Презентация Методика обучения морфемике и словообразованию онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Методика обучения морфемике и словообразованию абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 33 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Методика обучения морфемике и словообразованию



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    33 слайда
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    129.34 kB
  • Просмотров:
    67
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
морфемике и словообразованию
Содержание слайда: морфемике и словообразованию Методика обучения

№2 слайд
План . Значение изучения
Содержание слайда: План 1. Значение изучения морфемики и словообразования в школе. 2. Принципы изучения морфемики и словообразования. 3. Содержание школьного курса морфемики и словообразования. 4. Упражнения по морфемике и словообразованию.

№3 слайд
Значение изучения морфемики и
Содержание слайда: Значение изучения морфемики и словообразования в школе Образовательное значение Знакомство со струк- Ф турой слова Знакомство со спосо- бами словообразова- ния

№4 слайд
Практическое значение
Содержание слайда: Практическое значение изучения морфемики и словообразования в школе Изучение морфемики и словообразования способствует формированию орфографических умений Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных лебединый лебедь истинный истина 2. Правописание морфем вода - воды речонка - реченька, плащом - товарищем

№5 слайд
Практическое значение
Содержание слайда: Практическое значение изучения морфемики и словообразования в школе Изучение морфемики и словообразования способствует формированию стилистических умений (усвоению стилистической окраски аффиксов). стилистически нейтральные аффиксы : запеть, перевести, строитель, морозный, темнеть; аффиксы, имеющие стилистическую окраску: - книжные: гуманизм, редактировать; антифашистский, архиважный, изгнать (ср. разг. выгнать); - разговорные: толкотня, бедняга, толстяк; некоторые глаголы с вторичной приставкой: поразмыслить, понавыдумывать, понаехать.

№6 слайд
Практическое значение
Содержание слайда: Практическое значение изучения морфемики и словообразования в школе Изучение данного раздела способствует усвоению норм словообразования. Словообразовательные ошибки: 1. Мне нравится его прямота и остроумность (суффикс –ость вместо суффикса –ий - острумие). 2.  Нас отпустили погулять на два часа, а мы, заместо двух часов, гуляли до самой темноты (приставка за- вместо приставки в-).

№7 слайд
Практическое значение
Содержание слайда: Практическое значение изучения морфемики и словообразования в школе Изучение морфемики и словообразования способствует обогащению словарного запаса Знакомство со значением аффиксов. Напр., со значением суффикса –к, называющего лицо женского пола по роду деятельности (спортсменка). Учащиеся затем сами по модели образуют новые слова: гимназистка, пианистка и др.

№8 слайд
Принципы изучения морфемики и
Содержание слайда: Принципы изучения морфемики и словообразования

№9 слайд
. Опора на сопоставление
Содержание слайда: 1. Опора на сопоставление анализа и синтеза слова (структурно­словообразовательный) Диктует необходимость в процессе анализа слова сопоставлять структуру слова и способ его образования. Состоит в обращении к частичному словообразовательному разбору при анализе структуры слова и к частичному морфемному разбору при выполнении словообразовательного анализа. дворник двор (Слово дворник образовано от производящей основы двор- с помощью суффикса –ник)

№10 слайд
. Опора на мотивированность
Содержание слайда: 2. Опора на мотивированность производного слова проявляется в том, что производное слово можно объяснить (мотивировать) другим словом, от которого оно образовано. Например, существительное правдивость образовано от прилагательного правдивый правдивость правдивый правдивый — от существительного правда правдивый правда

№11 слайд
. Опора на мотивированность
Содержание слайда: 2. Опора на мотивированность производного слова Мотивированность является важнейшим средством предупреждения бездумного механического членения производных слов, так как этот принцип требует, чтобы при членении слова в остатке оказывалось не бессмысленное сочетание звуков, а лексически значимая производная основа, которой можно мотивировать соответствующее производное слово. Напр., в слове румяный не выделяется суффикс – ян -, так как оно не мотивировано производной основой – рум – .

№12 слайд
. Исторический принцип.
Содержание слайда: 3. Исторический принцип. Позволяет предупредить смешение исторического и современного аспектов в анализе структуры слова. Реализуется с помощью использования этимологического анализа, исторического комментария (исторических справок) в процессе морфемного разбора. ПРИВЕТ. Общеслав. Производное от privětiti "приветствовать». КРАСНЫЙ. Общеслав. Суф. производное от краса. Первоначально — "красивый, хороший". Соврем. значение в памятниках отмечается с начала XVI в (Шанский Н.М. Школьный этимоло- гический словарь русского языка)

№13 слайд
. Исторический принцип
Содержание слайда: 3. Исторический принцип

№14 слайд
морфемики и словообразования
Содержание слайда: морфемики и словообразования Содержание школьного курса

№15 слайд
В разделе Морфемика и
Содержание слайда: В разделе «Морфемика и словообразование» выделяются три группы понятий: 1) понятия, связанные со структурой слов: основа слова, окончание, приставка, корень, суффикс; сложное слово, сложносокращенное слово; 2) понятия, связанные с образованием слов: производящая основа, способы словообразования (словопроизводства): приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение; слияние, переход одной части речи в другую; 3) лексикографические понятия: словообразовательный словарь, этимологический словарь.

№16 слайд
Работа над понятиями,
Содержание слайда: Работа над понятиями, связанными со структурой слова, предполагает: 1) усвоение учащимися различия между словообразованием и словоизменением; 2) усвоение значимости морфем; 3) умение выделять в слове окончание, основу, суффикс, приставку, корень и определять, какие части слова передают смысл, а какие выражают грамматическое значение.

№17 слайд
Работа по усвоению учащимися
Содержание слайда: Работа по усвоению учащимися различия между словообразованием и словоизменением Основной прием – противопоставление. Противопоставляются: - понятия «словообразование» и «словоизменение» Словообразование представляет собой образование разных по значению, однокоренных слов. Словоизменение - образование грамматических форм одного и того же слова. - средства словообразования и словоизменения Суффиксы и приставки окончания (склонение и спряжение) - отражение в толковых словарях Словоизменение не фиксируется словарями, так как в словарях помещаются слова только в их начальной форме. А слова, появившиеся в результате словообразования (однокоренные слова) заносятся в словари.

№18 слайд
Работа по усвоению учащимися
Содержание слайда: Работа по усвоению учащимися различия между словообразованием и словоизменением ЗАДАНИЕ. К ДАННЫМ СЛОВАМ ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА И ФОРМЫ СЛОВА. ШКОЛА, ИНТЕРЕСНЫЙ, ЧИТАТь ШКОЛА ЧИТАТЬ - К КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ОТНОСИТСЯ ДАННОЕ СЛОВО? - КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ? - КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ГЛАГОЛЫ? ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА: ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА: ШКОЛА, ШКОЛЬНЫЙ, ШКОЛЬНИК ЧИТАТЬ, ЧТЕНИЕ, ЧИТАТЕЛЬ, ШКОЛЬНИЦА, ШКОЛЯР, ПРИШКОЛЬНЫЙ. ПРОЧТЕНИЕ, ПОЧИТАТЬ,. ФОРМЫ СЛОВА: ФОРМЫ СЛОВА: ЕД. Ч. МН. Ч. ЕД. Ч. МН. Ч. И.п. ШКОЛА ШКОЛЫ 1 Л. ЧИТАЮ ЧИТАЕМ Р.п. ШКОЛЫ ШКОЛ 2 Л. ЧИТАЕШЬ ЧИТАЕТЕ Д.п. ШКОЛЕ ШКОЛАМ 3 Л. ЧИТАЕТ ЧИТАЮТ В.п. ШКОЛУ ШКОЛЫ Т.п. ШКОЛОЙ ШКОЛАМИ П.п. О ШКОЛЕ О ШКОЛАХ    

№19 слайд
Работа по усвоению учащимися
Содержание слайда: Работа по усвоению учащимися значимости морфем Морфема – основная единица словообразовательного уровня. Основное свойство морфемы – наличие значения. Для усвоения понятия «значение морфемы» нужно познакомить учащихся с корнями-омонимами (вода – водить), приставками и суффиксами омонимами, синонимами, антонимами.

№20 слайд
Работа по усвоению учащимися
Содержание слайда: Работа по усвоению учащимися значимости морфем

№21 слайд
Работа по усвоению учащимися
Содержание слайда: Работа по усвоению учащимися значимости морфем

№22 слайд
Упражнения по морфемике и
Содержание слайда: Упражнения по морфемике и словообразованию 1. Морфемный анализ. 2. Словообразовательный анализ.

№23 слайд
Содержание слайда:

№24 слайд
Морфемный анализ Морфемный
Содержание слайда: Морфемный анализ Морфемный анализ – это разбор слова по составу. Цель морфемного анализа — установить морфемную структуру слова: определить количество морфем, входящих в слово, определить типы морфем (окончание, приставка, суффикс, окончание), дать характеристику морфем (определить значение каждой морфемы).

№25 слайд
Этапы морфемного анализа .
Содержание слайда: Этапы морфемного анализа 1. Определение части речи. Цель – определить, изменяется ли слово. 2. У слов, имеющих формы словоизменения, выделяется окончание (материально выраженное или нулевое) и основа. Типичные ошибки при выделении окончания: - выделение окончания у неизменяемых слов (быстрО); - выделение материально выраженного окончания у слов с нулевым окончанием (санаторИЙ). Для правильного выделения окончания необходимо: - сопоставлять формы слова (водА, водЫ, водЕ; читал, читалА); - познакомить учащихся с основными типами нулевых окончаний в русском языке (комплекс В.В. Бабайцевой). После выделения окончания определяется его значение. Окончание указывает : у сущ-ых на падеж и число; у прил-ых на род, число и падеж и т.д.

№26 слайд
Этапы морфемного анализа .
Содержание слайда: Этапы морфемного анализа 3. При выделении суффиксов и приставок определяется производящая основа, которой мотивируется анализируемое слово : бодрость бодрый анализируемое слово сопоставляется с рядом одноструктурных слов, имеющих те же морфемы. Нпр.: в слове бодрость выделяется суффикс - ость с отвлеченным значением, как в словах смелОСТЬ, нежнОСТЬ. Использование одноструктурных слов помогает определить значение суффиксов и приставок. 4. При выделении корня подбираются однокоренные слова ВОДа, ВОДный, подВОДник. Морфемный анализ связан с фонетическим разбором. Звуковой анализ необходим, нпр., при анализе слов, в состав которых входит звук j (заячий). Морфемный анализ должен опираться на знания учащихся по лексике. Для правильного выделения морфем нужно учитывать явление омонимии . Нпр.:

№27 слайд
Задание. Выполните морфемный
Содержание слайда: Задание. Выполните морфемный анализ слов-омонимов в тексте. Цель задания: сопоставить морфемную структуру омонимов в тексте. Солнце еще облаков не задело, Трава на лугу еще росы пила, А плотник проснулся и взялся за дело, Слышится, как зазвенела пила.

№28 слайд
анализ Словообразовательный
Содержание слайда: анализ Словообразовательный

№29 слайд
Цель словообразовательного
Содержание слайда: Цель словообразовательного анализа - установление отношений производности, т.е. выяснение того, от какого слова (основы) образовано данное слово, с помощью какой морфемы и каким способом. Этапы словообразовательного анализа: 1 этап. Толкование значения слова. От учащихся нужно требовать развернутого толкования значения слова: ледовый - происходящий на льду безрезультатный - не дающий результата

№30 слайд
Этапы словообразовательного
Содержание слайда: Этапы словообразовательного анализа 2 этап – установление производящей основы, от которой образовано производное слово: ледовый – происходящий на льду, следовательно, производящая основа лед ледовый лед 3 этап – определение морфемы, с помощью которой образовано производное слово ледовый лед 4 этап – определение способа словообразования. ледовый лед (суффикс. сп.)

№31 слайд
пути обеспечения осознанности
Содержание слайда: 2 пути обеспечения осознанности при проведении морфемного и словообразовательного разборов Предупреждение ложной аналогии. Для разбора даются внешне сходные, но разные по структуре слова, нпр.: строительный, удивительный и др.; снежинка, горошинка, корзинка. 2. Учет лексического значения слова. Для разбора даются слова-омонимы, нпр.: стекла (сущ. и глаг.); ручка (двери) и ручка (ребенка) , косточка, стрелка.

№32 слайд
Упражнения по морфемике и
Содержание слайда: Упражнения по морфемике и словообразованию 3. Графический диктант - запись не слова, а его схемы. 4. Подбор слов по данной схеме. 5. Группировка слов по наличию в них определенных морфем. Нпр.: Заполните таблицу словами: приволжский, присесть, прилететь, приплыть, приклеить и т.д.

№33 слайд
Упражнения по морфемике и
Содержание слайда: Упражнения по морфемике и словообразованию 6. Подбор слов заданной модели. Нпр.: Подберите слова со значением житель того или иного города по модели: москвич сыктывкарец 7. Составление словообразовательной цепочки. правда правдивый правдивость 8. Подбор однокоренных слов и форм слова к данному слову. Школа, школы, школе, школу, школой, о школе. Школа, школьник, пришкольный.

Скачать все slide презентации Методика обучения морфемике и словообразованию одним архивом: