Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
17 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
711.89 kB
Просмотров:
58
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Словообразование
№2 слайд
Содержание слайда: Словообразование
Раздел языкознания, изучающий деривацию (лат. derivatio ‘образование’) – образование слов от родственных, однокоренных слов; описывает устоявшиеся формально-смысловые отношения между производным и производящим словом – типы словообразования и словообразовательные модели.
Дериватор – языковая единица, необходимая для образования других языковых единиц (словообразовательный формант, наименьшее в формальном и семантическом отношении средство, отличающее производное слово от производящего): корни и аффиксы.
№3 слайд
Содержание слайда: Словообразование и формообразование
Словообразование – образование новых слов
Формообразование – образование новых форм одного и того же слова
спорные случаи формообразования – деепричастие, причастие
№4 слайд
Содержание слайда: Состав слова
Морфема – все значимые части слова (корень, аффиксы, окончание)
Основа – часть слова, выражающая лексическое значение (выделяется путем «отсечения» окончания)
непроизводная (немотивированная) – не имеющая на синхронном срезе живых аффиксов и семантико-словообразовательных связей с другими словами (стол)
производная (мотивированная) – обнаруживая живые аффиксы, которые можно выделить (подоконник)
производящая (мотивирующая) – «источник» дальнейшего словообразования
№5 слайд
Содержание слайда: Состав слова
Основа
свободная – непроизводная основа / корень, встречающаяся не только в составе производных слов, но и самостоятельно – в сочетании с окончаниями и формообразующими аффиксами
связанная - непроизводная основа / корень, не встречающаяся самостоятельно (радиксоид): добавить, надбавить, одеть, надеть
№6 слайд
Содержание слайда: Состав слова
Корень (радикс) – общая часть родственных слов (несколько слов с одним корнем образуют словообразовательное гнездо)
Аффиксы (лат affixus‘прикрепленный’), или форманты – все значимые части слова, кроме корня
суффиксы
приставки (префиксы)
Постфиксы
окончания (флексии) – изменяемая часть слова, указывающая на синтаксические отношение слов
нулевое окончание
ненулевое окончание
№7 слайд
Содержание слайда: Классификация аффиксов
По функции
словообразовательные (словообразующие)
формообразовательные (формообразующие): суф. –л-, окончания
словоформообразовательные (словоформообразующие): приставка пере-; окончания, меняющие род существительного (у парных слов)
№8 слайд
Содержание слайда: Классификация аффиксов
По характеру воспроизводимости
регулярные (встречающиеся в регулярных моделях)
нерегулярные – встречающиеся в единичных случаях: люб-овь; да -м
По степени воспроизводимости
продуктивные – использующиеся часто
непродуктивные – использующиеся редко: паст-ух, пет-ух
№9 слайд
Содержание слайда: Морфемы и «неморфемы»
Морфема – все значимые части слова (корень, аффиксы, окончание)
Интерфикс (соединительная гласная) – часть слова, не имеющая самостоятельного значения (вставной гласный / согласный, необходимый для благозвучия)
Аффиксоид – корневая морфема, выступающая в функции аффикса
префексоид: еже- (ежедневно)
суффиксоид: -вед (языковед)
№10 слайд
Содержание слайда: Изменение в морфемном составе слова
Опрощение – перераспределение морфем с уменьшением их количества (обогащение языка новыми корневыми основами)
утрата семантических связей: воздух; запад
утрата родственных слов: нельзя
фонетические изменения: весло - везти
Переразложение – перемещение границ морфем: живность (от устар. живный)
Усложнение – превращение непроизводной основы в производную (зонтик, фляжка)
№11 слайд
Содержание слайда: Типы анализов
Морфемный – состав морфем в слове на уровне СРЯ; выделение морфем с учетом возможного наложения морфем (аппликации) – совмещения конца одной и начала другой морфемы (лиловатый, минский)
Принцип квадрата Гринберга
Словообразовательный – нахождение производящей и производной основы, установления способа образования слова, его продуктивности
продуктивные словообразовательные модели
непродуктивные словообразовательные модели
№12 слайд
Содержание слайда: Типы словообразования
Морфологический предполагает использование формантов, является основным способом словообразования
приставочный (префиксальный): рисовать - нарисовать
суффиксальный: учитель - учительница
приставочно-суффиксальный: окно - подоконник
постфиксальный: мыть - мыться
нулевая суффиксация: зеленый – зелень; бежать - бег (существительные, образованные от прилагательных и глаголов)
№13 слайд
Содержание слайда: Типы словообразования
Морфологический
сложение основ (сложные слова): пароход
сложение слов (сложносоставные слова): диван-кровать
сокращение (усечение)
слоги словосочетания: профком
слог + целое слово: стенгазета
аббревиация
алфавитная: РФ
звуковая: вуз
редеривация (обратное словообразование) – «отсечение» морфем: доярка дояр; стюардесса – стюард
№14 слайд
Содержание слайда: Типы словообразования
Неморфологические – без использования формантов (аффиксов)
лексико-семантический – появление новых слов из- за распада многозначных слов и образования омонимов: свет
лексико-синтаксический – новые слова возникают из-за сращения словосочетания в одну лексему: сейчас = сей+час; сегодня = сего+дня
№15 слайд
Содержание слайда: Типы словообразования
Неморфологические
морфолого-синтаксический – переход слова из одной части речи в другую
субстантивация: мороженое, столовая, учащийся
адъективация: изысканный вкус, молотый кофе
Адвербиализация: по-вашему, лежа, стоя
Прономинализация: данный
№16 слайд
Содержание слайда: Особенности словообразовательной системы
Многозначность аффиксов (приставка при-)
Омонимия аффиксов (суф. –ец- 1. ‘национальность, место жительство’ (британец) 2. ‘род занятий’ (певец))
Синонимия аффиксов (названия жителей городов – ец, ич)
№17 слайд
Содержание слайда: Морфологические чередования звуков (исторические)
Исторические чередования перестают быть живыми, но отражаются на письме (для унификации произношения и написания).
Возникают по причине фонетических законов (тенденций), которые перестают существовать
грамматические возникают под влиянием какого формообразующего аффикса в разных формах одного и того же слова (глубоко - глубже)
морфологические возникают в однокоренных словах (рука - ручка)
Гласные: а//о, е // о, а // им, ин и проч.
Согласные: г – ж – з; к – ц – ч, б - бл и проч.