Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
19 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
170.00 kB
Просмотров:
160
Скачиваний:
1
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Раздел «онтология и теория познания»
Лекция 2. Онтология как философское учение о бытии.
№2 слайд
Содержание слайда: План лекции:
Понятие бытия и его основные формы.
Категория бытия в истории философии.
Категория материи. Изменение представлений о материи в философии и науке.
Движение и развитие как атрибуты материального бытия.
Пространствено-временная организация бытия.
№3 слайд
Содержание слайда: 1. Понятие бытия и его основные формы.
Онтология – учение о бытии.
Бытие - все сущее (существующее): природа, общество, мышление, все материальное и идеальное. Оно изменчиво, его части диалектически взаимосвязаны между собой.
№4 слайд
Содержание слайда: Понятие бытия и его основные формы
В основе бытия лежит объединяющее начало.
Субстрат – «То, из чего все сделано»
Субстанция (лат.) – сущность, то, что лежит в основе.
№5 слайд
Содержание слайда: 1. Понятие бытия и его основные формы.
1. Бытие неочеловеченной («первой») и очеловеченной («второй») природы.
2. Бытие человека.
3. Бытие идеальное. Как единство всевозможных форм, состояний деятельности психики, сознания (чувств, мыслей, образов, идей, переживаний, верований, убеждений.
4. Бытие социальное.
№6 слайд
Содержание слайда: 2. Категории бытия в истории философии.
Античная философия (11 в. До н. э. – 5-6 вв. н. э.).
Натурфилософия.
Античный атомизм.
Платон.
Аристотель.
№7 слайд
Содержание слайда: Онтология античной философии. Натурфилософия.
Поиск "первопричины" - по-гречески "архе", что дословно означает "начало, принцип" всего сущего как его основы, сущности.
Под субстратом или первоначалом мира понимали:
— воду: Фалес утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.— воздух: Анаксимен, воздух, сгущаясь может образовывать жидкость и твердую среду.
— апейрон («бесконечное»): Анаксимандр считал первоначалом неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно, находящееся в движении;
— огонь: Гераклит Эфесский в качестве субстратно-генетического начала Вселенной рассматривал огонь. Огонь – логос.
атомы и пустота – Демокрит, Левкипп.
№8 слайд
Содержание слайда: Античная онтология
Парменид. Важнейшее определение бытия - постижимость его разумом: то, что можно познать только разумом есть бытие, чувствам же бытие недоступно. Поэтому "одно и тоже есть мысль и то, о чем мысль существует ". -Утверждается тождество бытия и мышления. Бытия - это то, что есть всегда, что едино и неделимо, что неподвижно и непротиворечиво, "как и мысль о нем". Мышление же - это способность постигать единство в непротиворечивых формах, результат мышления - знание (episteme).
№9 слайд
Содержание слайда: Античная онтология. Платон.
Идеалистическая система. Бытие как вечное и неизменное, познаваемое только разумом и недоступное чувственному восприятию. Бытие для Платона - это мир сверхчувственных, неизменных и вечных идей («эйдосов").
Вещи существуют только в силу причастности этим сущностям.
№10 слайд
Содержание слайда: Античная онтология. Аристотель.
Признание единичного бытия вещи как субстанции (сущности). Благодаря сущности вещь существует самостоятельно, сама по себе. Единичное бытие представляет конкретное единство материи и формы.
Основа бытия - единичное существование содержит в себе четыре причины: материальную (то, из чего вещи состоят, их субстрат), формальную (благодаря чему образуется облик вещи, ее сущность), действующую (источник возникновения и движения, превращения возможности в действительность) и целевую (то, ради чего производятся изменения, конечное предназначение).
№11 слайд
Содержание слайда: Средневековая онтология.
Периодизация: 4 – 14 век н. э.
Принцип креационизма.
Проблема универсалий. Концептуализм (существование общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (существование общего вне и до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи).
№12 слайд
Содержание слайда: Онтология Нового Времени.
Периодизация эпохи нового времени: 15 – 17 вв. (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Лейбниц, Спиноза. Дж. Локк, Т. Гоббс).
Концепция бытия, которая обосновывала бы научные знания и развитие науки. Понятие бытия здесь осмысливается в контексте анализа сознания познающего субъекта и субстанциональных основ, гарантирующих, в конечном счете, объективность (истинность) получаемого знания.
№13 слайд
Содержание слайда: Онтология Нового Времени
Дуализм Р. Декарта.
Плюрализм Лейбница.
Пантеизм Спинозы.
№14 слайд
Содержание слайда: Онтология Нового Времени.
По Декарту,субстанциальная основа мысли о бытии обнаруживается в чистом акте самосознания («когито»). В «когито» Я открывает мышление как первый, непосредственно данный сознанию объект – мыслящую субстанцию, в то время как существование другой, материальной субстанции открывается ему опосредованно, через Бога. Мыслящая субстанция- непротяженна, неделима, поэтому является предметом метафизики.
Телесная субстанция – протяженна, делима на части, имеет форму и движется. Она составляет предмет физической науки.
№15 слайд
Содержание слайда: Онтология Нового Времени
Спиноза. Бог как субстанция – это творящая сила, тождественная себе, в конечном счете, во всех творениях, т.е. Бог и природа одно и то же (пантеизм), это то начало, которое исключает существование какого-либо другого начала, а, следовательно, является причиной самого себя.
Лейбниц. Под субстанцией он понимает простейшее, неделимое, неповторимое, самодостаточное, активное и способное к восприятию (перцепции) начало бытия – монаду.
№16 слайд
Содержание слайда: Онтология Классической Немецкой философии
И. Кант. Мир чувственных предметов, созданных познающим, представляет опытную данность. Быть, по Канту, значит актуально или потенциально присутствовать в опыте. Предмет как факт опыта не дается нашими органами чувств, а производится в результате соединения (синтеза) чувственной материи (ощущений) и априорных форм трансцендентального субъекта. В мире опыта или явлений нет места традиционным метафизическим сущностям – субстанциям души, природы. Богу. Это непознаваемые «вещи в себе».
№17 слайд
Содержание слайда: Онтология Немецкой классической философии.
Г. Гегель.
Абсолютный идеализм.
Тождество мышления и бытия. Диалектический метод.
№18 слайд
Содержание слайда: Онтология экзистенциализма
20-21 век. Представители:. М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю, С. Кьеркегор, М. Шеллер.
Онтология, которая ориентируется на бытие человека в мире, считая, что только через «погружение» в поток человеческой жизни, где объективное и субъективное неразделимо, могут быть прояснены тайны бытия мира, ибо человеческое бытие единственное в универсуме, способное к вопрошанию Бытия.
№19 слайд