Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
22 слайда
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
1.02 MB
Просмотров:
149
Скачиваний:
4
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Тема
ГНОСЕОЛОГИЯ – ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ
Преподаватель: Пурто Елена Евгеньевна
№2 слайд
Содержание слайда: Гносеология - – раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.
Термин введён в 1854 г. англичанином Дж. Феррером, но гносеологическая проблематика рассматривалась в философии с самой глубокой древности.
№3 слайд
№4 слайд
Содержание слайда: ПОЗНАНИЕ
№5 слайд
Содержание слайда: Основными понятиями, которыми оперирует гносеология, являются «субъект» и «объект».
Основными понятиями, которыми оперирует гносеология, являются «субъект» и «объект».
Субъект понимается в качестве носителя познавательной активности, направленной на предметы окружающей реальности. Субъект может быть как индивидуальным (отдельная личность), так и коллективным (социальная группа).
Объект же это то, что противостоит субъекту в его познавательной и предметно-практической деятельности. Причём иногда в качестве объекта может выступать и сам субъект.
№6 слайд
Содержание слайда: Субъект-объектные отношения
№7 слайд
№8 слайд
Содержание слайда: Д. Юм
Д. Юм
Нам неизвестно, есть ли какая реальность за нашими чувствами и какова она. Мы знаем только мир наших чувств и мыслей. О реальности за миром сознания мы можем строить вероятностные, гипотетические суждения.
№9 слайд
Содержание слайда: Точка зрения материалистов
Истоки познания коренятся в биологической необходимости выживания в окружающей среде. Ведь чтобы адекватно реагировать на вызовы окружающей реальности, нужно представлять себе эту реальность адекватно, как можно более близко к действительности. Задачу познания взяла на себя нервная система, высшей ступенью эволюции которой и является мышление, являющееся главным инструментом познавательной деятельности субъекта.
Само выживание живых существ и успех деятельности человека свидетельствуют о том, что познание мира возможно
№10 слайд
Содержание слайда: Объективные идеалисты о познании
Объективные идеалисты признают возможность адекватного познания мира, но только с помощью мирового духа (Бога и пр.). Без содействия высшего идеального начала человеческий разум бессилен.
Платон: познание есть припоминание (анамнезис) душой того, что она видела до вселения в тело в мире идей.
№11 слайд
Содержание слайда: Августин: Бог при рождении вкладывает в душу идеи, которые «умным светом» освещают окружающий мир, благодаря чему мы его и познаём (теория иллюминативизма).
Августин: Бог при рождении вкладывает в душу идеи, которые «умным светом» освещают окружающий мир, благодаря чему мы его и познаём (теория иллюминативизма).
Р. Декарт: у нас есть вложенные Богом истинные идеи, которые мы должны развивать, конкретизируя методом дедукции.
Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для рационализма)
Иннативизм – отрицание наличия в уме врождённых знаний и идей (характерен для эмпиризма)
№12 слайд
Содержание слайда: Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для рационализма).
Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для рационализма).
Согласно Р. Декарту и Г. Лейбницу, душа при рождении уже имеет в себе врождённое содержание, определяющее накопление опыта и получение новых знаний
№13 слайд
Содержание слайда: Теория иероглифов
Выдвинута немецким физиологом Г. Гельмгольцем.
Согласно теории иероглифов, то, что дано нам на стадии чувственного и рационального познания, служат для нас символами внешних объектов. Как писал Гельмгольц, «они соответствуют им настолько, насколько писаное слово или звук соответствует данному предмету».
Чувственные впечатления есть только отметки качеств внешнего мира, которые могут принципиально отличаться от действительных характеристик объектов мироздания. Но в процессе опыта люди обучаются истолковывать эти «иероглифы» и действовать, правильно поняв значение этих символов и представляемой ими реальности.
№14 слайд
Содержание слайда: Конвенционализм
Учение конвенционализма было выдвинуто французским физиком и математиком А. Пуанкаре.
Конвенционалисты утверждают, что все истины и теории – условности, принятые ради удобства.
Так, из многих геометрий ни одна не является более истинной чем другие, а лишь более удобной.
Пуанкаре считал, что познаваемы лишь отношения между объектами, но не сами свойства объектов, «даже Бог не смог бы познать и выразить истинную природу вещей».
№15 слайд
Содержание слайда: Инструментализм и операционализм
Теория инструментализма была сформирована американским философом Д. Дьюи. Она названа так, поскольку Дьюи полагал, что все истины, гипотезы и теории являются орудиями (инструментами) познания.
Операционализм У. Бриджмена строится на утверждении, что содержание понятий сводится к серии различных действий, операциям. Так, понятие по пространстве и времени мы получаем посредством операции измерения. Операции определяются как направленные действия индивида, они могут быть как реальными, так и умственными.
№16 слайд
Содержание слайда: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
№17 слайд
Содержание слайда: ИСТИНА
№18 слайд
Содержание слайда: ИСТИНА
№19 слайд
Содержание слайда: ПРАКТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ
№20 слайд
Содержание слайда: ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ПОЗНАНИЯ
№21 слайд
Содержание слайда: ПРИРОДА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (процесс познания)
№22 слайд
Содержание слайда: Основные принципы скептицизма и агностицизма