Презентация Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013) онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013) абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 99 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013)



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    99 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    3.17 MB
  • Просмотров:
    77
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Андрей Георгиевич Нарушевич,
Содержание слайда: Андрей Георгиевич Нарушевич, ведущий сотрудник издательства «Легион»; автор пособий по русскому языку; кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского языка ТГПИ им. А.П.Чехова

№2 слайд
Содержание слайда:

№3 слайд
Изменения в КИМах O года
Содержание слайда: Изменения в КИМах 2O13 года

№4 слайд
В третьей части
Содержание слайда: В третьей части экзаменационной работы 2013 года представлено только одно задание С2 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Альтернативного задания С2.2 нет

№5 слайд
С . Сочинение-рассуждение
Содержание слайда: С2. Сочинение-рассуждение Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания АВТОР «ЦИТАТА». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами АВТОРА ЦИТАТЫ.

№6 слайд
Изменена система оценивания С
Содержание слайда: Изменена система оценивания С2

№7 слайд
С . С К Наличие
Содержание слайда: С2. С1К2 Наличие примеров-аргументов

№8 слайд
Содержание слайда:

№9 слайд
Методика работы над
Содержание слайда: Методика работы над сочинением (задание С2)

№10 слайд
С Сочинение-рассуждение
Содержание слайда: С2 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания ВЫСКАЗЫВАНИЯ БУДУТ РАЗНЫЕ. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

№11 слайд
Тезис Тезисом в сочинении С
Содержание слайда: Тезис Тезисом в сочинении С2 являются слова АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ. Начать сочинение можно словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

№12 слайд
Алгоритм работы над
Содержание слайда: Алгоритм работы над сочинением (задание С2)

№13 слайд
Содержание слайда:

№14 слайд
Модель от общего к частному
Содержание слайда: Модель 1 (от общего к частному)

№15 слайд
Модель от частного к общему
Содержание слайда: Модель 2 (от частного к общему)

№16 слайд
Категория наклонения Сходство
Содержание слайда: Категория наклонения «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)

№17 слайд
Модель . Пример сочинения Как
Содержание слайда: Модель 1. Пример сочинения Как известно, наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, а в повелительном и условном – возможные, желательные или необходимые. Эти значения наклонения использованы автором текста. Например, действительность, окружающая героя, описана с помощью глаголов в форме изъявительного наклонения: «шумел дождь», «скрипели половицы», «сидел у окна» (предложения 1-6) .

№18 слайд
Модель . Пример сочинения
Содержание слайда: Модель 1. Пример сочинения Скучной обыденности Г.Андреев противопоставляет мир мечты. Так, желания героя показаны с помощью глаголов в форме условного наклонения: «Забросить бы всё эти бессмысленные бумаги и отправиться в путешествие» (предложение 18). Завершает текст предложение с глаголом в повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!» (предложение 37). Этот призыв также ведет читателя в идеальный мир, где нет бессмысленной скуки. Таким образом, с помощью различных форм наклонения глагола автор противопоставляет окружающий мир внутреннему миру своего героя.

№19 слайд
Модель . Пример сочинения
Содержание слайда: Модель 2. Пример сочинения Формы наклонения глагола передают различное отношение действия к действительности. В этом можно убедиться, анализируя текст Г. Андреева. В начале текста автор использует глаголы в форме изъявительного наклонения, чтобы показать действия, которые происходят на самом деле: «прошелся по комнате», «открыл окно», «шумел дождь» и т.д.

№20 слайд
Модель . Пример сочинения В
Содержание слайда: Модель 2. Пример сочинения В последнем абзаце появляются глаголы в условном (предложение 18) и повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!». Эти действия не совершены, но изображены автором как желательные и очень важные. Таким образом, А.А.Потебня прав: повелительное и условное наклонения схожи в том, что выражают не действительные, а существующие только в мысли говорящего события.

№21 слайд
Аргументы Подсказки при
Содержание слайда: Аргументы Подсказки при выборе языковых явлений для аргументации, прежде всего лексических, могут содержаться в тестовых заданиях А2, А3 и В1.

№22 слайд
Задание А
Содержание слайда: Задание А2

№23 слайд
Задание А
Содержание слайда: Задание А2

№24 слайд
Задание А
Содержание слайда: Задание А3

№25 слайд
Задание А
Содержание слайда: Задание А3

№26 слайд
Задание А
Содержание слайда: Задание А3

№27 слайд
Задания В Замените
Содержание слайда: Задания В1 Замените разговорное слово «навалом» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Замените просторечное слово «брехня» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом. Замените книжное слово «взываю» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом.

№28 слайд
Аргументы Способы оформления
Содержание слайда: Аргументы Способы оформления Указать номера предложений ИЛИ использовать цитирование.

№29 слайд
Речевые клише анализ цитаты В
Содержание слайда: Речевые клише анализ цитаты В приведенной цитате автор размышляет о таких языковых явлениях, как…

№30 слайд
Речевые клише для
Содержание слайда: Речевые клише для аргументации В подтверждение этого тезиса приведу пример, демонстрирующий лексическое (или грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению. В качестве примера можно привести предложение … текста.

№31 слайд
Речевые клише для
Содержание слайда: Речевые клише для аргументации Рассмотрим … предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … Это подтверждает вывод о том, что … . Проиллюстрировать это лексическое (или грамматическое) явление можно на примере … предложения текста. В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (или грамматическое) явление, как … .

№32 слайд
Научный стиль Научный стиль
Содержание слайда: Научный стиль Научный стиль

№33 слайд
Тематика сочинений С Лексика
Содержание слайда: Тематика сочинений С2 Лексика и фразеология Лексика и грамматика Морфология Синтаксис и пунктуация Человек и его язык (речь) Язык и речь Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности

№34 слайд
Лексика и фразеология
Содержание слайда: Лексика и фразеология «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К.А. Федин) «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Г. Паустовский)

№35 слайд
Лексика и фразеология Самое
Содержание слайда: Лексика и фразеология «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах» (И.Н. Горелов) «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (учебник русск. яз.)

№36 слайд
Языковые явления для
Содержание слайда: Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса многозначность; лексика с точки зрения стилистической окраски; слова одной тематической группы; лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.); лексика с точки зрения происхождения;

№37 слайд
Языковые явления для
Содержание слайда: Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы); синонимы, антонимы, омонимы; фразеологизмы; тропы (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, гипербола и др.).

№38 слайд
Слова одной тематической
Содержание слайда: Слова одной тематической группы

№39 слайд
Слова одной тематической
Содержание слайда: Слова одной тематической группы

№40 слайд
Содержание слайда:

№41 слайд
Тематическая группа Слова
Содержание слайда: Тематическая группа Слова одной тематической группы (художник, мастер, галерея, картины, полотна) погружают читателя в мир искусства, художественного творчества.

№42 слайд
Многозначность Лексикой
Содержание слайда: Многозначность Лексикой называют, прежде всего, словарный состав языка. Слова могут иметь сразу несколько значений. Такое явление называется многозначностью. Её пример можно наблюдать в предложении «Устал с дороги» (№23): слово «дорога» здесь выступает в одном из нескольких своих значений - «путешествие, путь».

№43 слайд
Разговорная и просторечная
Содержание слайда: Разговорная и просторечная лексика 1. Средство речевой характеристики героя: «Сымай одёжу-то – сушить будем», - проворчал старик. 2. Средство выражения авторской оценки: Где-то рядом верещала гармошка и нестройные голоса горланили песню.

№44 слайд
Функции синонимов Помогают
Содержание слайда: Функции синонимов Помогают избежать неоправданных повторов. Служат для связи предложений в тексте Уточняют, конкретизируют содержание понятия

№45 слайд
Синонимы Использование
Содержание слайда: Синонимы Использование синонимов («поверхностный, примитивный, банальный подход») служит средством создания градации и выражает отрицательное отношение автора к людям, не умеющим ценить произведения искусства.

№46 слайд
Антонимы Используя антонимы,
Содержание слайда: Антонимы Используя антонимы, автор показывает вмешательство человека в жизнь природы: тихому шелесту травы противопоставлен оглушительный лязг машин, а живым деревьям – мертвые пни. С помощью антонимов А. Приставкин подчёркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «об этом должны помнить и дети, и взрослые».

№47 слайд
Оценочная лексика С помощью
Содержание слайда: Оценочная лексика С помощью оценочной лексики («Иван ни в ком не терпел лжи, лицемерия и фальши») автор характеризует героя как честного, открытого человека.

№48 слайд
Устаревшие слова Для
Содержание слайда: Устаревшие слова Для воссоздания колорита эпохи: Безвозвратно ушёл в прошлое XIX век с его каретами, двуколками и дилижансами. Для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности: На уважении к слову и зиждется здание русской словесности. Для создания комического эффекта, иронии: Сей отрок отнюдь не блистал талантами и часто огорчал родителей двойками.

№49 слайд
Фразеологизмы афористично,
Содержание слайда: Фразеологизмы афористично, кратко и ёмко выражают мысль: Творческий труд никогда не укладывался в прокрустово ложе отчётов и предписаний. выражают авторскую оценку изображаемого: Человек он из тех, о которых говорят «звёзд с неба не хватает» или «пороху не выдумает».

№50 слайд
Фразеологизм Фразеологизмы,
Содержание слайда: Фразеологизм Фразеологизмы, как и слова, называют предметы, признаки, действия, помогая понять смысл высказывания. Н-р, в предложении «Книги ждут собеседника, который придёт отделить плевелы от зёрен» используется фразеологизм, который обозначает «отделять вредное от полезного, плохое от хорошего».

№51 слайд
Лексика и грамматика В языке
Содержание слайда: Лексика и грамматика «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» (Л.В. Успенский) «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» (Л.В. Успенский)

№52 слайд
Лексика и грамматика Я понял,
Содержание слайда: Лексика и грамматика «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика» (М.В. Исаковский) «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» (Г.В. Степанов)

№53 слайд
Синтаксические явления для
Содержание слайда: Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса словосочетания с разными видами связи; предложения по цели высказывания; предложения по эмоциональной окраске; однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова и предложения; обращения;

№54 слайд
Синтаксические явления для
Содержание слайда: Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные) прямая речь косвенная речь диалог

№55 слайд
Синтаксические средства
Содержание слайда: Синтаксические средства выразительности риторические вопросы риторические восклицания синтаксический параллелизм анафора инверсия парцелляция многосоюзие/бессоюзие градация

№56 слайд
Однородные члены предложения
Содержание слайда: Однородные члены предложения Использованный автором ряд однородных членов (жизнь в окружении автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров) создаёт образ современного индустриального мира, противопоставленного миру природы

№57 слайд
Вводные конструкции .
Содержание слайда: Вводные конструкции 1. Показывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец и др. 2. Выражают оценку достоверности изображаемого: наверное, по-видимому, должно быть, разумеется, конечно и др. 3. Выражают авторское отношение к изображаемому: к счастью, к несчастью, к сожалению и т.п.

№58 слайд
Вводные конструкции Авторская
Содержание слайда: Вводные конструкции Авторская оценка выражена не только с помощью лексики. Например, в предложении 13 (К сожалению, человечество продолжает свою разрушительную деятельность) использована вводная конструкция, показывающая негативное отношение автора к вмешательству человека в жизнь природы.

№59 слайд
Обращения Средства речевого
Содержание слайда: Обращения Средства речевого этикета (Уважаемый Иван Александрович!) Средства речевой характеристики героя (Женщина! Папаша! Эй ты, чучело! - Доченька! Мамочка! ) Риторические обращения усиливают выразительность текста.

№60 слайд
Вопросительные предложения .
Содержание слайда: Вопросительные предложения 1. Формулируют проблему, над которой размышляет автор: Как изменить отношение человека к природе? 2. Образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь читателя к совместному размышлению: В чём высшее наслаждение жизнью? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству.

№61 слайд
Простые и сложные предложения
Содержание слайда: Простые и сложные предложения Простые предложения называют какие-либо факты, события, явления, а сложные выражают отношения между этими событиями. Сверкнул луч солнца. Всё вокруг преобразилось. Сверкнул луч солнца, и всё вокруг преобразилось. Когда сверкнул луч солнца, всё вокруг преобразилось.

№62 слайд
Роль грамматических явлений
Содержание слайда: Роль грамматических явлений (пример) Грамматика помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли. Примером может быть такое грамматическое явление, как сложноподчинённое предложение, между частями которого устанавливаются отношения подчинения. Например, в предложении 22 придаточное изъяснительное объясняет, о чём разговаривали герои, а придаточное обстоятельственное времени говорит о том, когда они разговаривали.

№63 слайд
Роль грамматических явлений
Содержание слайда: Роль грамматических явлений (пример) Грамматика учит нас правильно говорить и писать. Она нужна не только для правильного построения слов в речи, но может служить ещё и способом передачи дополнительных смыслов в тексте. Н-р, в предложении «Вдруг справа из кустов что-то белое – прыг!» для обозначения действия вместо глагола прошедшего времени используется междометие «прыг». Это придаёт высказыванию экспрессивную окраску: создаётся эффект внезапности и скорости действия.

№64 слайд
Морфология Сходство между
Содержание слайда: Морфология «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня) «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений "обесценено"» (А.А. Реформатский)

№65 слайд
Морфология Русский язык богат
Содержание слайда: Морфология «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» (Л.Н. Толстой)

№66 слайд
Языковые явления для
Содержание слайда: Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса Части речи, указанные в теме-цитате, и их роль в тексте.

№67 слайд
Существительные глаголы
Содержание слайда: Существительные + глаголы (пример) С помощью имен существительных и глаголов автор показывает многообразие мира живой природы. Имена существительные называют разные виды птиц: зяблик, бекас, перепелка, соловей… Глаголы же позволяют нам услышать неповторимый голос каждой птицы: звенеть, свистеть, стонать, заливаться.

№68 слайд
Синтаксис и пунктуация Мысль
Содержание слайда: Синтаксис и пунктуация «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» (М. Е. Салтыков-Щедрин) «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» (Л.В. Успенский)

№69 слайд
Синтаксис и пунктуация Что же
Содержание слайда: Синтаксис и пунктуация «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис» (А.А. Реформатский) «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса» (Б.В. Шергин)

№70 слайд
Синтаксис и пунктуация
Содержание слайда: Синтаксис и пунктуация «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый "характер"» (С. И. Львова) «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» (Н.С. Валгина)

№71 слайд
Синтаксические явления для
Содержание слайда: Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса словосочетания с разными видами связи; предложения по цели высказывания; предложения по эмоциональной окраске; однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова и предложения; обращения;

№72 слайд
Синтаксические явления для
Содержание слайда: Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные); знаки препинания.

№73 слайд
Функции абзаца Отделение друг
Содержание слайда: Функции абзаца Отделение друг от друга на письме реплик диалога; отделение друг от друга на письме отрезков монологического текста с целью а) логико-смыслового выделения; б) экспрессивно-эмоционального выделения.

№74 слайд
Человек и его язык речь Язык
Содержание слайда: Человек и его язык (речь) «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных» (И.А. Гончаров) «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя» (Георг фон Габеленц)

№75 слайд
Человек и его язык речь
Содержание слайда: Человек и его язык (речь) «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит» (Д.С. Лихачёв) «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи» (Поль Рикёр)

№76 слайд
Язык и речь К оценке
Содержание слайда: Язык и речь «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Б.Н. Головин) «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет» (А.А. Мирошниченко)

№77 слайд
Язык и речь Язык подобен
Содержание слайда: Язык и речь «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу» (М.В. Панов) «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» (В.Г. Короленко)

№78 слайд
Язык и речь Некоторые учёные
Содержание слайда: Язык и речь «Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью» (А.А. Мирошниченко)

№79 слайд
Содержание слайда:

№80 слайд
Содержание слайда:

№81 слайд
Язык художественной
Содержание слайда: Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев» (литературная энциклопедия)

№82 слайд
Язык художественной
Содержание слайда: Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» (М.Н. Кожина) «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли» (Н. Шамфор) «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» (Е.В. Джанджакова)

№83 слайд
Язык художественной
Содержание слайда: Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» (Г.Я. Солганик) «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» (А.А. Зеленецкий)

№84 слайд
Язык художественной
Содержание слайда: Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» (А.И. Горшков)

№85 слайд
Средства выразительности
Содержание слайда: Средства выразительности тропы; синонимы, антонимы, омонимы; фразеологизмы; риторические (стилистические) фигуры речи.

№86 слайд
Читатель проникает в мир
Содержание слайда: Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. (М.Кожина) Путь жизни, длинный, трудный, со многими печалями и страданиями, человек не проходит, а совершает, свершает. Это только кажется: вот дорога, вот судьба, и человек шагает себе по судьбе-дороге, выполняя ежедневные свои задачи и задачки.

№87 слайд
Да нет же, всё не так путь
Содержание слайда: Да нет же, всё не так: путь жизни – это, конечно, и дорога, простирающаяся не по полю, а во времени, но путь жизни – это и дом, и дело, и своего рода строительство, которое нам предстоит свершить к неизвестному сроку. Представьте себе, пожалуйста, жизнь как строительство, и вы поймёте, что же именно строит каждый из нас, что нам предстоит совершить.

№88 слайд
Да самого себя! Каждый из нас
Содержание слайда: Да самого себя! Каждый из нас строит самого себя, чтобы в самом себе жить. Я каждый день строю дом, который всегда со мной. Дом, из которого не уйдёшь, даже если ты пошёл в гости или на дискотеку. Из него не вырвешься и на другой не обменяешь. Этим люди и различаются: одни просто бредут по жизненному пути, а другие строят себя, стараясь выстроить жизнь-дом красивее и надёжнее. (С. Соловейчик)

№89 слайд
Текст с пропусками Как
Содержание слайда: Текст с пропусками Как отмечает М. Кожина, ____________________________________________________________________________. Эту мысль можно подтвердить на примере текста С.Соловейчика. Автор пишет очень эмоционально и выразительно. Размышляя о человеческой жизни, он использует синонимы (например,__________________), для того чтобы_________________________

№90 слайд
Текст с пропусками Особую
Содержание слайда: Текст с пропусками Особую роль в тексте играет метафора: _____________________________________. С помощью этого тропа С. Соловейчик хочет подчеркнуть, что_________________ _______________________________________. Итак, использованные автором языковые средства создают художественные образы произведения и помогают читателю открыть их смысл.

№91 слайд
Содержание слайда:

№92 слайд
Таблица- матрица сочинения
Содержание слайда: Таблица- матрица сочинения

№93 слайд
Сочинение по тексту
Содержание слайда: Сочинение по тексту С.Соловейчика (Текст взят из книги ГИА-2012, с.102) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

№94 слайд
Приводя примеры, указывайте
Содержание слайда: Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.

№95 слайд
Но мужественность свойственна
Содержание слайда: (21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь. (21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.

№96 слайд
Примеры-аргументы иллюстрация
Содержание слайда: Примеры-аргументы (иллюстрация лексического явления) Словарь любого языка – это его лексика. Лексика всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего (автора). Человек использует в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Например, С.Соловейчик использует разговорные слова «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22), которые дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние.

№97 слайд
Примеры-аргументы иллюстрация
Содержание слайда: Примеры-аргументы (иллюстрация грамматического явления) Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей. Так, однородные члены могут выражать различные отношения между предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их, противопоставления или исключения.

№98 слайд
Примеры-аргументы иллюстрация
Содержание слайда: Примеры-аргументы (иллюстрация грамматического явления) Например, ряды однородных членов в предложении 21 позволяют автору путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.

№99 слайд
Успехов вам! www.legionr.ru
Содержание слайда: Успехов вам! www.legionr.ru anarushevich@yandex.ru

Скачать все slide презентации Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013) одним архивом:
Похожие презентации