Презентация Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 58 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Математика » Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    58 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    123.50 kB
  • Просмотров:
    92
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Тема ПОНЯТИЕ
Содержание слайда: Тема №3 ПОНЯТИЕ

№2 слайд
ПЛАН . Понятие как средство
Содержание слайда: ПЛАН 1. Понятие как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении (в суждении). Признаки предмета и признаки понятия. 2. Содержание и объем понятия. Логические операции с объемом. Отношения между понятиями. 3. Определение понятия

№3 слайд
Вопрос . Понятие самая
Содержание слайда: Вопрос 1. Понятие – самая простая форма абстрактного мышления Понятие фиксирует существенные и отличительные признаки предмета или класса предметов

№4 слайд
Вопрос . Понятие отличается
Содержание слайда: Вопрос 1. Понятие отличается от чувственного образа Чувственный образ отражает внешние признаки (стороны) предметов Понятие (от «понимать»: «имать», «хватать», ст.сл.) – отражает, схватывает сущность предметов, их глубинный смысл, внутреннее содержание

№5 слайд
Вопрос . Понятие есть мысль,
Содержание слайда: Вопрос 1. Понятие есть мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существенные связи между ними (посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов, явлений и отношения между ними) - ФЭС

№6 слайд
Вопрос . Логику интересует
Содержание слайда: Вопрос 1. Логику интересует то, как образуются понятия о сущности, по каким законам они существуют? Логика изучает общую структуру понятия, виды понятий, возможные логические операции с ПОНЯТИЕМ (обобщение, ограничение, определение, деление понятий)

№7 слайд
Вопрос . Особую проблематику
Содержание слайда: Вопрос 1. Особую проблематику логической науки составляет то, как понятия выражаются в языке и как существуют в рамках высказываний, суждений, умозаключений Примеры: А.Стих Ф.Тютчева «Чему бы жизнь нас ни учила…» (утверждение существования «нереальных вещей»); В. «Эта книга», «мой дом», «мышка за печкою спит, дверь ни одна не скрипит»… и т.д.

№8 слайд
Вопрос . Мысль всегда мысль о
Содержание слайда: Вопрос 1. Мысль – всегда мысль о предмете (в логике – об ОБЪЕКТЕ) ОБЪЕКТОМ мысли являются вещи, их свойства, действия, отношения и т.д. ОБЪЕКТ (предмет) мысли многообразен (стакан – сосуд для питья и предмет для бросания…)

№9 слайд
Вопрос . Понятие о предмете
Содержание слайда: Вопрос 1. Понятие о предмете всегда выражается именем – словом или словосочетанием описательного характера Понятие о предмете всегда имеет две характеристики: содержание и объем

№10 слайд
Вопрос . Мысль может схватить
Содержание слайда: Вопрос 1. Мысль может схватить лишь часть свойств и, следовательно, лишь часть содержания. Как это происходит? Путем: а) указания на предмет, – вырабатывается представление о субъекте суждения; б) раскрытия части содержания, - вырабатывается предикат суждения; в) определения отношения между предметом и раскрытой частью содержания (отношение)

№11 слайд
Вопрос . Совокупность этих
Содержание слайда: Вопрос 1. Совокупность этих операций: а), б) и в) НАЗЫВАЕТСЯ СУЖДЕНИЕМ

№12 слайд
Вопрос . Примеры суждений
Содержание слайда: Вопрос 1. Примеры суждений: теоремы, аксиомы, законы («пифагоровы штаны во все стороны равны»), постулаты (Евклида) и т.д. Высказывания в обыденной и художественной речи

№13 слайд
Евклид сформулировал
Содержание слайда: Евклид сформулировал небольшое количество простых предложений (аксиом), из которых логически выводятся все теоремы геометрии.

№14 слайд
Пятый постулат Евклида Если
Содержание слайда: Пятый постулат Евклида Если две прямые а и в образуют при пересечении с третьей прямой внутренние односторонние углы a и в, сумма величин которых меньше двух прямых углов (т.е. меньше 180°), то эти две прямые обязательно пересекаются, причем именно с той стороны от третьей прямой, по которую расположены углы а и в (составляющие вместе менее 180°).

№15 слайд
Пятый постулат Евклида
Содержание слайда: Пятый постулат Евклида

№16 слайд
Вопрос . То, с помощью чего
Содержание слайда: Вопрос 1. То, с помощью чего выражены составные части суждения – субъект, предикат и отношение, – в логике называется ПОНЯТИЕМ

№17 слайд
Вопрос . Совокупность
Содержание слайда: Вопрос 1. Совокупность существенных признаков предмета образует содержание понятия Множество обобщаемых в понятии предметов есть объем понятия

№18 слайд
Вопрос . Признаки предмета и
Содержание слайда: Вопрос 1. Признаки предмета и признаки понятия Признаки предмета – это целый ряд свойств, принадлежащих предмету; они могут быть общими с другими предметами, а могут отличать этот предмет от других предметов

№19 слайд
Вопрос . Пример. Свойства
Содержание слайда: Вопрос 1. Пример. Свойства человека вообще Свойства отдельного индивида (принадлежат предмету, независимо от нас) Мысли об этих свойствах – «признаки» предмета Они присущи предмету независимо от того, что мы МЫСЛИМ об этом предмете

№20 слайд
Вопрос . Признаки ПОНЯТИЯ Это
Содержание слайда: Вопрос 1. Признаки ПОНЯТИЯ Это мысли о данном признаке или МЫСЛИМЫЕ ПРИЗНАКИ

№21 слайд
ВОПРОС . Не существует такого
Содержание слайда: ВОПРОС 1. Не существует такого понятия, которое могло бы отразить абсолютно все свойства и признаки (человеческой мысли не под силу «слишком много реальности»)

№22 слайд
Вопрос . Человеческая мысль
Содержание слайда: Вопрос 1. Человеческая мысль устроена так, что схватывает лишь ту группу признаков предмета, которая как бы представительствует от лица (имени) предмета

№23 слайд
Вопрос . Пример. Квадрат
Содержание слайда: Вопрос 1. Пример. «Квадрат – прямоугольник, у которого все стороны равны» Этих признаков достаточно, чтобы отличить квадрат от круга, ромба и т.д.

№24 слайд
Вопрос . Такие признаки они
Содержание слайда: Вопрос 1. Такие признаки (они не случайны, а необходимы) называются СУЩЕСТВЕННЫМИ Существенные признаки – наиболее важные, мысль о них называется ПОНЯТИЕМ

№25 слайд
Вопрос . Существенные
Содержание слайда: Вопрос 2. Существенные признаки составляют в совокупности СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ Проблема определения существенных признаков понятия (решается путем сравнения предметов, выявления их отношений к другим предметам)

№26 слайд
Вопрос . Для формирования
Содержание слайда: Вопрос 2. Для формирования понятия важны не любые многие признаки, а мысль о том, какие именно предметы образуют данное понятие ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ – совокупность предметов, мыслимых в данном понятии

№27 слайд
Вопрос . Пример объем понятия
Содержание слайда: Вопрос 2. Пример: объем понятия «кошка»

№28 слайд
Вопрос . Работа мысли по
Содержание слайда: Вопрос 2. Работа мысли по формированию понятия двояка: в известном круге предметов (объем) «схватываются» сходные и отличительные черты, их отношения друг к другу; из черт и отношений складывается содержание понятия в его существенных признаках.

№29 слайд
Вопрос . По ОБЪЕМУ различают
Содержание слайда: Вопрос 2. По ОБЪЕМУ различают: Единичные понятия (входит только один предмет: «естественный спутник Земли» и др.) Общие понятия (в круге множество предметов, напр., «шкаф», «кошка») Универсальные понятия (предельно общие – бытие, материя, пространство) Пустые, нулевые – не содержат ни одного реального предмета (русалка, женатый холостяк и др.)

№30 слайд
Вопрос . Но и в самом
Содержание слайда: Вопрос 2. Но и в самом процессе установления признаков (содержание) – определяется ОБЪЕМ

№31 слайд
Вопрос . По СОДЕРЖАНИЮ
Содержание слайда: Вопрос 2. По СОДЕРЖАНИЮ различают: Конкретные понятия (указ. на предмет, напр., человек, книга, дерево, самолет) Абстрактные понятия – фиксир. св-ва, отвлекаясь от отдельного предмета (синева, белизна, красота, честь) Положительные понятия – фиксир. наличие признака, напр., честный, справедливый

№32 слайд
Вопрос . Пояснение Абстракция
Содержание слайда: Вопрос 2. Пояснение Абстракция – действие мышления, состоящее в том, что, заметив в ряде предметов известное свойство или признак, отношение, - мышление «отделяет» этот признак от самого предмета и превращает это свойство в особый предмет (см. Гегель, «Кто мыслит абстрактно»)

№33 слайд
Вопрос . По СОДЕРЖАНИЮ
Содержание слайда: Вопрос 2. По СОДЕРЖАНИЮ различают: Отрицательные понятия, фиксир. отсутствие признака – бесчестный, несправедливый

№34 слайд
Вопрос . Собирательные
Содержание слайда: Вопрос 2. Собирательные понятия – посредством которых фиксир. особенности некой совокупности предметов, некое целое – (с точки зрения количества предметов, мыслимых посредством понятий); однако, мыслит эта группа в качестве единого предмета: «библиотека», «экипаж», «созвездие», «батальон», «роща»

№35 слайд
Вопрос . Логические операции
Содержание слайда: Вопрос 2. Логические операции с объемом понятия Если объем одного понятия включается в объем другого, то первое понятие называется видовым, а второе – родовым Переход от рода к виду – это логическая операция ограничения понятия (напр., организм → растение)

№36 слайд
Вопрос . Переход от вида к
Содержание слайда: Вопрос 2. Переход от вида к роду – операция обобщения понятия (напр., дерево →растение) Предел ограничения – единичное понятие; Предел обобщения – универсальное понятие.

№37 слайд
Вопрос . Логическая операция
Содержание слайда: Вопрос 2. Логическая операция ДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ Это операция, раскрывающая объем понятия через перечисление его видов. Понятие, объем которого раскрывается, - делимое Виды, получающиеся в результате деления – члены деления

№38 слайд
Вопрос . Признак, по которому
Содержание слайда: Вопрос 2. Признак, по которому выделяются виды, - основание деления Различают: деление по видообразующему признаку (студенты: успевающие и отстающие) деление дихотомическое (двучленное), когда объем делимого понятия образует основу классификации (в ест. и технич. науках)

№39 слайд
Вопрос . Правила деления
Содержание слайда: Вопрос 2. Правила деления понятия Деление должно быть соразмерным: сумма объемов полученных при делении понятий равна объему делимого понятия. Нарушение: «Люди бывают высокие и низкорослые» (неполное деление – логическая ошибка)

№40 слайд
Вопрос . . Деление должно
Содержание слайда: Вопрос 2. 2. Деление должно производиться по одному основанию, иначе при делении может получиться лишний член, напр., «Дети: воспитанные и наши» 3.Члены деления должны исключать друг друга. Ошибка: «Дети до 16 лет и подростки всех возрастов на вечерний сеанс в кинотеатр не допускаются»

№41 слайд
Вопрос . . Деление понятий
Содержание слайда: Вопрос 2. 4. Деление понятий должно быть непрерывным и последовательным. Видом деления, при котором эти правила не нарушаются, является дихотомия, т.е., деление надвое Пример: ученый: математик и не-математик →историк и не-историк

№42 слайд
Вопрос . Однако, роль
Содержание слайда: Вопрос 2. Однако, роль дихотомии в научных классификациях предметов и явлений очень ограничена, поэтому, дихотомия используется лишь как предварительный вспомогательный прием ориентировки

№43 слайд
Вопрос . Отношения между
Содержание слайда: Вопрос 2. Отношения между понятиями Есть пары (группы) понятий, например, «человек» и «животное», к-ые имеют своим предметом одну большую группу предметов – «живые существа» А есть такие, например, «дом» и «белизна», - к-ые вместе не могут быть отнесены ни к какой одной группе. По реальному предметному содержанию у них нет общих признаков

№44 слайд
Вопрос . Из этих двух типов
Содержание слайда: Вопрос 2. Из этих двух типов отношений между понятиями первые – СРАВНИМЫЕ понятия, а вторые – НЕСРАВНИМЫЕ В рассуждении важно их различать и пользоваться сравнимыми понятиями, иначе будет «летели два крокодила, один зеленый, другой налево»… Т.е., в логических отношениях могут быть только СРАВНИМЫЕ понятия

№45 слайд
Сравнимые по содержанию
Содержание слайда: Сравнимые по содержанию понятия бывают: Совместимыми: А – животные, В - люди

№46 слайд
Вопрос . Несовместимыми А
Содержание слайда: Вопрос 2. Несовместимыми: А – «больной» В – «здоровый»

№47 слайд
Вопрос . Разные способы
Содержание слайда: Вопрос 2. Разные способы (случаи) совместимости понятий: Равнозначащие Подчиненные Перекрещивающиеся

№48 слайд
Вопрос . Равнозначащие А
Содержание слайда: Вопрос 2. Равнозначащие: А – основатель Петербурга; В – русский царь

№49 слайд
Вопрос . Подчиненные А
Содержание слайда: Вопрос 2. Подчиненные А – подчиняющее пон.; В – подчиненн. Их объем А – тр-к; В – прямоуг. тр-к

№50 слайд
Вопрос . А подчиняющее более
Содержание слайда: Вопрос 2. А – подчиняющее – более общее В – подчиненное – частное Особый случай – когда оба – общие, тогда: подчиняющее – род (более шир. по объему, но вкл. меньшее число признаков, чем видовое) подчиненное – вид

№51 слайд
Вопрос . Так, о прямоугольном
Содержание слайда: Вопрос 2. Так, о прямоугольном треугольнике ничего не говорится в определении треугольника вообще, в этом нет необходимости, т.к. в содержании общего понятия заключены все частные, особые признаки Частные признаки могут быть выведены из общего содержания

№52 слайд
Вопрос . Закон В определение
Содержание слайда: Вопрос 2. Закон: В определение вводятся лишь необходимые и достаточные признаки

№53 слайд
Вопрос . Перекрещивающиеся
Содержание слайда: Вопрос 2. Перекрещивающиеся (пересечение понятий): А – металл; В – жидкость (объемы частично совпадают)

№54 слайд
Вопрос . Логика рассматривает
Содержание слайда: Вопрос 2. Логика рассматривает также разновидности несовместимых понятий Это: противоречащие (отн. отрицания), противоположные (макс. отличие), соподчиненные (непересекающиеся понятия общего рода)

№55 слайд
Вопрос . Определение понятия
Содержание слайда: Вопрос 3. Определение понятия Понятие должно быть точным в указании существенных признаков и в установлении содержания Действие установления содержания называется ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ПОНЯТИЯ

№56 слайд
Вопрос . Условия правильности
Содержание слайда: Вопрос 3. Условия правильности определения Соразмерность Определение не должно заключать круга (тавтология «стиль Мейербера – настоящий мейерберовский стиль», небрежность в мышлении) Определение не должно быть только отрицательным

№57 слайд
. Ясность определения
Содержание слайда: 4. Ясность определения

№58 слайд
Вопрос . Приемы определения
Содержание слайда: Вопрос 3. Приемы определения понятий (логич.действия над понятиями) 1. Через род и видовое отличие 2.Генетическое определение 3.Ограничение понятия 4.Обобщение понятия 5.Разделение понятия 6.Дихотомия

Скачать все slide презентации Понятие, как средство мышления о субъекте, предикате и их отношении. Содержание и объем понятия одним архивом: