Презентация Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Устное собеседование: практика подготовки онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Устное собеседование: практика подготовки абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 77 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Устное собеседование: практика подготовки



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    77 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    14.93 MB
  • Просмотров:
    64
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Содержание слайда:

№2 слайд
Формирование коммуникативной
Содержание слайда: Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы Устное собеседование в 9 классе: практика подготовки Светлана Витальевна Шевчук, методист по русскому языку и литературе

№3 слайд
Значимость формирования
Содержание слайда: Значимость формирования коммуникативной компетентности

№4 слайд
Значимость формирования
Содержание слайда: Значимость формирования коммуникативной компетентности Гомер. Одиссея. Песнь восьмая

№5 слайд
Формирование коммуникативной
Содержание слайда: Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы Итоговое устное собеседование по русскому языку выпускников основной школы Особенности формирования коммуникативной компетенции школьников при освоении курса русского языка и литературы. Итоговое устное собеседование по русскому языку выпускников основной школы: нормативная база, значение, специфика, общие подходы Лингвистические и методические основы проверки устных ответов участников ГИА по русскому языку Структура работы и система оценивания устного собеседования по русскому языку Задания в УМК: практика подготовки к итоговому устному собеседованию по русскому языку выпускников основной школы

№6 слайд
Коммуникативная компетенция и
Содержание слайда: Коммуникативная компетенция и компетентность Под компетентностью понимается способность к выполнению какой-либо деятельности, в том числе речевой. Компетенция — это содержательный компонент такой способности в виде знаний, навыков и умений, приобретаемых в ходе обучения. Низаева Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 933-935. — URL https://moluch.ru/archive/132/37125/

№7 слайд
Коммуникативная компетенция -
Содержание слайда: Коммуникативная компетенция - сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. Характеризуется рядом навыков, таких как: владение грамотной речью богатый лексический запас умение идти и устанавливать контакт способность наладить контакт с разными типами людей анализировать свое поведение и поведение собеседника слушать собеседника и проявлять к нему интерес уверенность в себе актерское мастерство речевая этика

№8 слайд
Формирующие виды деятельности
Содержание слайда: Формирующие виды деятельности Пересказ Ответы на вопросы Умение задавать вопросы Учебная беседа учителя и ученика Выступление с готовой заранее речью Выступление с неподготовленной речью Учебная беседа в парах Учебная беседа в группах

№9 слайд
Формирующие виды деятельности
Содержание слайда: Формирующие виды деятельности Дискуссия Участие в дебатах Деловые и ролевые игры Построение доказательств и опровержений Монологические формы речевой коммуникации Диалогические формы речевой коммуникации Защита проекта

№10 слайд
Компоненты коммуникативной
Содержание слайда: Компоненты коммуникативной компетенции (система требований) Знание запросов и особенностей собеседника Умение анализировать жесты, мимику, интонации Владение базовыми навыками ораторского искусства Владение коммуникативными стратегиями, в том числе в ситуации назревающего конфликта Владение разными типами лексики Соблюдение этики и этикета Навыки активного слушания Грамотная письменная, развитая устная речь Способность к эмпатии Умение аргументировать свою точку зрения

№11 слайд
Коммуникативная
Содержание слайда: Коммуникативная компетентность - владение сложными коммуникативными навыками и умениями формирование адекватных умений в новых социальных условиях знание культурных норм и ограничений в общении знание традиций, этикета в сфере общения ориентация в коммуникативных средствах, их отбор в зависимости от сферы общения

№12 слайд
Коммуникативная
Содержание слайда: Коммуникативная компетентность как обобщающее коммуникативное свойство личности = коммуникативные способности + ЗУН + чувственный и социальный опыт в сфере формального и неформального общения прогнозирование + программирование + управление

№13 слайд
Правила и требования
Содержание слайда: Правила и требования коммуникативной компетентности Правило «постоянной готовности к пониманию» (барьеры непонимания) Правило конкретности (избегание расплывчатых формулировок) Правило контроля над невербальными сигналами (жесты, мимика, интонация, поза) Правило «собственной неправоты» (допускать «несовершенство» собственной точки зрения) Правило «места и времени» (своевременность и адекватность ситуации) Правило открытости (готовность к пересмотру) Правило активного и конструктивного слушания (эффективная коммуникация) Правило обратной связи (взаимопонимание)

№14 слайд
Содержание слайда:

№15 слайд
Нормативная база,
Содержание слайда: Нормативная база, определяющая возможность включения устной части в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089) Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования») 

№16 слайд
Основные подходы к разработке
Содержание слайда: Основные подходы к разработке устной части основного государственного экзамена по русскому языку Компетентностный подход (лингвистическая, языковая, коммуникативная и культуроведческая компетенции) Интегрированный подход (это  не  уроки  чтения  или  развития  речи  в  их  прежнем  понимании,  а  занятия,  в  ходе  которых  школьники  занимаются  различными  видами  деятельности (предметно-практической, наглядно-практической, изобразительной, игровой, трудовой, вычислительной, измерительной, речевой, слуховой и т.д.),  приобретая  знания,  умения,  навыки  из  разных  образовательных  областей). Коммуникативно-деятельностный подход (овладение всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применять полученные знания и умения в собственной речевой практике; совершенствовать уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности).  Когнитивный подход (обеспечивающая понимание обучающимися учебной информации. Для этого создаются системы заданий по принципу: «Зачем тебе (мне) это надо? Где, в какой коммуникативной ситуации мне это пригодится?» Личностный подход

№17 слайд
Речевая деятельность Как вы
Содержание слайда: Речевая деятельность Как вы думаете, какой вид речевой деятельности самый легкий? Почему? Обсудите это с одноклассниками. Запишите высказывание, которое показалось самым убедительным. Какие виды речевой деятельности вы использовали, выполняя предыдущее задание?

№18 слайд
Информация к размышлению Мы
Содержание слайда: Информация к размышлению: Мы думаем со скоростью 500 слов в минуту, а говорим со скоростью 150 слов в минуту. Запоминаем 20% информации. Словарные возможности русского языка до 200 тыс. слов. Корифеи словесности – 12-20 тыс. слов (Шекспир, Пушкин). Начитанный человек – 8 тыс. слов. Активный словарь человека со средним образованием – 1, 5-4 тыс. слов Повседневный обиход – 4-5 тыс. слов. Словарный запас дошкольников: 3 года – несколько сотен слов; 4 – 5 лет – 1500-2000 слов; 6 лет – 2500 слов; 7 лет – 3000 слов. Дикари из племени мумбо-юмбо – 300 слов. Язык профессиональных преступников – 120-130 слов. Словарная копилка Эллочки Щукиной – 30 слов.

№19 слайд
Информация к размышлению
Содержание слайда: Информация к размышлению (невербальный этикет общения ): Дистанция общения Для разных коммуникативных ситуаций дистанции общения таковы: сверхинтимная – менее 15 см, когда люди фактически соприкасаются друг с другом; на этой дистанции общаются только самые близкие люди при эмоциональном общении (родители с детьми, супруги, влюблённые) ; интимная – 15-50 см, расстояние вытянутой руки; на этой дистанции общаются друг с другом близкие друзья, между которыми существует эмоциональный контакт и эмоциональное взаимопонимание; это дистанция для повседневного общения родителей и детей, супругов; малознакомые и незнакомые люди не должны приближаться так близко; персональная – 50-100 см, расстояние примерно двух вытянутых рук; на этой дистанции принято общаться с коллегами, хорошими знакомыми, участниками приёма, вечеринки; официальная – 150-300 см, для общения с незнакомыми и официальными лицами; -публичная – более 3 м, для общения с группой людей, дистанция для оратора, лектора.

№20 слайд
Содержание слайда:

№21 слайд
Устная и письменная речь
Содержание слайда: Устная и письменная речь

№22 слайд
Структура устного
Содержание слайда: Структура устного собеседования Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля (подготовка 2 мин.) Задание 2 – пересказ прочитанного текста, дополнив его высказыванием (подготовка 1 мин.) Задание 3 – один из трех вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем (подготовка 1 мин.) Задание 4 – участие в диалоге по теме предыдущего задания ОБЩЕЕ ВРЕМЯ – 15 мин. Зачёт: 10 и более из 19 баллов

№23 слайд
Структура устного
Содержание слайда: Структура устного собеседования Задание 1 – чтение вслух небольшого текста (150-170 слов) (подготовка 2 мин.) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски; хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп; умение выразить свое отношение к прочитанному…

№24 слайд
Структура устного
Содержание слайда: Структура устного собеседования Задание 1 – чтение вслух небольшого текста (подготовка 2 мин.)

№25 слайд
Содержание слайда:

№26 слайд
Критерии оценивания задания .
Содержание слайда: Критерии оценивания задания 1. Чтение текста вслух

№27 слайд
Типичные ошибки учеников при
Содержание слайда: Типичные ошибки учеников при выполнении задания 1: неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения; искажения в чтении имён собственных (Вернонский вместо Вернадский), терминов (минералогия, кристаллография), научной и публицистической лексики (естествоиспытатель, генералиссимус); наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных.

№28 слайд
Задание . Пересказ текста с
Содержание слайда: Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания

№29 слайд
Критерии оценивания пересказа
Содержание слайда: Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания

№30 слайд
Оценка речевого оформления
Содержание слайда: Оценка речевого оформления заданий 1 и 2

№31 слайд
Типичные ошибки экзаменуемых
Содержание слайда: Типичные ошибки экзаменуемых при выполнении задания 2 неоправданно длинные паузы в речи; искажения в произношении имён собственных и терминов; фактические ошибки при пересказе; сжатый пересказ вместо подробного; пропуски важных микротем текста; неумение логично включать высказывание в пересказ; неумение использовать способы цитирования в речи; нарушения в построении сложного предложения, в построении предложения с причастным и деепричастным оборотами, неправильный выбор падежной формы существительного с предлогом и без предлога («на финансовый университет», «картины наполнены чувству», «преодолев большое расстояние, её встретил…», «для этого чтобы» и т.п)

№32 слайд
Содержание слайда:

№33 слайд
Содержание слайда:

№34 слайд
Содержание слайда:

№35 слайд
Содержание слайда:

№36 слайд
Содержание слайда:

№37 слайд
Задание . Тематическое
Содержание слайда: Задание 3. Тематическое монологическое высказывание

№38 слайд
Критерии оценивания задания .
Содержание слайда: Критерии оценивания задания 3. Монологическое высказывание

№39 слайд
Типичные ошибки при
Содержание слайда: Типичные ошибки при выполнении задания 3 ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста; маленький объём монологического высказывания (3-5 фраз); большое количество неоправданных пауз в речи; большое количество речевых и грамматических ошибок. Создание грамотного в речевом отношении высказывания может быть результатом только комплексной работы по созданию собственных высказываний, которая нацелена на формирование следующих умений: – анализировать лексические средства, использованные в образцовых текстах: многозначные слова, синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, фразеологизмы, а также тропы; – использовать слово в соответствии с его точным лексическим значением и с требованием лексической сочетаемости в собственных письменных высказываниях; – использовать в собственных высказываниях слова, относящиеся к разным группам лексики, в зависимости от речевой ситуации (книжная, нейтральная и разговорная лексика), слова, вступающие в разные смысловые отношения (синонимы, антонимы, паронимы, омонимы) и т.д.; – уместно использовать изобразительно-выразительные языковые средства в собственной речи.

№40 слайд
Задание . Участие в диалоге
Содержание слайда: Задание 4. Участие в диалоге

№41 слайд
Критерии оценивания задания .
Содержание слайда: Критерии оценивания задания 4. Участие в диалоге

№42 слайд
Оценка речевого оформления
Содержание слайда: Оценка речевого оформления заданий 3 и 4

№43 слайд
Типичные ошибки
Содержание слайда: Типичные ошибки учителя-собеседника при выполнении задания 4 неумение создать атмосферу «живой» беседы; отсутствие непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика; вопросы задаются формально, читаются по бумажке; неумение стимулировать речь учащегося; неумение создать комфортную психологическую обстановку для учащегося, в которой он не боится устного ответа Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9. Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19. Учащийся получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.

№44 слайд
Содержание слайда:

№45 слайд
Содержание слайда:

№46 слайд
Содержание слайда:

№47 слайд
Содержание слайда:

№48 слайд
УМК Русский язык классы. Под
Содержание слайда: УМК «Русский язык» 5 – 9 классы. Под ред.М.М. Разумовской

№49 слайд
Дидактические материалы УМК
Содержание слайда: Дидактические материалы УМК «Условия, необходимые для речевого общения» (прочитайте и перечислите основные условия…) 1) говорящий – слушающий; 2) потребность что сказать; 3) владение одним и тем же языком (понимание, адекватное восприятие) - Перед вами группа предложений. Является ли она текстом? Что нужно сделать, чтобы превратить эту группу предложения в текст? Чем будет определяться последовательность предложений? (противопоставление, раскрытие смысла, причина, следствие)

№50 слайд
Строение абзаца через
Содержание слайда: Строение абзаца (через конструирование) 5 класс! Прочитайте отрывок. Проследите за строением абзаца: где делается заявка на тему, где она разрабатывается, где тема исчерпана? выделите основные части абзаца: зачин, развитие мысли, конец ; рассмотрите тексты – абзацы; все ли части абзаца в них имеются? какой вывод о строении абзаца позволяют сделать данные тексты?

№51 слайд
УМК Русский язык классы. Под
Содержание слайда: УМК «Русский язык» 5 – 9 классы. Под ред. М.М. Разумовской

№52 слайд
УМК Русский язык классы. Под
Содержание слайда: УМК «Русский язык» 5 – 9 классы. Под ред. М.М. Разумовской

№53 слайд
УМК Русский язык классы. Под
Содержание слайда: УМК «Русский язык» 5 – 9 классы. Под ред. А.Д. Шмелева

№54 слайд
Правила эффективного общения
Содержание слайда: Правила эффективного общения

№55 слайд
Модуль Текст класс Беседа и
Содержание слайда: Модуль «Текст» 7 класс Беседа и спор Цитирование в тексте Способы связей предложений в тексте 8 класс Текст в устной и письменной речи Интервью

№56 слайд
Модули Язык и культура.
Содержание слайда: Модули Язык и культура. Культура речи Речевой этикет Формы общения и речевой этикет Современные варианты орфоэпических норм Правила эффективного общения Выразительные средства языка Говорим без ошибок Этичность речевого общения Качества речи и правила речевого поведения

№57 слайд
Задание чтение вслух
Содержание слайда: Задание 1 – чтение вслух небольшого текста (подготовка 2 мин.) Качества речи и правила речевого поведения Прослушайте фрагменты… (работа с аудиоприложением) Десять заповедей культуры речевого поведения… Качества хорошей речи… Подготовьте выразительное чтение…

№58 слайд
Задание чтение вслух
Содержание слайда: Задание 1 – чтение вслух небольшого текста (подготовка 2 мин.)

№59 слайд
Задание пересказ прочитанного
Содержание слайда: Задание 2 – пересказ прочитанного текста, дополнив его высказыванием (подготовка 1 мин.) Прочитайте высказывания…, подберите высказывания на заданную тему… Прочитайте высказывания и объясните… Прочитайте утверждения и выберите то, которое соответствует смыслу исходного высказывания… Выберите утверждения, соответствующие содержанию текста… Прослушайте текст и кратко запишите ответ знаменитого лингвиста и его аргументы… Нужно ли приводить цитаты полностью или выбрать какие – либо их части через прямую речь, косвенную речь, вводную конструкцию

№60 слайд
Задание пересказ прочитанного
Содержание слайда: Задание 2 – пересказ прочитанного текста, дополнив его высказыванием (подготовка 1 мин.)

№61 слайд
Задание пересказ прочитанного
Содержание слайда: Задание 2 – пересказ прочитанного текста, дополнив его высказыванием (подготовка 1 мин.)

№62 слайд
Взаимосвязь языка и культуры.
Содержание слайда: Взаимосвязь языка и культуры. Язык и речь

№63 слайд
Комплексные задания от
Содержание слайда: Комплексные задания: от грамматики к содержанию

№64 слайд
Задание один из трех
Содержание слайда: Задание 3 – один из трех вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем (подготовка 1 мин.) Рассмотрите иллюстрации к тексту. Назовите предложения, в которых говорится об этих объектах. Что привлекает внимание автора текста? Обоснуйте ваш ответ примерами из текста. Какова роль культуры в жизни современного человека? Обсудите следующие вопросы. Какими иллюстрациями вы представили бы заявленные в вопросах темы? Напишите на основании данного текста пять правильных утверждений и три неправильных. Обменяйтесь и проанализируйте (работа в паре)

№65 слайд
Задание один из трех
Содержание слайда: Задание 3 – один из трех вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем (подготовка 1 мин.)

№66 слайд
Задание участие в диалоге по
Содержание слайда: Задание 4 – участие в диалоге по теме предыдущего задания Самостоятельно выберите тему выступления, подготовьте двухминутное выступление перед одноклассниками… Поучаствуйте в дискуссии… Составьте список вопросов для обсуждения… Поучаствуйте в интервью… Запишите предполагаемый диалог с воображаемым собеседником…

№67 слайд
Задание участие в диалоге по
Содержание слайда: Задание 4 – участие в диалоге по теме предыдущего задания

№68 слайд
Действия собеседника -
Содержание слайда: Действия собеседника - экзаменатора …Эмоциональная реакция на чтение, пересказ, ответ ученика

№69 слайд
Действия, помогающие
Содержание слайда: Действия, помогающие собеседнику говорить… Поощрение (…) Прояснение (…) Переспрашивание (…) Эмпатия (…) Подведение итогов/ рефлексия (…)

№70 слайд
Действия, помогающие
Содержание слайда: Действия, помогающие собеседнику говорить… Поощрение (выражение интереса) Прояснение (постановка вопросов) Переспрашивание (проверка понимания услышанного) Эмпатия (понимание чувств собеседника) Подведение итогов/ рефлексия (наличие прогресса/ движения мысли)

№71 слайд
Несколько советов учителю
Содержание слайда: Несколько советов учителю: требование развернутого ответа до минимонолога (вырабатывается уверенность при работе с аудиторией, ученик получает определенный опыт работы, речевая деятельность оценивается учителем и учениками: корректные замечания по работе с голосом, темпом, умением держаться перед аудиторией) создание модели работы учеников в паре или группе (формирование навыков диалоговой культуры) использование видеоотрывков телевизионных новостей, анализ речевого поведения тех или иных радио– и телеведущих, работа с материалами центральных газет и журналов (видеозаписи собственных выступлений, учитель – предметник как образец речи) конкурсы: «Юный оратор», «Юный телерадиоведущий», «Юный экскурсовод»), умение участвовать в диалоге (игра «Интересная встреча с…»)

№72 слайд
Советы ученикам хорошо
Содержание слайда: Советы ученикам: хорошо изучить структуру заданий устного собеседования; активно участвовать в работе класса на уроке и во внеурочке; давать открытые полновесные ответы на вопросы; не бояться высказывать собственное мнение; периодически читать современные газеты и журналы, просматривать теле – и радионовости, анализировать поведение ведущих с точки зрения речи, интонации, темпа; сформировать привычку: хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика (дома перед родителями, родственниками; уметь объяснить новый изученный материал своим бабушкам и дедушкам; это все будет идти на пользу).

№73 слайд
Советы родителям Общаться со
Содержание слайда: Советы родителям: Общаться со своими детьми, обсуждать прочитанное, просмотренное, объяснять, аргументировано доказывать свою точку зрения, что станет и для ребенка образцом речевого поведения, чаще задавать вопросы: как ты провел свое учебный день? Что тебя впечатлило, порадовало, огорчило, расстроило? В чем ты чувствуешь себя более уверенным? Какие задачи на завтра ты определил? Как с ними готов справиться? Что ты видел? … В этом случае любой разговор поможет развивать эмоциональную и речевую сферу ребенка, поможет ему быть более уверенным, интересным, ярким собеседником

№74 слайд
Эмоциональный интеллект
Содержание слайда: Эмоциональный интеллект способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач

№75 слайд
Значимость формирования
Содержание слайда: Значимость формирования коммуникативной компетентности

№76 слайд
Содержание слайда:

№77 слайд
rosuchebnik.ru росучебник.рф
Содержание слайда: rosuchebnik.ru росучебник.рф rosuchebnik.ru росучебник.рф + 7 499 270 13 53, доб. 1825 + 7 903 664 81 69 Shevchuk.SV@rosuchebnik.ru

Скачать все slide презентации Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Устное собеседование: практика подготовки одним архивом:
Похожие презентации