Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
29 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
2.27 MB
Просмотров:
68
Скачиваний:
2
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Культура речи
Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме (это те качества речи, которые обеспечивают достижение цели общения при соблюдении языковых и этических норм).
Культура речи имеет 3 аспекта: нормативный, коммуникативный, этикетный. Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами, т.е. знание правил использования языковых единиц в литературной речи (правильно класть, а не ложить; инженеры, а не инженера; созвони’мся, а не созво’нимся; заведующий кафедрой, а не кафедры; согласно приказу, а не приказа; возможность предоставилась, а не представилась и др.).
№2 слайд
Содержание слайда: Коммуникативный аспект культуры речи
Коммуникативный аспект культуры речи связан с тем влиянием, которое оказывает на речь обстановка (сфера и ситуация) общения. Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный), а ситуация общения (например, официальная/неофициальная ситуация, количество коммуникантов: два-три-несколько и др.) определяет
а) выбор речевого жанра,
б) объем высказывания и его вид (монолог/диалог/полилог),
в) приспособление речи к потребностям и возможностям адресата (его знанию предмета речи, интересам, эрудиции и т.п.).
№3 слайд
Содержание слайда: Этикетный аспект культуры речи
Этикетный аспект культуры речи – это владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе. Речевой этикет – это общепринятый порядок культурного речевого общения, знание и использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости (этикетные стереотипы приветствия, прощания, знакомства, благодарности, извинения, просьбы и т.п.).
№4 слайд
№5 слайд
№6 слайд
Содержание слайда: Основные признаки литературного языка:
• Обработанность,
• Устойчивость,
• Обязательность,
• Наличие устной и письменной формы,
• Нормированность,
• Наличие функциональных стилей.
№7 слайд
Содержание слайда: Функции
Русский литературный язык полифункционален. Он обслуживает различные сферы общественной деятельности: науку, политику, право, искусство, сферу обиходно-бытового, неофициального общения, поэтому он стилистически неоднороден.
№8 слайд
Содержание слайда: Территориальные диалекты и просторечие
№9 слайд
№10 слайд
Содержание слайда: Просторечие как одна из форм бытования национального языка
*
Просторечие – устная речь, присущая малообразованному городскому населению;
- литературная городская разговорная речь, используемая в литературном языке как стилистическое средство для придания речи специфического оттенка.
№11 слайд
Содержание слайда: Виды просторечия
Просторечие 1 – носителями являются горожане пожилого возраста, имеющие низкий образовательный и культурный уровень;
Просторечие 2 – преобладают представители среднего и молодого поколений, также не имеющих достаточного образования и характеризующиеся относительно низким культурным уровнем.
№12 слайд
Содержание слайда: Различия просторечия и других форм бытования языка
От территориальных диалектов просторечие отличается отсутствием отчетливой локальной закрепленности его особенностей, от жаргонов – тем, что эти особенности не осознаются его носителями как ненормативные.
№13 слайд
Содержание слайда: ПРОСТОРЕЧИЕ
№14 слайд
Содержание слайда: В области ПРОИЗНОШЕНИЯ
№15 слайд
Содержание слайда: В области МОРФОЛОГИИ
№16 слайд
Содержание слайда: В области СИНТАКСИСА
№17 слайд
Содержание слайда: В области ЛЕКСИКИ
№18 слайд
Содержание слайда: Территориальные диалекты
№19 слайд
№20 слайд
Содержание слайда: Севернорусские говоры
№21 слайд
Содержание слайда: Среднерусские говоры
№22 слайд
Содержание слайда: Южнорусские говоры
№23 слайд
Содержание слайда: Пермские говоры
№24 слайд
Содержание слайда: Жаргон’- от фр.’jargon’- речь социальной или профессиональной группы, которая отличается от общеразговорного языка особым составом слов и выражений. Это условный язык, понятный только в определенной среде, в нем много искусственных, иногда условных слов и выражений.
№25 слайд
Содержание слайда: Основная функция жаргона - выражение принадлежности к относительно автономной социальной группе посредством употребления специфических слов, форм и оборотов. Иногда термин жаргон используется для обозначения искажённой, неправильной речи. Лексика жаргона строится на базе литературного языка путём переосмысления, метафоризации, переоформления, звукового усечения, а также активного усвоения иноязычных слов и морфем. Например: крутой — «модный», хата — «квартира», тачка — «автомобиль», рвануть — «пойти», баскет — «баскетбол», чувак — «парень». В современном языке жаргон получил широкое распространение, особенно в языке молодёжи.
№26 слайд
Содержание слайда: Армейский жаргон
Социальный жаргон
Школьный жаргон
Студенческий жаргон
Уголовный жаргон
№27 слайд
Содержание слайда: Армейский жаргон
Армейский жаргон – форма профессионального жаргона, употребляющаяся в армейской социальной среде. Возник в результате изменения в армии смыслов некоторых слов разговорного языка для упрощения общения и взаимопонимания. Под воздействием условий армейской жизни произошло возникновение неологизмов из сокращений названий видов вооружений, командных должностей и прочих армейских реалий. ПХД — парко-хозяйственный день СОЧИ — самовольное оставление части Замок — заместитель командира по какой-либо части Комод — командир отделения Комок — камуфляж
№28 слайд
Содержание слайда: Социальный жаргон
В XIX в. офенями – бродячими торговцами, существовавшими в России был создан соц.жаргон. Некоторые лексические элементы, проникшие в прошлом из социальных жаргонов в общенародную лексику, сохраняются в ней и сейчас. К ним относятся, например, слова: липа «фальшивка», заколодило, шустрый, жулик.
№29 слайд
Содержание слайда: Уголовный жаргон
Лексика, которая раньше была уделом замкнутой человеческой среды – уголовников, в 80 – 90-е гг. XX в.нередко звучит из уст носителей литературного языка. Таковы, например, слова бабки «деньги», врубиться «начать понимать что-либо», достать «надоесть», тусовка «собрание людей, объединенных общими интересами».