Презентация Методика морфемики, словообразования онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Методика морфемики, словообразования абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 19 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Методика морфемики, словообразования



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    19 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    115.44 kB
  • Просмотров:
    56
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Методика морфемики,
Содержание слайда: Методика морфемики, словообразования План лекции 1. Значение, задачи изучения морфемики и словообразования в школе. Место раздела в школьном курсе русского языка, его структура и содержание.  2. Обязательный минимум содержания обучения морфемике и словообразованию.  3.Принципы изучения морфемики и словообразования: структурно-словообразовательный, лексико-словообразовательный, мотивационный. 4.Основные методы и приемы изучения морфемики и словообразования: виды упражнений, морфемный анализ слова, словообразовательный анализ слова. 5. Использование словарей при изучении морфемики и словообразования.  

№2 слайд
Литература .Львова С.И.
Содержание слайда: Литература 1.Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка в 5-9 классах. – М.: Мнемозина. 2012. 2.Докукина М. Н. Использование компьютерных программ при изучении морфемики // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 6.  3.Крамаренко Г. М. Вспомним морфемику и подготовимся к экзамену // Рус. яз. в шк. - 2005. - №6. 4. Кулаева Г. М. Словообразовательные средства выражения комического // Рус. яз. - 2004. – 1-7 апр. (№ 13). - С. 7.

№3 слайд
Морфемика это раздел науки о
Содержание слайда: Морфемика – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы, связанные с составом (строением) слова. Словообразование – это раздел языкознания, изучающий отношения производности между родственными словами и основные способы словопроизводства.

№4 слайд
Цели обучения морфемике и
Содержание слайда: Цели обучения морфемике и словообразованию: Добиться осознанного усвоения школьниками структуры слова (морфемики); Познакомить учащихся с основными способами образования слов на основе семантико-словообразовательного подхода к анализу структуры слова.

№5 слайд
Задачи обучения морфемике и
Содержание слайда: Задачи обучения морфемике и словообразованию: Научить учащихся понимать семантику морфем и на этой основе определять структуру слова, производить словообразовательный анализ, выделяя значимые части (морфемы); сформировать навыки осознанного членения слова на значимые части; познакомить школьников с разными способами словообразования; на основании окончаний, типичных словообразовательных приставок и суффиксов научить распознавать части речи; на основании морфемного и словообразовательного анализа формировать орфографические навыки.

№6 слайд
Согласно программам Баранова
Содержание слайда: Согласно программам Баранова М.Т., Разумовской М.М., Бабайцевой В.В. раздел «Морфемика» изучается в 5 классе, а раздел «Словообразование» – в 6 классе. . Программы предусматривают также усвоение орфографических правил, связанных со знанием структуры слова: Правописание гласных и согласных в приставках, Чередующиеся гласные в корнях слов, Буквы З – С на конце приставок и др.

№7 слайд
Содержание раздела Морфемика
Содержание слайда: Содержание раздела «Морфемика». Знания: Определение морфемы как наименьшей значимой части слова. Понятия: окончание, нулевое окончание, основа; корень приставка, суффикс; однокоренные слова. Выработка у учащихся умения выделять значимые части слова. Связь морфемики с орфографией (ручонка, печёнка).

№8 слайд
Содержание раздела
Содержание слайда: Содержание раздела «Словообразование». Знания. Предмет и основные понятия синхронного словообразования: производная и производящая основы*, словообразующее средство, словообразовательная цепочка, способы словообразования: приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход одной части речи в другую. Сложное слово, соединительная гласная. Сложносокращённое слово. Формообразование и словообразование.

№9 слайд
Умения, формируемые в
Содержание слайда: Умения, формируемые в процессе обучения морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разборы слов; подбирать однокоренные слова, понимать их значения, вносимые приставками и суффиксами; строить словообразовательную цепочку слов; по типичным приставкам и суффиксам узнавать части речи и указывать способы их словообразования; объяснять значение слова, его грамматические признаки и правописание, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели.

№10 слайд
Трудности при изучении
Содержание слайда: Трудности при изучении морфемики 1. Различение понятий словообразование и словоизменение (однокоренные слова и формы одного слова): Словообразование Вода – водный – подводный – подводник Словоизменение: вода воды воде воду водой (о) воде

№11 слайд
.Различение корней-омонимов
Содержание слайда: 2.Различение корней-омонимов -вод- : водить - вода -кос- : коса - косой (взгляд) - коснулся -вин- : винить - вино -голуб- : голубь - голубой Различение суффиксов-омонимов -тель: учитель - выключатель (обозначение лица по профессии - название предмета) -ист : волнистый - футболист

№12 слайд
. Различение современного и
Содержание слайда: 3. Различение современного и исторического состава слова* При изучении морфемики целесообразно познакомить учащихся с этимологией слова. В ходе этимологического анализа устанавливается, как произошло слово, как с течением времени изменилось значение слова и, возможно, строение слова. победа (современный корень) победа (исторический корень) Этимологическая справка позволяет объяснить учащимся, почему так пишется слово. Древнерусский корень -раз- (значение «черта») сегодня даёт нам этимологическое гнездо родственных слов: поразить, сразить, выразить, изобразить , поражение, сражение, изображение и др.

№13 слайд
Принципы изучения морфемики и
Содержание слайда: Принципы изучения морфемики и словообразования структурно-словообразовательный принцип предполагает сопоставление структуры слова и способа его образования, например, рыбак и рыбачка; лексико-словообразовательный принцип предполагает сопоставление лексического значения слова и словообразовательного значения модели, например: ельник - «лес, в котором растут одни ели» и ельник, осинник, малинник и т.д. - слова со значением «место, на котором растут породы растений, обозначенные корнем»;  мотивационный принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования (т.е. толкования).

№14 слайд
Морфемные упражнения
Содержание слайда: Морфемные упражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова: найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру);  обозначьте условными знаками части слова; подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой); выполните графический диктант (запись не слова, а его схемы); сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний ); заполните таблицу, используя данные примеры; разберите слова по составу; определите, в каком из слов приставка (суффикс и т.д.) не выделяется.

№15 слайд
Морфемный разбор слова
Содержание слайда: Морфемный разбор слова Порядок разбора 1.Определить, изменяемое слово или неизменяемое, какой частью речи является. 2.В изменяемых словах выделить окончание путём сопоставления слова с другими его формами, указать грамматическое значение*; выделить основу. 3.Найти корень путём подбора родственных (однокоренных) слов. 4.Выделить приставки и суффиксы путём подбора одноструктурных слов. Морфемный разбор бывает полный или частичный.

№16 слайд
Пример морфемного разбора
Содержание слайда: Пример морфемного разбора слова разгрузка 1.Это имя существительное, изменяется по падежам и числам: разгрузка – разгрузке, разгрузки. 2.Окончание -а показывает, что существительное разгрузка – женского рода, стоит в форме единственного числа именительного падежа. Основа слова: разгрузк – 3.Подобрав однокоренные слова (груз, грузчик, разгрузить), выделяем общую часть -груз-, следовательно, это корень. 4.Приставка раз-. Употребляется с тем же значением в словах разноска, разрядка, разгадка. Суффикс -к-. Существительные с этим суффиксом имеют значение действия: поездка, зарубка.

№17 слайд
Словообразовательные
Содержание слайда: Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова: определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово; составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования); определите способ образования слова; подберите однокоренные слова к данному слову.

№18 слайд
Порядок словообразовательного
Содержание слайда: Порядок словообразовательного разбора 1.Указать, к какой части речи относится слово. 2.Определить «ближайшего родственника» слова. 3.Установить, с помощью каких словообразовательных аффиксов образовано слово. 4.Указать способ словообразования.

№19 слайд
Пример словообразовательного
Содержание слайда: Пример словообразовательного разбора слова разгрузка Слово разгрузка – имя существительное. Образовано от глагола разгрузить с помощью суффикса -к-. Способ образования – суффиксальный.

Скачать все slide презентации Методика морфемики, словообразования одним архивом: