Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
24 слайда
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
1.80 MB
Просмотров:
57
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Стилистические возможности
языковых средств 3
Русская словесность
10 класс
№2 слайд
Содержание слайда: Разминка
Составить словосочетания и предложения со словами паронимами
Надеть – одеть
Освоить – усвоить
Остатки – останки
Будний – будничный
Нестерпимый – нетерпимый
№3 слайд
Содержание слайда: Стилистические возможности устаревших слов
Историзмы: городовой, смерд, стрельцы, кафтан, аршин, алтын???
Архаизмы: длань (рука), ланиты (щёки), паче (больше), зело (очень), вельми (весьма), тать (вор)???
№4 слайд
Содержание слайда: Стилистические возможности архаизмов
В художественной литературе для создания убедительных картин исторической эпохи, для достоверности в передаче особенностей речи персонажей произведений, посвящённых истории Отечества:
Царь… погнал в Москву нарочного с письмом к Ромодановскому: «… в чём держишь наших товарищей, Федосея Скляева и других? Зело мне печально. Я ждал паче всех Скляева…»)
№5 слайд
Содержание слайда: Стилистические возможности архаизмов
Могут служить средством придания речи взволнованного, торжественного характера:
…Восстань, пророк, и виждь и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей…
№6 слайд
Содержание слайда: Стилистические возможности архаизмов
Употребляются и как средство иронии, насмешки, шутки:
Велемудрый секретарь! Поздравляю твою лучезарную особу и чад твоих с Новым годом.
Тернии славы впились в благородные лбы путников. Их грубо вытащили из машины и принялись качать.
№7 слайд
Содержание слайда: Домашнее задание
Написать небольшой рассказ или письмо другу, используя архаизмы как средство иронии, насмешки, шутки.
№8 слайд
Содержание слайда: Речевая разминка. Выделите устаревшие слова, укажите различные их типы.
С какой целью они использованы автором?
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-Солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мед из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.
№9 слайд
№10 слайд
№11 слайд
Содержание слайда: Стилистические возможности неологизмов
Лексические неологизмы – слова вновь образованные (вживлять, внеземной, стеклоткань, судьбоносный и т.п.) или заимствованные (бартер, имидж, спонсор и т.п.)
Семантические неологизмы – это новые значения ранее известных слов (бомбардир – результативный нападающий в футболе или хоккее, морж – любитель зимнего купания, развязка – на автодорогах и т.п.)
№12 слайд
Содержание слайда: Стилистические возможности неологизмов
Наряду с общеязыковыми неологизмами образуются так называемые индивидуально-стилистические, или окказиональные (лат. occasionalis – случайный) неологизмы. Они создаются авторами как выразительные средства в определенных контекстах и не рассчитаны на распространение и закрепление в общем языковом употреблении.
«Слова одноразового пользования»
«Слова-метеоры»
«Беззаконники»
№13 слайд
№14 слайд
Содержание слайда: Практически у каждого писателя можно найти интересные индивидуально-стилистические неологизмы
Г.Р.Державин: сочножелтые (плоды), огнезвездный (океан)
А.С.Пушкин: широкошумные (дубравы), тяжелозвонкое (скаканье), огончарован, кюхельбекерно
Н.В.Гоголь: омедведила (тебя захолустная жизнь), небокоптитель
В.Г.Белинский: романомания
Ф.М.Достоевский: нечего тут подробничать, некогда опомниться за невременьем
М.Е.Салтыков-Щедрин: брюхопоклонники, пенкосниматели, борзописцы
№15 слайд
Содержание слайда: Особенно ценят индивидуально-стилистические неологизмы поэты. Примеры некоторых удачных их находок:
Утреет, безраздумный, надвьюжный, непогодная (полночь) – в поэзии А.Блока
Листолет, копытит (конь) – у С.Есенина
Радугоглазый, скалоликий (Крым), легкомыслая (головенка), громадьё (планов), взорлим, испавлинятся – из поэзии В.Маяковского
Геологиня, роботизация, чарльстонит (палуба) – Е.Евтушенко
Послегрозовые (сады), переплеск (крыльев), колоколили (звезды) – А.Вознесенский
№16 слайд
Содержание слайда: В отдельных случаях окказионализмы могут войти в общий словарный состав литературного языка.
В.Маяковский: прозаседавшиеся («люди, тратящие много времени на ненужные заседания»)
М.В.Ломоносов: созвездие, полнолуние, притяжение
Н.М.Карамзин: общественность, общедоступный, человечный и др.
А.Д.Кантемир: понятие
Ф.М.Достоевский: стушеваться
М.Е.Салтыков-Щедрин: головотяп
А.Н.Радищев: гражданин в новом значении – «человек, подчиняющий личные интересы общественным, интересам Родины»
№17 слайд
Содержание слайда: Какие же стилистические цели преследуют писатели, создавая новые слова?
Создать яркий образ!
Например, яркие зрительные образы создают неологизмы В.Маяковского: штыкастый (ёж) (сравните: колючий)
Например, определения у поэта С.Кирсанова: кинжалозубые, молоткорукие (роботы)
№18 слайд
Содержание слайда: Индивидуально-стилистические неологизмы в сравнении с обычными словами нередко более ёмки по смыслу!
Так, в выражении В.Маяковского город прижаблен заключено значение «город распластан, как жаба».
Или определение декабрый (Вот и вечер в ночную жуть ушел от окон хмурый, декабрый). Это не то же самое, что прилагатльное декабрьский. Декабрый – это поэтическое определение настроения лирического героя, проявившегося в восприятии природы, не случайно в связи с этими строчками мы вспоминаем поговорку смотрит декабрем.
№19 слайд
Содержание слайда: Современные поэты и писатели ценят экспрессивные возможности окказионализмов!
Я так восторженно орал мальчишкой песни,
Звал стихопад,
Потом стихообвал чуть не прибил.
(В.Широков)
И пахнет солнцем, мятой, полынной горькотой,
Жизнь не была дотоле ещё такой простой.
(Т.Кузовлева)
Скромность стали считать глупостью и недотепством, хамскую грубость – силой характера. Сплошное опупение и пнизм от слова «пень».
(Ю.Бондарев)
№20 слайд
Содержание слайда: Широко используются окказионализмы в юмористических и сатирических произведениях.
Например, из журнала «Крокодил»:
ословыпад, банеединица, скверно-модельная
обувь, вдолгожитель, шито-крытый рынок,
покупателеотталкивающий товар,
противоударнопылеводогрязенепроницаемые
ткани.
№21 слайд
Содержание слайда: Особое пристрастие к словотворчеству испытывают писатели-фантасты: перед автором встает задача дать имя предмету, явлению, которого нет еще в действительности.
Так появились слова, обозначающие летательные аппараты (автодактиль, электробус, астроплан, инолет…), продукты питания (глен, умбар…), новые науки (астрогеография, абиссология…), новые профессии (агронавты, энергосиммилятор…), новые игры (бойк, статисбол…), фантастические животные (бородавчатники, варавусы…) и т.п.
№22 слайд
№23 слайд
Содержание слайда: Домашнее задание
Найдите несколько примеров индивидульно-авторских слов в поэзии В.Маяковского, объясните, как они образованы и что обозначают в тексте.
Сделайте морфемный и словобразовательный анализ окказионализмов В.Маяковского: распронаиглавнейший, звонконогий, расколоколивать, адище, амурно-лировый, громадьё.
№24 слайд