Презентация Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс) онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс) абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 38 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс)



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    38 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    1.49 MB
  • Просмотров:
    61
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Учимся писать
Содержание слайда: Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

№2 слайд
Содержание слайда:

№3 слайд
Содержание слайда:

№4 слайд
Содержание слайда:

№5 слайд
Содержание слайда:

№6 слайд
Содержание слайда:

№7 слайд
Содержание слайда:

№8 слайд
Внимательно прочитайте
Содержание слайда: Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы. Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы. Задание: Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К.Паустовского: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом".  Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами (автора). Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

№9 слайд
Бабуля, это к тебе, сказала
Содержание слайда: – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила: – (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ. (11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: – (13)Это же всё ненастоящее – (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал: – (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста. – (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. – (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем. – (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

№10 слайд
Не возьмёт, и вы не берите.
Содержание слайда: – (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –(28)И пожалуйста, верните мне все документы. – (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –(28)И пожалуйста, верните мне все документы. (29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала. (33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. – (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас. – (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик. – (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься. (39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением: – (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала. (43)Делегация молча удалилась. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну... (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила: – (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку! – (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… (По Б. Васильеву)

№11 слайд
Инструкция по написанию
Содержание слайда: Инструкция по написанию сочинения

№12 слайд
Шаг . Знакомимся с
Содержание слайда: Шаг 1. Знакомимся с высказыванием Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

№13 слайд
Шаг . Определяем основную
Содержание слайда: Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания

№14 слайд
Шаг . Оформляем вступление Во
Содержание слайда: Шаг 3. Оформляем вступление Во вступлении необходимо: сформулировать   позицию автора высказывания;  выразить своё отношение к ней. Сформулировать   позицию автора вам помогут слова и выражения:

№15 слайд
Вступление Смысл последних
Содержание слайда: Вступление Смысл последних строк текста говорит нам о том, что… Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) … Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом... По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: … В этом отрывке автор говорит о том, что… Смысл данного отрывка я понимаю так: … В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что… 

№16 слайд
Для выражения своего
Содержание слайда: Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова: действительно на самом деле не могу не согласиться с автором высказывания я полностью согласен с ... вынужден согласиться с ... я разделяю точку зрения автора высказывания я поддерживаю мнение автора бесспорно мнение автора о том, что ... и т.д.

№17 слайд
Помните, что вступление
Содержание слайда: Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3 предложений.  Можно применить цитирование, например:        

№18 слайд
Можно обойтись и без
Содержание слайда: Можно обойтись и без цитирования, например: Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.   или:         Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя. или:         В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

№19 слайд
Шаг . Пишем основную часть
Содержание слайда: Шаг 4. Пишем основную часть Основную часть можно начать следующими фразами: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста... Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...  Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Внимательно изучите критерии оценивания  примеров-аргументов:

№20 слайд
общие требования к аргументам
Содержание слайда: общие требования к аргументам таковы: примеров должно быть 2; примеры должны быть из указанного текста; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте. . 

№21 слайд
Аргументы Способы оформления
Содержание слайда: Аргументы Способы оформления Указать номера предложений ИЛИ использовать цитирование. (Обратить внимание на точность цитирования)

№22 слайд
Основная часть В основной
Содержание слайда: Основная часть В основной части следует избегать: пересказа текста, изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли. В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.

№23 слайд
Как это сделать? Вот
Содержание слайда: Как это сделать? Вот некоторые рекомендации: 1. Перечитайте текст несколько раз. 2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте. 3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике. 4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею. 5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!

№24 слайд
В основной части вы должны
Содержание слайда: В основной части вы должны назвать не менее двух аргументов (или доказательств) и привести минимум по одному примеру на каждый аргумент. · Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. В основной части вы должны назвать не менее двух аргументов (или доказательств) и привести минимум по одному примеру на каждый аргумент. · Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. · Проиллюстрировать данный аргумент можно на примере …. предложения текста. · Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения. · В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. · Предложение № … подтверждает мысль о том, что … . 

№25 слайд
Несколько слов о СЛОВЕ
Содержание слайда: Несколько слов о СЛОВЕ Основной значимой единицей языка является слово. Слова несут в себе информацию о предметах, явлениях, действиях, качествах окружающего человека мира и духовной сферы. Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Каждое слово имеет свое звучание, буквенную оболочку, индивидуальное лексическое и типичное грамматическое значения. Существует несколько способов толкования слов: подбором синонимов, толкование, включающее в свой состав однокоренные слова, иллюстрация смысла, рисунок.

№26 слайд
Функции слова Называть
Содержание слайда: Функции слова Называть предметы, явления, события, понятия, признаки, количество, обозначать действия. Слово выражает отношение говорящего к предмету говорения.

№27 слайд
Лексические явления для
Содержание слайда: Лексические явления для аргументации лексика с точки зрения стилистической окраски; лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.); лексика с точки зрения происхождения; лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы); синонимы, антонимы; фразеологизмы и др.

№28 слайд
Грамматические явления для
Содержание слайда: Грамматические явления для аргументации однородные члены предложения; вводные слова; обращения; обособленные члены предложения; разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные)

№29 слайд
Аргумент . Важным источником
Содержание слайда: Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте). Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

№30 слайд
На заметку Не в каждом тексте
Содержание слайда: На заметку… Не в каждом тексте можно обнаружить все приведенные выше грамматические или лексические явления. Поэтому проводится предварительная работа по всему материалу. В тексте Б. Васильева мною выделены цветом примеры для лексических и грамматических аргументов. Ниже даны сочинения по тексту с опорой на выделенный лексический и грамматический материал.

№31 слайд
Шаг . Пишем заключение В
Содержание слайда: Шаг 5. Пишем заключение В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом, ...  Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение можно сказать, что ... Мы убеждаемся в том, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ... и т.д.

№32 слайд
Например Таким образом,
Содержание слайда: Например: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. или:         Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.

№33 слайд
Важно сочинение должно иметь
Содержание слайда: Важно:  сочинение должно иметь не менее 3 –х абзацев:  1 абзац - тезис,  2 абзац – аргументы с примерами,  3 абзац – вывод Основная часть может состоять более чем из одного абзаца.  Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент. 

№34 слайд
. Примерный образец сочинения
Содержание слайда: 1. Примерный образец сочинения : Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.     Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.      Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

№35 слайд
. Примерный образец сочинения
Содержание слайда: 2. Примерный образец сочинения Язык - это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста. Но само по себе слово еще не текст, а материал для его построения. И чтобы создать текст, необходимо знать законы грамматики, раздела лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. В предложенном тексте в предложении 52 (Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда.) автор выстраивает однородные челны по принципу градации, используя бессоюзную связь, чтобы показать степень трагедии, которую переживает старая женщина. А также в предложении 53 (Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…), соединяя однородные челны союзом «не только, но и», противопоставил душу шкатулке, то есть духовность, душевность - бездушию Таким образом, смысл афоризма, введенного в задание, я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.

№36 слайд
. Примерный образец сочинения
Содержание слайда: 3. Примерный образец сочинения Лингвисты считают слово основной единицей языка. И это не случайно. Ведь все свое знание о мире, понимание явлений действительности, их свойств человек прежде всего выразил в слове. Он назвал всякое действие, состояния, определил признаки и качества всего, что его окружает, и все это – с помощью слова. Для доказательства тезиса, приведенного в задании, обратимся к тексту. Так, слово ПИСЬМО, употребленное в предложениях 14, 17, 18 имеет синонимы: бесценные листочки (….) и документ (…). Использовав эти слова, автор показал, как по-разному относятся к одному и тому же люди. Для главной героини эти пожелтевшие листочки были нитью, которая связывала ее с прошлым, делала воспоминания живыми . А для школьников они оказались всего лишь документом для музея. Оригинальным документом, а не копией. В 1 предложении, использовав слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами БАБУЛЯ , ТАНЕЧКА, автор выразил отношение к героям рассказа. Они ему симпатичны, в отличие от школьников, которых он назвал «делегацией». Ведь их сюда привел не интерес к судьбе неизвестного героя, а задание, которое необходимо выполнить. Слово – это великий зодчий человечества. Оно способно объяснить абсолютно все, вызвать улыбку и слезы, доставить радость и принести беду Так лексика и грамматика помогают разгадать тайны текста, постичь замысел автора.

№37 слайд
Закончите сочинение Слово
Содержание слайда: Закончите сочинение Слово – душа языка, его богатство и гордость. Слово – тончайшее прикосновение к сердцу. Через слово мы выражаем свои мысли и впитываем новые знания о жизни. К.Г. Паустовский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слово, его лексическое значение отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Так в … части текста …, нахожу ярчайшую метафору, придавшую предложению особую выразительность, эмоциональность. Интересно предложение … и с точки зрения грамматики. Это сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых. Если в первом – констатируется факт,…. то во втором – подводится его итог . Могу уверенно сказать, что прав был замечательный русский писатель, утверждавший, что нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.

№38 слайд
Содержание слайда:

Скачать все slide презентации Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (9 класс) одним архивом:
Похожие презентации