Презентация Основы философии Тема 5, часть 2 Философия Аристотеля Теория познания и логика онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Основы философии Тема 5, часть 2 Философия Аристотеля Теория познания и логика абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 46 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Философия » Основы философии Тема 5, часть 2 Философия Аристотеля Теория познания и логика
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:46 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:1.83 MB
- Просмотров:121
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: Философия Аристотеля
Теория познания и логика
Теория познания
Роль чувственного опыта в познании
Роль мышления в познании
Концепция истины
Логика – наука о формах мышления
Законы мышления
Закон [запрета] противоречия
Закон исключённого третьего
Закон тождества
Содержание и формы мышления
Понятие
Суждение
Умозаключение
Непосредственные умозаключения
Силлогизм
№4 слайд
Содержание слайда: Теория познания Аристотеля
Роль чувственного опыта и мышления в познании
Единичное «первично для нас» (в гносеологическом плане), хотя и «вторично по природе» (т.е. онтологически).
Общее: причины и начала – «первично по природе» (онтологически), но «вторично для нас» (с гносеологической точки зрения).
Познание начинается с чувственного восприятия единичных вещей; общее постигается мыслью.
Познающая мысль восходит от единичного (частного) к общему: ум образует общие понятия, абстрагируя общие признаки единичных вещей.
Задача познания – выявить общее и объяснить через его посредство единичное.
№12 слайд
Содержание слайда: Законы мышления
Закон запрета противоречия
А самое достоверное из всех начал –
то, относительно которого невозможно ошибиться,
ибо такое начало должно быть наиболее очевидным
(ведь все обманываются в том, что не очевидно)
и свободным от всякое предположительности.
Действительно, начало, которое необходимо знать всякому постигающему что-либо из существующего, не есть предположение;
а то, что необходимо уже знать тому, кто познаёт хоть что-нибудь,
он должен иметь, уже приступая к рассмотрению.
Таким образом, ясно, что именно такое начало есть наиболее достоверное из всех; а что это за начало, укажем теперь. А именно:
невозможно, чтобы одно и то же
в одно и то же время
было и не было присуще
одному и тому же
в одном и том же отношении
(и всё другое, что мы могли бы ещё уточнить, пусть будет уточнено во избежание словесных затруднений) –
это, конечно, самое достоверное из всех начал, к нему подходит данное выше определение.
№17 слайд
Содержание слайда: Формы мышления
Понятие
Понятие, по Аристотелю, – это то общее, что присуще всем предметам данного вида или рода.
Общим у предметов одного вида (рода) является форма, тогда как материя предмета выступает как принцип индивидуации.
Материя есть возможность вещи; форма выражает её сущность, т.е. то, что в вещи представляется необходимым.
Таким образом, в аристотелевской концепции понятия прочно увязываются:
общее,
существенное,
необходимое.
№18 слайд
Содержание слайда: Формы мышления
Понятие
Понятие применяется, таким образом, к множеству предметов.
На языке логики это множество именуется классом; мощность множества (число элементов) характеризует объём понятия.
Если с точки зрения объёма, понятие относится к совокупности предметов (предицируется им), то с точки зрения содержания, его можно охарактеризовать как совокупность признаков (предицируемых данному понятию).
Чем больше признаков мыслится в понятии, тем меньше его объём, т.е. тем меньше элементов в классе, обозначаемым данным понятием, и наоборот.
Отвлекаясь (абстрагируясь) от каких-то признаков, мы получаем более общее понятие; эта операция называется «обобщением».
Обратная операция, заключающаяся в добавлении признаков к общему понятию, именуется «ограничением понятия».
Объём понятия, характеризуемое набором признаков, входит в объём понятия, характеризуемого только частью этих признаков.
Напротив, понятие, характеризуемое набором признаков, включает в свой объём объёмы понятий, характеризуемых всеми этими и ещё какими-то (дополнительными) признаками.
Операция предицирования лежит в основе формы мышления, именуемой суждением.
№21 слайд
Содержание слайда: Формы мышления
Суждение
С точки зрения соответствия содержания суждений действительности, суждения делятся на истинные и ложные.
С точки зрения формы, Аристотель делит суждения на:
утвердительные и отрицательные (классификация по качеству);
общие, частные и неопределённые (классификация по количеству).
№22 слайд
Содержание слайда: Формы мышления
Умозаключение
Эти подразделения важны для уяснения следующей формы мышления – умозаключения.
Умозаключение – это такое логическое действие, в результате которого из одного или нескольких – определённым образом связанных – суждений (именуемых посылками) получается новое суждение (вывод), в котором содержится новое знание.
Элементарное умозаключение исходит из одной посылки (такое умозаключение называется непосредственным).
№24 слайд
Содержание слайда: Формы мышления
Умозаключение
Достоверным может считаться лишь необходимый вывод, а необходимое связано с существенным и общим.
Общее знание выражается:
в общих суждениях, т.е. в суждениях в которых утверждается присущность признака всем предметам данного класса (вида, рода) или их неприсущность ни одному;
в отрицательных суждениях: отрицая наличие признака у предмета (субъекта высказывания), мы тем самым утверждаем обо всех предметах, обладающих этим признаком, что субъект данного суждения к ним не относится (в их число не входит).
В общем суждении во всём объёме берётся (на языке логики это называется распределённостью) субъект суждения; в отрицательных суждениях – предикат. Таким образом:
в общеотрицательном суждении распределены и субъект, и предикат;
в общеутвердительном – только субъект;
в частноотрицательном – только предикат;
в частноутвердительном – ни субъект, ни предикат.
№28 слайд
Содержание слайда: Правила силлогизма
Правила терминов и правила посылок
Правила терминов:
В силлогизме имеется три термина – не больше и не меньше.
Термины, не распределённые в посылках, не могут быть распределены в выводе.
Средний термин должен быть распределён хотя бы в одной из посылок.
Правила посылок:
Из двух частных посылок нельзя получить никакого вывода.
Если одна из посылок – частное суждение, то и вывод (если он вообще возможен) может быть только частным.
Из двух отрицательных посылок нельзя получить никакого вывода.
Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и вывод должен быть отрицательным.
№38 слайд
Содержание слайда: Силлогизм
Сведение фигур силлогизма к первой фигуре
Первую фигуру Аристотель считал наиболее очевидной и убедительной формой доказательства и называл совершенной фигурой.
Именно в первой фигуре наиболее явно проявляется соответствие рассуждения требованиям аксиомы силлогизма.
Только по первой фигуре можно получить в заключении общеутвердительное суждение (A).
Только по первой фигуре можно доказать суждение любого вида: общеутвердительное (A), общеотрицательное (E), частноутвердительное (I), частноотрицательное (O).
Наконец, только в первой фигуре крайние термины занимают в посылках те же позиции, что и в выводе: меньший термин (S) является субъектом меньшей, а больший (P) – предикатом большей посылки.
Вторую и третью фигуры Аристотель считал несовершенными фигурами, которые следует сводить к первой фигуре.
Сведение осуществляется путём:
формальных преобразований:
обращением суждений (простым или с ограничением);
перестановкой посылок;
или «приведением к нелепости» (reductio ad absurdum).
Скачать все slide презентации Основы философии Тема 5, часть 2 Философия Аристотеля Теория познания и логика одним архивом:
-
Философия Аристотеля Теория познания и логика
-
Основы философии Тема 5, часть 1 Философия Аристотеля Онтология
-
Скачать презентацию Философия Аристотеля. Теория познания и логика
-
Основы философии Тема 14, часть 2 Кант Трансцендентальная диалектика Этика
-
Лекция 13 ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА. ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
-
Основы философии Тема 14, часть 1 Кант Трансцендентальная эстетика и трансцендентальная аналитика
-
Основы философии Тема 12 Локк и Лейбниц Онтологические предпосылки и природа познания
-
Основы философии Тема 9 Средневековая философия Схоластика
-
Тема: онтология План: 1. Философская категория бытия. Бытие и сущее. Основные формы бытия 2. Субстанция. Модус. Атрибут. Понятие мате
-
Тема 8. Философия Новейшего времени и современности Характерные черты и основные направления философии XIX-XXвв. Марксистская филос