Презентация Экология как наука: ее предмет и задачи. Понятие и виды природопользования онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Экология как наука: ее предмет и задачи. Понятие и виды природопользования абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 48 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Окружающий мир » Экология как наука: ее предмет и задачи. Понятие и виды природопользования
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:48 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:7.18 MB
- Просмотров:133
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: Литература:
Колесников С.И. Экологические основы природопользования –М.: «Кнорус», 2018 г;
Константинов В.М., Ю.Б. Челидзе «Экологические основы природопользования», Москва, издательство «Академия», 2013 год
Гальперин М.В. «Экологические основы природопользования», Москва, ИД «ФОРУМ»-ИНФРА-М, 2016 год
Гордиенко В.А., Показеев К.В., Старкова М.В. «Экология», Санкт-Петербург, издательство «Лань», 2014 год.
№5 слайд
Содержание слайда: «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организмов к окружающей среде, куда мы относим все «условия существования» в широком смысле этого слова. Они частично органической, частично неорганической природы…
«Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организмов к окружающей среде, куда мы относим все «условия существования» в широком смысле этого слова. Они частично органической, частично неорганической природы…
К неорганическим условиям существования, к которым должны приспосабливаться все организмы, относятся в первую очередь физические и химические особенности его местообитания, климат (свет, тепло, влажность и электрические свойства атмосферы), неорганическая пища, состав воды, почвы и т. д.
Под органическими условиями существования мы подразумеваем отношение организма к другим организмам, с которыми он вступает в контакт и среди которых большинство способствует его пользе или вредит…»
Э. Геккель
№7 слайд
Содержание слайда: Исторический путь развития экологии как науки:
Первый этап –зарождение и становление экологии как науки с начала до 1860 годов. Накапливались первые данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.
Второй этап – оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний после 1860 гг. до 1950 года. Немецкий учёный Геккель выделил самостоятельную часть биологии –и назвал её экология.
Третий этап – с 1950 гг. –по настоящее время. Превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране окружающей человека среды.
№16 слайд
Содержание слайда: 2. Изучить формирование, структуру и функционирование надорганизменных биологических систем (популяция, биоценоз (сообщество), биогеоценоз (экосистема), биом, биосфера)
2. Изучить формирование, структуру и функционирование надорганизменных биологических систем (популяция, биоценоз (сообщество), биогеоценоз (экосистема), биом, биосфера)
№20 слайд
Содержание слайда: Методы для решения экологических задач
1. Полевые методы - это методы, позволяющие изучить влияние комплекса факторов естественной среды на естественные биологические системы и установить общую картину существования и развития системы.
2. Лабораторные методы - это методы, позволяющие изучить влияние комплекса факторов моделированной в лабораторных условиях среды на естественные или моделированные биологические системы. Эти методы дают возможность получить приблизительные результаты, которые требуют дальнейшего подтверждения в полевых условиях.
3. Экспериментальные методы - это методы, позволяющие изучить влияние отдельных факторов естественной или моделированной среды на естественные или моделированные биологические системы. Они применяются в сочетании как с полевыми, так и с лабораторными методами. Кроме собственных методов экология широко использует методы таких наук, как биохимия, физиология, микробиология, генетика, цитология, гистология, физика, химия, математика и др.
№24 слайд
Содержание слайда: Уровни организации живых систем в экологии
Молекулярный (генный) уровень в виде функционирования молекул белков, нуклеиновых кислот, углеводов. Обмен веществ, с превращением энергии, передача наследственности с помощью ДНК, РНК, свойственна устойчивость структур в поколениях.
Клеточный – уровень, на котором выше перечисленные активные молекулы соединяются в единую систему.
Тканевой – уровень сочетания клеток по функциям и строению и образующие ткань. Имеют общность происхождения.
Органный – уровень нескольких типов тканей, функционально взаимодействующих, и образующих определенный орган.
Организменный – уровень взаимодействия ряда органов, сводимый в единую систему индивидуального организма.
Популяционно-видовой – уровень совокупности однородных организмов, связанных единством происхождения, образом жизни и местом обитания.
Биоценотический – уровень, на котором совместно живущие и связанные между собой виды образуют целостность, называемую биоценозом.
Биогеоценотический – уровень (экосистемный), более высокий уровень разных по составу видов, взаимосвязей и условий жизни.
Биосферный – уровень формирования природной системы наиболее высокого ранга, охватывающий все проявления жизни в пределах нашей планеты.
№25 слайд
Содержание слайда: Основные законы экологии
Закон необратимости эволюции Л. Долло
Закон незаменимости биосферы
Закон биогенной миграции атомов (В.И.Вернадский)
Закон физико-химического единства живого вещества
Принцип Реди
Закон единства "организм-среда"
Закон однонаправленности потока энергии
Закон (правило) 10%
Закон толерантности Шелфорда В.
Закон оптимума
Закон ограничивающего фактора
Закон Гаузе
Законы Б.Коммонера
№27 слайд
Содержание слайда: Популяционная экология – учение о популяции, т. е. совокупности особей одного вида, населяющих определенную территорию и в большей или меньшей степени изолированную от соседних таких же совокупностей.
Популяционная экология – учение о популяции, т. е. совокупности особей одного вида, населяющих определенную территорию и в большей или меньшей степени изолированную от соседних таких же совокупностей.
№28 слайд
Содержание слайда: Синэкология, или экология сообществ, исследует биотические сообщества и их взаимоотношения со средой: формирование сообществ, их энергетику, структуру, развитие и т.д.
Синэкология, или экология сообществ, исследует биотические сообщества и их взаимоотношения со средой: формирование сообществ, их энергетику, структуру, развитие и т.д.
№29 слайд
Содержание слайда: Основные экологические проблемы
1. Изменение климата Земли в результате естественных геологических процессов, усиленных тепличным эффектом, вызываемым изменениями оптических свойств атмосферы выбросами в нее главным образом СО, СО2-оксиды углерода, диоксид углерода, других газов;
2. Замусоривание околоземного космического пространства (ОКП), последствия которого до конца пока не осмыслены, если не считать реальную опасность космическим аппаратам, включая спутники связи, локации поверхности земли и другие, широко использующиеся в современных системах взаимодействия между людьми, государствами и правительствами;
3. Сокращение мощности стратосферного озонового экрана с образованием так называемых “озоновых дыр”, снижающих защитные возможности атмосферы против поступления к поверхности Земли опасной для живых организмов жесткой коротковолновой ультрафиолетовой радиации;
4. Химическое загрязнение атмосферы веществами, способствующими образованию кислотных осадков, фотохимического смога и других соединений, опасных для биосферных объектов, включая человека и создаваемых им искусственных объектов;
5. Загрязнение океана и изменение свойств океанических вод за счет нефтепродуктов, насыщения их углекислым газом атмосферы, в свою очередь загрязненной автотранспортом и теплоэнергетикой, захоронения в океанических водах высокотоксичных химических и радиоактивных веществ, поступления загрязнений с речным стоком, нарушения водного баланса прибрежных территорий в связи с регулирования рек;
6. Истощение и загрязнение всех видов источников и вод суши;
7. Радиоактивное загрязнение отдельных участков и регионов с тенденцией его расползания по поверхности Земли;
№30 слайд
Содержание слайда: 8. Загрязнение почв вследствие выпадения загрязненных осадков (например - кислотные дожди), неоптимального использования пестицидов и минеральных удобрений;
8. Загрязнение почв вследствие выпадения загрязненных осадков (например - кислотные дожди), неоптимального использования пестицидов и минеральных удобрений;
9. Изменение геохимии ландшафтов, в связи с теплоэнергетикой, перераспределением элементов между недрами и поверхностью Земли в результате горнометаллургического передела (например концентрация тяжелых металлов) или извлечения на поверхность аномальных по составу, высокоминерализованных подземных вод и рассолов;
10. Продолжающее накапливание на поверхности Земли бытового мусора и всякого рода твердых и жидких отходов;
11. Нарушение глобального и регионального экологического равновесия, соотношения экологических компонентов в прибрежной части суши и моря;
12. Продолжающееся, а местами - усиливающееся опустынивание планеты, углубление процесса опустынивания;
13. Сокращение площади тропических лесов и северной тайги, этих основных источников поддержания кислородного баланса планеты;
14. Освобождение в результате всех вышеуказанных процессов экологических ниш и заполнение ими иными, видами;
№31 слайд
Содержание слайда: 15. Абсолютное перенаселение Земли и относительное демографическое переуплотнение отдельных регионов, крайняя дифференциация бедности и богатства;
15. Абсолютное перенаселение Земли и относительное демографическое переуплотнение отдельных регионов, крайняя дифференциация бедности и богатства;
16. Ухудшение среды жизнеобитания в переуплотненных городах и мегаполисах;
17. Исчерпание многих месторождений минерального сырья и постепенный переход от богатых ко все более бедным рудам;
18.Усиление социальной нестабильности, как следствия все большей дифференциации богатой и бедной части населения многих стран, возрастания уровня вооруженности их населения, криминализации, природных экологических катаклизмов.
№32 слайд
Содержание слайда: Сегодня Россия переживает экологический кризис: около 15% территории фактически являются зонами экологического бедствия; 85% населения дышат воздухом, загрязненным существенно выше ПДК. Растет число «экологически обусловленных» заболеваний. Наблюдается деградация и сокращение природных ресурсов.
Аналогичное положение сложилось и в других странах мира. Вопрос о том, что произойдет с человечеством в случае деградации природных экологических систем и утраты биосферой способности поддерживать биохимические циклы, становится одним из наиболее актуальных.
№42 слайд
Содержание слайда: Виды природопользования:
Общее природопользование осуществляется гражданами принадлежащих ему естественных прав, возникающих и существующих как результат его рождения и существования (использования воздуха, воды и т.д.).
Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром, использование атмосферного воздуха.
В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природноресурсовым законодательством – Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Водным кодексом, Законом об охране атмосферного воздуха.
№43 слайд
Содержание слайда: Природные ресурсы и их классификация
Природные ресурсы (естественные ресурсы) – элементы природы, которые используются (либо могут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения разнообразных потребностей общества и общественного производства.
№44 слайд
Содержание слайда: возобновляемые, и невозобновляемые природные ресурсы
Человек в своей деятельности использует и первые и вторые ресурсы.
Возобновляемые ресурсы- солнечная радиация, ветер, морские приливы и отливы, гидроэнергетические ресурсы. Некоторые объекты обладают способностью к самовосстановлению.
Невозобновляемые ресурсы - это ресурсы, которые совершенно не восстанавливаются или скорость их восстановления настолько мала, что практическое использование их человеком становится невозможным.
К ним относятся, в первую очередь, руды металлов и неметаллов, подземные воды, твердые строительные материалы (гранит, песок, мрамор и т. п.), а также энергоносители (нефть, газ, каменный уголь).
№45 слайд
Содержание слайда: Классификация природных ресурсов
I. По видам хозяйственного использования выделяют следующие виды природных ресурсов:
1. Ресурсы промышленного производства включают все виды природного сырья, используемого промышленностью:
1) энергетические – ресурсы, используемые для получения энергии:
горючие полезные ископаемые (нефть, газ, уголь, горючие сланцы и др.);
гидроэнергоресурсы (энергия речных вод, энергия приливов и т.п.);
источники биоэнергии (топливная древесина, биогаз из отходов сельского хозяйства);
источники ядерной энергии (уран и радиоактивные элементы);
№46 слайд
Содержание слайда: Классификация природных ресурсов
2) неэнергетические – ресурсы, используемые в производстве:
полезные ископаемые (рудные и нерудные), неорганического происхождения;
воды, используемые для промышленного производства;
земли, занятые промышленными объектами и объектами инфраструктуры;
лесные ресурсы промышленного значения;
биологические ресурсы промышленного значения.
№47 слайд
Содержание слайда: Классификация природных ресурсов
II. Ресурсы сельскохозяйственного производства объединяют те виды ресурсов, которые участвуют в создании сельскохозяйственной продукции. Они в свою очередь делятся на:
агроклиматические – ресурсы тепла и влаги;
почвенно-земельные – земля и ее верхний слой – почва;
растительные биологические ресурсы — кормовые ресурсы;
водные ресурсы — воды, используемые для орошения и др.
3. Ресурсы непроизводственной сферы (непроизводственного потребления, прямого или косвенного) – это ресурсы, изымаемые из природной среды (дикие животные, представляющие объекты промысловой охоты; лекарственное сырье естественного происхождения; ресурсы рекреационного хозяйства.
Скачать все slide презентации Экология как наука: ее предмет и задачи. Понятие и виды природопользования одним архивом:
-
Экология, как наука. Предмет и задачи экологии. (Лекция 1)
-
Предмет современной экологии и задачи природопользования. Состояние окружающей природной среды на современном этапе
-
Экология как наука Кратная история экологии. Цели и задачи экологии. Основные методы экологии
-
Экология как наука. Структура экологии. Задачи и методы современной экологии. Экологическая доктрина РФ
-
Экология и природопользование. Предмет, задачи и методы экологии
-
Предмет гигиены. Ее цели и задачи. Понятие экологии
-
Экология, как наука. Экологические факторы
-
Гигиена, как наука. Дифференциация гигиенической науки. Основы экологии человека
-
Экология как наука об окружающей среде
-
Основы природопользования. Основные понятия экологии и промышленной экологии