Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
21 слайд
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
1.97 MB
Просмотров:
69
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
№2 слайд
Содержание слайда: Виды уроков-исследований
Урок-исследование, основным элементом которого является сравнение черновика с окончательным вариантом художественного текста, разных редакций, произведений со схожими мотивами разных авторов.
Урок-исследование, основанное на многоаспектном изучении одного слова, одной выявленной оппозиции и т.п.
Урок-исследование, представляющее собой строго упорядоченную системную совокупность методов и приемов, т.е урок-исследование как сложившаяся технология
№3 слайд
Содержание слайда: Общие цели уроков литературы по модели «Обучение как исследование»
Образовательные цели определяются содержанием учебного материала
Развивающие цели: 1) развивать умения проводить мини-исследования художественного текста; 2) умения высказывать и доказывать свою точку зрения.
Воспитательные цели: 1) формирование интереса (исследовательского) к художественной литературе; 2) воспитание культурного читателя, способного видеть и осмысливать глубинные пласты смысла художественного текста
№4 слайд
Содержание слайда: Этапы урока-исследования
Подготовка исследования
Столкновение с проблемой
Выдвижение рабочей версии
Исследование художественного текста через призму рабочей версии
Выдвижение итоговой гипотезы исследования
Подведение итогов исследования
№5 слайд
Содержание слайда: Цели этапов урока-исследования
Подготовка исследования
Основная цель этапа – провести необходимый инструктаж учащихся, подготовить тексты, учителю – «проиграть» возможные варианты хода исследования.
Столкновение с проблемой
Основные цели этапа:
- мотивировать работу учащихся;
- продемонстрировать элемент художественного текста, который будет положен в основу исследования;
- сформулировать проблему исследования.
№6 слайд
Содержание слайда: 3. Выдвижение рабочей версии исследования – центральный этап учебного процесса как исследования художественного текста. Чем интереснее, неожиданнее версия, тем сильнее мотивация. Исследование носит обучающий характер, поэтому версия может быть ошибочной; ее опровержение – также положительный результат исследования.
3. Выдвижение рабочей версии исследования – центральный этап учебного процесса как исследования художественного текста. Чем интереснее, неожиданнее версия, тем сильнее мотивация. Исследование носит обучающий характер, поэтому версия может быть ошибочной; ее опровержение – также положительный результат исследования.
4. Исследование художественного текста через призму рабочей версии.
Цель этапа – вывести учащихся к обобщениям, которые впоследствии могут стать основой для понимания идейного содержания произведения.
5. Выдвижение итоговой версии исследования.
Цель этапа: через рассмотренные художественные особенности произведения выйти на его идейное содержание
№7 слайд
Содержание слайда: 6. Подведение итогов исследования
6. Подведение итогов исследования
Цель этапа:
- оценить результаты исследования, процесс их получения;
- выявить причины типичных и индивидуальных затруднений учащихся;
- показать перспективу использования полученных знаний
№8 слайд
Содержание слайда: Формы организации деятельности учащихся
Работа в малых группах
Работа экспертной группы
Коллективная работа
Индивидуальная работа
Работа консультантов
№9 слайд
Содержание слайда: Основные методы
Проблемно-поисковый метод
Методы концептуального анализа и литературоведческого анализа
Приемы:
«Определи оппозиции»
«Обозначь проблему»
«Сформулируй тему урока»
«Подбери эпиграф»
«Поиск ключевых слов»
«Помоги герою советом»
Рефлексия и др.
№10 слайд
Содержание слайда: Цель:
Цель:
помочь учащимся определить новаторский характер поэмы А.С.Пушкина в изображении Петра Первого и города Петербурга;
развивать умения проводить исследование художественного текста, вести дискуссию, доказывать свою мысль;
воспитывать культурного читателя, способного видеть и осмысливать глубинные пласты смысла художественного текста; прививать интерес к изучению истории и литературы родной страны.
№11 слайд
Содержание слайда: Эпиграфы:
Две правды на весах истории – торжественная, победная правда Петра и скромная правда бедного Евгения, и русская критика уже второе столетие спорит о правоте той или другой, о многозначном, многоплановом пушкинском шедевре.
Б.М.Мейлах
Истина не терпит одномерности
(?)
№12 слайд
Содержание слайда: Столкновение с проблемой
Задание для 1 группы
Сравните, как представлен образ Петра I в поэмах «Полтава» и «Медный всадник»
Задание для 2 группы
Сравните описание Петербурга во вступлении и первой части поэмы «Медный всадник». Определите размер стиха, способ рифмовки.
Задание для 3 группы (эксперты)
Включаясь в работу 1 и 2 групп, выработайте рабочую версию исследования.
№13 слайд
Содержание слайда: Представление результатов наблюдений
1 группа.
Петр в «Полтаве» - олицетворение величия и славы, а поэме «Медный всадник образа живого Петра нет, есть Медный всадник.
Петр(«Полтава») Петр(«Медный всадник»)
2 группа.
Во вступлении звучит гимн «граду Петрову», но уже в начале 1 части возникает образ «омраченного Петрограда».
Петербург Петербург
(город великолепный) (город страшный)
№14 слайд
Содержание слайда: Эксперты
Обнаруживается двойственность и изображении образа Петра и Петербурга в поэме «Медный всадник».Произошло переосмысление темы Петра в сознании автора. Выявленные оппозиции Петр I и Петр I, Петербург и Петербург помогут раскрыть идейное содержание поэмы.
№15 слайд
Содержание слайда: Исследование художественного текста через призму рабочей версии
1.Образ Петра
Задание 1. Выпишите все упоминания о Петре I в тексте поэмы
он → кумир на бронзовом коне → властелин судьбы→ державец полумира → горделивый истукан → грозный царь → Всадник Медный
Задание 2. Определите значение слов кумир, властелин, истукан по словарю В.И.Даля (опережающее индивидуальное задание)
№16 слайд
Содержание слайда: Исследование художественного текста через призму рабочей версии
Задание 3. Дайте свою интерпретацию следующим строкам:
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Выявите ключевые слова. Определите художественно-выразительные средства.
№17 слайд
Содержание слайда: Исследование художественного текста через призму рабочей версии
2. Образ города
Задание: выпишите из текста все упоминания о Петербурге
город → юный град→ младшая столица→ Петра творенье→ град Петров → омраченный Петроград → Петрополь
№18 слайд
Содержание слайда: Выдвижение итоговой гипотезы исследования
Изображая два лика Петра в поэмах «Полтава» и «Медный всадник» и два лика Петербурга, А.С.Пушкин выражает мысль о том, что правда о Петре не может оставаться однобокой. Произошло переосмысление темы Петра: Петр не только прогрессивный деятель, он еще и идол, душегубец, осуществлявший свои замыслы ценой тысяч человеческих жизней
№19 слайд
Содержание слайда: Подведение итогов
Задание: изобразите схематически результаты исследования
1. Петр I(Великий) ↔ Петр I
(гений) (злодей)
2.Петербург ↔ Петербург
(«краса и диво») (страшный город)
3. Самодержавие ↔ Личность
№20 слайд
Содержание слайда: Рефлексия
«Две правды на весах истории – торжественная, победная правда Петра и скромная правда бедного Евгения…» (Мейлах)
- Чья правда вам ближе? Почему?
- Какую позицию, по-вашему, занимает автор?
Выразите свою позицию в сочинении-миниатюре или в рисунке.
№21 слайд
Содержание слайда: Представление опыта
Открытые уроки
Школьный конкурс педагогического мастерства (1 место, 2006 г)
Сборник методических материалов.