Презентация Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 42 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » ОБЖ » Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    42 слайда
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    356.00 kB
  • Просмотров:
    152
  • Скачиваний:
    2
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Физиолого-гигиенические
Содержание слайда: Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков Лекция 20

№2 слайд
План Физиолого-гигиенические
Содержание слайда: План Физиолого-гигиенические основы деятельности. Особенности развития утомления и его профилактика. Физиолого-гигиенические основы режима дня детей. Гигиенические принципы нормирования учебного процесса в школе. Работоспособность, ее фазы и динамика. Гигиенические основы поддержания работоспособности школьников в период обучения. Медицинский контроль за учебно-воспитательным процессом в учреждениях для детей и подростков.

№3 слайд
Физиолого-гигиенические
Содержание слайда: Физиолого-гигиенические основы деятельности В основе учебно-воспитательного процесса лежит деятельность детей разнообразная по форме, содержанию и продолжительности. Виды деятельности : 1) Деятельность с малым калорическим и механическим эффектом (затраты энергии от 50 до 100 ккал/ч в зависимости от возраста детей и характера занятий). Эта деятельность составляет основу умственной работы (учебные занятия в школе и дома, чтение и др.). 2) Деятельность со средним и большим калорическим и механическим эффектом (требует значительных энергетических затрат, превышающих 100 ккал/ч) – основа различных видов физического воспитания и трудового обучения).

№4 слайд
Физиолого-гигиенические
Содержание слайда: Физиолого-гигиенические основы деятельности Регулирует всю деятельность организма человека кора головного мозга. Деятельность коры больших полушарий определяется двумя основными процессами — возбуждением и торможением, тесно связанными между собой и находящимися в постоянном подвижном равновесии. Максимальная работоспособность обеспечивается правильным соотношением между ними. Учебные занятия требуют высокой активности как возбудительных, так и тормозных процессов, хорошего их уравновешивания, иногда быстрой их смены.

№5 слайд
Особенности процессов
Содержание слайда: Особенности процессов возбуждения и торможения у детей Преобладание возбудительных процессов над тормозными; Преобладание иррадиации над концентрацией; Лёгкость возникновения новых очагов возбуждения даже от незначительных внешних раздражителей; Слабость тормозных реакций.

№6 слайд
Продолжительность сохранения
Содержание слайда: Продолжительность сохранения активного внимания у детей Дети в возрасте 5 – 7 лет могут сохранять активное внимание в течение 15 мин, 8 – 10 лет — 20 мин, 11 – 12 лет — 25 мин, 13 – 15 лет — 30 мин.

№7 слайд
Основные трудности учёбы для
Содержание слайда: Основные трудности учёбы для младших школьников Статическое напряжение, которое испытывают дети при сидении за партой. Необходимость тонкой координации движений и напряжения мышц кисти при написании букв. Большая нагрузка на орган зрения. Активная деятельность головного мозга – напряжение внимания, памяти.

№8 слайд
Утомление В процессе
Содержание слайда: Утомление В процессе выполнения различных видов работы, в том числе и умственной у детей происходит изменение в функциональном состоянии организма, наступает утомление. Утомление – естественное следствие любой работы, выражающееся в снижении работоспособности и полноценности функций основных систем организма. Биологическое значение утомления: с одной стороны, это защитная реакция от чрезмерного истощения организма, с другой – стимулятор восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей организма.

№9 слайд
Физиология утомления у детей
Содержание слайда: Физиология утомления у детей Первая фаза утомления: сначала ослабевает активное внутреннее торможение, повышается возбудимость, при этом появляется двигательное беспокойство. Вторая фаза утомления: ослабевает возбуждение и усиливаются процессы торможения. Это проявляется снижением силы условных реакций, скорости и точности выполнения работы, удлинением латентного периода рефлекторных реакций.

№10 слайд
Признаки утомления у
Содержание слайда: Признаки утомления у школьников Снижается продуктивность труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения заданий); Наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания; Ухудшается регуляция физиологических функций (нарушаются сердечный ритм и координация движений); Появляется чувство усталости. Отказ от работы.

№11 слайд
Утомление процесс обратимый
Содержание слайда: Утомление – процесс обратимый Так как утомление представляет собой естественную реакцию на более или менее длительную или напряжённую работу, его не следует избегать, иначе пришлось бы отказаться от деятельности. Утомление – процесс обратимый и не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после прекращения деятельности, сна и достаточного отдыха. Признаки утомления школьника быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.

№12 слайд
Переутомление Переутомление
Содержание слайда: Переутомление Переутомление — это кумулированное состояние утомления, патологический процесс, при этом происходят глубокие и стойкие изменения в организме, которые не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.

№13 слайд
Признаки переутомления
Содержание слайда: Признаки переутомления Начальные признаки переутомления: изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.). Выраженные признаки переутомления: резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности; нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность); стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония); снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.

№14 слайд
Переутомление
Содержание слайда: Переутомление

№15 слайд
Профилактика переутомления
Содержание слайда: Профилактика переутомления 1) Гигиеническое нормирование деятельности – суммарной учебной нагрузки, распределения её в течение дня, недели, четверти, года, продолжительности отдыха, сна. Умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей, должна выполнять развивающую, тренирующую роль. 2) Обеспечение оптимальных условий в процессе обучения и воспитания: достаточная площадь основных (учебно-воспитательных) помещений, достаточная естественная и искусственная освещённость, оптимальный воздушно-тепловой режим и проветривание, соответствие мебели, учебных пособий, детских игрушек анатомо-физиологическим особенностям детей и подростков, питание, соответствующее возрастным нормам.

№16 слайд
Режим дня Режим дня это
Содержание слайда: Режим дня Режим дня – это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учётом возраста и состояния здоровья. В основе рационального режима лежит условно-рефлекторная деятельность – выработка условных рефлексов на время приёма пищи, сна, включения в работу. Это позволяет быстро и легко начинать работу и плодотворно выполнять её, разумно и эффективно отдыхать с минимальными энергетическими, физиологическими и психическими затратами. Правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня является обязательным законом жизни ребёнка.

№17 слайд
Обязательные элементы режима
Содержание слайда: Обязательные элементы режима дня детей и подростков Режим питания (интервалы между приёмами пищи и кратность питания); Продолжительность и кратность сна; Время пребывания на воздухе в течение дня; Продолжительность обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома; Свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребёнка по собственному выбору.

№18 слайд
Необходимая продолжительность
Содержание слайда: Необходимая продолжительность сна детей и подростков Ночью Днём 1-3 мес. 10-11ч 1,5-2 ч 4 раза 3-6 мес. 10-11ч 1,5-2 ч 3-4 раза 6-9 мес. 10-11ч 1,5-2 ч 3 раза 9-12 мес. 10-11ч 2-2,5 ч 2 раза 1-1,5 года 10-11ч 1,5-2,5 ч 2 раза 1,5-2 года 10-11ч 2,5-3 ч 2-3 года 10-11ч 2-2,5 ч 3-5 лет 10-10,5 ч 2 ч 5-7 лет 10 ч 1,5 ч 7-10 лет 10-11 часов 11-14 лет 9-10 часов 15-17 лет 8-9 часов

№19 слайд
Необходимая продолжительность
Содержание слайда: Необходимая продолжительность пребывания детей и подростков на свежем воздухе Дети 1 года жизни – 5 - 6 часов в сутки. Это может быть дневной сон на свежем воздухе + прогулки. 3-7 лет – зимой по 1,5 - 2 часа 2 раза в день, летом по возможности весь день. 7-10 лет – 3 - 3,5 часа, 11-14 лет – 2,5 - 3 часа, 15-17 лет – 2 - 2,5 часа.

№20 слайд
Организация занятий с детьми
Содержание слайда: Организация занятий с детьми преддошкольного и дошкольного возраста Режим дня в детском саду дифференцируют по группам. Младшую группу составляют дети 3-4 лет, среднюю – 4-5 лет, старшую – 5-6 лет и подготовительную – 6-7 лет.

№21 слайд
Допустимая продолжительность
Содержание слайда: Допустимая продолжительность занятий с детьми в детском саду Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: в младшей группе – 10 занятий в неделю по 10-15 минут; в средней – 10 занятий в неделю по 20 минут; в старшей – 15 занятий в неделю по 20-25 минут; в подготовительной – 19 занятий в неделю по 25-30 минут. Продолжительность перерывов между занятиями – 10-12 мин, в течение которых организуются подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.

№22 слайд
Гигиенические принципы
Содержание слайда: Гигиенические принципы организации обучения детей и подростков в школе Обеспечение оптимальных условий обучения; Соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка и подростка; Научная организация учебного процесса в современной школе. Соблюдение этих принципов - продлевает период устойчивой работоспособности, - отодвигает наступление утомления и - предотвращает развитие переутомления.

№23 слайд
СанПиН . . . -
Содержание слайда: СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

№24 слайд
Гигиенические требования к
Содержание слайда: Гигиенические требования к режиму обучения Равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях с углублённым изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, 9-х и 11-х классов должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены не допускается. Количество учебных часов не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

№25 слайд
Максимально допустимая
Содержание слайда: Максимально допустимая учебная нагрузка в общеобразовательных учреждениях

№26 слайд
Распределение учебной
Содержание слайда: Распределение учебной нагрузки Учебная нагрузка должна распределяться равномерно в течение недели. Максимально допустимая нагрузка в течение дня: – 1-й класс – не более 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков за счёт урока физкультуры; – 2-4 классы – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счёт урока физкультуры; – 5-6 классы – не более 6 уроков; – 7-11 классы – не более 7 уроков. Факультативные занятия проводятся в дни с наименьшим количеством уроков. Расписание уроков составляют с учётом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

№27 слайд
Физиологические основы
Содержание слайда: Физиологические основы изменения работоспособности Работоспособность учащихся закономерно изменяется в течение дня, недели, четверти, года. Сначала идёт период врабатывания – характеризуется повышением работоспособности, затем она держится на высоком уровне (период высокой работоспособности). Далее следует период снижения работоспособности в связи с наступлением утомления. В течение дня биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. В течение недели уровень работоспособности остаётся низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели, нарастает к середине недели (вторник-среда).

№28 слайд
Оценка трудности учебных
Содержание слайда: Оценка трудности учебных предметов При составлении расписания уроков необходимо учитывать трудность учебных предметов. Трудность каждого предмета оценивается в баллах, число баллов означает ранг трудности, чем он выше, тем труднее предмет. Например, шкала трудности предметов в младших классах: Математика – 8 баллов (самый трудный предмет) Русский (национальный, иностранный язык) – 7 Природоведение – 6 Русская (национальная) литература – 5 История (4 классов) – 4 Рисование и музыка – 3 Труд – 2 Физическая культура – 1

№29 слайд
Оценка трудности учебных
Содержание слайда: Оценка трудности учебных предметов Наибольшее утомляющее действие оказывают предметы, с которыми школьники при обучении встречаются впервые. В 5-11 классах это физика, химия, математика (алгебра, геометрия) – ранг трудности (11-13). Самые лёгкие предметы (ранг трудности 1) – физкультура, ОБЖ, музыка, ИЗО, труд.

№30 слайд
Гигиенические рекомендации к
Содержание слайда: Гигиенические рекомендации к составлению расписания уроков Основные предметы проводить на 2 - 3-х уроках для обучающихся I ступени обучения, на 2 - 4 уроках – для обучающихся II и III ступени. Трудные предметы не следует проводить в часы наименьшей работоспособности, (т.е. на 1-м и на последнем уроках). Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Наибольший объём учебной нагрузки должен приходиться на вторник и (или) среду. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. Не сочетать двух или трёх трудных уроков подряд. Лучше чередовать их с менее трудными предметами. Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

№31 слайд
Гигиеническая регламентация
Содержание слайда: Гигиеническая регламентация урока Продолжительность урока 45 мин, кроме 1-го класса. Схема построения урока включает 3 части – вводную, основную и заключительную. Вводная часть урока отводится для организационных мероприятий и опроса, основная – для изложения нового материала, а заключительная – для тренировочного воспроизводства. Регламентирована длительность отдельных видов учебной деятельности на уроке: – Продолжительность непрерывного чтения для детей 6 лет не должна превышать 8 мин. – Оптимальная продолжительность письма для учащихся 1 класса составляет около 5 минут. – В 14 – 15 лет длительность непрерывного письма (диктант) должна быть 20 мин. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности. Плотность учебной работы детей на уроках не должна превышать 80 %.

№32 слайд
Дополнительные требования для
Содержание слайда: Дополнительные требования для обучающихся в 1-м классе Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; «Ступенчатый» режим обучения: – в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, – в ноябре - декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; – январь - май – по 4 урока по 45 минут каждый; На уроках в начальных классах необходимо организовывать физкультминутки для повышения умственной работоспособности и снятия статического напряжения. В середине учебного дня организуется динамическая пауза не менее 40 минут; Для посещающих группу продлённого дня, необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и прогулок; Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

№33 слайд
Продолжительность перемен
Содержание слайда: Продолжительность перемен Перерывы между уроками (перемены) должны быть достаточно продолжительными, чтобы обеспечивались обе фазы отдыха: I фаза – восстановление функционального уровня; II фаза – упрочения достигнутого состояния восстановленности. Если длительность отдыха недостаточна и новая нагрузка приходится на 1-ю фазу, то работоспособность очень быстро падает и нарастает утомление. Минимальная продолжительность перемен должна составлять 10 минут. После 2 и 3 уроков – большие перемены – 20 - 30 минут для предупреждения нарастающего утомления и приёма пищи. Итого продолжительность перемен: 10 – 30 – 10 – 10 – 10 (мин), 10 – 20 – 20 – 10 – 10.

№34 слайд
Гигиенически допустимая
Содержание слайда: Гигиенически допустимая продолжительность домашних заданий В 1-м классе (со второго полугодия) – до 1 ч во 2-м классе – до 1,5 ч, в 3-4-х классах – до 2 ч, в 5-6-х классах – до 2,5 ч, в 7-м классе – до 3 ч, в 8-11-х классах – до 4 ч.

№35 слайд
Режим приготовления домашних
Содержание слайда: Режим приготовления домашних заданий Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объёмом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы: для учащихся в первую смену – после обеда и прогулки, для учащихся во вторую смену – сразу после завтрака. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35 - 45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.

№36 слайд
Режим дня школьника в период
Содержание слайда: Режим дня школьника в период подготовки к экзаменам Занятия по подготовке к экзаменам должны проводиться в период наибольшей функциональной активности организма – в утренние часы. Через каждые 45 мин занятий необходимы короткие перерывы, а после 2,5 - 3 ч – второй завтрак и отдых на воздухе. После отдыха занятия продолжаются в течение 3 ч. Затем следуют обед и 2 - 3-часовой отдых со сном и пребыванием на воздухе. В 16 ч занятия возобновляются на 2 - 3 ч. Во время подготовки к экзаменам школьников освобождают от других занятий. Общая продолжительность занятий не должна превышать 8 - 9 ч.

№37 слайд
Организация свободного
Содержание слайда: Организация свободного времени ребёнка Необходимо обеспечить адекватную физическую подвижность. Занятия по выбору: чтение, музыка, рисование и др. Участие не более чем в 2 кружках. Регламентировать компьютерные игры и просмотр телепередач. Выделить время для самообслуживания и гигиенических процедур. Выделить время для помощи в доме.

№38 слайд
Медицинский контроль за
Содержание слайда: Медицинский контроль за учебно-воспитательным процессом в учреждениях для детей и подростков 1) Контроль режима учебных занятий в школе: - времени начала занятий, - сменности, - продолжительности уроков и перемен. 2) Контроль организации учебного процесса: - соблюдение максимально-допустимой учебной нагрузки; - правильная организация учебной недели; - соблюдение графика контрольных работ; - гигиеническая регламентация урока; - использование технических средств обучения. 3) Контроль условий организации учебного процесса: - воздушно-теплового режима; - освещённости; - оборудования учебных помещений; - организации питания.

№39 слайд
Гигиенические проблемы
Содержание слайда: Гигиенические проблемы образования в РФ Проблемы условий обучения: Переполненность классов – недостаточность площади – загрязнённость воздуха микробами и антропотоксинами. Несоответствие учебной мебели ростовозрастным особенностям. Недостаточная освещённость рабочих мест в школах. Недостаточный режим проветривания. Большая масса комплекта учебников. Отсутствие должных условий для привития санитарной культуры.

№40 слайд
Гигиенические проблемы
Содержание слайда: Гигиенические проблемы образования Невыполнение гигиенических нормативов организации учебного процесса: Неоправданно раннее начало дошкольного систематического образования. Несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям детей. Превышение максимально допустимой учебной нагрузки. Интенсификация учебного процесса (пятидневка, сокращение часов «лёгких» предметов и увеличение «трудных»). Высокая «планка» для поступления в вузы. Перегрузка учебных программ и учебников материалом. Несоответствие материала возрастным и функциональным возможностям ребёнка. Нерациональное расписание уроков в течение дня и недели. Занятия во вторую смену классов с углублённым изучением отдельных предметов. Сокращение перемен. Нерациональное проведение контрольных работ.

№41 слайд
Наиболее распространенные
Содержание слайда: Наиболее распространенные нарушения режима дня школьников Недостаточная длительность ночного сна – 90% школьников; Просмотр телепрограмм в учебные дни 1- 2 часа – 39%; Занятия музыкой, иностранным языком и т.п. – 48%; Бывают на воздухе менее часа в день – 32%; Занимаются спортом – 52%; Не посещают кино, театры и музеи – 19%; Отдыхают вместе с родителями – 12%; «Просто гуляют» и «смотрят телевизор» (воскресные дни) – 80%; Хорошее самочувствие после выходных дней отмечают 65% школьников.

№42 слайд
Содержание слайда:

Скачать все slide презентации Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков одним архивом: