Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
12 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
798.22 kB
Просмотров:
86
Скачиваний:
2
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: В.С. Мерлин: структура и свойства личности
Выполнила: Тарарыкова Валерия 21к
№2 слайд
Содержание слайда: Биография
Вольф Соломонович Мерлин – док псих наук, профессор:
22 января 1898 г. родился в Могилеве в семье учителя.
1918 г. вступил в должности инструктора по внешкольному образованию, едва окончив в родном городе гимназию.
1920 г. поступил в Петроградский педагогический институт внешкольного образования.
1923–1924 гг. работал в психотехнической комиссии при обл совпартшколе им. К.Цеткин в Ленинграде.
1924–1925 гг. научный сотрудник комиссии по изучению педагогической работы со взрослыми при Ленинградском губполитпросвете по борьбе с неграмотностью. Эту комиссию возглавлял профессор М.Я.Басов, учеником которого Вольф Соломонович считал себя всю жизнь.
1924-1925 гг. преподавал в Ленинградском педагогическом институте им. Герцена в должности ассистента, с 1929 г. - доцент кафедры психологии.
1932-1938 г. работал в Саратовском педагогическом институте, в 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Волевая деятельность и условный рефлекс». Она отразила поиск новых форм и методов педагогической и психологической науки тех лет, явилась продолжением личностного подхода к изучению психики на основе идей А.Ф.Лазурского и М.Я.Басова, была связана с практическими задачами педагогики и вместе с тем несла в себе новый подход, который впоследствии будет характерен для всей мерлинской школы, — экспериментальное изучение психики в связи со свойствами н.с.
№3 слайд
Содержание слайда: Основные работы
Очерк психологии личности (1958)
Очерк теории темперамента (1964)
Проблемы экспериментальной психологии личности (1968)
№4 слайд
Содержание слайда: Монография
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. – 256 с., ил.
Данная монография является завершающим выражением наиболее общего стратегического научного замысла В.С. Мерлина, замысла, к реализации которого он целеустремленно двигался в течение ряда десятилетий. Над ней автор работал до самых последних дней жизни. В структуре “Очерка…” обсуждаются теоретические принципы исследования интегральной индивидуальности, рассматриваются вопросы индивидуальности человека, начиная с биохимического уровня и кончая уровнем личности и коллектива.
№5 слайд
Содержание слайда: Структура личности
Структура личности предстает в виде многоуровневой системы взаимных связей и организации свойств личности, образующих симптомокомплексы.
Симптомокомплекс – социально-типический набор связей между свойствами личности.
Свойства симптомокомлекса:
Объем и широта
Сила и активность
Устойчивость.
№6 слайд
Содержание слайда: Свойства личности
Психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности.
Свойства личности – это свойства, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности.
Необходимо различать отношения, характеризующие свойства личности, от других психических свойств и явлений. Отношения, выражающие свойства личности:
Отношения сознания как целого, а не отдельных его сторон.
Отношение к внешнему, объективному.
Имеют отношения к общественно-трудовой деятельности.
Устойчивы и постоянны.
№7 слайд
Содержание слайда: Структура личности
Система индивидуальных свойств организма:
Биохимические подсистемы
Общесоматические подсистемы
Нейродинамические подсистемы
2. Система индивидуальных психических свойств:
Свойства темперамента
Психические свойства личности
3. Система социально-психологических индивидуальных свойств:
Социальные роли, исполняемые в группах и социально-исторических общностях.
№8 слайд
Содержание слайда: Одной из важных проблем психологии личности является проблема определения соотношения социально-типичных и индивидуальных черт.
Социально-типичное – это обобщенное отношение к сторонам социальной жизни, к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др., отражающее направленность личности.
К индивидуальным В. С. Мерлин причислял две группы психических особенностей:
Первая группа – свойства индивидуума (свойства темперамента и индивид, качественные особенности психических процессов).
Ко второй группе индивидуальных особенностей В. С. Мерлин причислял:
постоянные мотивы действий в определенных ситуациях.
индивидуальные черты характера: инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении социальных контактов.
такие свойства восприятия, памяти, мышления и т.п., от которых зависит продуктивность деятельности.
№9 слайд
Содержание слайда: Вопрос к аудитории
Как В.С. Мерлин понимал человека?
№10 слайд
Содержание слайда: Основные понятия
Характер в системе интегральной индивидуальности понимается как индивидуально своеобразное сочетание устойчивых психических особенностей человека, задающих типичный для данного человека способ его поведения, эмоционального реагирования.
Свойства личности - это далее неразложимые, обобщенные, устойчивые и постоянные отношения сознания.
Темперамент рассматривается как вторичное индивидное свойство, характеризующее устойчиво повторяющиеся динамические особенности поведения человека.
Свойства темперамента — это психические свойства, обусловленные общим типом нервной системы и определяющие динамику психической деятельности при самом различном ее содержании.
Психическими свойствами личности - «такие свойства, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности».
Индивидуальность - взаимосвязь ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям.
№11 слайд
Содержание слайда: Цитаты
Человеку присущи свойства всех ступеней развития материи, начиная от химических и кончая социально-историческими. Одно и то же свойство может быть одновременно типичным и индивидуальным, если рассматривать его в определенном отношении. [22]
Целостную характеристику индивидуальных свойств человека мы будем обозначать как интегральную индивидуальность.[23]
Хотя отношения – ядерное образование личности, ими не исчерпывается ее характеристика. Отношения личности осуществляются посредством специфических индивидуальных способов действия, в которых проявляются свойства характера. [88]
Если свойства темперамента и свойства личности подчиняются разным закономерностям, то связь между ними должна быть много-многозначной и потому не непосредственной, а опосредованной. [97]
Итак, три стороны психологической характеристики личности – отношения стилевые свойства и самосознание – связаны с психодинамическими свойствами много-многозначно. [106]
Свойства личности связаны не только с ближайшими к нему иерархическим уровнем – психодинамическими свойствами, но и со свойствами нервной системы.
№12 слайд
Содержание слайда: Спасибо за внимание!