Презентация Методика обучения морфемике и словообразованию онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Методика обучения морфемике и словообразованию абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 33 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Методика обучения морфемике и словообразованию
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:33 слайда
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:129.34 kB
- Просмотров:67
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№4 слайд
![Практическое значение](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img3.jpg)
Содержание слайда: Практическое значение изучения морфемики и словообразования в школе
Изучение морфемики и словообразования способствует формированию орфографических умений
Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных
лебединый лебедь
истинный истина
2. Правописание морфем
вода - воды
речонка - реченька, плащом - товарищем
№5 слайд
![Практическое значение](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img4.jpg)
Содержание слайда: Практическое значение изучения морфемики и словообразования в школе
Изучение морфемики и словообразования способствует формированию стилистических умений (усвоению стилистической окраски аффиксов).
стилистически нейтральные аффиксы :
запеть, перевести, строитель, морозный, темнеть;
аффиксы, имеющие стилистическую окраску:
- книжные:
гуманизм, редактировать; антифашистский, архиважный, изгнать (ср. разг. выгнать);
- разговорные:
толкотня, бедняга, толстяк; некоторые глаголы с вторичной приставкой: поразмыслить, понавыдумывать, понаехать.
№6 слайд
![Практическое значение](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img5.jpg)
Содержание слайда: Практическое значение изучения морфемики и словообразования в школе
Изучение данного раздела способствует усвоению норм словообразования.
Словообразовательные ошибки:
1. Мне нравится его прямота и остроумность (суффикс –ость вместо суффикса –ий - острумие).
2. Нас отпустили погулять на два часа, а мы, заместо двух часов, гуляли до самой темноты (приставка за- вместо приставки в-).
№7 слайд
![Практическое значение](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img6.jpg)
Содержание слайда: Практическое значение изучения морфемики и словообразования в школе
Изучение морфемики и словообразования способствует обогащению словарного запаса
Знакомство со значением аффиксов.
Напр., со значением суффикса –к, называющего лицо женского пола по роду деятельности (спортсменка). Учащиеся затем сами по модели образуют новые слова: гимназистка, пианистка и др.
№9 слайд
![. Опора на сопоставление](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img8.jpg)
Содержание слайда: 1. Опора на сопоставление анализа и синтеза слова (структурнословообразовательный)
Диктует необходимость в процессе анализа слова сопоставлять структуру слова и способ его образования.
Состоит в обращении
к частичному словообразовательному разбору при анализе структуры слова и
к частичному морфемному разбору при выполнении словообразовательного анализа.
дворник двор (Слово дворник образовано от производящей основы двор- с помощью суффикса –ник)
№10 слайд
![. Опора на мотивированность](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img9.jpg)
Содержание слайда: 2. Опора на мотивированность производного слова
проявляется в том, что производное слово можно объяснить (мотивировать) другим словом, от которого оно образовано. Например, существительное правдивость образовано от прилагательного правдивый
правдивость правдивый
правдивый — от существительного правда
правдивый правда
№11 слайд
![. Опора на мотивированность](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img10.jpg)
Содержание слайда: 2. Опора на мотивированность производного слова
Мотивированность является важнейшим средством предупреждения бездумного механического членения производных слов, так как этот принцип требует, чтобы при членении слова в остатке оказывалось не бессмысленное сочетание звуков, а лексически значимая производная основа, которой можно мотивировать соответствующее производное слово. Напр., в слове румяный не выделяется суффикс – ян -, так как оно не мотивировано производной основой – рум – .
№12 слайд
![. Исторический принцип.](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img11.jpg)
Содержание слайда: 3. Исторический принцип.
Позволяет предупредить смешение исторического и современного аспектов в анализе структуры слова.
Реализуется с помощью использования этимологического анализа, исторического комментария (исторических справок) в процессе морфемного разбора.
ПРИВЕТ. Общеслав. Производное от privětiti "приветствовать».
КРАСНЫЙ. Общеслав. Суф. производное от краса. Первоначально — "красивый, хороший". Соврем. значение в памятниках отмечается с начала XVI в
(Шанский Н.М. Школьный этимоло-
гический словарь русского языка)
№15 слайд
![В разделе Морфемика и](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img14.jpg)
Содержание слайда: В разделе «Морфемика и словообразование» выделяются три группы понятий:
1) понятия, связанные со структурой слов: основа слова, окончание, приставка, корень, суффикс; сложное слово, сложносокращенное слово;
2) понятия, связанные с образованием слов: производящая основа, способы словообразования (словопроизводства): приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение; слияние, переход одной части речи в другую;
3) лексикографические понятия: словообразовательный словарь, этимологический словарь.
№16 слайд
![Работа над понятиями,](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img15.jpg)
Содержание слайда: Работа над понятиями, связанными со структурой слова, предполагает:
1) усвоение учащимися различия между словообразованием и словоизменением;
2) усвоение значимости морфем;
3) умение выделять в слове окончание, основу, суффикс, приставку, корень и определять, какие части слова передают смысл, а какие выражают грамматическое значение.
№17 слайд
![Работа по усвоению учащимися](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img16.jpg)
Содержание слайда: Работа по усвоению учащимися различия между словообразованием и словоизменением
Основной прием – противопоставление.
Противопоставляются:
- понятия «словообразование» и «словоизменение» Словообразование представляет собой образование разных по значению, однокоренных слов. Словоизменение - образование грамматических форм одного и того же слова.
- средства словообразования и словоизменения
Суффиксы и приставки окончания
(склонение и спряжение)
- отражение в толковых словарях
Словоизменение не фиксируется словарями, так как в словарях помещаются слова только в их начальной форме. А слова, появившиеся в результате словообразования (однокоренные слова) заносятся в словари.
№18 слайд
![Работа по усвоению учащимися](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img17.jpg)
Содержание слайда: Работа по усвоению учащимися различия между словообразованием и словоизменением
ЗАДАНИЕ. К ДАННЫМ СЛОВАМ ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА И ФОРМЫ СЛОВА.
ШКОЛА, ИНТЕРЕСНЫЙ, ЧИТАТь
ШКОЛА ЧИТАТЬ
- К КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ОТНОСИТСЯ ДАННОЕ СЛОВО?
- КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ? - КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ГЛАГОЛЫ?
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА: ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА:
ШКОЛА, ШКОЛЬНЫЙ, ШКОЛЬНИК ЧИТАТЬ, ЧТЕНИЕ, ЧИТАТЕЛЬ,
ШКОЛЬНИЦА, ШКОЛЯР, ПРИШКОЛЬНЫЙ. ПРОЧТЕНИЕ, ПОЧИТАТЬ,.
ФОРМЫ СЛОВА: ФОРМЫ СЛОВА:
ЕД. Ч. МН. Ч. ЕД. Ч. МН. Ч.
И.п. ШКОЛА ШКОЛЫ 1 Л. ЧИТАЮ ЧИТАЕМ
Р.п. ШКОЛЫ ШКОЛ 2 Л. ЧИТАЕШЬ ЧИТАЕТЕ
Д.п. ШКОЛЕ ШКОЛАМ 3 Л. ЧИТАЕТ ЧИТАЮТ
В.п. ШКОЛУ ШКОЛЫ
Т.п. ШКОЛОЙ ШКОЛАМИ
П.п. О ШКОЛЕ О ШКОЛАХ
№19 слайд
![Работа по усвоению учащимися](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img18.jpg)
Содержание слайда: Работа по усвоению учащимися значимости морфем
Морфема – основная единица словообразовательного уровня.
Основное свойство морфемы – наличие значения.
Для усвоения понятия «значение морфемы» нужно познакомить учащихся с
корнями-омонимами (вода – водить),
приставками и суффиксами омонимами, синонимами, антонимами.
№24 слайд
![Морфемный анализ Морфемный](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img23.jpg)
Содержание слайда: Морфемный анализ
Морфемный анализ – это разбор слова по составу.
Цель морфемного анализа — установить морфемную структуру слова:
определить количество морфем, входящих в слово,
определить типы морфем (окончание, приставка, суффикс, окончание),
дать характеристику морфем (определить значение каждой морфемы).
№25 слайд
![Этапы морфемного анализа .](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img24.jpg)
Содержание слайда: Этапы морфемного анализа
1. Определение части речи. Цель – определить, изменяется ли слово.
2. У слов, имеющих формы словоизменения, выделяется окончание (материально выраженное или нулевое) и основа.
Типичные ошибки при выделении окончания:
- выделение окончания у неизменяемых слов (быстрО);
- выделение материально выраженного окончания у слов с нулевым окончанием (санаторИЙ).
Для правильного выделения окончания необходимо:
- сопоставлять формы слова (водА, водЫ, водЕ; читал, читалА);
- познакомить учащихся с основными типами нулевых окончаний в русском языке (комплекс В.В. Бабайцевой).
После выделения окончания определяется его значение.
Окончание указывает : у сущ-ых на падеж и число;
у прил-ых на род, число и падеж и т.д.
№26 слайд
![Этапы морфемного анализа .](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img25.jpg)
Содержание слайда: Этапы морфемного анализа
3. При выделении суффиксов и приставок
определяется производящая основа, которой мотивируется анализируемое слово : бодрость бодрый
анализируемое слово сопоставляется с рядом одноструктурных слов, имеющих те же морфемы. Нпр.: в слове бодрость выделяется суффикс - ость с отвлеченным значением, как в словах смелОСТЬ, нежнОСТЬ. Использование одноструктурных слов помогает определить значение суффиксов и приставок.
4. При выделении корня подбираются однокоренные слова ВОДа, ВОДный, подВОДник.
Морфемный анализ связан с фонетическим разбором. Звуковой анализ необходим, нпр., при анализе слов, в состав которых входит звук j (заячий).
Морфемный анализ должен опираться на знания учащихся по лексике. Для правильного выделения морфем нужно учитывать явление омонимии . Нпр.:
№29 слайд
![Цель словообразовательного](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img28.jpg)
Содержание слайда: Цель словообразовательного анализа -
установление отношений производности, т.е. выяснение того, от какого слова (основы) образовано данное слово, с помощью какой морфемы и каким способом.
Этапы словообразовательного анализа:
1 этап. Толкование значения слова. От учащихся нужно требовать развернутого толкования значения слова:
ледовый - происходящий на льду
безрезультатный - не дающий результата
№30 слайд
![Этапы словообразовательного](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img29.jpg)
Содержание слайда: Этапы словообразовательного анализа
2 этап – установление производящей основы, от которой образовано производное слово: ледовый – происходящий на льду, следовательно, производящая основа лед
ледовый лед
3 этап – определение морфемы, с помощью которой образовано производное слово
ледовый лед
4 этап – определение способа словообразования.
ледовый лед (суффикс. сп.)
№31 слайд
![пути обеспечения осознанности](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img30.jpg)
Содержание слайда: 2 пути обеспечения осознанности при проведении морфемного и словообразовательного разборов
Предупреждение ложной аналогии. Для разбора даются внешне сходные, но разные по структуре слова, нпр.: строительный, удивительный и др.;
снежинка, горошинка, корзинка.
2. Учет лексического значения слова. Для разбора даются слова-омонимы, нпр.: стекла (сущ. и глаг.);
ручка (двери) и ручка (ребенка) , косточка, стрелка.
№32 слайд
![Упражнения по морфемике и](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img31.jpg)
Содержание слайда: Упражнения по морфемике и словообразованию
3. Графический диктант - запись не слова, а его схемы.
4. Подбор слов по данной схеме.
5. Группировка слов по наличию в них определенных морфем. Нпр.: Заполните таблицу словами: приволжский, присесть, прилететь, приплыть, приклеить и т.д.
№33 слайд
![Упражнения по морфемике и](/documents_6/630fc11422bd122cfc17fccfef8b6b26/img32.jpg)
Содержание слайда: Упражнения по морфемике и словообразованию
6. Подбор слов заданной модели. Нпр.: Подберите слова со значением житель того или иного города по модели:
москвич сыктывкарец
7. Составление словообразовательной цепочки.
правда правдивый правдивость
8. Подбор однокоренных слов и форм слова к данному слову.
Школа, школы, школе, школу, школой, о школе.
Школа, школьник, пришкольный.
Скачать все slide презентации Методика обучения морфемике и словообразованию одним архивом:
Похожие презентации
-
Методика морфемики, словообразования
-
Методика изучения словообразования и морфемики
-
Морфемика Словообразование
-
Морфемика и словообразование 9 Класс
-
Интегрированный урок по учебным дисциплинам « Теория и методика обучения иностранному языку» и «Практике письменной речи» Тема
-
"Морфемика и словообразование. Состав слова" - скачать презентации по Русскому языку
-
Орфография Морфемика Словообразование Подготовка к ГИА по русскому языку Задания А5-А7 Часть 1.
-
Морфемика Словообразование
-
Скачать презентацию Морфемика и словообразование
-
Скачать презентацию «Своя игра» по разделу «Морфемика и словообразование»