Презентация Методика морфемики, словообразования онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Методика морфемики, словообразования абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 19 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Методика морфемики, словообразования
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:19 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:115.44 kB
- Просмотров:56
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
![Методика морфемики,](/documents_6/66713488a58d250090c7c7daeefd79be/img0.jpg)
Содержание слайда: Методика морфемики, словообразования
План лекции
1. Значение, задачи изучения морфемики и словообразования в школе. Место раздела в школьном курсе русского языка, его структура и содержание.
2. Обязательный минимум содержания обучения морфемике и словообразованию.
3.Принципы изучения морфемики и словообразования: структурно-словообразовательный, лексико-словообразовательный, мотивационный.
4.Основные методы и приемы изучения морфемики и словообразования: виды упражнений, морфемный анализ слова, словообразовательный анализ слова.
5. Использование словарей при изучении морфемики и словообразования.
№2 слайд
![Литература .Львова С.И.](/documents_6/66713488a58d250090c7c7daeefd79be/img1.jpg)
Содержание слайда: Литература
1.Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка в 5-9 классах. – М.: Мнемозина. 2012.
2.Докукина М. Н. Использование компьютерных программ при изучении морфемики // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 6.
3.Крамаренко Г. М. Вспомним морфемику и подготовимся к экзамену // Рус. яз. в шк. - 2005. - №6.
4. Кулаева Г. М. Словообразовательные средства выражения комического // Рус. яз. - 2004. – 1-7 апр. (№ 13). - С. 7.
№5 слайд
![Задачи обучения морфемике и](/documents_6/66713488a58d250090c7c7daeefd79be/img4.jpg)
Содержание слайда: Задачи обучения морфемике и словообразованию:
Научить учащихся понимать семантику морфем и на этой основе определять структуру слова, производить словообразовательный анализ, выделяя значимые части (морфемы);
сформировать навыки осознанного членения слова на значимые части;
познакомить школьников с разными способами словообразования;
на основании окончаний, типичных словообразовательных приставок и суффиксов научить распознавать части речи;
на основании морфемного и словообразовательного анализа формировать орфографические навыки.
№6 слайд
![Согласно программам Баранова](/documents_6/66713488a58d250090c7c7daeefd79be/img5.jpg)
Содержание слайда: Согласно программам Баранова М.Т., Разумовской М.М., Бабайцевой В.В. раздел «Морфемика» изучается в 5 классе, а раздел «Словообразование» – в 6 классе.
.
Программы предусматривают также усвоение орфографических правил, связанных со знанием структуры слова:
Правописание гласных и согласных в приставках,
Чередующиеся гласные в корнях слов,
Буквы З – С на конце приставок и др.
№7 слайд
![Содержание раздела Морфемика](/documents_6/66713488a58d250090c7c7daeefd79be/img6.jpg)
Содержание слайда: Содержание раздела «Морфемика».
Знания:
Определение морфемы как наименьшей значимой
части слова. Понятия: окончание, нулевое окончание, основа; корень приставка, суффикс; однокоренные слова. Выработка у учащихся умения выделять значимые части слова. Связь морфемики с орфографией (ручонка, печёнка).
№8 слайд
![Содержание раздела](/documents_6/66713488a58d250090c7c7daeefd79be/img7.jpg)
Содержание слайда: Содержание раздела «Словообразование».
Знания.
Предмет и основные понятия синхронного словообразования: производная и производящая основы*, словообразующее средство, словообразовательная цепочка, способы словообразования: приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход одной части речи в другую. Сложное слово, соединительная гласная. Сложносокращённое слово. Формообразование и словообразование.
№9 слайд
![Умения, формируемые в](/documents_6/66713488a58d250090c7c7daeefd79be/img8.jpg)
Содержание слайда: Умения, формируемые в процессе обучения морфемике и словообразованию:
производить морфемный и словообразовательный разборы слов;
подбирать однокоренные слова, понимать их значения, вносимые приставками и суффиксами;
строить словообразовательную цепочку слов;
по типичным приставкам и суффиксам узнавать части речи и указывать способы их словообразования;
объяснять значение слова, его грамматические признаки и правописание, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели.
№11 слайд
![.Различение корней-омонимов](/documents_6/66713488a58d250090c7c7daeefd79be/img10.jpg)
Содержание слайда: 2.Различение корней-омонимов
-вод- : водить - вода
-кос- : коса - косой (взгляд) - коснулся
-вин- : винить - вино
-голуб- : голубь - голубой
Различение суффиксов-омонимов
-тель: учитель - выключатель (обозначение лица по профессии - название предмета)
-ист : волнистый - футболист
№12 слайд
![. Различение современного и](/documents_6/66713488a58d250090c7c7daeefd79be/img11.jpg)
Содержание слайда: 3. Различение современного и исторического состава слова*
При изучении морфемики целесообразно познакомить учащихся с этимологией слова. В ходе этимологического анализа устанавливается, как произошло слово, как с течением времени изменилось значение слова и, возможно, строение слова.
победа (современный корень)
победа (исторический корень)
Этимологическая справка позволяет объяснить учащимся, почему так пишется слово.
Древнерусский корень -раз- (значение «черта») сегодня даёт нам этимологическое гнездо родственных слов: поразить, сразить, выразить, изобразить , поражение, сражение, изображение и др.
№13 слайд
![Принципы изучения морфемики и](/documents_6/66713488a58d250090c7c7daeefd79be/img12.jpg)
Содержание слайда: Принципы изучения морфемики и словообразования
структурно-словообразовательный принцип предполагает сопоставление структуры слова и способа его образования, например, рыбак и рыбачка;
лексико-словообразовательный принцип предполагает сопоставление лексического значения слова и словообразовательного значения модели, например: ельник - «лес, в котором растут одни ели» и ельник, осинник, малинник и т.д. - слова со значением «место, на котором растут породы растений, обозначенные корнем»;
мотивационный принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования (т.е. толкования).
№14 слайд
![Морфемные упражнения](/documents_6/66713488a58d250090c7c7daeefd79be/img13.jpg)
Содержание слайда: Морфемные упражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова:
найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру);
обозначьте условными знаками части слова;
подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой);
выполните графический диктант (запись не слова, а его схемы);
сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний );
заполните таблицу, используя данные примеры;
разберите слова по составу;
определите, в каком из слов приставка (суффикс и т.д.) не выделяется.
№15 слайд
![Морфемный разбор слова](/documents_6/66713488a58d250090c7c7daeefd79be/img14.jpg)
Содержание слайда: Морфемный разбор слова
Порядок разбора
1.Определить, изменяемое слово или неизменяемое, какой частью речи является.
2.В изменяемых словах выделить окончание путём сопоставления слова с другими его формами, указать грамматическое значение*; выделить основу.
3.Найти корень путём подбора родственных (однокоренных) слов.
4.Выделить приставки и суффиксы путём подбора одноструктурных слов.
Морфемный разбор бывает полный или частичный.
№16 слайд
![Пример морфемного разбора](/documents_6/66713488a58d250090c7c7daeefd79be/img15.jpg)
Содержание слайда: Пример морфемного разбора слова разгрузка
1.Это имя существительное, изменяется по падежам и числам: разгрузка – разгрузке, разгрузки.
2.Окончание -а показывает, что существительное разгрузка – женского рода, стоит в форме единственного числа именительного падежа.
Основа слова: разгрузк –
3.Подобрав однокоренные слова (груз, грузчик, разгрузить), выделяем общую часть -груз-, следовательно, это корень.
4.Приставка раз-. Употребляется с тем же значением в словах разноска, разрядка, разгадка.
Суффикс -к-. Существительные с этим суффиксом имеют значение действия: поездка, зарубка.
№17 слайд
![Словообразовательные](/documents_6/66713488a58d250090c7c7daeefd79be/img16.jpg)
Содержание слайда: Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова:
определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;
составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования);
определите способ образования слова;
подберите однокоренные слова к данному слову.
Скачать все slide презентации Методика морфемики, словообразования одним архивом:
Похожие презентации
-
Методика обучения морфемике и словообразованию
-
Методика изучения словообразования и морфемики
-
Морфемика Словообразование
-
Морфемика и словообразование 9 Класс
-
"Морфемика и словообразование. Состав слова" - скачать презентации по Русскому языку
-
Орфография Морфемика Словообразование Подготовка к ГИА по русскому языку Задания А5-А7 Часть 1.
-
Морфемика Словообразование
-
Скачать презентацию Морфемика и словообразование
-
Скачать презентацию «Своя игра» по разделу «Морфемика и словообразование»
-
Скачать презентацию Морфемика Словообразование