Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
51 слайд
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
0.98 MB
Просмотров:
196
Скачиваний:
13
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд![МЗ РФ ВГМУ высшее образование](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img0.jpg)
Содержание слайда: МЗ РФ ВГМУ
2 высшее образование
«Близнецовый метод изучения наследственности»
Выполнила д.м.н.,проф.Каредина В.С.
2013г
№2 слайд![Методы изучения генетики](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img1.jpg)
Содержание слайда: Методы изучения генетики человека
Клинико – генеалогический
Близнецовый
Популяционно – статистический
Цитогенетический
Метод генетики соматических клеток
Биохимический метод
Молекулярно – генетические
Метод приемных детей
Антропометрический
Дерматоглифика
№3 слайд![Близнецовый метод изучения](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img2.jpg)
Содержание слайда: Близнецовый метод изучения генетики человека
Определение - это метод изучения генетических закономерностей на близнецах.
Впервые он был предложен Ф. Гальтоном в 1875 г.
№4 слайд![Близнецовый метод изучения](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img3.jpg)
Содержание слайда: Близнецовый метод изучения генетики человека
Дает возможность определить вклад генетических (наследственных) и средовых факторов (климат, питание, обучение, воспитание и др.) в развитии конкретных признаков или заболеваний у человека.
№5 слайд![Суть Близнецового метода](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img4.jpg)
Содержание слайда: Суть «Близнецового» метода:
Проводится сравнение:
монозиготных (однояйцевых) близнецов — МБ с дизиготными (разнояйцевыми) близнецами — ДБ;
партнеров в монозиготных парах между собой;
данных анализа близнецовой выборки с общей популяцией.
№6 слайд![Основныные понятия](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img5.jpg)
Содержание слайда: Основныные понятия
Монозиготные близнецы образуются из одной зиготы, разделившейся на стадии дробления на две (или более) части.
С генетической точки зрения они идентичны, т.е. обладают одинаковыми генотипами.
Монозиготные близнецы всегда одного пола.
№7 слайд![Общая частота рождения](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img6.jpg)
Содержание слайда: Общая частота рождения близнецов
составляет примерно 1 %, из них около
1/3 приходится на монозиготных близнецов.
№8 слайд![Частота рождения дизиготных](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img7.jpg)
Содержание слайда: Частота рождения дизиготных близнецов
В Европе частота появления дизиготных близнецов составляет 8 на 1000 рождений.
Самая низкая частота рождения близнецов присуща монголоидным популяциям, особенно в Японии.
№9 слайд![Табл. Частота многоплодных](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img8.jpg)
Содержание слайда: Табл. Частота многоплодных рождений
№10 слайд![Вероятность рождения](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img9.jpg)
Содержание слайда: Вероятность рождения дизиготных близнецов:
Повышается:
- с увеличением возраста матери, т.к. больше гонадотропина- учащается полиовуляция,
- с увеличением порядкового номера рождения.
Снижается почти во всех индустриальных странах.
№11 слайд![Частота врожденных уродств у](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img10.jpg)
Содержание слайда: Частота врожденных уродств у близнецов
Как правило, выше, чем у одиночно рожденных.
№12 слайд![Необычные типы близнецов двух](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img11.jpg)
Содержание слайда: Необычные типы близнецов
двухголовые (как правило нежизнеспособные),
каспофаги ("сиамские близнецы").
№13 слайд![Двойные уродства](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img12.jpg)
Содержание слайда: Двойные уродства
№14 слайд![Двойные уродства сиамские](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img13.jpg)
Содержание слайда: Двойные уродства – сиамские близнецы.
№15 слайд![Случай двойного уродства в г.](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img14.jpg)
Содержание слайда: Случай двойного уродства
в 1811 г. в Сиаме (ныне Таиланд) сиамские близнецы — Чанг и Энг. Они прожили 63 года, были женаты на сестрах-близнецах;
Чанг произвел на свет 10, а Энг — 12 детей.
№16 слайд![Это интересно Когда от](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img15.jpg)
Содержание слайда: Это интересно:
Когда от бронхита умер Чанг, спустя 2 часа умер и Энг. Их связывала тканевая перемычка шириной около 10 см от грудины до пупка. Позднее было установлено, что соединявшая их перемычка содержала печеночную ткань, связывающую две печени.
№17 слайд![Это интересно Любая](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img16.jpg)
Содержание слайда: Это интересно:
Любая хирургическая попытка разделить братьев вряд ли в то время была бы успешной.
В настоящее время разъединяют и более сложные связи между близнецами.
№18 слайд![Чанг и Энг г](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img17.jpg)
Содержание слайда: Чанг и Энг
1811г
№19 слайд![Определение Дизиготные](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img18.jpg)
Содержание слайда: Определение:
Дизиготные близнецы -развиваются о том случае, если одновременно две яйцеклетки оплодотворены двумя сперматозоидами.
Дизиготные близнецы имеют различные генотипы.
№20 слайд![Методы диагностики зиготности](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img19.jpg)
Содержание слайда: Методы диагностики зиготности близнецов:
1. Полисимптомный - сравниваются пары близнецов по внешним признакам (форма бровей, носа, губ, ушных раковин, цвет волос, глаз и.т.п.).
Но этот метод до известной степени субъективный и может давать ошибки.
№21 слайд![Методы диагностики зиготности](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img20.jpg)
Содержание слайда: Методы диагностики зиготности близнецов:
2. Иммуногенетический -
анализируются группы крови, белки сыворотки крови, лейкоцитарные антигены, чувствительность к фенилтиокарбамиду и др.
Если у обоих близнецов по этим признакам различий нет, их считают монозиготными.
№22 слайд![Вероятность, что пара](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img21.jpg)
Содержание слайда: Вероятность, что пара близнецов - дизиготна
Вероятность дизиготности Рd равна:
P d
Р d = -----------------
1+ P d
№23 слайд![Вероятность монозиготности](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img22.jpg)
Содержание слайда: Вероятность монозиготности близнецов (Рm):
Равна Рm = 1 - Р d,
где Рm - вероятность монозиготности,
Рd — вероятность дизиготности.
Например, Рd = 0,00389, а Р m = 0,99611. Эти данные позволяют заключить, что данная пара близнецов является монозиготной.
№24 слайд![Достоверный критерий](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img23.jpg)
Содержание слайда: Достоверный критерий зиготности близнецов:
Приживляемость кусочков кожи.
Установлено, что у дизиготных близнецов такая пересадка всегда заканчивается отторжением, у монозиготных пар отмечается высокая приживляемость трансплантантов.
№25 слайд![. Метод дерматоглифики](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img24.jpg)
Содержание слайда: 3. Метод дерматоглифики
Изучаются папиллярныхе узоры пальцев, ладоней и стоп.
Эти признаки строго индивидуальны и не изменяются в течение всей жизни человека.
Сходство дерматоглифических показателей у монозиготных близнецов значительно выше, чем у дизиготных.
№26 слайд![Использование метода](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img25.jpg)
Содержание слайда: Использование метода дерматоглифики
В криминалистике и в судебной медицине для опознания личности и установления отцовства.
№27 слайд![. Сопоставление групп моно- и](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img26.jpg)
Содержание слайда: 4. Сопоставление групп моно- и дизиготных близнецов по изучаемому признаку.
Если какой-либо признак встречается у обоих близнецов одной пары, то она называется конкордантной (степень сходства), если же у одного из них, то пара близнецов называется дискордантной (степень различия).
№28 слайд![Коэффициент конкордантности](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img27.jpg)
Содержание слайда: Коэффициент конкордантности (Кn)
указывает долю близнецовых пар, в которых изучаемый признак проявился у обоих партнеров.
Выражается в долях единицы или в процентах и определяется по формуле:
C
Кn = ---------
С+Д,
где С — число конкордатных пар,
Д — дискордантных пар.
№29 слайд![Значение сравнения парной](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img28.jpg)
Содержание слайда: Значение сравнения парной конкордантности у близнецов
Сравнение дает ответ о соотноси-тельной роли наследственности и среды в развитии того или иного признака или болезни.
При этом исходят из предположения о том, что степень конкордантности досто-верно выше у монозиготных, чем у дизи-готных близнецов, если наследственные факторы имеют доминирующую роль в развитии признака.
№30 слайд![Оценка коэфициента](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img29.jpg)
Содержание слайда: Оценка коэфициента конкордантности (Кn).
Если значение коэффициента конкордантности примерно близко у монозиготных и дизиготных близнецов, считают, что развитие признака определяется главным образом негенетическими факторами, т.е. условиями среды.
№31 слайд![Оценка коэфициента](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img30.jpg)
Содержание слайда: Оценка коэфициента конкордантности (Кn).
Если в развитии изучаемого признака участвуют как генетические, так и негенетические факторы, различия между моно- и дизиготными близнецами по степени конкордантности будут уменьшаться.
В этом случае считают, что к развитию признака имеется наследственная предрасположенность.
№32 слайд![Формулы количественной оценки](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img31.jpg)
Содержание слайда: Формулы количественной оценки роли наследственности в развитии признаков
Определение коэффициента наследуемости:
КМБ – КДБ (в процентах),
Н = --------------- и:
100 – КДБ (в долях единицы)
где Н — коэф. наследуемости.
К — коэф. парной конкордантности в группе монозиготных (МБ) или дизиготных (ДБ) близнецов.
№33 слайд![Оценка коэффициента](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img32.jpg)
Содержание слайда: Оценка коэффициента наследуемости (Н):
В зависимости от значения Н судят о влиянии генетических и средовых факторов на развитие признака.
Например: если значение Н близко к 0, считают, что развитие признака обусловлено только факторами внешней среды
№34 слайд![Оценка коэффициента](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img33.jpg)
Содержание слайда: Оценка коэффициента наследуемости (Н):
От 1 до 0,7 — наследственные факторы имеют доминирующее значение в развитии признака или болезни,
От 0,4 до 0,7 - признак развивается под действием факторов внешней среды при наличии генетической предрасположенности
№35 слайд![Примеры конкордантности по](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img34.jpg)
Содержание слайда: Примеры конкордантности по некоторым признакам и заболеваниям у МБ и ДБ, %
№36 слайд![Примеры конкордантности по](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img35.jpg)
Содержание слайда: Примеры конкордантности по некоторым признакам и заболеваниям у МБ и ДБ, %
№37 слайд![Наследуемость групп крови у](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img36.jpg)
Содержание слайда: Наследуемость групп крови у человека
Полностью обусловлены генотипом и не изменяются под влиянием среды.
Коэффициент наследуемости равен 100 %.
№38 слайд![Наследуемость морфологических](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img37.jpg)
Содержание слайда: Наследуемость морфологических признаков
По форме носа, бровей, губ и ушей, цвету глаз, волос и кожи монозиготные близнецы конкордантны в 97-100 %, а дизиготные в зависимости от признака — в 70-20 % случаев.
№39 слайд![Наследуемость заболеваемости](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img38.jpg)
Содержание слайда: Наследуемость заболеваемости шизофренией
Конкордантность МБ по заболеваемости шизофренией равна 70 %, а у ДБ - 13%. Тогда:
(70 – 13)
Н= (100 – 13) = 0,65. или 65%
В данном случае преобладают генетические факторы, но существенную роль играют и условия среды.
№40 слайд![Наследуемость заболеваемости](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img39.jpg)
Содержание слайда: Наследуемость заболеваемости при инфекциях
при заболевании корью и коклюшем ведущее значение имеют инфекционные факторы,
при туберкулезной инфекции — существенное влияние оказывает генотип.
№41 слайд![Значение метода близнецов в](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img40.jpg)
Содержание слайда: Значение метода близнецов в генетике человека
Поможет ответить на вопросы:
* влияние наследственных и средовых факторов на продолжительность жизни человека,
* развитие одаренности,
* чувствительность к лекарственным препаратам и др.
№42 слайд![Характерные черты](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img41.jpg)
Содержание слайда: ***Характерные черты цитоплазматического наследования.
Признак (заболевание) встречается с одинаковой частотой у обоих полов;
Признак передается потомкам от матери;
№43 слайд![Характерные черты](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img42.jpg)
Содержание слайда: Характерные черты цитоплазматического наследования.
3. Больная мать передает признак либо всему потомству, либо только его части в зависимости от попадания в зиготу аномальных плазмогенов от яйцеклетки. (Пример: одна из форм несращения остистых отростков позвонков.)
№44 слайд![Задачи популяционно](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img43.jpg)
Содержание слайда: Задачи популяционно -статистического метода:
1. Изучить генетическую структуру популяций, их генофонд, взаимодействие факторов, обусловливающих постояноство и изменение генетической структуры популяций
№45 слайд![Задачи популяционно](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img44.jpg)
Содержание слайда: Задачи популяционно -статистического метода:
2. Изучить наследственные болезни населения, частоту нормальных и патологических генов, генотипов, фенотипов в популяциях различных местностей, стран и городов
№46 слайд![Задачи популяционно](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img45.jpg)
Содержание слайда: Задачи популяционно -статистического метода:
3. Изучает закономерности распространения наследственных болезней в разных по строению популяциях и возможность прогнозировать их частоту в последующих поколениях
№47 слайд![Задачи популяционно](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img46.jpg)
Содержание слайда: Задачи популяционно -статистического метода:
4. Изучает частоты генов в популя-ции, включая наследственные болезни
5. Закономерности мутационного про-цесса, частоту мутаций у человека, обусловливающих тяжелые болезни (ювенильная амавротическая идиотия, порфирия, глухота и др.);
№48 слайд![Задачи популяционно](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img47.jpg)
Содержание слайда: Задачи популяционно -статистического метода:
6.Роль наследственности и среды в возникновении болезней с наслед-ственной предрасположенностью (эпидемические заболевания, нехватка пищи, понижение температуры, использование живых вакцин, стероидных гормонов, излучений и др.);
№49 слайд![Задачи популяционно](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img48.jpg)
Содержание слайда: Задачи популяционно -статистического метода:
7. Влияния наследственных и средовых факторов в создании фенотипического полиморфизма человека по многим признакам и др.
8. Дрейф генов
№50 слайд![Значение популяционно](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img49.jpg)
Содержание слайда: Значение популяционно -статистического метода
Дает возможность определить генетическую структуру популяции, рассчитать в популя-ции человека частоту нормальных и патологических генов – гетерозигот, доминантных и рецессивных гомозигот, а также частоту нормальных и патологических фенотипов, что дает возможность прогнозировать их частоту в последующих поколениях.
№51 слайд![](/documents_5/f2221b1e6bb390f6111d93ca415a885b/img50.jpg)