития.
№120 слайд
![Компенсация по Л.С.](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img119.jpg)
Содержание слайда: Компенсация по Л.С. Выготскому:
Компенсация - синтез биологического и
социального факторов;
Аномальные дети должны быть включены в
разнообразную социально-значимую деятельность;
Специальное воспитание должно быть подчинено
социальному;
При любом нарушении существуют первичные и
вторичные дефекты ( «структура дефекта»);
Судьбу личности решает не дефект, а его
социально-психологическая реализация.
№121 слайд
![Этапы компенсации определение](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img120.jpg)
Содержание слайда: Этапы компенсации
определение пораженной или частично
утраченной функции путем сопоставления с
нормальным действием другого аналогичного
органа
проведение оценки степени нарушения функций;
создание индивидуальной программы для
проведения компенсации
проведение контроля над процессом реализации
компенсации
при восстановлении поврежденной или частично
утраченной функции процесс компенсации
приостанавливается
№123 слайд
![Условия развития](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img122.jpg)
Содержание слайда: Условия развития компенсаторных функций
уровень развития общественных отношений и уровень технического прогресса
положение человека в обществе
условия семейного и школьного воспитания, состояние здравоохранения и социального обеспечения и многие другие социальные факторы
№129 слайд
![В процессе эволюции человека](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img128.jpg)
Содержание слайда: В процессе эволюции человека и его исторического общественного развития
ведущее значение приобрели социально-психические явления, что способствовало выделению человека из животного мира. Этот переход от низшего к высшему представляет основное направление в развитии психики человека
№131 слайд
![Общая закономерность](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img130.jpg)
Содержание слайда: Общая закономерность
онтогенеза
преобладающие в психике ребенка раннего возраста природно-психические явления, как элементарные потребности в еде, сне, непосредственно связанные с инстинктами, примитивные эмоции удовольствия и неудовольствия, малодифференцированные проявления темперамента
с возрастом постепенно оттесняются социально-психическими феноменами
№134 слайд
![Общий характер закономерности](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img133.jpg)
Содержание слайда: Общий характер закономерности
соотношения биологического и социального
в человеке как биосоциальном существе
Эта закономерность сохраняет свое значение, как в условиях здоровья, так и в условиях болезни, в особенности психической
Психическая болезнь вносит существенные изменения в соотношения биологического и социального в человеке
№139 слайд
![двигательные стереотипии](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img138.jpg)
Содержание слайда: двигательные стереотипии
эхопраксии
эхолалии
моторные автоматизмы
мутизм
общее двигательное застывание
временная или стойкая утрата двигательных навыков и навыков опрятности
возобновление лепетной речи
появление повышенной боязливости и готовности к страхам, которые наблюдаются при шизофрении, реактивных состояниях, органических поражениях головного мозга
№140 слайд
![Другой вид изменения](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img139.jpg)
Содержание слайда: Другой вид изменения соотношения между социальным и биологическим
имеет место при различных типах общего и психического дизонтогенеза (нарушение развития), который выражается в различных ограничениях темпа, сроков развития психики в целом и ее отдельных составных частей, а также в нарушении состояния компонентов развивающейся психики ребенка и подростка
№141 слайд
![Основные клинические типы](/documents_6/99255ebd67ca2ebcf5e6147989c87bb1/img140.jpg)
Содержание слайда: Основные клинические типы дизонтогенеза психики
ретардация (запаздывание или приостановка развития всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики
асинхрония развития (неравномерное, диспропорциональное психическое развитие), при котором одни компоненты психики развиваются со значительным опережением, а другие запаздывают, либо происходит усиленное развитие отдельных свойств формирующейся личности, характера, которое ведет к дисгармонии (Г.Е. Сухарева, 1959; В.В. Ковалев, 1976)
Скачать все slide презентации Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза одним архивом:
Похожие презентации
-
Психологические проблемы взаимоотношений со сверстниками
-
Методологический аппарат психолого-педагогического исследования
-
Проблема личности в гуманистической психологии
-
Проблема личности в клинической психологии
-
Психолого-педагогическая диагностика: методологические основы, типы данных. Лекция 2
-
Методологические принципы современной психологии. Тема 2
-
Девиации как социально-психологическая проблема
-
Психологическое консультирование женщины среднего возраста по проблеме эмоционального выгорания в семье
-
Комплекс проблем системы психологической помощи
-
История исследования проблематики психологии способностей