Презентация Коммуникативные качества речи онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Коммуникативные качества речи абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 16 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Коммуникативные качества речи



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    16 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    70.56 kB
  • Просмотров:
    46
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Коммуникативные качества речи
Содержание слайда: Коммуникативные качества речи   План Культура речи как часть культуры в целом. 2. Коммуникативные качества речи.

№2 слайд
. Культура речи как часть
Содержание слайда: 1. Культура речи как часть культуры в целом. Культуру речи мы рассматриваем как часть культуры общения и культуры в целом, потому что культура речи обладает теми же свойствами, признаками, что и культура в целом, и подчиняется законам культуры. Культура речи, как и любая культура, предполагает стремление к совершенствованию, а значит – это та творческая задача, которая и служит средством привнесения культуры в пользование речью.

№3 слайд
Критерии оценки культуры речи
Содержание слайда: Критерии оценки культуры речи По каким же критериям нужно оценивать культуру речи? Критерии оценки речи начали складываться в недрах риторики как достоинства речи. Достоинство (по словарю Даля) – отличное качество или превосходство. Значит, речь должна быть качественной, т.е. обладающей необходимыми свойствами, которые делают её привлекательной для читателей или слушателей и свидетельствуют о речевом мастерстве автора. Такие свойства принято называть коммуникативными.

№4 слайд
. Коммуникативные качества
Содержание слайда: 2. Коммуникативные качества речи В 80-е гг. 20 в. учёный-языковед Б.Н. Головин систематизировал коммуникативные качества речи по тем условным составляющим, которые её питают:   РЕЧЬ язык мышление сознание действительность правильность точность выразительность ясность богатство логичность индивидуальность чистота лаконичность уместность Коммуникативные качества речи помогают организовать общение и сделать его эффективным. Рассмотрим каждое из этих качеств в отдельности.

№5 слайд
Правильность речи
Содержание слайда: Правильность речи Правильность, т. е. соблюдение норм литературного языка. Правильность выполняет важную роль в общении: создаёт образ языковой личности, отражая уровень знания языка, уровень образованности в целом. (Какая норма нарушена и как правильно? Она одела на себя – надела – синтаксич.; этот цветок красиве΄е – краси΄вее – акцентологич.; ложи сюда – клади – лексич.; сэссия – сессия – орфоэпич., оплачивать за проезд – оплачивать проезд – синтаксич.; согласно приказа ректора – согласно приказу – синтаксич., встретившись с ним, все сомнения рассеялись – встретившись с ним, я перестал сомневаться – синтаксич.; все свои документы я утратил – я потерял – лексич.).

№6 слайд
Богатство речи Богатство,
Содержание слайда: Богатство речи Богатство, т.е. разнообразие, качество, свидетельствующее о высоком уровне речевого мастерства и об осознанном стремлении разнообразить свою речь использованием различных языковых и речевых средств. Богатая речь отражает высокий уровень культуры её автора и тем самым способствует повышению его статуса в общении. Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Лексическое богатство – это историзмы (городовой, барщина); архаизмы (отрок, сей, ланиты); неологизмы (мобильник); исконно русские слова (ожерелье); заимствованные (башмак), интернационализмы (класс); синонимы (известный, знаменитый, выдающийся), антонимы (абстрактный – конкретный), паронимы (невежа – невежда), омонимы (наречие, марки, полька), фразеологизмы (держать язык за зубами), пословицы и поговорки (не имей сто рублей, а имей сто друзей).

№7 слайд
Точность речи Точность, т.е.
Содержание слайда: Точность речи Точность, т.е. соответствие высказывания замыслу автора. Причинами неточности являются: а) употребление слов в несвойственном им значении (Отдельные члены танцевального кружка не пришли на репетицию); б) неустранённая контекстом омонимия (лексическая: совместный отдых, как и труд, спаивает людей; синтаксическая: характеристика Васильева точно соответствовала действительности); в) смешение паронимов (Его необходимо направить на принудительное лечение от алкоголя).

№8 слайд
Логичность речи Логичность,
Содержание слайда: Логичность речи Логичность, т.е. соответствие законам логики. Логика (греч. logos) – слово, смысл. Культура речи под логичностью понимает непротиворечивость, структурную стройность и связность высказывания. Для создания логичности необходимо пользоваться определёнными логическими операциями: Причинно-следственная связь. Напр.: Шофёр автобуса Маков нарушил правила безопасности движения, поэтому лишён премии. Сравнение – установление сходства или различия предметов, явлений, фактов. Напр.: Длинная речь так же не подвигает дела, как длинное платье не помогает ходьбе (Ш. Талейран). Анализ – мысленное расчленение предмета на составляющие его части. Напр.: Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе (Сенека). Абстрагирование – мысленное выделение признаков одного предмета и их отвлечение от других признаков. Напр.: Убеждение должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше (В.Г. Белинский). Обобщение – приём, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Напр.: Время уносит всё; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу (Платон).

№9 слайд
Логичность речи вопрос Какая
Содержание слайда: Логичность речи (вопрос) Какая логическая операция нарушена в этом тексте: Собираясь за покупками в магазин или на рынок, мы внутренне готовы к тому, что нас обязательно обманут, но особо из-за этого не расстраиваемся. Ибо большого ущерба от обвесов, обсчётов и тому подобных торговых махинаций не несём. Продавцы, которые ежедневно «химичат с нами», как правило, обдирают по чуть-чуть. Мы входим в их положение и знаем, что им тоже надо платить – всевозможным бандитским «крышам» и коррумпированным чиновникам. Вот почему торговые точки (и особенно рынки) давно и совершенно справедливо снискали славу самых криминальных мест.

№10 слайд
Логичность речи ответ Если
Содержание слайда: Логичность речи (ответ) (Если понимать автора этого текста буквально, то получается, что рынки совершенно справедливо снискали себе славу самых криминальных мест, потому что мы, покупатели, внутренне готовы к тому, что нас обманут, но особо из-за этого не расстраиваемся.)

№11 слайд
Лаконичность речи
Содержание слайда: Лаконичность речи Лаконичность, т.е. краткость и содержательность. Лаконичность достигается отсутствием слов, не несущих информации. Причинами нарушения лаконичности являются тавтология и плеоназм (тавтология – содержательная избыточность высказывания, проявляющаяся в смысловом дублировании целого или его части: явление проявляется, рассказать рассказ, умножить во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь; плеоназм – избыточность выразительных средств, используемых для передачи лексического или грамматического смысла высказывания: главная суть, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, поселился жить в гостинице, пинать ногами, толпа народа).

№12 слайд
Уместность речи Уместность,
Содержание слайда: Уместность речи Уместность, т.е. соотнесённость языковых средств с содержанием речи, с обстановкой и со статусом оратора. Если правильность строится на всех нормах, начиная с акцентологической и до лексической, то уместность опирается на стилистическую норму. (Неуместно, например, блистать красивыми выражениями, передавая содержание гражданской сделки или говоря об экономическом кризисе; неуместно, сообщая о том, что девушка в пьяном виде зарезала мать, говорить, что это произошло в один прекрасный день; неуместно, находясь в официальной обстановке, употреблять жаргонизмы и просторечные выражения).

№13 слайд
Ясность речи Ясность, т. е
Содержание слайда: Ясность речи Ясность, т. е доступность, понятность. На ясность как на главное достоинство речи указывал ещё Аристотель: «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этому служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели». Причины неясности речи следующие: а) низкая культура мышления, неглубокое знание материала; б) многословие (в прошлом году вступил в строй действующих предприятий автомобильный завод); в) неправильный порядок слов (при попытке скрыться подсудимые были задержаны с украденными вещами дружинниками).

№14 слайд
Чистота речи Чистота
Содержание слайда: Чистота речи Чистота – отсутствие в речи слов-сорняков, слов-паразитов. Слова-паразиты – это навязчивые слова, засоряющие речь своей пустотой и бессодержательностью: это самое, вот, значит, типа, как бы, так сказать, видите ли и др. (Введенская, с. 76). Слова-сорняки – это жаргонизмы, просторечие и варваризмы. Употребление жаргонизмов, по мнению академика Д.С. Лихачева, отражает не только примитивную речь, но и примитивное сознание. Напр.: кинуть, обуть в значении обмануть; замочить в значении убить. Просторечие свидетельствует о недостаточном знании норм литературного языка и о низкой культуре речи. Напр.: мне без разницы вместо мне всё равно, обратно в значении опять. Варваризмы – иностранные слова, дублирующие уже имеющиеся исконно русские наименования. Напр.: тинэйджер вместо подросток, консолидировать вместо объединять, сплачивать.

№15 слайд
Выразительность речи
Содержание слайда: Выразительность речи Выразительность – это такое коммуникативное качество речи, в котором соединяются возможности всех средств языка и речи. К таким средствам, например, относятся фигуры и тропы (тропы – эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония и др.; фигуры – риторический вопрос, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, инверсия и др.) (В сто сорок солнц закат пылал – гипербола; горит костёр рябины красной – метафора).

№16 слайд
Индивидуальность речи
Содержание слайда: Индивидуальность речи Индивидуальность – т.е. самобытность, умение говорить о самых знакомых фактах своими совами, не употребляя речевых штампов. Штампы – это шаблонные, надоевшие выражения с потускневшей от частого употребления семантикой. Отсутствие индивидуальности в речи вызвано прежде всего плохой подготовленностью, поверхностными знаниями, недостаточным запасом слов.

Скачать все slide презентации Коммуникативные качества речи одним архивом:
Похожие презентации