Презентация Методология научных исследований онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Методология научных исследований абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 17 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Методология научных исследований
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:17 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:105.26 kB
- Просмотров:74
- Скачиваний:1
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
![Методология научных](/documents_5/acd58257a2bdc91d50b7be817d5a0097/img0.jpg)
Содержание слайда: Методология научных исследований
1. Понятие и структура методологии науки.
2. Методы эмпирического исследования.
3. Формы эмпирического знания.
4. Методы научно-теоретического исследования.
5. Философские и общенаучные методы и подходы, применяемые в научно-теоретических исследованиях.
№2 слайд
![. Понятие и структура](/documents_5/acd58257a2bdc91d50b7be817d5a0097/img1.jpg)
Содержание слайда: 1. Понятие и структура методологии науки.
МЕТОДОЛОГИЯ – это:
1) совокупность методов и принципов научной деятельности
и рефлексия по их поводу;
2) учение об активности субъекта познания, выясняющее отношение
теоретизирующего субъекта к готовому и добываемому знанию;
3) учение об основных методах.
МЕТОД - это:
1) способ теоретического и практического освоения действительности;
2) система регулятивных принципов преобразующей познавательной
теоретической и практической деятельности;
3) общее направление исследования, способ истолкования фактов,
прием , с помощью которого добывается, преобразуется или проверяется
знание.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ - это наиболее общие установки, формирующие
базис для познания
Методы научного знания представляют собой систему, в которой действуют
отношения субординации и координации.
№3 слайд
![Структура методологии](/documents_5/acd58257a2bdc91d50b7be817d5a0097/img2.jpg)
Содержание слайда: Структура методологии научного исследования
(по степени общности)
философские методы;
общенаучные методы – делятся условно на:
- эмпирические (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование);
- теоретические (идеализация, формализация, гипотетико-дедуктивный, аксиоматический и др.);
- общелогические (аналогия, идеализация, анализ, синтез, абстрагирование, классификация, типология, систематизация, индукция, дедукция и др.)
частнонаучные методы специфичны для отдельных наук (для социологии – опрос и анкетирование референтных групп)
специальные методики – разрабатываются для конкретных научных задач.
№4 слайд
![. Методы эмпирического](/documents_5/acd58257a2bdc91d50b7be817d5a0097/img3.jpg)
Содержание слайда: 2. Методы эмпирического исследования (1)
НАБЛЮДЕНИЕ – целенаправленное изучение и фиксирование данных об объектах, явлениях и процессах окружающего мира.
Основные характеристики наблюдения: концептуальная организованность, целеустремленность, техническая оснащенность, наличие специального языка.
Виды наблюдения:
- по воспринимаемому объекту – прямое и косвенное;
- по исследовательским средствам – непосредственное и опосредованное;
- по воздействию на объект – нейтральное и преобразующее;
- по отношению к совокупности изучаемых явлений – сплошное и выборочное;
- по временным параметрам – непрерывное и прерывное.
Задача наблюдения – получение совокупности первичных данных об
объекте.
Идеал объективности наблюдения: данные должны быть обработаны, очищены от случайности, результат должен достоверно воспроизводиться при наблюдениях, проводимых различными исследователями.
№5 слайд
![Методы эмпирического](/documents_5/acd58257a2bdc91d50b7be817d5a0097/img4.jpg)
Содержание слайда: Методы эмпирического исследования (2)
ЭКСПЕРИМЕНТ – представляет исследовательскую ситуацию изучения явления в специально создаваемых контролируемых условиях, позволяющих активно управлять ходом процесса, видоизменять его в соответствии с исследовательскими задачами.
Виды эксперимента:
- по условиям проведения – естественные и искусственные;
- по целям исследования – преобразующие, контролирующие, констатирующие, поисковые, решающие;
- по количеству факторов – однофакторный, многофакторный, математический.
Цель эксперимента: выделить в изучаемом объекте существенные взаимосвязи в чистом виде.
Этапы экспериментального исследования: разработка программы – проведение исследований – анализ результатов – дальнейшая разработка программы. Определенные блоки работ могут выполняться параллельно.
Валидность – степень совершенства эксперимента: внешняя валидность (когда результаты эксперимента хорошо экстраполируются в изучаемую предметную область) и внутренняя валидность (планирование и логика проведения эксперимента).
№6 слайд
![Методы эмпирического](/documents_5/acd58257a2bdc91d50b7be817d5a0097/img5.jpg)
Содержание слайда: Методы эмпирического исследования (3)
ОПИСАНИЕ – получение и репрезентация эмпирических данных в качественных терминах.
Для достижения единства описания в науке используются специальные процедуры согласования терминологии, стандартизации форм описания, сравнение данных из независимых источников информации, уточнение критериев для использования той или иной оценки.
СРАВНЕНИЕ – исследовательская процедура и форма репрезентации эмпирического материала, позволяющая добиться значительной упорядоченности предметной области и уточнения понятий при построении шкал с упорядоченной структурой.
Сравнение может приобретать ведущее значение в конкретных исследовательских задачах, выступая в роли сравнительного метода и сравнительного подхода (например, в гуманитарных науках).
ИЗМЕРЕНИЕ – это осуществляемое по специальным правилам определение количественных характеристик изучаемых объектов, их свойств и отношений.
Концептуальный аппарат, поддерживающий процедуру измерения, включает специальные системы аксиом, касающиеся измерительных процедур (аксиомы Колмогорова, теория Бурбаки). Теория измерения – метрология.
МОДЕЛИРОВАНИЕ – общенаучный метод, в котором для изучения объекта используется опосредующее звено – объект-заместитель.
Моделирование представляет цикл: объект-оригинал – создание модели –
модель – изучение модели – получение информации о модели – экстраполяция – объект-оригинал.
№8 слайд
![. Методы](/documents_5/acd58257a2bdc91d50b7be817d5a0097/img7.jpg)
Содержание слайда: 4. Методы научно-теоретического исследования
1. Группа общелогических методов:
(абстрагирование, идеализация, аналогия, формализация, анализ, синтез, дедукция, индукция, классификация, типология)
2. Группа развитых научно-познавательных методов и подходов:
а) аксиоматический метод
б) гипотетико-дедуктивный метод
в) мысленный эксперимент
г) математическое (информационное) моделирование
№9 слайд
![Общелогические методы](/documents_5/acd58257a2bdc91d50b7be817d5a0097/img8.jpg)
Содержание слайда: Общелогические методы
Абстрагирование – интеллектуальный акт отвлечения от некоторых сторон изучаемого объекта, выделение в чистом виде наиболее существенных сторон объекта в данной познавательной ситуации.
Идеализация – разновидность абстрагирования, с помощью которой конструируются абстрактные объекты (например, «идеальный газ»).
Аналогия – операция нахождения какого-либо сходства между объектами, а также рассуждение, проводимое на его основе.
Формализация – построение искусственного языка для представления знаний из той или иной предметной области. В результате формализации высказывания об изучаемом объекте переводятся на специальный язык.
Анализ – совокупность процедур, сущностью которых является мысленное разделение исходного объекта на части, выявление его структуры.
Синтез – объединение изученных анализом частей, обнаружение общего.
Дедукция – логический вывод частных положений из более общих.
Индукция – восхождение от частных положений к общим законам.
Классификация и типология – это процедуры, основой которых является деление объема понятия (например, дихотомическое деление треугольников на правильные и неправильные).
№10 слайд
![Аксиоматический метод В](/documents_5/acd58257a2bdc91d50b7be817d5a0097/img9.jpg)
Содержание слайда: Аксиоматический метод
В основе метода лежит идея аксиомы - утверждения, не требующего доказательства.
Построение аксиоматической системы начинается с выявления в составе некоторой содержательной концепции ее первоначальных фундаментальных понятий, которым можно придать статус неопределяемых.
Выбираются также исходные утверждения теории, которые принимаются без доказательства и которым придается статус аксиом. В естественнонаучных теориях в роли аксиом выступают их главные принципы, базисные допущения, основные законы.
Далее фиксируются допустимые правила рассуждений, согласно которым из одних положений можно выводить другие, они обычно совпадают с правилами дедуктивного вывода.
Логическое исчисление является частью аксиоматической системы.
Процесс аксиоматизации требует глубокого знания содержательных аспектов исходной теории.
№11 слайд
![Гипотетико-дедуктивный метод](/documents_5/acd58257a2bdc91d50b7be817d5a0097/img10.jpg)
Содержание слайда: Гипотетико-дедуктивный метод
Область научного знания, которая строится гипотетико-дедуктивным способом, представляет собой теоретическую систему, которая упрощенно может быть представлена как состоящая из двух областей: области гипотез и области фактов (или эмпирического базиса).
Между этими областями разворачивается концептуальное взаимодействие. Из гипотез дедуктивно выводятся следствия более частного характера, их них – еще более частного и т.д.
Процесс продолжается до тех пор, пока цель не приведет к фактам (уже установленным или только предсказываемым).
Эмпирический базис служит средством проверки гипотез и в случае несоответствия исходной гипотезы наблюдаемым фактам – становится основанием для ее свержения или корректировки.
№13 слайд
![Схема системного](/documents_5/acd58257a2bdc91d50b7be817d5a0097/img12.jpg)
Содержание слайда: Схема системного моделирования
Определение исходной системы (ее структуры, системных свойств, функционирования, параметров внешней среды и др.;
анализ ее структурно-функциональной организации;
оптимизационное исследование и выявление ее экстремальных состояний, критических точек, потенциала для повышения ее эффективности и т.п.;
подведение итогов, экстраполяция результатов на исходный объект или – при проектировании – на другие объекты.
При подобных исследованиях используется широкая совокупность математических концепций и методов, среди них: исследование операций, теория массового обслуживания, теория игр, вариационное исчисление, теория алгоритмов; для анализа структуры – теория множеств, теория графов, топология и другие математические методы.
№14 слайд
![. Философские и общенаучные](/documents_5/acd58257a2bdc91d50b7be817d5a0097/img13.jpg)
Содержание слайда: 5. Философские и общенаучные методы и подходы, применяемые в научно-теоретических исследованиях
Подход – более широкое понятие, чем метод. Ядро подхода включает теоретические понятия, принципы. Подход служит основанием для более конкретных методологических предписаний.
Группа исторических подходов и методов:
а) конкретно-исторический
в) абстрактно-исторический (реконструкционный)
Группа системных методов и подходов:
а) системный подход
в) синергетический подход
с) информационный подход
д) конструктивный подход
№15 слайд
![Системный подход СП СП](/documents_5/acd58257a2bdc91d50b7be817d5a0097/img14.jpg)
Содержание слайда: Системный подход (СП)
СП – направление методологии общенаучного и специально-научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем.
СП ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
Понятия и принципы СП выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании (например, понятие биосферы в концепции В.И.Вернадского, понятие биогеоценоза в экологии).
СП содержит схему объяснения, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление типологии его связей.
Из тезиса о многообразии типов связей объекта следует, что сложный объект допускает несколько расчленений. Критерием выбора адекватного расчленения изучаемого объекта может служить построение «единицы» анализа (такой как, например, «биогеоценоз» в экологии), позволяющей фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику.
Ключевые понятия: элемент, система, структура, внешняя среда, тип связи, управление, иерархия, характер взаимодействия (открытые и закрытые системы), устойчивость, стационарность (нестационарность), детерминизм (детерминистские и стохастические системы), системный анализ.
№16 слайд
![Методологические принципы](/documents_5/acd58257a2bdc91d50b7be817d5a0097/img15.jpg)
Содержание слайда: Методологические принципы синергетического подхода
Синергетическая методология применяется для исследования сложных самоорганизующихся
систем в различных областях естественных и социально-гуманитарных наук и в простейшем
варианте включает два структурных принципа Бытия (1-2))и пять принципов Становления(3-7):
1. Гомеостатичность - цель-программу поведения системы в состоянии гомеостаза в
синергетике называют аттрактором (притягивателем);
2. Иерархичность – мир структурирован по масштабам длин, времен, энергий; то, что для
низшего уровня есть структура-порядок, для высшего есть бесструктурный элемент хаоса,
строительный материал;
3. Нелинейность – нарушение принципа суперпозиции в некотором явлении: результат
суммы воздействий на систему не равен сумме результатов этих воздействий;
4. Незамкнутость (открытость) позволяет системе эволюционировать от простого к
сложному; иерархический уровень может усложняться при обмене веществом, энергией,
информацией с другими уровнями;
5. Неустойчивость – состояния выбора, точки бифуркаций.
6. Динамическая иерархичность – эмерджентность, принцип, описывающий
возникновение нового качества системы по горизонтали; процесс самоорганизации, рождения
параметров порядка, структур из хаоса микроуровня;
7. Наблюдаемость – этот принцип подчеркивает ограниченность и относительность наших
представлений о системе в конечном эксперименте; целостное описание иерархической
системы складывается из коммуникации между наблюдателями разных уровней.
/В.Г.Буданов/
№17 слайд
![Конструктивный подход КП КП](/documents_5/acd58257a2bdc91d50b7be817d5a0097/img16.jpg)
Содержание слайда: Конструктивный подход (КП)
КП – способ построения научной теории, при котором производится непосредственное конструирование теоретических объектов.
Конструктивный способ развертывания теории горазда более нагляден, чем аксиоматический;
КП имеет важное значение в математике (конструктивная математика – А.Н.Колмогоров, А.А.Марков, Н.А.Шанин),существующими признаются только такие математические объекты, которые могут быть построены фиксированным набором операций;
Конструктивные математические объекты обладают различными полезными качествами, которые ведут к их дальнейшей реализуемости:
из конструктивного доказательства можно извлечь компьютерную программу;
КП основан на взаимодействии методов программирования и методов математической логики.
Скачать все slide презентации Методология научных исследований одним архивом:
Похожие презентации
-
Методология и методы научных исследований
-
Экономическая наука Какие уровни изучения экономики вы знаете? Почему появилась необходимость научных исследований в экономике?
-
Теоретико-методологические основы ФГОС Анна Викторовна Молокова, зав. кафедрой начального образования, научный сотрудник НМЦ «С
-
На тему "Методологические характеристики научного исследования" - скачать презентации по Педагогике
-
На тему "Диссертационное исследование:главные этапы и методологические, организационно-правовые, технологические
-
Основные методы научных исследований Подготовили студентки группы э122б Арсёнова В. Кондратенко Э.
-
Основные методы научных исследований
-
Основы научных исследований разминка
-
А. М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В авторефератах диссертаций этот разд
-
Диссертационное исследование:главные этапы и методологические, организационно-правовые, технологические основы