Презентация Стилистические возможности устаревших слов, архаизмов онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Стилистические возможности устаревших слов, архаизмов абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 24 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Стилистические возможности устаревших слов, архаизмов



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    24 слайда
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    1.80 MB
  • Просмотров:
    57
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Стилистические возможности
Содержание слайда: Стилистические возможности языковых средств 3 Русская словесность 10 класс

№2 слайд
Разминка Составить
Содержание слайда: Разминка Составить словосочетания и предложения со словами паронимами Надеть – одеть Освоить – усвоить Остатки – останки Будний – будничный Нестерпимый – нетерпимый

№3 слайд
Стилистические возможности
Содержание слайда: Стилистические возможности устаревших слов Историзмы: городовой, смерд, стрельцы, кафтан, аршин, алтын??? Архаизмы: длань (рука), ланиты (щёки), паче (больше), зело (очень), вельми (весьма), тать (вор)???

№4 слайд
Стилистические возможности
Содержание слайда: Стилистические возможности архаизмов В художественной литературе для создания убедительных картин исторической эпохи, для достоверности в передаче особенностей речи персонажей произведений, посвящённых истории Отечества: Царь… погнал в Москву нарочного с письмом к Ромодановскому: «… в чём держишь наших товарищей, Федосея Скляева и других? Зело мне печально. Я ждал паче всех Скляева…»)

№5 слайд
Стилистические возможности
Содержание слайда: Стилистические возможности архаизмов Могут служить средством придания речи взволнованного, торжественного характера: …Восстань, пророк, и виждь и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей…

№6 слайд
Стилистические возможности
Содержание слайда: Стилистические возможности архаизмов Употребляются и как средство иронии, насмешки, шутки: Велемудрый секретарь! Поздравляю твою лучезарную особу и чад твоих с Новым годом. Тернии славы впились в благородные лбы путников. Их грубо вытащили из машины и принялись качать.

№7 слайд
Домашнее задание Написать
Содержание слайда: Домашнее задание Написать небольшой рассказ или письмо другу, используя архаизмы как средство иронии, насмешки, шутки.

№8 слайд
Речевая разминка. Выделите
Содержание слайда: Речевая разминка. Выделите устаревшие слова, укажите различные их типы. С какой целью они использованы автором? В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир-Солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мед из тяжкого стакана За их здоровье выпивал.

№9 слайд
Содержание слайда:

№10 слайд
Содержание слайда:

№11 слайд
Стилистические возможности
Содержание слайда: Стилистические возможности неологизмов Лексические неологизмы – слова вновь образованные (вживлять, внеземной, стеклоткань, судьбоносный и т.п.) или заимствованные (бартер, имидж, спонсор и т.п.) Семантические неологизмы – это новые значения ранее известных слов (бомбардир – результативный нападающий в футболе или хоккее, морж – любитель зимнего купания, развязка – на автодорогах и т.п.)

№12 слайд
Стилистические возможности
Содержание слайда: Стилистические возможности неологизмов Наряду с общеязыковыми неологизмами образуются так называемые индивидуально-стилистические, или окказиональные (лат. occasionalis – случайный) неологизмы. Они создаются авторами как выразительные средства в определенных контекстах и не рассчитаны на распространение и закрепление в общем языковом употреблении. «Слова одноразового пользования» «Слова-метеоры» «Беззаконники»

№13 слайд
Содержание слайда:

№14 слайд
Практически у каждого
Содержание слайда: Практически у каждого писателя можно найти интересные индивидуально-стилистические неологизмы Г.Р.Державин: сочножелтые (плоды), огнезвездный (океан) А.С.Пушкин: широкошумные (дубравы), тяжелозвонкое (скаканье), огончарован, кюхельбекерно Н.В.Гоголь: омедведила (тебя захолустная жизнь), небокоптитель В.Г.Белинский: романомания Ф.М.Достоевский: нечего тут подробничать, некогда опомниться за невременьем М.Е.Салтыков-Щедрин: брюхопоклонники, пенкосниматели, борзописцы

№15 слайд
Особенно ценят
Содержание слайда: Особенно ценят индивидуально-стилистические неологизмы поэты. Примеры некоторых удачных их находок: Утреет, безраздумный, надвьюжный, непогодная (полночь) – в поэзии А.Блока Листолет, копытит (конь) – у С.Есенина Радугоглазый, скалоликий (Крым), легкомыслая (головенка), громадьё (планов), взорлим, испавлинятся – из поэзии В.Маяковского Геологиня, роботизация, чарльстонит (палуба) – Е.Евтушенко Послегрозовые (сады), переплеск (крыльев), колоколили (звезды) – А.Вознесенский

№16 слайд
В отдельных случаях
Содержание слайда: В отдельных случаях окказионализмы могут войти в общий словарный состав литературного языка. В.Маяковский: прозаседавшиеся («люди, тратящие много времени на ненужные заседания») М.В.Ломоносов: созвездие, полнолуние, притяжение Н.М.Карамзин: общественность, общедоступный, человечный и др. А.Д.Кантемир: понятие Ф.М.Достоевский: стушеваться М.Е.Салтыков-Щедрин: головотяп А.Н.Радищев: гражданин в новом значении – «человек, подчиняющий личные интересы общественным, интересам Родины»

№17 слайд
Какие же стилистические цели
Содержание слайда: Какие же стилистические цели преследуют писатели, создавая новые слова? Создать яркий образ! Например, яркие зрительные образы создают неологизмы В.Маяковского: штыкастый (ёж) (сравните: колючий) Например, определения у поэта С.Кирсанова: кинжалозубые, молоткорукие (роботы)

№18 слайд
Индивидуально-стилистические
Содержание слайда: Индивидуально-стилистические неологизмы в сравнении с обычными словами нередко более ёмки по смыслу! Так, в выражении В.Маяковского город прижаблен заключено значение «город распластан, как жаба». Или определение декабрый (Вот и вечер в ночную жуть ушел от окон хмурый, декабрый). Это не то же самое, что прилагатльное декабрьский. Декабрый – это поэтическое определение настроения лирического героя, проявившегося в восприятии природы, не случайно в связи с этими строчками мы вспоминаем поговорку смотрит декабрем.

№19 слайд
Современные поэты и писатели
Содержание слайда: Современные поэты и писатели ценят экспрессивные возможности окказионализмов! Я так восторженно орал мальчишкой песни, Звал стихопад, Потом стихообвал чуть не прибил. (В.Широков) И пахнет солнцем, мятой, полынной горькотой, Жизнь не была дотоле ещё такой простой. (Т.Кузовлева) Скромность стали считать глупостью и недотепством, хамскую грубость – силой характера. Сплошное опупение и пнизм от слова «пень». (Ю.Бондарев)

№20 слайд
Широко используются
Содержание слайда: Широко используются окказионализмы в юмористических и сатирических произведениях. Например, из журнала «Крокодил»: ословыпад, банеединица, скверно-модельная обувь, вдолгожитель, шито-крытый рынок, покупателеотталкивающий товар, противоударнопылеводогрязенепроницаемые ткани.

№21 слайд
Особое пристрастие к
Содержание слайда: Особое пристрастие к словотворчеству испытывают писатели-фантасты: перед автором встает задача дать имя предмету, явлению, которого нет еще в действительности. Так появились слова, обозначающие летательные аппараты (автодактиль, электробус, астроплан, инолет…), продукты питания (глен, умбар…), новые науки (астрогеография, абиссология…), новые профессии (агронавты, энергосиммилятор…), новые игры (бойк, статисбол…), фантастические животные (бородавчатники, варавусы…) и т.п.

№22 слайд
Содержание слайда:

№23 слайд
Домашнее задание Найдите
Содержание слайда: Домашнее задание Найдите несколько примеров индивидульно-авторских слов в поэзии В.Маяковского, объясните, как они образованы и что обозначают в тексте. Сделайте морфемный и словобразовательный анализ окказионализмов В.Маяковского: распронаиглавнейший, звонконогий, расколоколивать, адище, амурно-лировый, громадьё.

№24 слайд
Содержание слайда:

Скачать все slide презентации Стилистические возможности устаревших слов, архаизмов одним архивом:
Похожие презентации