Презентация Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013) онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013) абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 99 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013)
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:99 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:3.17 MB
- Просмотров:77
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№5 слайд
Содержание слайда: С2. Сочинение-рассуждение
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания АВТОР «ЦИТАТА».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами АВТОРА ЦИТАТЫ.
№10 слайд
Содержание слайда: С2 Сочинение-рассуждение
Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
ВЫСКАЗЫВАНИЯ БУДУТ РАЗНЫЕ.
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
№17 слайд
Содержание слайда: Модель 1. Пример сочинения
Как известно, наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, а в повелительном и условном – возможные, желательные или необходимые.
Эти значения наклонения использованы автором текста. Например, действительность, окружающая героя, описана с помощью глаголов в форме изъявительного наклонения: «шумел дождь», «скрипели половицы», «сидел у окна» (предложения 1-6) .
№18 слайд
Содержание слайда: Модель 1. Пример сочинения
Скучной обыденности Г.Андреев противопоставляет мир мечты. Так, желания героя показаны с помощью глаголов в форме условного наклонения: «Забросить бы всё эти бессмысленные бумаги и отправиться в путешествие» (предложение 18). Завершает текст предложение с глаголом в повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!» (предложение 37). Этот призыв также ведет читателя в идеальный мир, где нет бессмысленной скуки.
Таким образом, с помощью различных форм наклонения глагола автор противопоставляет окружающий мир внутреннему миру своего героя.
№19 слайд
Содержание слайда: Модель 2. Пример сочинения
Формы наклонения глагола передают различное отношение действия к действительности. В этом можно убедиться, анализируя текст Г. Андреева. В начале текста автор использует глаголы в форме изъявительного наклонения, чтобы показать действия, которые происходят на самом деле: «прошелся по комнате», «открыл окно», «шумел дождь» и т.д.
№20 слайд
Содержание слайда: Модель 2. Пример сочинения
В последнем абзаце появляются глаголы в условном (предложение 18) и повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!». Эти действия не совершены, но изображены автором как желательные и очень важные.
Таким образом, А.А.Потебня прав: повелительное и условное наклонения схожи в том, что выражают не действительные, а существующие только в мысли говорящего события.
№27 слайд
Содержание слайда: Задания В1
Замените разговорное слово «навалом» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом.
Замените просторечное слово «брехня» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом.
Замените книжное слово «взываю» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом.
№30 слайд
Содержание слайда: Речевые клише для аргументации
В подтверждение этого тезиса приведу пример, демонстрирующий лексическое (или грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению.
В качестве примера можно привести предложение … текста.
№31 слайд
Содержание слайда: Речевые клише для аргументации
Рассмотрим … предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … Это подтверждает вывод о том, что … .
Проиллюстрировать это лексическое (или грамматическое) явление можно на примере … предложения текста.
В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (или грамматическое) явление, как … .
№35 слайд
Содержание слайда: Лексика и фразеология
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах» (И.Н. Горелов)
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (учебник русск. яз.)
№36 слайд
Содержание слайда: Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса
многозначность;
лексика с точки зрения стилистической окраски;
слова одной тематической группы;
лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.);
лексика с точки зрения происхождения;
№42 слайд
Содержание слайда: Многозначность
Лексикой называют, прежде всего, словарный состав языка. Слова могут иметь сразу несколько значений. Такое явление называется многозначностью. Её пример можно наблюдать в предложении «Устал с дороги» (№23): слово «дорога» здесь выступает в одном из нескольких своих значений - «путешествие, путь».
№46 слайд
Содержание слайда: Антонимы
Используя антонимы, автор показывает вмешательство человека в жизнь природы: тихому шелесту травы противопоставлен оглушительный лязг машин, а живым деревьям – мертвые пни.
С помощью антонимов А. Приставкин подчёркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «об этом должны помнить и дети, и взрослые».
№48 слайд
Содержание слайда: Устаревшие слова
Для воссоздания колорита эпохи: Безвозвратно ушёл в прошлое XIX век с его каретами, двуколками и дилижансами.
Для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности: На уважении к слову и зиждется здание русской словесности.
Для создания комического эффекта, иронии:
Сей отрок отнюдь не блистал талантами и часто огорчал родителей двойками.
№50 слайд
Содержание слайда: Фразеологизм
Фразеологизмы, как и слова, называют предметы, признаки, действия, помогая понять смысл высказывания. Н-р, в предложении «Книги ждут собеседника, который придёт отделить плевелы от зёрен» используется фразеологизм, который обозначает «отделять вредное от полезного, плохое от хорошего».
№51 слайд
Содержание слайда: Лексика и грамматика
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» (Л.В. Успенский)
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» (Л.В. Успенский)
№52 слайд
Содержание слайда: Лексика и грамматика
«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика» (М.В. Исаковский)
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» (Г.В. Степанов)
№53 слайд
Содержание слайда: Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса
словосочетания с разными видами связи;
предложения по цели высказывания;
предложения по эмоциональной окраске;
однородные члены предложения;
обособленные члены предложения;
вводные слова и предложения;
обращения;
№57 слайд
Содержание слайда: Вводные конструкции
1. Показывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец и др.
2. Выражают оценку достоверности изображаемого: наверное, по-видимому, должно быть, разумеется, конечно и др.
3. Выражают авторское отношение к изображаемому: к счастью, к несчастью, к сожалению и т.п.
№58 слайд
Содержание слайда: Вводные конструкции
Авторская оценка выражена не только с помощью лексики. Например, в предложении 13 (К сожалению, человечество продолжает свою разрушительную деятельность) использована вводная конструкция, показывающая негативное отношение автора к вмешательству человека в жизнь природы.
№60 слайд
Содержание слайда: Вопросительные предложения
1. Формулируют проблему, над которой размышляет автор: Как изменить отношение человека к природе?
2. Образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь читателя к совместному размышлению:
В чём высшее наслаждение жизнью? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству.
№61 слайд
Содержание слайда: Простые и сложные предложения
Простые предложения называют какие-либо факты, события, явления, а сложные выражают отношения между этими событиями.
Сверкнул луч солнца. Всё вокруг преобразилось.
Сверкнул луч солнца, и всё вокруг преобразилось.
Когда сверкнул луч солнца, всё вокруг преобразилось.
№62 слайд
Содержание слайда: Роль грамматических явлений
(пример)
Грамматика помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли. Примером может быть такое грамматическое явление, как сложноподчинённое предложение, между частями которого устанавливаются отношения подчинения. Например, в предложении 22 придаточное изъяснительное объясняет, о чём разговаривали герои, а придаточное обстоятельственное времени говорит о том, когда они разговаривали.
№63 слайд
Содержание слайда: Роль грамматических явлений
(пример)
Грамматика учит нас правильно говорить и писать. Она нужна не только для правильного построения слов в речи, но может служить ещё и способом передачи дополнительных смыслов в тексте. Н-р, в предложении «Вдруг справа из кустов что-то белое – прыг!» для обозначения действия вместо глагола прошедшего времени используется междометие «прыг». Это придаёт высказыванию экспрессивную окраску: создаётся эффект внезапности и скорости действия.
№64 слайд
Содержание слайда: Морфология
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений "обесценено"» (А.А. Реформатский)
№67 слайд
Содержание слайда: Существительные + глаголы
(пример)
С помощью имен существительных и глаголов автор показывает многообразие мира живой природы. Имена существительные называют разные виды птиц: зяблик, бекас, перепелка, соловей… Глаголы же позволяют нам услышать неповторимый голос каждой птицы: звенеть, свистеть, стонать, заливаться.
№68 слайд
Содержание слайда: Синтаксис и пунктуация
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» (М. Е. Салтыков-Щедрин)
«Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» (Л.В. Успенский)
№70 слайд
Содержание слайда: Синтаксис и пунктуация
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый "характер"» (С. И. Львова)
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» (Н.С. Валгина)
№71 слайд
Содержание слайда: Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса
словосочетания с разными видами связи;
предложения по цели высказывания;
предложения по эмоциональной окраске;
однородные члены предложения;
обособленные члены предложения;
вводные слова и предложения;
обращения;
№76 слайд
Содержание слайда: Язык и речь
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Б.Н. Головин)
«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет» (А.А. Мирошниченко)
№77 слайд
Содержание слайда: Язык и речь
«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу» (М.В. Панов)
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли»
(В.Г. Короленко)
№81 слайд
Содержание слайда: Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев» (литературная энциклопедия)
№82 слайд
Содержание слайда: Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» (М.Н. Кожина)
«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли» (Н. Шамфор)
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» (Е.В. Джанджакова)
№83 слайд
Содержание слайда: Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» (Г.Я. Солганик)
«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» (А.А. Зеленецкий)
№86 слайд
Содержание слайда: Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. (М.Кожина)
Путь жизни, длинный, трудный, со многими печалями и страданиями, человек не проходит, а совершает, свершает. Это только кажется: вот дорога, вот судьба, и человек шагает себе по судьбе-дороге, выполняя ежедневные свои задачи и задачки.
№87 слайд
Содержание слайда: Да нет же, всё не так: путь жизни – это, конечно, и дорога, простирающаяся не по полю, а во времени, но путь жизни – это и дом, и дело, и своего рода строительство, которое нам предстоит свершить к неизвестному сроку.
Представьте себе, пожалуйста, жизнь как строительство, и вы поймёте, что же именно строит каждый из нас, что нам предстоит совершить.
№88 слайд
Содержание слайда: Да самого себя! Каждый из нас строит самого себя, чтобы в самом себе жить. Я каждый день строю дом, который всегда со мной. Дом, из которого не уйдёшь, даже если ты пошёл в гости или на дискотеку. Из него не вырвешься и на другой не обменяешь.
Этим люди и различаются: одни просто бредут по жизненному пути, а другие строят себя, стараясь выстроить жизнь-дом красивее и надёжнее. (С. Соловейчик)
№89 слайд
Содержание слайда: Текст с пропусками
Как отмечает М. Кожина, ____________________________________________________________________________. Эту мысль можно подтвердить на примере текста С.Соловейчика. Автор пишет очень эмоционально и выразительно. Размышляя о человеческой жизни, он использует синонимы (например,__________________), для того чтобы_________________________
№90 слайд
Содержание слайда: Текст с пропусками
Особую роль в тексте играет метафора: _____________________________________. С помощью этого тропа С. Соловейчик хочет подчеркнуть, что_________________
_______________________________________.
Итак, использованные автором языковые средства создают художественные образы произведения и помогают читателю открыть их смысл.
№93 слайд
Содержание слайда: Сочинение по тексту С.Соловейчика (Текст взят из книги ГИА-2012, с.102)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
№95 слайд
Содержание слайда: (21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.
(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.
№96 слайд
Содержание слайда: Примеры-аргументы
(иллюстрация лексического явления)
Словарь любого языка – это его лексика. Лексика всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего (автора). Человек использует в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Например, С.Соловейчик использует разговорные слова «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22), которые дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние.
№97 слайд
Содержание слайда: Примеры-аргументы
(иллюстрация грамматического явления)
Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей.
Так, однородные члены могут выражать различные отношения между предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их, противопоставления или исключения.
№98 слайд
Содержание слайда: Примеры-аргументы
(иллюстрация грамматического явления)
Например, ряды однородных членов в предложении 21 позволяют автору путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.
Скачать все slide презентации Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013) одним архивом:
-
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по русскому языку в 9 классе (методическая разработка при подготовке к ГИА)
-
Методика работы над изложением и сочинением-рассуждением на лингвистическую тему 15. 1 (ОГЭ – 2017)
-
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2. 1) в формате ГИА-2012
-
Подготовка к написанию к сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Зачем нужна пунктуация?» Работа учителя русского языка
-
Алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему Шадрина Анастасия Алексеевна преподаватель Омского филиала Высшей школы
-
Скачать презентацию Работа над ошибками в сочинении на лингвистическую тему
-
Методика подготовки учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему (задание С2 ГИА по русскому языку)
-
Методические рекомендации. Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
-
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (ГИА)
-
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему. Подготовка к ГИА