Презентация Методология научных исследований онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Методология научных исследований абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 17 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Методология научных исследований



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    17 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    105.26 kB
  • Просмотров:
    74
  • Скачиваний:
    1
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Методология научных
Содержание слайда: Методология научных исследований 1. Понятие и структура методологии науки. 2. Методы эмпирического исследования. 3. Формы эмпирического знания. 4. Методы научно-теоретического исследования. 5. Философские и общенаучные методы и подходы, применяемые в научно-теоретических исследованиях.

№2 слайд
. Понятие и структура
Содержание слайда: 1. Понятие и структура методологии науки. МЕТОДОЛОГИЯ – это: 1) совокупность методов и принципов научной деятельности и рефлексия по их поводу; 2) учение об активности субъекта познания, выясняющее отношение теоретизирующего субъекта к готовому и добываемому знанию; 3) учение об основных методах. МЕТОД - это: 1) способ теоретического и практического освоения действительности; 2) система регулятивных принципов преобразующей познавательной теоретической и практической деятельности; 3) общее направление исследования, способ истолкования фактов, прием , с помощью которого добывается, преобразуется или проверяется знание. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ - это наиболее общие установки, формирующие базис для познания Методы научного знания представляют собой систему, в которой действуют отношения субординации и координации.

№3 слайд
Структура методологии
Содержание слайда: Структура методологии научного исследования (по степени общности) философские методы; общенаучные методы – делятся условно на: - эмпирические (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование); - теоретические (идеализация, формализация, гипотетико-дедуктивный, аксиоматический и др.); - общелогические (аналогия, идеализация, анализ, синтез, абстрагирование, классификация, типология, систематизация, индукция, дедукция и др.) частнонаучные методы специфичны для отдельных наук (для социологии – опрос и анкетирование референтных групп) специальные методики – разрабатываются для конкретных научных задач.

№4 слайд
. Методы эмпирического
Содержание слайда: 2. Методы эмпирического исследования (1) НАБЛЮДЕНИЕ – целенаправленное изучение и фиксирование данных об объектах, явлениях и процессах окружающего мира. Основные характеристики наблюдения: концептуальная организованность, целеустремленность, техническая оснащенность, наличие специального языка. Виды наблюдения: - по воспринимаемому объекту – прямое и косвенное; - по исследовательским средствам – непосредственное и опосредованное; - по воздействию на объект – нейтральное и преобразующее; - по отношению к совокупности изучаемых явлений – сплошное и выборочное; - по временным параметрам – непрерывное и прерывное. Задача наблюдения – получение совокупности первичных данных об объекте. Идеал объективности наблюдения: данные должны быть обработаны, очищены от случайности, результат должен достоверно воспроизводиться при наблюдениях, проводимых различными исследователями.

№5 слайд
Методы эмпирического
Содержание слайда: Методы эмпирического исследования (2) ЭКСПЕРИМЕНТ – представляет исследовательскую ситуацию изучения явления в специально создаваемых контролируемых условиях, позволяющих активно управлять ходом процесса, видоизменять его в соответствии с исследовательскими задачами. Виды эксперимента: - по условиям проведения – естественные и искусственные; - по целям исследования – преобразующие, контролирующие, констатирующие, поисковые, решающие; - по количеству факторов – однофакторный, многофакторный, математический. Цель эксперимента: выделить в изучаемом объекте существенные взаимосвязи в чистом виде. Этапы экспериментального исследования: разработка программы – проведение исследований – анализ результатов – дальнейшая разработка программы. Определенные блоки работ могут выполняться параллельно. Валидность – степень совершенства эксперимента: внешняя валидность (когда результаты эксперимента хорошо экстраполируются в изучаемую предметную область) и внутренняя валидность (планирование и логика проведения эксперимента).

№6 слайд
Методы эмпирического
Содержание слайда: Методы эмпирического исследования (3) ОПИСАНИЕ – получение и репрезентация эмпирических данных в качественных терминах. Для достижения единства описания в науке используются специальные процедуры согласования терминологии, стандартизации форм описания, сравнение данных из независимых источников информации, уточнение критериев для использования той или иной оценки. СРАВНЕНИЕ – исследовательская процедура и форма репрезентации эмпирического материала, позволяющая добиться значительной упорядоченности предметной области и уточнения понятий при построении шкал с упорядоченной структурой. Сравнение может приобретать ведущее значение в конкретных исследовательских задачах, выступая в роли сравнительного метода и сравнительного подхода (например, в гуманитарных науках). ИЗМЕРЕНИЕ – это осуществляемое по специальным правилам определение количественных характеристик изучаемых объектов, их свойств и отношений. Концептуальный аппарат, поддерживающий процедуру измерения, включает специальные системы аксиом, касающиеся измерительных процедур (аксиомы Колмогорова, теория Бурбаки). Теория измерения – метрология. МОДЕЛИРОВАНИЕ – общенаучный метод, в котором для изучения объекта используется опосредующее звено – объект-заместитель. Моделирование представляет цикл: объект-оригинал – создание модели – модель – изучение модели – получение информации о модели – экстраполяция – объект-оригинал.

№7 слайд
. Формы эмпирического знания
Содержание слайда: 3. Формы эмпирического знания Опытные данные Факты Эмпирические закономерности Эмпирические теории

№8 слайд
. Методы
Содержание слайда: 4. Методы научно-теоретического исследования 1. Группа общелогических методов: (абстрагирование, идеализация, аналогия, формализация, анализ, синтез, дедукция, индукция, классификация, типология) 2. Группа развитых научно-познавательных методов и подходов: а) аксиоматический метод б) гипотетико-дедуктивный метод в) мысленный эксперимент г) математическое (информационное) моделирование

№9 слайд
Общелогические методы
Содержание слайда: Общелогические методы Абстрагирование – интеллектуальный акт отвлечения от некоторых сторон изучаемого объекта, выделение в чистом виде наиболее существенных сторон объекта в данной познавательной ситуации. Идеализация – разновидность абстрагирования, с помощью которой конструируются абстрактные объекты (например, «идеальный газ»). Аналогия – операция нахождения какого-либо сходства между объектами, а также рассуждение, проводимое на его основе. Формализация – построение искусственного языка для представления знаний из той или иной предметной области. В результате формализации высказывания об изучаемом объекте переводятся на специальный язык. Анализ – совокупность процедур, сущностью которых является мысленное разделение исходного объекта на части, выявление его структуры. Синтез – объединение изученных анализом частей, обнаружение общего. Дедукция – логический вывод частных положений из более общих. Индукция – восхождение от частных положений к общим законам. Классификация и типология – это процедуры, основой которых является деление объема понятия (например, дихотомическое деление треугольников на правильные и неправильные).

№10 слайд
Аксиоматический метод В
Содержание слайда: Аксиоматический метод В основе метода лежит идея аксиомы - утверждения, не требующего доказательства. Построение аксиоматической системы начинается с выявления в составе некоторой содержательной концепции ее первоначальных фундаментальных понятий, которым можно придать статус неопределяемых. Выбираются также исходные утверждения теории, которые принимаются без доказательства и которым придается статус аксиом. В естественнонаучных теориях в роли аксиом выступают их главные принципы, базисные допущения, основные законы. Далее фиксируются допустимые правила рассуждений, согласно которым из одних положений можно выводить другие, они обычно совпадают с правилами дедуктивного вывода. Логическое исчисление является частью аксиоматической системы. Процесс аксиоматизации требует глубокого знания содержательных аспектов исходной теории.

№11 слайд
Гипотетико-дедуктивный метод
Содержание слайда: Гипотетико-дедуктивный метод Область научного знания, которая строится гипотетико-дедуктивным способом, представляет собой теоретическую систему, которая упрощенно может быть представлена как состоящая из двух областей: области гипотез и области фактов (или эмпирического базиса). Между этими областями разворачивается концептуальное взаимодействие. Из гипотез дедуктивно выводятся следствия более частного характера, их них – еще более частного и т.д. Процесс продолжается до тех пор, пока цель не приведет к фактам (уже установленным или только предсказываемым). Эмпирический базис служит средством проверки гипотез и в случае несоответствия исходной гипотезы наблюдаемым фактам – становится основанием для ее свержения или корректировки.

№12 слайд
Гипотетико-дедуктивная модель
Содержание слайда: Гипотетико-дедуктивная модель научного познания

№13 слайд
Схема системного
Содержание слайда: Схема системного моделирования Определение исходной системы (ее структуры, системных свойств, функционирования, параметров внешней среды и др.; анализ ее структурно-функциональной организации; оптимизационное исследование и выявление ее экстремальных состояний, критических точек, потенциала для повышения ее эффективности и т.п.; подведение итогов, экстраполяция результатов на исходный объект или – при проектировании – на другие объекты. При подобных исследованиях используется широкая совокупность математических концепций и методов, среди них: исследование операций, теория массового обслуживания, теория игр, вариационное исчисление, теория алгоритмов; для анализа структуры – теория множеств, теория графов, топология и другие математические методы.

№14 слайд
. Философские и общенаучные
Содержание слайда: 5. Философские и общенаучные методы и подходы, применяемые в научно-теоретических исследованиях Подход – более широкое понятие, чем метод. Ядро подхода включает теоретические понятия, принципы. Подход служит основанием для более конкретных методологических предписаний. Группа исторических подходов и методов: а) конкретно-исторический в) абстрактно-исторический (реконструкционный) Группа системных методов и подходов: а) системный подход в) синергетический подход с) информационный подход д) конструктивный подход

№15 слайд
Системный подход СП СП
Содержание слайда: Системный подход (СП) СП – направление методологии общенаучного и специально-научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем. СП ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Понятия и принципы СП выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании (например, понятие биосферы в концепции В.И.Вернадского, понятие биогеоценоза в экологии). СП содержит схему объяснения, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление типологии его связей. Из тезиса о многообразии типов связей объекта следует, что сложный объект допускает несколько расчленений. Критерием выбора адекватного расчленения изучаемого объекта может служить построение «единицы» анализа (такой как, например, «биогеоценоз» в экологии), позволяющей фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику. Ключевые понятия: элемент, система, структура, внешняя среда, тип связи, управление, иерархия, характер взаимодействия (открытые и закрытые системы), устойчивость, стационарность (нестационарность), детерминизм (детерминистские и стохастические системы), системный анализ.

№16 слайд
Методологические принципы
Содержание слайда: Методологические принципы синергетического подхода Синергетическая методология применяется для исследования сложных самоорганизующихся систем в различных областях естественных и социально-гуманитарных наук и в простейшем варианте включает два структурных принципа Бытия (1-2))и пять принципов Становления(3-7): 1. Гомеостатичность - цель-программу поведения системы в состоянии гомеостаза в синергетике называют аттрактором (притягивателем); 2. Иерархичность – мир структурирован по масштабам длин, времен, энергий; то, что для низшего уровня есть структура-порядок, для высшего есть бесструктурный элемент хаоса, строительный материал; 3. Нелинейность – нарушение принципа суперпозиции в некотором явлении: результат суммы воздействий на систему не равен сумме результатов этих воздействий; 4. Незамкнутость (открытость) позволяет системе эволюционировать от простого к сложному; иерархический уровень может усложняться при обмене веществом, энергией, информацией с другими уровнями; 5. Неустойчивость – состояния выбора, точки бифуркаций. 6. Динамическая иерархичность – эмерджентность, принцип, описывающий возникновение нового качества системы по горизонтали; процесс самоорганизации, рождения параметров порядка, структур из хаоса микроуровня; 7. Наблюдаемость – этот принцип подчеркивает ограниченность и относительность наших представлений о системе в конечном эксперименте; целостное описание иерархической системы складывается из коммуникации между наблюдателями разных уровней. /В.Г.Буданов/

№17 слайд
Конструктивный подход КП КП
Содержание слайда: Конструктивный подход (КП) КП – способ построения научной теории, при котором производится непосредственное конструирование теоретических объектов. Конструктивный способ развертывания теории горазда более нагляден, чем аксиоматический; КП имеет важное значение в математике (конструктивная математика – А.Н.Колмогоров, А.А.Марков, Н.А.Шанин),существующими признаются только такие математические объекты, которые могут быть построены фиксированным набором операций; Конструктивные математические объекты обладают различными полезными качествами, которые ведут к их дальнейшей реализуемости: из конструктивного доказательства можно извлечь компьютерную программу; КП основан на взаимодействии методов программирования и методов математической логики.

Скачать все slide презентации Методология научных исследований одним архивом:
Похожие презентации