Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
48 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
380.00 kB
Просмотров:
76
Скачиваний:
2
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд![Средства художественной](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img0.jpg)
Содержание слайда: Средства художественной выразительности
Нарушевич А.Г.
№2 слайд![Тропы лексические средства](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img1.jpg)
Содержание слайда: Тропы (лексические средства)
ТРОП (от греч. tropos – «поворот») – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении.
№3 слайд![Виды тропов эпитет,](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img2.jpg)
Содержание слайда: Виды тропов
эпитет,
сравнение,
метафора,
метонимия,
синéкдоха,
олицетворение,
гипербола,
литота,
№4 слайд![Синтаксические средства](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img3.jpg)
Содержание слайда: Синтаксические средства
необычные обороты речи, особое ее синтаксическое построение, к которому прибегает писатель для усиления выразительности.
№5 слайд![Синтаксические средства](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img4.jpg)
Содержание слайда: Синтаксические средства
Инверсия,
параллелизм,
антитеза
градация,
парцелляция,
эллипсис,
умолчание,
бессоюзие,
многосоюзие,
№6 слайд![Эпитет от греч. epitheton](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img5.jpg)
Содержание слайда: Эпитет
(от греч. epitheton – «приложение») – образное определение предмета или действия:
грустная береза, задумчивый шелест, яркая речь, таинственный свет.
Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными.
№7 слайд![Сравнение Уподобление одного](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img6.jpg)
Содержание слайда: Сравнение
Уподобление одного предмета другому:
обороты со сравнительными союзами: Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола (К. Паустовский);
существительные в творительном падеже: В голове его молнией сверкнула мысль;
с помощью слов похож, подобен, напоминает: Кленовый лист напоминает нам янтарь (Н. Заболоцкий).
№8 слайд![Метафора от греч. metaphora](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img7.jpg)
Содержание слайда: Метафора
(от греч. metaphora – «перенос») – перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства:
В саду горит костер рябины красной (С. Есенин).
№9 слайд![Метонимия от греч. metonymia](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img8.jpg)
Содержание слайда: Метони׳мия
(от греч. metonymia – «переименование»)
перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности (какой-либо связи между ними).
№10 слайд![Разновидности метонимии](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img9.jpg)
Содержание слайда: Разновидности метонимии
содержимое → содержащее: Съел две тарелки. Аудитория смеется;
жители → населенный пункт: Москва встречает гостей;
произведение → автор: читать Гоголя;
изделие → материал: Ходит в золоте.
№11 слайд![Синекдоха разновидность](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img10.jpg)
Содержание слайда: Синекдоха
(разновидность метонимии)
Часть ↔ целое:
Шаляпин - лучший бас России;
Это подтвердят все лучшие умы;
Что волнует зрителя? (= зрителей);
И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов).
№12 слайд![Олицетворение наделение](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img11.jpg)
Содержание слайда: Олицетворение
наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека:
За окнами давка, толпится листва (Б. Пастернак);
…Не забудем, что насилие не живет одно, оно непременно сплетено с ложью. Насилию нечем прикрыться, кроме лжи…(А.Солженицын).
№13 слайд![Гипербола от греч. нyperbol](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img12.jpg)
Содержание слайда: Гипербола
(от греч. нyperbolē – «преувеличение») – образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления:
Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь).
№14 слайд![Литота от греч. litots](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img13.jpg)
Содержание слайда: Литота
(от греч. litotēs – «простота, малость») – образное выражение, состоящее в преуменьшении величины, силы, значения изображаемого явления:
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. Я гладил все его, как шелковая шёрстка (А. Грибоедов).
№15 слайд![Оксюморон оксиморон от греч.](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img14.jpg)
Содержание слайда: Оксю´морон (оксиморон)
(от греч. оxymōron – «остроумно-глупое» – оборот, состоящий в соединении противоречащих друг другу признаков, логически несовместимых понятий:
Люблю я пышное природы увяданье (А. Пушкин).
Ср. также: живой труп, грустная радость, красноречивое молчанье и т.п.
№16 слайд![Каламбур франц. calembour](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img15.jpg)
Содержание слайда: Каламбур
(франц. calembour – «игра слов») – шутка, основанная на смысловом объединении в одном контексте либо разных значений одного слова, либо омонимов
Испорченный кран считал себя первоклассным оратором. Целыми днями он лил воду (Ф. Кривин).
№17 слайд![Перифраз перифраза от греч.](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img16.jpg)
Содержание слайда: Перифраз (перифраза)
(от греч. peri – «вокруг», phrasō – «говорю») – замена названия предмета описательным оборотом:
солнце русской поэзии (А.С. Пушкин);
автор «Мертвых душ» (Н. В. Гоголь);
чёрное золото (нефть).
№18 слайд![Ирония употребление слова](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img17.jpg)
Содержание слайда: Ирония
употребление слова (выражения) в таком контексте, который придает слову противоположное значение:
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков (А.Пушкин).
№19 слайд![Инверсия от лат. inversio](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img18.jpg)
Содержание слайда: Инверсия
(от лат. inversio – «перестановка») – стилистический прием, заключающийся в нарушении обычного порядка слов:
подлежащее – после сказуемого,
определение – после определяемого слова,
отрыв эпитета от определяемого слова и т.п.
Вот нахмурил царь брови черные, и навел на него очи зоркие (М. Лермонтов).
№20 слайд![Синтаксический параллелизм](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img19.jpg)
Содержание слайда: Синтаксический параллелизм
одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи:
Око зрит – невидимейшую даль,
Сердце зрит – невидимейшую связь,
Ухо пьет – невидимейшую молвь (М. Цветаева).
№21 слайд![Анафора разновидность повтора](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img20.jpg)
Содержание слайда: Ана´фора
(разновидность повтора)
(греч. anaphora – «вынесение вверх») - повторение слов или выражений в начале соседних отрезков текста:
Только ветер да звонкая пена,
Только чаек тревожный полет,
Только кровь, что наполнила вены, закипающим гулом поет
(Э. Багрицкий).
№22 слайд![Эпифора разновидность повтора](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img21.jpg)
Содержание слайда: Эпи´фора
(разновидность повтора)
(от греч. epiphora из epi – «после» и phoros – «несущий»)
повторение слов или выражений в конце соседних отрезков текста:
Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать то, чего я хочу, и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу (Н. Добролюбов).
№23 слайд![Парцелляция от лат. particula](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img22.jpg)
Содержание слайда: Парцелляция
(от лат. particula – «частица») – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным:
Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные (Д. Гранин).
№24 слайд![Градация от лат. gradatio](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img23.jpg)
Содержание слайда: Градация
(от лат. gradatio – «постепенное усиление») – такое расположение слов, словосочетаний, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего:
Большинство носило усики, усы и даже усищи (А. Куприн).
№25 слайд![Риторический вопрос](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img24.jpg)
Содержание слайда: Риторический вопрос
вопросительное по форме, но утвердительное по смыслу предложение (вопрос, не требующий ответа):
Какой же русский не любит быстрой езды?
№26 слайд![Риторическое обращение](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img25.jpg)
Содержание слайда: Риторическое обращение
обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу:
Русь, куда же несешься ты? дай ответ (Н. Гоголь).
№27 слайд![Риторическое восклицание](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img26.jpg)
Содержание слайда: Риторическое восклицание
восклицательное предложение, выражающее экспрессию, эмоции автора:
Образующийся при нуле градусов лед легче воды и поэтому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В. Чивилихин).
№28 слайд![Вопросно-ответная форма](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img27.jpg)
Содержание слайда: Вопросно-ответная форма изложения
автор задает вопрос,
а затем сам на него отвечает:
Что плохого в насмешливом взгляде?А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз (В. Харченко).
№29 слайд![Эллипсис от греч. ellipsis](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img28.jpg)
Содержание слайда: Эллипсис
(от греч. ellipsis – «выпадение») – стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста:
Татьяна – в лес.
Медведь – за ней (А. Пушкин).
№30 слайд![Умолчание оборот речи,](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img29.jpg)
Содержание слайда: Умолчание
оборот речи, состоящий в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном:
У себя на ферме овца ненавидела стрижку. Но ведь там было совсем другое. Ее кормили, поили, стригли на дому и ничего за это не спрашивали. А здесь… Если бы у овцы были деньги, она обязательно зашла бы подстричься! (Ф. Кривин).
№31 слайд![Антитеза греч. antithesis](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img30.jpg)
Содержание слайда: Антитеза
(греч. antithesis – «противоположение») – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении каких-либо понятий:
Ты богат – я очень беден.
Ты прозаик – я поэт.
Ты румян, как маков цвет, –
Я, как смерть, и тощ, и бледен (А. Пушкин).
№32 слайд![Бессоюзие Пропуск между](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img31.jpg)
Содержание слайда: Бессоюзие
Пропуск между словами и предложениями соединительных союзов.
Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию:
Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон… (М. Лермонтов).
№33 слайд![Многосоюзие намеренное](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img32.jpg)
Содержание слайда: Многосоюзие
намеренное увеличение количества союзов в предложении,
благодаря чему выделяются отдельные слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи:
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы… (А. Пушкин).
№34 слайд![Назовите выделенное средство](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img33.jpg)
Содержание слайда: Назовите выделенное средство выразительности
Как бы красиво мы ни извинились, память есть память, и она помнит, кто нанес рану и от кого остался рубец, шрам, черный след в сознании (В. Харченко).
№35 слайд![Назовите выделенное средство](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img34.jpg)
Содержание слайда: Назовите выделенное средство выразительности
Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными (Н. Гоголь).
№36 слайд![Назовите выделенное средство](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img35.jpg)
Содержание слайда: Назовите выделенное средство выразительности
При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи…что я говорю! Реки, озера, океаны слез!.. (Ф. Достоевский).
№37 слайд![Назовите выделенное средство](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img36.jpg)
Содержание слайда: Назовите выделенное средство выразительности
Капельками крови горят ягодки брусники на еще зеленой листве.
№38 слайд![Назовите выделенное средство](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img37.jpg)
Содержание слайда: Назовите выделенное средство выразительности
Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час (А. Солженицын).
№39 слайд![Назовите выделенное средство](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img38.jpg)
Содержание слайда: Назовите выделенное средство выразительности
Хорошо живется общительному человеку: полмира у него в товарищах.
№40 слайд![Назовите выделенное средство](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img39.jpg)
Содержание слайда: Назовите выделенное средство выразительности
Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее [родной земли] и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями (В. Распутин).
№41 слайд![Назовите выделенное средство](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img40.jpg)
Содержание слайда: Назовите выделенное средство выразительности
Не все в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молитвы, свои правды (К. Чуковский).
№42 слайд![Назовите выделенное средство](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img41.jpg)
Содержание слайда: Назовите выделенное средство выразительности
Древнерусская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни страны, народа. И как же не приобщаться к этому чуду – нашей литературе, формирующей национальное сознание, патриотизм?! (Д. Лихачев).
№43 слайд![Назовите выделенное средство](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img42.jpg)
Содержание слайда: Назовите выделенное средство выразительности
Кого позвать мне? С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? (С. Есенин)
№44 слайд![Какое средство](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img43.jpg)
Содержание слайда: Какое средство выразительности использовано автором?
Так тонет свинцовая гирька, если ее положить на поверхность моря. Так тонет напряженный воздушный шарик, если его выпустишь из рук (В. Солоухин).
№45 слайд![Какое средство](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img44.jpg)
Содержание слайда: Какое средство выразительности использовано автором?
- Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?.. (Н.Гоголь)
№46 слайд![Какое средство](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img45.jpg)
Содержание слайда: Какое средство выразительности использовано автором?
Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза (В.Солоухин)
№47 слайд![Какое средство](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img46.jpg)
Содержание слайда: Какое средство выразительности использовано автором?
Стояла холодная осенняя пора, и все листья с дерева давно облетели. Только один Листик, осунувшийся, пожелтевший от горя, оставался на ветке: он все еще ждал, что вернется Вишенка (Ф. Кривин).
№48 слайд![Какое средство](/documents/93bbe6e39131711cdc880236a2edad5f/img47.jpg)
Содержание слайда: Какое средство выразительности использовано автором?
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте (Б.Пастернак).