Презентация Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Устное собеседование: практика подготовки онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Устное собеседование: практика подготовки абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 77 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Устное собеседование: практика подготовки
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:77 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:14.93 MB
- Просмотров:64
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№5 слайд
Содержание слайда: Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Итоговое устное собеседование по русскому языку выпускников основной школы
Особенности формирования коммуникативной компетенции школьников при освоении курса русского языка и литературы.
Итоговое устное собеседование по русскому языку выпускников основной школы: нормативная база, значение, специфика, общие подходы
Лингвистические и методические основы проверки устных ответов участников ГИА по русскому языку
Структура работы и система оценивания устного собеседования по русскому языку
Задания в УМК: практика подготовки к итоговому устному собеседованию по русскому языку выпускников основной школы
№6 слайд
Содержание слайда: Коммуникативная компетенция и компетентность
Под компетентностью понимается способность к выполнению какой-либо деятельности, в том числе речевой. Компетенция — это содержательный компонент такой способности в виде знаний, навыков и умений, приобретаемых в ходе обучения.
Низаева Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 933-935. — URL https://moluch.ru/archive/132/37125/
№7 слайд
Содержание слайда: Коммуникативная компетенция -
сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. Характеризуется рядом навыков, таких как:
владение грамотной речью
богатый лексический запас
умение идти и устанавливать контакт
способность наладить контакт с разными типами людей
анализировать свое поведение и поведение собеседника
слушать собеседника и проявлять к нему интерес
уверенность в себе
актерское мастерство
речевая этика
№10 слайд
Содержание слайда: Компоненты коммуникативной компетенции (система требований)
Знание запросов и особенностей собеседника
Умение анализировать жесты, мимику, интонации
Владение базовыми навыками ораторского искусства
Владение коммуникативными стратегиями, в том числе в ситуации назревающего конфликта
Владение разными типами лексики
Соблюдение этики и этикета
Навыки активного слушания
Грамотная письменная, развитая устная речь
Способность к эмпатии
Умение аргументировать свою точку зрения
№11 слайд
Содержание слайда: Коммуникативная компетентность -
владение сложными коммуникативными навыками и умениями
формирование адекватных умений в новых социальных условиях
знание культурных норм и ограничений в общении
знание традиций, этикета в сфере общения
ориентация в коммуникативных средствах, их отбор в зависимости от сферы общения
№13 слайд
Содержание слайда: Правила и требования коммуникативной компетентности
Правило «постоянной готовности к пониманию» (барьеры непонимания)
Правило конкретности (избегание расплывчатых формулировок)
Правило контроля над невербальными сигналами (жесты, мимика, интонация, поза)
Правило «собственной неправоты» (допускать «несовершенство» собственной точки зрения)
Правило «места и времени» (своевременность и адекватность ситуации)
Правило открытости (готовность к пересмотру)
Правило активного и конструктивного слушания (эффективная коммуникация)
Правило обратной связи (взаимопонимание)
№15 слайд
Содержание слайда: Нормативная база, определяющая возможность включения устной части в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089)
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»)
№16 слайд
Содержание слайда: Основные подходы к разработке устной части основного государственного экзамена по русскому языку
Компетентностный подход (лингвистическая, языковая, коммуникативная и культуроведческая компетенции)
Интегрированный подход (это не уроки чтения или развития речи в их прежнем понимании, а занятия, в ходе которых школьники занимаются различными видами деятельности (предметно-практической, наглядно-практической, изобразительной, игровой, трудовой, вычислительной, измерительной, речевой, слуховой и т.д.), приобретая знания, умения, навыки из разных образовательных областей).
Коммуникативно-деятельностный подход (овладение всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применять полученные знания и умения в собственной речевой практике; совершенствовать уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности).
Когнитивный подход (обеспечивающая понимание обучающимися учебной информации. Для этого создаются системы заданий по принципу: «Зачем тебе (мне) это надо? Где, в какой коммуникативной ситуации мне это пригодится?»
Личностный подход
№18 слайд
Содержание слайда: Информация к размышлению:
Мы думаем со скоростью 500 слов в минуту, а говорим со скоростью 150 слов в минуту.
Запоминаем 20% информации.
Словарные возможности русского языка до 200 тыс. слов.
Корифеи словесности – 12-20 тыс. слов (Шекспир, Пушкин).
Начитанный человек – 8 тыс. слов.
Активный словарь человека со средним образованием – 1, 5-4 тыс. слов
Повседневный обиход – 4-5 тыс. слов.
Словарный запас дошкольников: 3 года – несколько сотен слов; 4 – 5 лет – 1500-2000 слов; 6 лет – 2500 слов; 7 лет – 3000 слов.
Дикари из племени мумбо-юмбо – 300 слов.
Язык профессиональных преступников – 120-130 слов.
Словарная копилка Эллочки Щукиной – 30 слов.
№19 слайд
Содержание слайда: Информация к размышлению (невербальный этикет общения ):
Дистанция общения
Для разных коммуникативных ситуаций дистанции общения таковы:
сверхинтимная – менее 15 см, когда люди фактически соприкасаются друг с другом; на этой дистанции общаются только самые близкие люди при эмоциональном общении (родители с детьми, супруги, влюблённые) ;
интимная – 15-50 см, расстояние вытянутой руки; на этой дистанции общаются друг с другом близкие друзья, между которыми существует эмоциональный контакт и эмоциональное взаимопонимание; это дистанция для повседневного общения родителей и детей, супругов; малознакомые и незнакомые люди не должны приближаться так близко;
персональная – 50-100 см, расстояние примерно двух вытянутых рук; на этой дистанции принято общаться с коллегами, хорошими знакомыми, участниками приёма, вечеринки;
официальная – 150-300 см, для общения с незнакомыми и официальными лицами; -публичная – более 3 м, для общения с группой людей, дистанция для оратора, лектора.
№22 слайд
Содержание слайда: Структура устного собеседования
Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля (подготовка 2 мин.)
Задание 2 – пересказ прочитанного текста, дополнив его высказыванием (подготовка 1 мин.)
Задание 3 – один из трех вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем
(подготовка 1 мин.)
Задание 4 – участие в диалоге по теме предыдущего задания
ОБЩЕЕ ВРЕМЯ – 15 мин. Зачёт: 10 и более из 19 баллов
№23 слайд
Содержание слайда: Структура устного собеседования
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста (150-170 слов)
(подготовка 2 мин.)
умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп;
умение выразить свое отношение к прочитанному…
№27 слайд
Содержание слайда: Типичные ошибки учеников при выполнении задания 1:
неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;
искажения в чтении имён собственных (Вернонский вместо Вернадский), терминов (минералогия, кристаллография), научной и публицистической лексики (естествоиспытатель, генералиссимус);
наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных.
№31 слайд
Содержание слайда: Типичные ошибки экзаменуемых при выполнении задания 2
неоправданно длинные паузы в речи;
искажения в произношении имён собственных и терминов;
фактические ошибки при пересказе;
сжатый пересказ вместо подробного;
пропуски важных микротем текста;
неумение логично включать высказывание в пересказ;
неумение использовать способы цитирования в речи;
нарушения в построении сложного предложения, в построении предложения с причастным и деепричастным оборотами, неправильный выбор падежной формы существительного с предлогом и без предлога («на финансовый университет», «картины наполнены чувству», «преодолев большое расстояние, её встретил…», «для этого чтобы» и т.п)
№39 слайд
Содержание слайда: Типичные ошибки при выполнении задания 3
ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;
маленький объём монологического высказывания (3-5 фраз);
большое количество неоправданных пауз в речи;
большое количество речевых и грамматических ошибок.
Создание грамотного в речевом отношении высказывания может быть результатом только комплексной работы по созданию собственных высказываний, которая нацелена на формирование следующих умений:
– анализировать лексические средства, использованные в образцовых текстах: многозначные слова, синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, фразеологизмы, а также тропы;
– использовать слово в соответствии с его точным лексическим значением
и с требованием лексической сочетаемости в собственных письменных высказываниях;
– использовать в собственных высказываниях слова, относящиеся к разным группам лексики, в зависимости от речевой ситуации (книжная, нейтральная и разговорная лексика), слова, вступающие в разные смысловые отношения (синонимы, антонимы, паронимы, омонимы) и т.д.;
– уместно использовать изобразительно-выразительные языковые средства в собственной речи.
№43 слайд
Содержание слайда: Типичные ошибки учителя-собеседника при выполнении задания 4
неумение создать атмосферу «живой» беседы;
отсутствие непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика;
вопросы задаются формально, читаются по бумажке;
неумение стимулировать речь учащегося;
неумение создать комфортную психологическую обстановку для учащегося, в которой он не боится устного ответа
Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19.
Учащийся получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.
№49 слайд
Содержание слайда: Дидактические материалы УМК
«Условия, необходимые для речевого общения» (прочитайте и перечислите основные условия…)
1) говорящий – слушающий;
2) потребность что сказать;
3) владение одним и тем же языком
(понимание, адекватное восприятие)
- Перед вами группа предложений. Является ли она текстом? Что нужно сделать, чтобы превратить эту группу предложения в текст? Чем будет определяться последовательность предложений? (противопоставление, раскрытие смысла, причина, следствие)
№50 слайд
Содержание слайда: Строение абзаца (через конструирование)
5 класс! Прочитайте отрывок. Проследите за строением абзаца:
где делается заявка на тему, где она разрабатывается, где тема исчерпана?
выделите основные части абзаца: зачин, развитие мысли, конец ;
рассмотрите тексты – абзацы;
все ли части абзаца в них имеются?
какой вывод о строении абзаца позволяют сделать данные тексты?
№59 слайд
Содержание слайда: Задание 2 – пересказ прочитанного текста,
дополнив его высказыванием (подготовка 1 мин.)
Прочитайте высказывания…, подберите высказывания на заданную тему…
Прочитайте высказывания и объясните…
Прочитайте утверждения и выберите то, которое соответствует смыслу исходного высказывания…
Выберите утверждения, соответствующие содержанию текста…
Прослушайте текст и кратко запишите ответ знаменитого лингвиста и его аргументы…
Нужно ли приводить цитаты полностью или выбрать какие – либо их части через прямую речь, косвенную речь, вводную конструкцию
№64 слайд
Содержание слайда: Задание 3 – один из трех вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем
(подготовка 1 мин.)
Рассмотрите иллюстрации к тексту. Назовите предложения, в которых говорится об этих объектах. Что привлекает внимание автора текста? Обоснуйте ваш ответ примерами из текста.
Какова роль культуры в жизни современного человека? Обсудите следующие вопросы. Какими иллюстрациями вы представили бы заявленные в вопросах темы?
Напишите на основании данного текста пять правильных утверждений и три неправильных. Обменяйтесь и проанализируйте (работа в паре)
№66 слайд
Содержание слайда: Задание 4 – участие в диалоге по теме предыдущего задания
Самостоятельно выберите тему выступления, подготовьте двухминутное выступление перед одноклассниками…
Поучаствуйте в дискуссии…
Составьте список вопросов для обсуждения…
Поучаствуйте в интервью…
Запишите предполагаемый диалог с
воображаемым собеседником…
№71 слайд
Содержание слайда: Несколько советов учителю:
требование развернутого ответа до минимонолога (вырабатывается уверенность при работе с аудиторией, ученик получает определенный опыт работы, речевая деятельность оценивается учителем и учениками: корректные замечания по работе с голосом, темпом, умением держаться перед аудиторией)
создание модели работы учеников в паре или группе (формирование навыков диалоговой культуры)
использование видеоотрывков телевизионных новостей, анализ речевого поведения тех или иных радио– и телеведущих, работа с материалами центральных газет и журналов (видеозаписи собственных выступлений, учитель – предметник как образец речи)
конкурсы: «Юный оратор», «Юный телерадиоведущий», «Юный экскурсовод»), умение участвовать в диалоге (игра «Интересная встреча с…»)
№72 слайд
Содержание слайда: Советы ученикам:
хорошо изучить структуру заданий устного собеседования;
активно участвовать в работе класса на уроке и во внеурочке;
давать открытые полновесные ответы на вопросы;
не бояться высказывать собственное мнение;
периодически читать современные газеты и журналы, просматривать теле – и радионовости, анализировать поведение ведущих с точки зрения речи, интонации, темпа;
сформировать привычку: хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика (дома перед родителями, родственниками; уметь объяснить новый изученный материал своим бабушкам и дедушкам; это все будет идти на пользу).
№73 слайд
Содержание слайда: Советы родителям:
Общаться со своими детьми, обсуждать прочитанное, просмотренное, объяснять, аргументировано доказывать свою точку зрения, что станет и для ребенка образцом речевого поведения, чаще задавать вопросы: как ты провел свое учебный день? Что тебя впечатлило, порадовало, огорчило, расстроило? В чем ты чувствуешь себя более уверенным? Какие задачи на завтра ты определил? Как с ними готов справиться? Что ты видел? … В этом случае любой разговор поможет развивать эмоциональную и речевую сферу ребенка, поможет ему быть более уверенным, интересным, ярким собеседником
Скачать все slide презентации Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Устное собеседование: практика подготовки одним архивом:
-
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка (по УМК под ред. С. И. Львовой) Подготовила Мацкявичене
-
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка Малова Наталия Валерьевна, учитель русского языка и литерату
-
Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы
-
Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе 2017 год
-
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования метапредметных компетенций обучающихся
-
Методическое объединение учителей русского языка и литературы Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: методика и практик
-
"Система работы с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности" - с
-
Тема урока: «Правописание корней РАСТ, РАЩ, РОС» Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ – СОШ 14 Рыжкова Надежда Мих
-
Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ
-
ИКТ на уроках русского языка и литературы http://www. it-n. ru/communities. aspx?catno2168&&tmplcom Подготовила: Попова Галина Николаевна, учитель рус