Презентация Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс) онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс) абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 38 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс)
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:38 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:1.49 MB
- Просмотров:61
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№8 слайд
![Внимательно прочитайте](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img7.jpg)
Содержание слайда: Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
Задание: Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К.Паустовского: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом".
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами (автора).
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
№9 слайд
![Бабуля, это к тебе, сказала](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img8.jpg)
Содержание слайда: – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8)Анна Федотовна уточнила:
– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода.
(16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.(17)Когда ей положили на руки шкатулку,
она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали
документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.
– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
№10 слайд
![Не возьмёт, и вы не берите.](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img9.jpg)
Содержание слайда: – (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –(28)И пожалуйста, верните мне все документы.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –(28)И пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну... (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
(По Б. Васильеву)
№15 слайд
![Вступление Смысл последних](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img14.jpg)
Содержание слайда: Вступление
Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
В этом отрывке автор говорит о том, что…
Смысл данного отрывка я понимаю так: …
В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
№16 слайд
![Для выражения своего](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img15.jpg)
Содержание слайда: Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
действительно
на самом деле
не могу не согласиться с автором высказывания
я полностью согласен с ...
вынужден согласиться с ...
я разделяю точку зрения автора высказывания
я поддерживаю мнение автора
бесспорно мнение автора о том, что ...
и т.д.
№18 слайд
![Можно обойтись и без](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img17.jpg)
Содержание слайда: Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
№19 слайд
![Шаг . Пишем основную часть](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img18.jpg)
Содержание слайда: Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания
примеров-аргументов:
№22 слайд
![Основная часть В основной](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img21.jpg)
Содержание слайда: Основная часть
В основной части следует избегать:
пересказа текста,
изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.
В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.
№23 слайд
![Как это сделать? Вот](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img22.jpg)
Содержание слайда: Как это сделать?
Вот некоторые рекомендации:
1. Перечитайте текст несколько раз.
2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.
3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.
4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!
№24 слайд
![В основной части вы должны](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img23.jpg)
Содержание слайда: В основной части вы должны назвать не менее двух аргументов (или доказательств) и привести минимум по одному примеру на каждый аргумент.
· Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
В основной части вы должны назвать не менее двух аргументов (или доказательств) и привести минимум по одному примеру на каждый аргумент.
· Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
· Проиллюстрировать данный аргумент можно на примере …. предложения текста.
· Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
· В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
· Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .
№25 слайд
![Несколько слов о СЛОВЕ](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img24.jpg)
Содержание слайда: Несколько слов о СЛОВЕ
Основной значимой единицей языка является слово. Слова несут в себе информацию о предметах, явлениях, действиях, качествах окружающего человека мира и духовной сферы.
Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Каждое слово имеет свое звучание, буквенную оболочку, индивидуальное лексическое и типичное грамматическое значения. Существует несколько способов толкования слов: подбором синонимов, толкование, включающее в свой состав однокоренные слова, иллюстрация смысла, рисунок.
№27 слайд
![Лексические явления для](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img26.jpg)
Содержание слайда: Лексические явления
для аргументации
лексика с точки зрения стилистической окраски;
лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.);
лексика с точки зрения происхождения;
лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);
синонимы, антонимы;
фразеологизмы и др.
№29 слайд
![Аргумент . Важным источником](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img28.jpg)
Содержание слайда: Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
№30 слайд
![На заметку Не в каждом тексте](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img29.jpg)
Содержание слайда: На заметку…
Не в каждом тексте можно обнаружить все приведенные выше грамматические или лексические явления. Поэтому проводится предварительная работа по всему материалу.
В тексте Б. Васильева мною выделены цветом примеры для лексических и грамматических аргументов. Ниже даны сочинения по тексту с опорой на выделенный лексический и грамматический материал.
№31 слайд
![Шаг . Пишем заключение В](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img30.jpg)
Содержание слайда: Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
и т.д.
№32 слайд
![Например Таким образом,](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img31.jpg)
Содержание слайда: Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
№33 слайд
![Важно сочинение должно иметь](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img32.jpg)
Содержание слайда: Важно:
сочинение должно иметь не менее 3 –х абзацев:
1 абзац - тезис,
2 абзац – аргументы с примерами,
3 абзац – вывод
Основная часть может состоять более чем из одного абзаца. Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.
№34 слайд
![. Примерный образец сочинения](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img33.jpg)
Содержание слайда: 1. Примерный образец сочинения :
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
№35 слайд
![. Примерный образец сочинения](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img34.jpg)
Содержание слайда: 2. Примерный образец сочинения
Язык - это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста.
Но само по себе слово еще не текст, а материал для его построения. И чтобы создать текст, необходимо знать законы грамматики, раздела лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. В предложенном тексте в предложении 52 (Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда.) автор выстраивает однородные челны по принципу градации, используя бессоюзную связь, чтобы показать степень трагедии, которую переживает старая женщина. А также в предложении 53 (Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…), соединяя однородные челны союзом «не только, но и», противопоставил душу шкатулке, то есть духовность, душевность - бездушию
Таким образом, смысл афоризма, введенного в задание, я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.
№36 слайд
![. Примерный образец сочинения](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img35.jpg)
Содержание слайда: 3. Примерный образец сочинения
Лингвисты считают слово основной единицей языка. И это не случайно. Ведь все свое знание о мире, понимание явлений действительности, их свойств человек прежде всего выразил в слове. Он назвал всякое действие, состояния, определил признаки и качества всего, что его окружает, и все это – с помощью слова.
Для доказательства тезиса, приведенного в задании, обратимся к тексту. Так, слово ПИСЬМО, употребленное в предложениях 14, 17, 18 имеет синонимы: бесценные листочки (….) и документ (…). Использовав эти слова, автор показал, как по-разному относятся к одному и тому же люди. Для главной героини эти пожелтевшие листочки были нитью, которая связывала ее с прошлым, делала воспоминания живыми . А для школьников они оказались всего лишь документом для музея. Оригинальным документом, а не копией.
В 1 предложении, использовав слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами БАБУЛЯ , ТАНЕЧКА, автор выразил отношение к героям рассказа. Они ему симпатичны, в отличие от школьников, которых он назвал «делегацией». Ведь их сюда привел не интерес к судьбе неизвестного героя, а задание, которое необходимо выполнить.
Слово – это великий зодчий человечества. Оно способно объяснить абсолютно все, вызвать улыбку и слезы, доставить радость и принести беду
Так лексика и грамматика помогают разгадать тайны текста, постичь замысел автора.
№37 слайд
![Закончите сочинение Слово](/documents_6/6d6a77319a0493e7a7e2f24c69448d02/img36.jpg)
Содержание слайда: Закончите сочинение
Слово – душа языка, его богатство и гордость. Слово – тончайшее прикосновение к сердцу. Через слово мы выражаем свои мысли и впитываем новые знания о жизни.
К.Г. Паустовский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слово, его лексическое значение отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
Так в … части текста …, нахожу ярчайшую метафору, придавшую предложению особую выразительность, эмоциональность. Интересно предложение … и с точки зрения грамматики. Это сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых. Если в первом – констатируется факт,…. то во втором – подводится его итог .
Могу уверенно сказать, что прав был замечательный русский писатель, утверждавший, что нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.
Скачать все slide презентации Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс) одним архивом:
Похожие презентации
-
9 класс. Выполнение задания С2. 1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
-
"«Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе»" - скачать презентации по Русскому языку
-
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по русскому языку в 9 классе (методическая разработка при подготовке к ГИА)
-
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Пунктуация. (9 класс. Задание С2. 1)
-
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 8 класс
-
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2. 1) в формате ГИА-2012
-
Подготовка к написанию к сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Зачем нужна пунктуация?» Работа учителя русского языка
-
Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (С 2. 1)
-
Сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужна орфография?» 9 класс Подготовка к ГИА
-
Схема сочинения – рассуждения на лингвистическую тему