Презентация Обзор. Обозрение, как метода логической переработки информации. Виды, структура и содержание обзоров. (Тема 5) онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Обзор. Обозрение, как метода логической переработки информации. Виды, структура и содержание обзоров. (Тема 5) абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 90 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Обзор. Обозрение, как метода логической переработки информации. Виды, структура и содержание обзоров. (Тема 5)



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    90 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    224.68 kB
  • Просмотров:
    75
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Тема . ОБЗОР Обозрение,
Содержание слайда: Тема 5. ОБЗОР Обозрение, сигнальное обозрение, сигнально-статистические выводы, сигнально-критические выводы, сигнально-рекомендательные выводы, фактографическое обозрение, сигнально-фактографические выводы, критико-фактографические выводы, рекомендательно-фактографические выводы, концептуально-описательное обозрение, концептуально-аналитическое обозрение, концептуаль­но-теоретическое обоснование, библиографический обзор, реферативный обзор, аналитический обзор, обзоры-обоснования, итоговые обзоры, ключевые слова, массив понятий (ключевых слов), ядерная часть тематических рубрик, глаголы.   5.1. Особенности обозрения как метода логической переработки информации. 5.2. Виды, структура и содержание обзоров. 5.3. Методика подготовки аналитического обзора.

№2 слайд
. . Особенности обозрения как
Содержание слайда: 5.1. Особенности обозрения как метода логической переработки информации Обозрение как метод логической переработки информации мож­но представить в качестве определенной иерархии различных методов выве­дения знания. Основную роль играют следующие методологические цепочки: описание и систематизация, анализ, оценка и обобщение, синтез, выведение.

№3 слайд
В процессе обозрения эта
Содержание слайда: В процессе обозрения эта иерархия выступает в определен­ном единстве, обусловленном целями, содержанием и другими типологичес­кими особенностями обзора. В процессе обозрения эта иерархия выступает в определен­ном единстве, обусловленном целями, содержанием и другими типологичес­кими особенностями обзора. Реализация этой диалектической цепочки методов – задача концептуального обозрения, формой представления результатов (вы­водов) которого становится монографический обзор. Фактографическое обо­зрение включает первые два момента логического выведения и формирует результаты в виде реферативного обзора. Сигнальное обозрение ограничивается первым моментом выведения и представляет свои результаты в форме библиографического обзора.

№4 слайд
Сигнальное обозрение.
Содержание слайда: Сигнальное обозрение. Позволяет получить выводы о предмете обозре­ния в результате библио-графической систематизации документальных источ­ников. Сигнальное обозрение. Позволяет получить выводы о предмете обозре­ния в результате библио-графической систематизации документальных источ­ников. Сводная модель сигнального обозрения может быть конкретизирована следующим образом: сводное библиографирование (список литературы) – биб­лиографическая систематизация – выводы

№5 слайд
Для библиографического обзора
Содержание слайда: Для библиографического обзора список литературы – исходная посылка, которая требует определенной систематизации – обычно самой простой: алфа­витной, хронологической, нумерационной и – т.п. Для библиографического обзора список литературы – исходная посылка, которая требует определенной систематизации – обычно самой простой: алфа­витной, хронологической, нумерационной и – т.п. Именно систе­матизация определяет логику развития сигнального обозрения, т.е. она сочета­ет в себе принципы распределения обозреваемых источников. Это, в свою очередь, обусловливает характер итоговых выводов-обобщений. Они могут быть представлены в трех основных разновидностях: сигнально-статистические, сигнально-критические и сигнально-рекомендательные.

№6 слайд
Сигнально-статистические
Содержание слайда: Сигнально-статистические выводы указывают на наличие наиболее важных документальных ис­точников, отражающих существенные закономерности, тенденции, достиже­ния в развитии предмета обозрения. Сигнально-статистические выводы указывают на наличие наиболее важных документальных ис­точников, отражающих существенные закономерности, тенденции, достиже­ния в развитии предмета обозрения. Сигнально-критические выводы дают некоторую научно обоснованную оценку выводам первого уровня и в результате – крити­ческую модель процесса развития предмета обозрения. Сигнально-рекомендательные выводы на основе синтеза выводных данных двух предшествующих уров­ней прогнозируют наиболее вероятное развитие предмета обозрения.

№7 слайд
Фактографическое обозрение
Содержание слайда: Фактографическое обозрение ставит своей задачей получить выводы о предмете обзора путем логической переработки фактов, содержащихся в доку­ментальных источниках. В то же время без определенных выводов сигнально­го обозрения фактографическое обозрение трудно осуществимо. Фактографическое обозрение ставит своей задачей получить выводы о предмете обзора путем логической переработки фактов, содержащихся в доку­ментальных источниках. В то же время без определенных выводов сигнально­го обозрения фактографическое обозрение трудно осуществимо. Фактографическое обозрение осуществляется на основе реферирования и систематизации новой, ценной и полезной информации по предмету данного обзора. Следовательно, общая модель фактографического обозрения может быть конкретизирована следующим образом: сводное реферирование (рецензирова­ние) – информационный анализ (оценка, обобщение) – выводы.

№8 слайд
Сводный ре shy ферат является
Содержание слайда: Сводный ре­ферат является исходной фактографической моделью предмета обозрения, ко­торая в оглавлении обзора представлена сводным индикативным рефератом. Поэтому уже простая систематизация по рубрикам сводного индикативного реферата позволяет сделать отдельные выводы. Именно индикативный ре­ферат – основа последующей конкретизации аналитической части фактогра­фического обозрения, которая выступает в двух основных видах анализа; сигнально-фактографическом и критико-фактографическом Сводный ре­ферат является исходной фактографической моделью предмета обозрения, ко­торая в оглавлении обзора представлена сводным индикативным рефератом. Поэтому уже простая систематизация по рубрикам сводного индикативного реферата позволяет сделать отдельные выводы. Именно индикативный ре­ферат – основа последующей конкретизации аналитической части фактогра­фического обозрения, которая выступает в двух основных видах анализа; сигнально-фактографическом и критико-фактографическом

№9 слайд
Результаты
Содержание слайда: Результаты сигнально-фактографического обозрения в аналитической ча­сти реферативного обзора формируются в виде некоторой последовательнос­ти композиционных блоков, информативных рефератов. Каждый из них вос­производит тот или иной факт, систему фактов о предмете обозрения. Результаты сигнально-фактографического обозрения в аналитической ча­сти реферативного обзора формируются в виде некоторой последовательнос­ти композиционных блоков, информативных рефератов. Каждый из них вос­производит тот или иной факт, систему фактов о предмете обозрения. У критико-фактографического обозрения более сложная логическая струк­тура. Каждый единичный факт, система фактов необходимым образом сопро­вождается критикой, оценкой, т.е. воспроизводится в форме сводной рецензии.

№10 слайд
В зависимости от конкретных
Содержание слайда: В зависимости от конкретных задач и процесса обозрения фактографи­ческие выводы также могут быть трех основных видов: сигнально-фактографические, критико-фактографические и рекомендательно-фактографические. В зависимости от конкретных задач и процесса обозрения фактографи­ческие выводы также могут быть трех основных видов: сигнально-фактографические, критико-фактографические и рекомендательно-фактографические.

№11 слайд
Сигнально-фактографические
Содержание слайда: Сигнально-фактографические позволяют выбрать и систематизировать дан­ные, в наибольшей степени характеризующие развитие предмета обозрения. Сигнально-фактографические позволяют выбрать и систематизировать дан­ные, в наибольшей степени характеризующие развитие предмета обозрения. Критико-фактографические выводы позволяют научно обосновать, оценить по­лученную выше сигнально-фактографическую модель развития предмета обо­зрения. Рекомендательно-фактографические дают предшествующей модели предмета обозрения наиболее вероятное фактографическое объяснение его раз­вития.

№12 слайд
Еще более сложный характер
Содержание слайда: Еще более сложный характер носит концептуальное обозрение. Его за­дача – дать оптимальную теоретическую квалификацию предмета обозрения. Концептуальное обозрение возможно только при условии предварительного фактографического обозрения, результат которого становится предметом ново­го восхождения от абстрактного к конкретному. Это новое восхождение позво­ляет получить выводы концептуального, программирующего характера, а сле­довательно, и исчерпывающую, итоговую модель предмета обозрения. Еще более сложный характер носит концептуальное обозрение. Его за­дача – дать оптимальную теоретическую квалификацию предмета обозрения. Концептуальное обозрение возможно только при условии предварительного фактографического обозрения, результат которого становится предметом ново­го восхождения от абстрактного к конкретному. Это новое восхождение позво­ляет получить выводы концептуального, программирующего характера, а сле­довательно, и исчерпывающую, итоговую модель предмета обозрения. На основе этой модели конкретизируются результаты, выводы предшествующих видов обозрения. Выводы должны отражать три основных уровня концепту­ального обозрения: концептуально-описательный, концептуально-аналитичес­кий и концептуально-теоретический.

№13 слайд
Концептуально-описательное
Содержание слайда: Концептуально-описательное обозрение соответствует статистико-вероятностной программе развития предмета, полученной в результате обозрения. Концептуально-описательное обозрение соответствует статистико-вероятностной программе развития предмета, полученной в результате обозрения. Концептуально-аналитическое обозрение выражает различные варианты тео­ретического объяснения новых данных о предмете обозрения. Концептуаль­но-теоретическое обоснование носит характер гипотезы, прогноза.

№14 слайд
Во всех описанных случаях
Содержание слайда: Во всех описанных случаях прослеживается логическая взаимосвязь сту­пеней: каждая очередная невозможна без предыдущей и несет в себе возмож­ности всех последующих, а каждая последующая несет в себе действитель­ность предыдущих. Во всех описанных случаях прослеживается логическая взаимосвязь сту­пеней: каждая очередная невозможна без предыдущей и несет в себе возмож­ности всех последующих, а каждая последующая несет в себе действитель­ность предыдущих.

№15 слайд
Общее и специфическое в
Содержание слайда: Общее и специфическое в обзорах Обзоры являются наиболее распространенной формой концептографического анализа документов. Многими учеными расширение обзорной деятельности рассматривается в качестве одного из путей разрешения современного кризи­са информации, средства преодоления противоречия между объемом накоп­ленной и текущей информации и физическими возможностями восприятия ее отдельным человеком.

№16 слайд
кризис информации... может
Содержание слайда: “кризис информации... может привести к заметному замедлению прогресса науки. Что­бы устранить эту угрозу, необходим творческий синтез и сведение воедино фактов и идей”. “Концепции, как и факты, нужно искать. Эту фун­кцию могут выполнить только монографии, обзорные статьи и критические компиляции. Но даже и эти виды публикаций могут выполнить свою задачу адекватно лишь в том случае, если авторы вложат в их подготовку много дей­ствительно творческого умственного труда. Такого рода деятельность пред­ставляет собой подлинный вызов интеллекту. В конце концов, задача науки состоит в выявлении простого из сложности природы, и едва ли не меньший подвиг – воссоздать простоту из сложности литературы” (английский физик К. Херринг ) “кризис информации... может привести к заметному замедлению прогресса науки. Что­бы устранить эту угрозу, необходим творческий синтез и сведение воедино фактов и идей”. “Концепции, как и факты, нужно искать. Эту фун­кцию могут выполнить только монографии, обзорные статьи и критические компиляции. Но даже и эти виды публикаций могут выполнить свою задачу адекватно лишь в том случае, если авторы вложат в их подготовку много дей­ствительно творческого умственного труда. Такого рода деятельность пред­ставляет собой подлинный вызов интеллекту. В конце концов, задача науки состоит в выявлении простого из сложности природы, и едва ли не меньший подвиг – воссоздать простоту из сложности литературы” (английский физик К. Херринг )

№17 слайд
Наука может, в конечном
Содержание слайда: “Наука может, в конечном счете, опра­виться с информационным взрывом, если только достаточное число ее наиболее одаренных представителей будет приводить к компактному виду, подготавли­вать обзоры и интерпретировать литературу как для своего личного использо­вания, так и для ученых более узких специальностей” “Наука может, в конечном счете, опра­виться с информационным взрывом, если только достаточное число ее наиболее одаренных представителей будет приводить к компактному виду, подготавли­вать обзоры и интерпретировать литературу как для своего личного использо­вания, так и для ученых более узких специальностей” (из доклада Вайнсберга “Наука, прави­тельство и информация”, который был подготовлен по пору­чению президента США Дж. Ф. Кеннеди в 1963 г.)

№18 слайд
Рекомендации Национальной
Содержание слайда: Рекомендации Национальной академии наук и Национальной инженерной академией США: “...Заказ­чики основных научно-исследовательских и опытно-конструкторских программ... должны в принципе осознать, что частью каждой такой программы является критическая фильтрация, обзор и слияние воедино публикаций, появ­ляющихся в ходе осуществления данной программы... Каждая важная програм­ма в обязательном порядке должна подвергаться оценке для определения дос­тигнутого уровня синтеза и конденсации накапливаемой первичной литературы, которая потребовалась для осуществления данной программы”.

№19 слайд
Таким образом, подготовка
Содержание слайда: Таким образом, подготовка обзоров – это научная деятельность, которой должны заниматься лишь наиболее квалифицированные ученые, обладающие большой научной эрудицией и хорошо знакомые с достижениями в своей обла­сти, владеющие теорией и методами своей науки. Такой точки зрения придер­живается большинство ученых и специалистов. “Писание обзоров представля­ет собой задачу, достойную самых глубоких умов, способных придать новую форму, критически проанализировать, синтезировать и интерпретировать боль­шие груды результатов”. Таким образом, подготовка обзоров – это научная деятельность, которой должны заниматься лишь наиболее квалифицированные ученые, обладающие большой научной эрудицией и хорошо знакомые с достижениями в своей обла­сти, владеющие теорией и методами своей науки. Такой точки зрения придер­живается большинство ученых и специалистов. “Писание обзоров представля­ет собой задачу, достойную самых глубоких умов, способных придать новую форму, критически проанализировать, синтезировать и интерпретировать боль­шие груды результатов”.

№20 слайд
Вместе с тем, подготовка
Содержание слайда: Вместе с тем, подготовка обзоров требует определенной систематичности и организации. Вследствие этого появились учреждения (органы научно-тех­нической информации (ОНТИ), научно-исследовательские институты в сфере информатики, научные издательства), которые взяли на себя часть работы по подготовке обзоров в различных отраслях. Но это не означает, что подготовка обзорной информации когда-либо может полностью перейти в сферу научно-информационной деятельности и выполняться по формальным методикам, раз­работанным информатикой. Вместе с тем, подготовка обзоров требует определенной систематичности и организации. Вследствие этого появились учреждения (органы научно-тех­нической информации (ОНТИ), научно-исследовательские институты в сфере информатики, научные издательства), которые взяли на себя часть работы по подготовке обзоров в различных отраслях. Но это не означает, что подготовка обзорной информации когда-либо может полностью перейти в сферу научно-информационной деятельности и выполняться по формальным методикам, раз­работанным информатикой.

№21 слайд
Информатика не может
Содержание слайда: Информатика не может разработать формальных методик анализа и син­теза информации, потому что анализ и синтез связаны с оценкой истинности, полезности и новизны научной информации и осуществляются на основе тео­рий и методов конкретных наук, к которым относится та или иная информация. Однако ученые различных сфер науки обращаются к разработкам в области теории и практики подготовки обзоров, поскольку в них содержится крайне ценный материал по данному вопросу. Информатика не может разработать формальных методик анализа и син­теза информации, потому что анализ и синтез связаны с оценкой истинности, полезности и новизны научной информации и осуществляются на основе тео­рий и методов конкретных наук, к которым относится та или иная информация. Однако ученые различных сфер науки обращаются к разработкам в области теории и практики подготовки обзоров, поскольку в них содержится крайне ценный материал по данному вопросу.

№22 слайд
Обзор это по существу
Содержание слайда: Обзор – это по существу итоговый синтез выводного знания, характеризу­ющего предмет обозрения и полученного путем логической переработки доку­ментальной информации. Итоговая характеристика предмета на основе вывод­ного знания – это специфическая функция обзора. Обзор – это по существу итоговый синтез выводного знания, характеризу­ющего предмет обозрения и полученного путем логической переработки доку­ментальной информации. Итоговая характеристика предмета на основе вывод­ного знания – это специфическая функция обзора.

№23 слайд
Определение обзора Обзором
Содержание слайда: Определение обзора “Обзором называется синтезированный текст, в котором дается сводная характеристика какого-либо вопроса или ряда вопросов, осно­ванная на использовании информации, извлеченной из некоторого множества отобранных для этой цели первичных документов за определенное время”. “Обзор – это ин­формационное произведение, создаваемое путем логической переработки до­кументальной информации в целях получения необходимого выводного знания о состоянии, развитии и возможных путях решения данной проблемы”.

№24 слайд
Обзору присущи такие
Содержание слайда: Обзору присущи такие особенности: – проблемный характер [обусловлен, с одной стороны, тем, что обзор содержит информацию, полученную в результате работы автора (составителя) над литературой, выражает его личную точку зрения, отличается максималь­ной степенью субъективизма, во многом носит дискуссионный характер; с дру­гой стороны, тем, что обзор должен предложить оптимальное решение, устра­нить имеющееся противоречие между целью и потребностью в соответствующей информации; наконец, обзор должен отразить так называе­мую проблемную ситуацию (“синтез ситуаций”) в соответствующей сфере на­уки и практики];

№25 слайд
оригинальный характер
Содержание слайда: – оригинальный характер [обусловлен самим процессом получения об­зорной информации как выводного знания, т.е. знания, которого нет в доку­ментальной информации, но которое «выводится» из нее путем целенаправ­ленной логической переработки; не случайно, поэтому составление обзора приравнивается к научно-познавательной, исследовательской работе]; – оригинальный характер [обусловлен самим процессом получения об­зорной информации как выводного знания, т.е. знания, которого нет в доку­ментальной информации, но которое «выводится» из нее путем целенаправ­ленной логической переработки; не случайно, поэтому составление обзора приравнивается к научно-познавательной, исследовательской работе];

№26 слайд
систематический характер
Содержание слайда: – систематический характер [применительно к обзору это нужно пони­мать, с одной стороны, как всеобъемлющую и оптимальную целостность ин­формационной характеристики соответствующего предмета, о другой – как регулярность и обязательность обзора при изучении любой сферы обществен­ной жизни; первое обеспечивается логической строгостью отбора и система­тизации обзорной информации, монографичностью ее изложения, второе вы­ражается в качестве структурного компонента в описании объекта и предмета исследования]. – систематический характер [применительно к обзору это нужно пони­мать, с одной стороны, как всеобъемлющую и оптимальную целостность ин­формационной характеристики соответствующего предмета, о другой – как регулярность и обязательность обзора при изучении любой сферы обществен­ной жизни; первое обеспечивается логической строгостью отбора и система­тизации обзорной информации, монографичностью ее изложения, второе вы­ражается в качестве структурного компонента в описании объекта и предмета исследования].

№27 слайд
. . Виды, структура и
Содержание слайда: 5.2. Виды, структура и содержание обзоров В лите­ратуре существует большое количество схем классификации обзоров, в основу которых положены различные основания деления: от функционального назна­чения до периодичности подготовки того или иного обзора.

№28 слайд
Таблица . . . Классификация
Содержание слайда: Таблица 5.2.1. Классификация обзоров

№29 слайд
Содержание слайда:

№30 слайд
А. А. Гречихин и И. Г. Здоров
Содержание слайда: А. А. Гречихин и И. Г. Здоров на основе метода моделирования предлага­ют три уровня систематизации обзора: универсальный, специальный, индивидуальный. А. А. Гречихин и И. Г. Здоров на основе метода моделирования предлага­ют три уровня систематизации обзора: универсальный, специальный, индивидуальный. Принцип системности позволяет конкретизировать обзор путем введения соответствующих категорий: историко-типологических, социально-типологических, функционально-типологических, структурно-типологических, комму­никативно-типологических, компонентно-типологических. На каждой ступе­ни типизации обзор получает особую степень конкретизации своей сущности. Так, специальный уровень обзора воспроизводит научную картину мира, во-первых, с позиций какой-либо отрасли общественной деятельности и, во-вто­рых, с еще большей конкретизацией самого процесса логического выведения, получения обзорной информации. Отсюда и функциональные разнородности обзора: документальный, фактографический, концептуальный. Индивидуальный уровень отражает специфику обзора как единично­го, т. е. на самой нижней ступени конкретизации и формализации обзора в его типологической модели, и сводится к трем основным видам: библио­графическому, реферативному и монографическому.

№31 слайд
Библиографический обзор
Содержание слайда: Библиографический обзор Библиографический обзор содержит сводную характеристику изданий и документов, выполненную на основе документографического анализа. В биб­лиографическом обзоре дается обобщенное описание содержательных элемен­тов, а также приводятся формальные признаки, характеризующие обозревае­мые источники. Составляются такие обзоры для лучшей ориентации в документальных потоках. В библиографическом обзоре рассматриваемые ис­точники обычно даются в сопоставлении друг с другом, как бы охватываются единой мыслью, нередко оценкой произведения. В последнем случае мы име­ем дело с разновидностями библиографических обзоров – критическими или рекомендательными обзорами.

№32 слайд
В сфере информационной работы
Содержание слайда: В сфере информационной работы библиографические обзоры в свою очередь подразделяются далее на обзоры новых поступлений (материалов, вышедших в свет за последний период – год, квартал, месяц); источниковед­ческие обзоры, рассматривающие характер, назначение и тематику произве­дений по определенной проблеме или предмету; обзоры информационных изданий (определенной совокупности реферативных журналов, библиогра­фических указателей и т.п.). В сфере информационной работы библиографические обзоры в свою очередь подразделяются далее на обзоры новых поступлений (материалов, вышедших в свет за последний период – год, квартал, месяц); источниковед­ческие обзоры, рассматривающие характер, назначение и тематику произве­дений по определенной проблеме или предмету; обзоры информационных изданий (определенной совокупности реферативных журналов, библиогра­фических указателей и т.п.).

№33 слайд
Реферативный обзор имеет
Содержание слайда: Реферативный обзор имеет целью ориентацию не в документальных, а в информационных потоках, т. е. в совокупности фактов и концепций, незави­симо от того, из каких источников они извлечены. Реферативный обзор имеет целью ориентацию не в документальных, а в информационных потоках, т. е. в совокупности фактов и концепций, незави­симо от того, из каких источников они извлечены. Как правило, реферативные обзоры сопровождаются списком литератур­ных источников, на основе которых они составляются. В результате фактогра­фического анализа из обозреваемых документов отбираются только те факты и концепции (порой всего одна цифра), которые могут служить в качестве «стро­ительного материала» для раскрытия темы обзора. Остальная информация, содержащаяся в источниках, возможно, сама по себе очень ценная, но не име­ющая отношения к данной теме, игнорируется. В этом заключается существен­ное отличие реферативного обзора от библиографического, пред­полагающего обязательное обращение к первоисточникам, указанным в обзоре.

№34 слайд
В процессе создания
Содержание слайда: В процессе создания реферативного обзора смысловая переработка обо­зреваемых источников иногда достигает такого уровня, что не представляется возможности со­слаться на конкретный документ, однако безусловным требованием к реферативным обзорам является необходимая полнота и объективность изло­жения фактов и концепций, отраженных в литературе. В процессе создания реферативного обзора смысловая переработка обо­зреваемых источников иногда достигает такого уровня, что не представляется возможности со­слаться на конкретный документ, однако безусловным требованием к реферативным обзорам является необходимая полнота и объективность изло­жения фактов и концепций, отраженных в литературе. Составитель рефера­тивного обзора так же, как и составитель информативного реферата отдельно­го документа, не должен давать критической оценки обозреваемого материала, т. е. привносить свои личные концепции. Материал должен быть обобщен так, чтобы можно было при его использовании самостоятельно сделать необходи­мые для своей работы выводы.

№35 слайд
Аналитический обзор В
Содержание слайда: Аналитический обзор В последней четверти XIX столетия в научной периодике получает разви­тие форма аналитического обзора. Хотя единичные аналитические обзоры появились уже во второй четверги XIX века (например, в “Журнале Мини­стерства просвещения”), однако достаточно широкое развитие этого вида ли­тературы и формы анализа документов связано лишь с пореформенной про­мышленной революцией в России. При этом постепенно значение обзоров столь возросло, что начинают появляться специальные обзорные журналы типа “Успехи... наук”.

№36 слайд
Аналитический обзор создается
Содержание слайда: Аналитический обзор создается с целью не только ориентировать специ­алистов в информационном потоке по данному направлению (проблеме), но и давать оценку состояния проблемы, выявляя тенденции ее развития. Поэтому его считают результатом фактографического анализа первичных документов, научного анализа изложенных в них положений – фактов и концепций. Аналитический обзор создается с целью не только ориентировать специ­алистов в информационном потоке по данному направлению (проблеме), но и давать оценку состояния проблемы, выявляя тенденции ее развития. Поэтому его считают результатом фактографического анализа первичных документов, научного анализа изложенных в них положений – фактов и концепций.

№37 слайд
Подвиды аналитических обзоров
Содержание слайда: Подвиды аналитических обзоров Каждый аналитический обзор целеустремлен, выполняет определенную функцию. В зависимости от выполняемых функций, определяемых целевым назначением, обзоры бывают следующих подвидов: а) обзоры-обоснования, в которых дается оценка состояния с обоснова­нием необходимости решения данной проблемы, а также с набором и оценкой альтернативных путей и методов решения без привязки к конкретной работе и конкретной ситуации; б) итоговые обзоры, в которых дается оценка состояния вопроса с харак­теристикой достигнутого уровня, а также нерешенных проблем. Такие обзоры подводят черту под определенным этапом (периодом) развития той или иной проблемы и очерчивают область возможных направлений работы. Итоговые обзоры публикуются в специальных обзорных журналах типа “Успехи... наук”; часто появляются в изданиях ВИНИТИ серии “Итоги науки и техники”; в) прогностические обзоры, в которых дается оценка состояния и опреде­ляются перспективные пути развития научного направления. Такие обзоры содержат аргументированную оценку существующей ситуации, тенденций, тем­пов и прогнозов развития направления.

№38 слайд
Такая видовая классификаций
Содержание слайда: Такая видовая классификаций аналитических обзоров не исключает того, что обзор целевого назначения будет содержать в себе элемент другого назначения. Возможны аналитические обзоры, решающие иные задачи (на­пример, научно-популярный обзор). Такая видовая классификаций аналитических обзоров не исключает того, что обзор целевого назначения будет содержать в себе элемент другого назначения. Возможны аналитические обзоры, решающие иные задачи (на­пример, научно-популярный обзор). Если библиографические и реферативные обзоры направлены, прежде всею, на разрешение противоречия между объемом информационных пото­ков и физическими возможностями их восприятия, то аналитические обзоры являются носителем новой - ситуативной информации, отсутствовавшей ра­нее и специально синтезированной в связи с той или иной целью

№39 слайд
Обзоры делятся не только по
Содержание слайда: Обзоры делятся не только по видам анализа и целевому назначению, но и в зависимости от формы представления, отражающей оперативность обзорной ин­формации. Например, Обзоры делятся не только по видам анализа и целевому назначению, но и в зависимости от формы представления, отражающей оперативность обзорной ин­формации. Например, а) обзорная справка содержит краткие сведения по каким-либо аспектам научной проблемы (о новейших достижениях, о состоянии рынка, о новом оборудовании и т. п.); б) ежегодный обзор содержит сведения о наиболее важных отечественных и зарубежных достижениях и предназначен, как правило, для корректировки планов научной деятельности; в) обзорная статья обычно ох­ватывает материал за период в несколько лет (3–8) и публикуется в журналах и тематических сборниках; г) обзор монографического типа – обычно это итоговые обзоры, представляющие собой обобщенные результаты исследования за значительный промежуток времени по актуальной проблеме.

№40 слайд
Для аналитических обзоров
Содержание слайда: Для аналитических обзоров характерным является интерпретация уже существующего знания, в результате которого создаются различные виды но­вого ситуативного знания. Понятие “интерпретация” – многоуровневое. Кри­тическое замечание по поводу того или иного положения в реферируемом до­кументе; воссоздание ситуации, в которой развивается научный объект, путем информационно-логического анализа на основе имеющихся “разрозненных” по различным документам фактов (в случае синтезирования ситуаций); обо­снование выбранного метода решения проблемы на основе учета сложившейся ситуации (в случае научного обоснования); изложение сложных научных воп­росов на новом уровне свертывания, обеспечивающем восприятие их другим кругом лиц (в случае научно-популярной монографии или учебника) и т. д. – все это суть различные уровни интерпретации, обеспечивающей получение, как правило, ситуативного знания. Для аналитических обзоров характерным является интерпретация уже существующего знания, в результате которого создаются различные виды но­вого ситуативного знания. Понятие “интерпретация” – многоуровневое. Кри­тическое замечание по поводу того или иного положения в реферируемом до­кументе; воссоздание ситуации, в которой развивается научный объект, путем информационно-логического анализа на основе имеющихся “разрозненных” по различным документам фактов (в случае синтезирования ситуаций); обо­снование выбранного метода решения проблемы на основе учета сложившейся ситуации (в случае научного обоснования); изложение сложных научных воп­росов на новом уровне свертывания, обеспечивающем восприятие их другим кругом лиц (в случае научно-популярной монографии или учебника) и т. д. – все это суть различные уровни интерпретации, обеспечивающей получение, как правило, ситуативного знания.

№41 слайд
Требования к подготовке
Содержание слайда: Требования к подготовке обзоров – в обзоре должны отражаться все существующие взгляды на анализи­руемые проблемы, независимо от личной концепции автора; – особое внимание уделяется анализу новых сведений, новым пробле­мам и путям их решения; – не допускается использование в обзоре устаревших или вызывающих сомнение сведений; – противоречивые сведения, содержащиеся в различных источниках ин­формации, должны выделяться и специально оговариваться; – все сравнимые характеристики должны приводиться к сопоставимому виду, а параметрические данные – к одной системе единиц измерения; – при наличии большого числа сопоставляемых объектов и параметров дол­жны использоваться табличная и графическая формы представления данных.

№42 слайд
Функции обзоров
Содержание слайда: Функции обзоров Информационная функция является основной для всех видов обзоров, поскольку они создаются прежде всего для ориентации в документальных и информационных потоках. Выделяя из информационных функций обзора ори­ентирующую как ведущую, не следует делать вывод, что другие его функции минимальны. В определенных условиях различные функции обзоров могут быть достаточно велики. Организационная функция выполняется теми обзорами, которые под­водят итоги определенному этапу развития научного направления и опреде­ляют в то же время контуры нерешенных проблем. В результате обзор стиму­лирует новый поток документов, создаваемый специалистами, внимание которых было привлечено к этим проблемам.

№43 слайд
Учебная функция выполняется
Содержание слайда: Учебная функция выполняется обзорами в тех случаях, когда отсут­ствуют учебники и учебные пособия, последовательно излагающие ту или иную дисциплину. В настоящее время быстроразвивающиеся области зна­ния, как правило, не обеспечены учебными материалами, отражающими пос­ледние достижения этих областей. Учебная функция выполняется обзорами в тех случаях, когда отсут­ствуют учебники и учебные пособия, последовательно излагающие ту или иную дисциплину. В настоящее время быстроразвивающиеся области зна­ния, как правило, не обеспечены учебными материалами, отражающими пос­ледние достижения этих областей. Кумулятивная функция. Как показали исследования, объем готового реферативного обзора меньше объема исходных документов в 6–8 раз, а объем аналитического обзора в 8–10 раз. Таким образом, коэффициент свертыва­ния, который отражает кумулятивную функцию, достигает весьма значитель­ной величины. При этом экономится время, затрачиваемое на разыскание документов и их перевод.

№44 слайд
Структура и содержание
Содержание слайда: Структура и содержание обзоров Аналитические обзоры состоят из сле­дующих семантических блоков: выходных сведений, реферата, вводной части, аналитической части, выводов, списка использованных источников, оглавле­ния. Помимо основных элементов, обзоры могут включать и факультативные: рекомендации, приложения, список сокращений, вспомогательные указатели. Выходные сведения оформляются в соответствии с ГОСТ ЭД1 7.4 – 90 Издания. Выходные сведения. Структура и общие требования к реферату обзора определяются ГОСТ 7.9 – 95. Реферат и аннотация. Общие требования.

№45 слайд
В вводной части обзора
Содержание слайда: В вводной части обзора обосновывается выбор темы (указываются зна­чимость и актуальность рассматриваемых вопросов, их связь с другими областями науки), определяется целевое назначение обзора, временные границы анализируемого периода, виды использованных документальных источников, тематические границы анализа рассматриваемого вопроса. В вводной части обзора обосновывается выбор темы (указываются зна­чимость и актуальность рассматриваемых вопросов, их связь с другими областями науки), определяется целевое назначение обзора, временные границы анализируемого периода, виды использованных документальных источников, тематические границы анализа рассматриваемого вопроса.

№46 слайд
Аналитическая часть обзора
Содержание слайда: Аналитическая часть обзора содержит анализ, оценку и обобщение си­стематизированных данных и фактов, характеризующих состояние рассмат­риваемых в обзоре объектов научных исследований (явлений, процессов, фактов); существующие взгляды, положения, концепции, нерешенные воп­росы, методы и средства исследования; состояние исследований и разра­боток аспектов проблемы; состояние областей и отраслей науки (достигну­тый уровень, тенденции развития). Аналитическая часть обзора содержит анализ, оценку и обобщение си­стематизированных данных и фактов, характеризующих состояние рассмат­риваемых в обзоре объектов научных исследований (явлений, процессов, фактов); существующие взгляды, положения, концепции, нерешенные воп­росы, методы и средства исследования; состояние исследований и разра­боток аспектов проблемы; состояние областей и отраслей науки (достигну­тый уровень, тенденции развития).

№47 слайд
В зависимости от вида
Содержание слайда: В зависимости от вида обзоров, структура аналитической части различ­на. Например, в прогностическом обзоре она включает в себя следующие элементы: В зависимости от вида обзоров, структура аналитической части различ­на. Например, в прогностическом обзоре она включает в себя следующие элементы: – анализ структуры объекта прогнозирования, совокупность парамет­ров, определяющих уровень развития рассматриваемых объектов; – анализ опубликованных в отечественных и зарубежных источниках прогнозов и мнений авторитетных организаций и специалистов, руководи­телей ведущих фирм о проблемах, тенденциях и перспективах развития данной области; – анализ изменений в данной области по отечественным и зарубежным сведениям (динамические ряды развития за период времени, который равен или больше временного интервала, охватываемого прогнозом);

№48 слайд
анализ развития
Содержание слайда: – анализ развития технико-экономической сферы (сведения и статис­тические данные, касающиеся изменения потребности в конечной продук­ции, цен, экспорта и импорта, объема производства, темпов модернизации и обновления производства, механизации и автоматизации оборудования и технологических процессов, сырьевых и энергетических ресурсов и др.); – анализ развития технико-экономической сферы (сведения и статис­тические данные, касающиеся изменения потребности в конечной продук­ции, цен, экспорта и импорта, объема производства, темпов модернизации и обновления производства, механизации и автоматизации оборудования и технологических процессов, сырьевых и энергетических ресурсов и др.); – анализ развития прикладных исследований и разработок в данной области (динамические временные ряды развития принципиальных и фун­кциональных решений по данной проблеме, статистические данные, каса­ющиеся широты разработок, мощности базы НИР и ОКР (теоретическая и экспериментальная база, финансирование, кадры), подготовленность соци­альной и промышленной сферы к внедрению результатов разработок; – анализ фундаментальных исследований, результаты которых могут оказать влияние на преодоление сдерживающих факторов для рассматри­ваемых объектов, области исследований, статистические данные, касающи­еся мощности исследовательской базы; подготовленность сферы разрабо­ток к использованию новых научных идей, принципов, процессов и т. д.

№49 слайд
В обзоре-обосновании
Содержание слайда: В обзоре-обосновании элементами могут быть: В обзоре-обосновании элементами могут быть: – конкретные сведения и данные о необходимости разработки данного объекта; – требования, предъявляемые к объекту, – сравнительный анализ существующего уровня и прогрессивности луч­ших отечественных и зарубежных объектов-аналогов, – анализ организационно-экономической ситуации и тенденций развития рассматриваемых объектов.

№50 слайд
Выводы содержат сведения о
Содержание слайда: Выводы содержат сведения о значимости рассмотренных вопросов, науч­ном уровне проанализированных положений, настоящем уровне рассмотрен­ных объектов, о выявленных новых направлениях исследований, ведущих тен­денциях и перспективах развития проблемы, возможных областях применения проанализированных данных и др. Выводы содержат сведения о значимости рассмотренных вопросов, науч­ном уровне проанализированных положений, настоящем уровне рассмотрен­ных объектов, о выявленных новых направлениях исследований, ведущих тен­денциях и перспективах развития проблемы, возможных областях применения проанализированных данных и др. Рекомендации представляют собой предложения о путях использования вы­явленных отечественных и зарубежных достижений и опыта для решения науч­ных, социальных и производственных проблем, рассматриваемых в обзоре. В Приложение включаются таблицы, материалы справочного характера и другие данные, которые дополняют основное содержание обзора.

№51 слайд
Перечень документальных
Содержание слайда: Перечень документальных источников информации, материал которых использован в обзоре, оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1–84. Библиогра­фическое описание документа. Общие требования и правила составления, ко­торый приводится в конце обзора. Перечень документальных источников информации, материал которых использован в обзоре, оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1–84. Библиогра­фическое описание документа. Общие требования и правила составления, ко­торый приводится в конце обзора. Список сокращений может содержать условные обозначения и расшиф­ровку сокращений, вводимых авторами обзора дополнительно к ГОСТ 7.12–93. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила. Вспомогательные указатели обзора обеспечивают многоаспектность информационного поиска, библиографической и фактографической инфор­мации, содержащейся в обзоре. К ним относятся: авторский указатель, ука­затель персоналий, предметный указатель и др. Отличительной чертой аналитических обзоров является отсутствие элементов популяризации, наличие характеристики большого числа до­кументальных источников, большая или меньшая глубина ретроспекции.

№52 слайд
Библиографический обзор
Содержание слайда: Библиографический обзор состоит из следующих элементов: выход­ные сведения, содержание (оглавление), предисловие, вступительная ста­тья, основная часть, вспомогательные указатели, список сокращений. Библиографический обзор состоит из следующих элементов: выход­ные сведения, содержание (оглавление), предисловие, вступительная ста­тья, основная часть, вспомогательные указатели, список сокращений. Ос­новная часть и выходные сведения являются обязательными элементами библиографических обзоров, остальные – факультативными. Структура основных элементов выходных сведений определяется ГОСТ ЭД1 7.4–90. Издания. Выходные сведения.

№53 слайд
Предисловие содержит краткое
Содержание слайда: Предисловие содержит краткое обоснование необходимости подго­товки библиографического обзора, сведения о его задачах, целевом на­значении, принципах отбора и группировки материала, научно-вспомога­тельном аппарате и использованных источниках. Предисловие содержит краткое обоснование необходимости подго­товки библиографического обзора, сведения о его задачах, целевом на­значении, принципах отбора и группировки материала, научно-вспомога­тельном аппарате и использованных источниках. Вступительная статья содержит краткую характеристику существую­щего положения и основных тенденций развития вопроса, которому посвя­щен библиографический обзор.

№54 слайд
Основная часть
Содержание слайда: Основная часть библиографического обзора представляет собой упорядоченную и связанную повествовательным текстом совокупность библиографических записей или их эквивалентов (неполных описаний и др.). Материал в библиографическом обзоре располагается, как прави­ло, от общих вопросов к более частным и конкретным. Аннотации, ис­пользуемые для библиографической характеристики источников, или предшествуют библиографическому описанию, или разделяются им на две части. Эти части аннотаций наряду с вводными и переходными тек­стами выполняют роль связующих элементов, благодаря включению в них сведений о типе и виде документов, объеме материала, аспектах рас­смотрения темы, авторе и др. Основная часть библиографического обзора представляет собой упорядоченную и связанную повествовательным текстом совокупность библиографических записей или их эквивалентов (неполных описаний и др.). Материал в библиографическом обзоре располагается, как прави­ло, от общих вопросов к более частным и конкретным. Аннотации, ис­пользуемые для библиографической характеристики источников, или предшествуют библиографическому описанию, или разделяются им на две части. Эти части аннотаций наряду с вводными и переходными тек­стами выполняют роль связующих элементов, благодаря включению в них сведений о типе и виде документов, объеме материала, аспектах рас­смотрения темы, авторе и др.

№55 слайд
Библиографические описания в
Содержание слайда: Библиографические описания в библио-графическом обзоре могут офор­мляться в виде внутритекстовых и подстрочных библиографических ссы­лок, а также самостоятельным списком. Библиографические описания в библио-графическом обзоре могут офор­мляться в виде внутритекстовых и подстрочных библиографических ссы­лок, а также самостоятельным списком. Для библиографического обзора наиболее характерен вспомогательный указатель, представляющий собой алфавитный перечень авторов и загла­вий обозреваемых источников.

№56 слайд
. . Методика подготовки
Содержание слайда: 5.3. Методика подготовки аналитического обзора Процесс составления обзора сугубо индивидуален и зависит от многих объективных и субъек­тивных факторов: уровня знаний и творческих способностей исследовате­ля, его научной квалификации, условий организации работы, наличия и использования материалов (документов-первоисточников), тематических, хронологических, географических границ разработки проблемы (темы) и др. Но вcе же можно выделить основные этапы работы над обзором, науч­но-методические требования, предъявляемые к его составлению, незави­симо от индивидуального метода и стиля труда.

№57 слайд
. Структурно-семантический
Содержание слайда: 1. Структурно-семантический анализ темы исследования Сущность структурно-семантического анализа заключается в выделе­нии из темы ключевых слов, характеризующих предмет и аспекты (струк­турный анализ), и последующем выявлении их смыслового содержания (се­мантический анализ). 1.1. Структурный анализ темы. Под ключевыми словами понимаются лексические единицы (слова и словосочетания), передающие смысл темы. В качестве ключевых слов выделяют: существительные, прилагательные, причастия, числительные как в виде отдельных терминов, так и словосо­четаний (существительное + существительное, существительное + прила­гательное, существительное + числительное) и т. д. К разряду ключевых слов не относятся: глаголы, деепричастия, местоимения, наречия, предлога, союзы. Например, для темы исследования “Автоматизация обработки анкетных вопросов” ключевыми словами являются; – автоматизация, – обработка, – анкетные вопросы.

№58 слайд
. . Семантический анализ
Содержание слайда: 1.2. Семантический анализ ключевых слов. Для проведения семанти­ческого анализа ключевых слов следует обратиться к нормативным изданиям (ГОСТам, указам, постановлениям, законам и т. п.) и справочной лите­ратуре (энциклопедиям, словарям, справочникам). При ознакомлении со смысловым значением неоднозначно трактуемых ключевых слов, необхо­димо уточнить нужный вариант, исходя их целей и задач исследования (или согласовать с заказчиком, если исследование выполняется по заказу). 1.2. Семантический анализ ключевых слов. Для проведения семанти­ческого анализа ключевых слов следует обратиться к нормативным изданиям (ГОСТам, указам, постановлениям, законам и т. п.) и справочной лите­ратуре (энциклопедиям, словарям, справочникам). При ознакомлении со смысловым значением неоднозначно трактуемых ключевых слов, необхо­димо уточнить нужный вариант, исходя их целей и задач исследования (или согласовать с заказчиком, если исследование выполняется по заказу). В целях уточнения смыслового содержания ключевых слов необходи­мо выявить синонимичные, родовые, видовые и ассоциативные понятия, которые, в свою очередь, вновь должны быть подвергнуты семантическо­му анализу. В результате образуется массив понятий (ключевых слов), который должен быть упорядочен по любому признаку, не противоречащему логи­ке изучения темы: от общего к частному, от простого к сложному и т.п. Выделенные и упорядоченные ключевые слова выполняют двоякую функ­цию, во-первых, определяют логическое построение содержания, во-вто­рых, являются входами в информационные массивы (каталоги, картоте­ки, фонды, пособия, банки и базы данных) при поиске литературы.

№59 слайд
. Поиск информации. Это очень
Содержание слайда: 2. Поиск информации. Это очень трудоемкая работа, связанная не только с просмотром многочисленных библиографических изданий и других ин­формационных источников, но и в составлении разного рода картотек 2. Поиск информации. Это очень трудоемкая работа, связанная не только с просмотром многочисленных библиографических изданий и других ин­формационных источников, но и в составлении разного рода картотек Прежде всего, необходимо разработать систему поиска информации, что позволит оптимизировать процесс и сократит время поиска. В связи с тем, что различные информационные массивы имеют неоднозначную структуру справочно-поискового аппарата (схемы классификации, вспомогательные указатели), при поиске информации в каждом из них должны быть исполь­зованы соответствующие их структуре способы выявления тематических раз­делов (предметных полей) по теме исследования. Основой для таких спосо­бов должен служить перечень ключевых слов, полученный в ходе структурно-семантического анализа данной темы.

№60 слайд
. . Выявление и использование
Содержание слайда: 2.1. Выявление и использование источников информации по данной теме. Ведущую роль при составлении списка литературы по теме исследо­вания выполняют вторичные документы. Среди вторичных документов в первую очередь следует обратить внимание на текущие библиографические и реферативные издания, подготавливаемые крупнейшими информацион­ными центрами страны (РКП, ИНИОН, ВИНИТИ, ИЦ Информкультура, ВНТИЦ и др.), региональными информационными центрами (ГПНТБ СО РАН, краевыми, областными научными библиотеками). В настоящее время параллельно с традиционными библиографически­ми и реферативными изданиями соответствующие информационные цент­ры выпускают их машиночитаемые аналоги, именуемые базами данных. Помимо текущих изданий необходимо изучить и ретроспективные источ­ники информации: ретроспективные указатели литературы, картотеки и ка­талоги библиотек. При обращении к этим источникам следует иметь в виду, что они, в отличие от информационных изданий, отражают лишь некото­рую часть документов по теме, сосредоточенную в фондах конкретной биб­лиотеки. Использование в совокупности названных информационных изда­ний позволяет сформировать достаточно надежный список литературы по теме исследования. 2.1. Выявление и использование источников информации по данной теме. Ведущую роль при составлении списка литературы по теме исследо­вания выполняют вторичные документы. Среди вторичных документов в первую очередь следует обратить внимание на текущие библиографические и реферативные издания, подготавливаемые крупнейшими информацион­ными центрами страны (РКП, ИНИОН, ВИНИТИ, ИЦ Информкультура, ВНТИЦ и др.), региональными информационными центрами (ГПНТБ СО РАН, краевыми, областными научными библиотеками). В настоящее время параллельно с традиционными библиографически­ми и реферативными изданиями соответствующие информационные цент­ры выпускают их машиночитаемые аналоги, именуемые базами данных. Помимо текущих изданий необходимо изучить и ретроспективные источ­ники информации: ретроспективные указатели литературы, картотеки и ка­талоги библиотек. При обращении к этим источникам следует иметь в виду, что они, в отличие от информационных изданий, отражают лишь некото­рую часть документов по теме, сосредоточенную в фондах конкретной биб­лиотеки. Использование в совокупности названных информационных изда­ний позволяет сформировать достаточно надежный список литературы по теме исследования.

№61 слайд
. . Выявление и использование
Содержание слайда: 2.2. Выявление и использование вспомогательных указателей к источни­кам информации. Большинство информационных изданий снабжено вспо­могательными указателями, облегчающими поиск по разным признакам. На­личие, например, предметного указателя позволяет облегчить поиск по соответствующим аспектам темы (тематическим полям, рубрикам). Анало­гичный подход к организации поиска имеет место и при обращении к систе­матическому каталогу, картотекам библиотек (через обращение к алфавитно-предметному указателю – АПУ. 2.2. Выявление и использование вспомогательных указателей к источни­кам информации. Большинство информационных изданий снабжено вспо­могательными указателями, облегчающими поиск по разным признакам. На­личие, например, предметного указателя позволяет облегчить поиск по соответствующим аспектам темы (тематическим полям, рубрикам). Анало­гичный подход к организации поиска имеет место и при обращении к систе­матическому каталогу, картотекам библиотек (через обращение к алфавитно-предметному указателю – АПУ. Процедура выявления в источнике информации нужных рубрик (тем) связана с переводом выделенных лекси­ческих единиц с естественного языка на тот или иной информационно-поис­ковый язык (ИПЯ), принятый для организации материала в конкретном ин­формационном источнике (каталоге, картотеке, информационном издании). При отсутствии указателей выбор близкой к теме исследования темати­ческой рубрики производится по разделу ‘Содержание” конкретного информационного издания.

№62 слайд
. . Возможны два
Содержание слайда: 2.3. Возможны два принципиальных подхода к переводу лексических еди­ниц с естественного языка на информационно-поисковый: по схеме тождествен­ного и нетождественного перевода. Первый вариант приемлем, когда выделен­ная лексическая единица, как по содержанию, так и по форме адекватна лексической единице АПУ. Например, необходимо провести поиск в библио­графическом указателе ИНИОН “Социология” тематической рубрики, сопря­женной с лексической единицей “автоматизация”. Отыскав в алфавитно-предметном указателе лексическую единицу “автоматизация”, устанавливаем ее аспекты и номер документа в данном указателе: 2.3. Возможны два принципиальных подхода к переводу лексических еди­ниц с естественного языка на информационно-поисковый: по схеме тождествен­ного и нетождественного перевода. Первый вариант приемлем, когда выделен­ная лексическая единица, как по содержанию, так и по форме адекватна лексической единице АПУ. Например, необходимо провести поиск в библио­графическом указателе ИНИОН “Социология” тематической рубрики, сопря­женной с лексической единицей “автоматизация”. Отыскав в алфавитно-предметном указателе лексическую единицу “автоматизация”, устанавливаем ее аспекты и номер документа в данном указателе: Автоматизация – и логическая семантика 409 – и модальная логика 409 – и формализованные языки 409.

№63 слайд
Во втором варианте по схеме
Содержание слайда: Во втором варианте (по схеме нетождественного перевода) при отсут­ствии в АПУ искомой лексической единицы необходимо вести поиск нужной тематической рубрики по синонимичным, или ассоциативным, или родовым понятиям. Так, например в АПУ к библиографическому указателю ИНИОН “Социология” отсутствует лексическая единица “анкетные вопросы”». Справедливо обратиться при этом к лексическим единицам “анкетирование”, “оп­росы”, “социологические методы”. Во втором варианте (по схеме нетождественного перевода) при отсут­ствии в АПУ искомой лексической единицы необходимо вести поиск нужной тематической рубрики по синонимичным, или ассоциативным, или родовым понятиям. Так, например в АПУ к библиографическому указателю ИНИОН “Социология” отсутствует лексическая единица “анкетные вопросы”». Справедливо обратиться при этом к лексическим единицам “анкетирование”, “оп­росы”, “социологические методы”.

№64 слайд
Частный случай
Содержание слайда: Частный случай нетождественного перевода содержания лексической еди­ницы с естественного языка на информационно-поисковый связан с наличи­ем формального несоответствия между лексическими единицами естествен­ного языка и АПУ, выраженными словосочетаниями. Речь идет о различном порядке слов в словосочетании. При этом необходимо провести соответству­ющую инверсию лексических единиц в словосочетании естественного языка. Например, “анкетные вопросы” – “вопросы анкетные”. Отметим, что в ука­зателях ИПИОН лексические единицы не нуждаются в инверсии. Они соот­ветствуют словосочетаниям естественного языка: “социологическое исследо­вание”, “вторичный анализ”, “высшее образование” и т. д. Частный случай нетождественного перевода содержания лексической еди­ницы с естественного языка на информационно-поисковый связан с наличи­ем формального несоответствия между лексическими единицами естествен­ного языка и АПУ, выраженными словосочетаниями. Речь идет о различном порядке слов в словосочетании. При этом необходимо провести соответству­ющую инверсию лексических единиц в словосочетании естественного языка. Например, “анкетные вопросы” – “вопросы анкетные”. Отметим, что в ука­зателях ИПИОН лексические единицы не нуждаются в инверсии. Они соот­ветствуют словосочетаниям естественного языка: “социологическое исследо­вание”, “вторичный анализ”, “высшее образование” и т. д. Ниже в качестве примера приводится перечень тематических рубрик в различных источниках информации, подлежащих обследованию по теме “Ав­томатизация обработки анкетных вопросов” (таблица).

№65 слайд
Таблица . . . Перечень
Содержание слайда: Таблица 5.3.1. Перечень тематических рубрик по теме исследования “Автоматизация обработки анкетных вопросов”

№66 слайд
. Отбор документов из
Содержание слайда: 3. Отбор документов из источников информации. Сущность отбора зак­лючается в выделении из источников информации документов, релевантных теме исследования, с учетом заданных ограничительных признаков. 3. Отбор документов из источников информации. Сущность отбора зак­лючается в выделении из источников информации документов, релевантных теме исследования, с учетом заданных ограничительных признаков. 3.1. Отбор документов по содержанию. Ограничения отбора документов определяются набором ключевых слов, полученным в результате структурно-семантического анализа темы исследования. При этом для выявления требуемых ключевых слов обследуются не толь­ко заглавия документов, но и их рефераты-аннотации.

№67 слайд
. . Отбор документов по
Содержание слайда: 3.2. Отбор документов по внешним признакам. К ограничениям отбора по внешним признакам относятся хронологические, видовые, языковые. 3.2. Отбор документов по внешним признакам. К ограничениям отбора по внешним признакам относятся хронологические, видовые, языковые. Хроно­логические ограничения – требуют отбора документов в пределах установленных хроноло­гических границ. При составлении списка литературы по теме исследования глубина ретроспективного поиска в принципе может быть различной. Для учеб­ных целей достаточной является глубина ретроспекции 3–5 лет, позволяющая выявить новейшие документы по теме исследования. Отбор по хронологии осу­ществляется в обратно хронологическом порядке. Видовые признаки опреде­ляют подлежащие отбору виды документов (неопубликованные и опубликован­ные). Языковые ограничения – указывают на ограничение отбора по языку публикаций.

№68 слайд
. Оформление картотеки списка
Содержание слайда: 4. Оформление картотеки (списка) литературы по теме исследования. 4. Оформление картотеки (списка) литературы по теме исследования. 4.1. Библиографическое описание документов. Для каждого отобранного документа на отдельной карточке оформляется библиографическое описание строго в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1–84. Библиографическое опи­сание документа. Общие требования и правила составления. Отдельные кар­точки с записями облегчают последующие неоднократные упорядочения спис­ка по различным признакам (алфавитному, систематическому и другим). При наличии отклонений от указанного ГОСТа в описании документов в том или ином источнике информации они подвергаются обязательной корректировке. Для обеспечения возможности уточнения библиографической записи либо для последующего заказа документа по межбиблиотечному абонементу целе­сообразно в конце привести сведения об источнике, из которого произведен отбор данного документа. При отборе документов из каталогов и картотек раз­личных библиотек следует пометить название библиотеки, а также шифр до­кумента в ее фондах.

№69 слайд
. . Упорядочение массива
Содержание слайда: 4.2. Упорядочение массива карточек документов. Прежде всего в са­мостоятельный раздел выделяются законодательные и нормативные докумен­ты. Остальные – отечественные и зарубежные издания документов – упорядо­чивают по алфавиту, каждую часть отдельно. Алфавитное расположение позволяет проверить сформированный массив на дуплетность. 4.2. Упорядочение массива карточек документов. Прежде всего в са­мостоятельный раздел выделяются законодательные и нормативные докумен­ты. Остальные – отечественные и зарубежные издания документов – упорядо­чивают по алфавиту, каждую часть отдельно. Алфавитное расположение позволяет проверить сформированный массив на дуплетность. Возможны и дру­гие способы упорядочения карточек: по разделам (рубрикам) темы – система­тическое; по предметам (объектам) рассмотрения – предметное; по годам опуб­ликования документов – хронологическое; по изографическим признакам и т.д.

№70 слайд
. Построение плана
Содержание слайда: 5. Построение плана аналитического обзора. 5. Построение плана аналитического обзора. Основой для построения плана аналитического обзора по теме исследова­ния служит рубрикатор ключевых слов, рассматриваемый как черновой вари­ант плана. План обзора должен иметь иерархическую структуру, основными элементами которой являются главы и параграфы. В соответствии с принципа­ми построения иерархических структур в плане должно быть выделено не ме­нее двух глав, а в каждой главе не менее двух параграфов. Главы и параграфы составляют основную часть плана обзора. Кроме того, план в качестве обяза­тельных структурных элементов содержит введение и заключение.

№71 слайд
. . Анализ и распределение
Содержание слайда: 5.1. Анализ и распределение тематических рубрик. Переход к плану обзо­ра связан с выделением ядерной части тематических рубрик (ключевых слов). Формальными признаками распознавания ядерных тематических рубрик яв­ляется количество и частота употребления ключевых слов в них. 5.1. Анализ и распределение тематических рубрик. Переход к плану обзо­ра связан с выделением ядерной части тематических рубрик (ключевых слов). Формальными признаками распознавания ядерных тематических рубрик яв­ляется количество и частота употребления ключевых слов в них. 5.2. Формирование глав и параграфов плана. Тематические рубрики (клю­чевые слова), занимающие в иерархии высшие положения, т. е. относящиеся к родовым понятиям, могут выступать в качестве его глав, а тематические рубрики, получившие в данной иерархии низшие положения, т. е. относящиеся к видовым понятиям, могут быть представлены в виде параграфов. Тематические рубрики (ключевые слова) периферийной части при состав­лении плана не используются.

№72 слайд
. Составление текста
Содержание слайда: 6. Составление текста аналитического обзора. 6. Составление текста аналитического обзора. В структуре текста аналитического обзора в качестве обязательных струк­турных элементов выделяют: введение, основную часть и заключение. Введение аналитического обзора содержит обоснование актуальности и социальной значимости темы исследовании, формулировку предмета исследо­вания, его цель и задачи, характеристику уровня освещенности в литературе, выдвигаемые гипотезы, а также круг основных вопросов, которые в соответ­ствии с планом обзора в нем предполагается осветить.

№73 слайд
В основной части обзора
Содержание слайда: В основной части обзора излагается сущность намеченных в плане воп­росов темы исследования, характеризующих во взаимосвязи современное со­стояние и перспективы развития предмета исследования. В конце каждой главы должны быть сформулированы краткие мотивированные выводы. В основной части обзора излагается сущность намеченных в плане воп­росов темы исследования, характеризующих во взаимосвязи современное со­стояние и перспективы развития предмета исследования. В конце каждой главы должны быть сформулированы краткие мотивированные выводы. Заключение обзора содержит важнейшие выводы, к которым пришел автор обзора, предложения по дальнейшему исследованию темы. Важней­шее требование к заключению – краткость и обстоятельность, в нем не допускается повторение содержания введения и основной части, в частно­сти, выводов, сделанных по главам.

№74 слайд
. . Поиск первичных
Содержание слайда: 6.1. Поиск первичных документов. Поиск первичных документов по теме исследования ведется на основе составленной ранее картотеки первоисточни­ков. Прежде всего, в отдельный массив выделяются карточки с описаниями источников, имеющихся в библиотеках города (вузовской, областной научной и других). В другой массив собирают карточки без сведений об адресе доку­мента. Поиск таких документов осуществляют последовательно: фонды биб­лиотеки вуза – фонды областной научной библиотеки – фонды других библио­тек города. Если в системе библиотек города не удается получить нужный первичный документ, то может быть использован межбиблиотечный абонемент, обеспечивающий передачу книг из территориально удаленных библиотек в данную библиотеку во временное пользование. 6.1. Поиск первичных документов. Поиск первичных документов по теме исследования ведется на основе составленной ранее картотеки первоисточни­ков. Прежде всего, в отдельный массив выделяются карточки с описаниями источников, имеющихся в библиотеках города (вузовской, областной научной и других). В другой массив собирают карточки без сведений об адресе доку­мента. Поиск таких документов осуществляют последовательно: фонды биб­лиотеки вуза – фонды областной научной библиотеки – фонды других библио­тек города. Если в системе библиотек города не удается получить нужный первичный документ, то может быть использован межбиблиотечный абонемент, обеспечивающий передачу книг из территориально удаленных библиотек в данную библиотеку во временное пользование.

№75 слайд
. . Формализованный анализ
Содержание слайда: 6.2. Формализованный анализ текстов первичных документов. Поиск ин­формации по теме исследования в первичных документах – это конечный этап поиска, задачей которого является извлечение из них фактографической и концептографической информации для составления аналитического обзора. В осно­ве поиска лежит анализ текстов документов по теме исследования. Для повыше­ния качества этой работы и снижения ее трудоемкости лучше всего воспользоваться методикой формализованного свертывания текстов документов. 6.2. Формализованный анализ текстов первичных документов. Поиск ин­формации по теме исследования в первичных документах – это конечный этап поиска, задачей которого является извлечение из них фактографической и концептографической информации для составления аналитического обзора. В осно­ве поиска лежит анализ текстов документов по теме исследования. Для повыше­ния качества этой работы и снижения ее трудоемкости лучше всего воспользоваться методикой формализованного свертывания текстов документов. При формализованном анализе текстов документов с целью составления аналитического обзора в качестве маркеров используются ключевые слова (спе­циальные термины), относящиеся к тем тематическим рубрикам, которые были взяты за основу плана обзора.

№76 слайд
При оформлении результатов
Содержание слайда: При оформлении результатов формализованного анализа текстов докумен­тов должны соблюдаться следующие требования: каждый фрагмент текста фиксируется на отдельных листах бумаги; каждый фрагмент должен иметь идентификацию с документом (например, порядковый номер документа в кар­тотеке или списке, записывается в правом верхнем углу листа бумаги), а также с номером параграфа, к которому он относится (записывается в верхнем левом углу листа бумаги). Между этими данными приводятся сведения об авторе (ав­торах) данного документа; ключевое слово в каждом фрагменте текста доку­мента подчеркивается При оформлении результатов формализованного анализа текстов докумен­тов должны соблюдаться следующие требования: каждый фрагмент текста фиксируется на отдельных листах бумаги; каждый фрагмент должен иметь идентификацию с документом (например, порядковый номер документа в кар­тотеке или списке, записывается в правом верхнем углу листа бумаги), а также с номером параграфа, к которому он относится (записывается в верхнем левом углу листа бумаги). Между этими данными приводятся сведения об авторе (ав­торах) данного документа; ключевое слово в каждом фрагменте текста доку­мента подчеркивается В результате работы по формализованному анализу текстов документов форми­руется подборка извлеченных из них фрагментов, которая подлежит упорядочению.

№77 слайд
. . Систематизация фрагментов
Содержание слайда: 6.3. Систематизация фрагментов текстов документов. Первичное упоря­дочение фрагментов текстов документов по теме исследования осуществля­ется по формальному признаку в соответствии с планом аналитического об­зора. Основанием деления служит порядковый номер параграфа, которым снабжен каждый фрагмент. 6.3. Систематизация фрагментов текстов документов. Первичное упоря­дочение фрагментов текстов документов по теме исследования осуществля­ется по формальному признаку в соответствии с планом аналитического об­зора. Основанием деления служит порядковый номер параграфа, которым снабжен каждый фрагмент. Дальнейшее упорядочение фрагментов текстов производится на уровне каждого параграфа по ключевым словам. При этом в однородные группы дол­жны быть подобраны фрагменты текстов документов с одинаковыми ключевыми словами. Это позволяет собрать в одном месте все фрагменты, посвя­щенные конкретному аспекту темы исследования.

№78 слайд
. . Формализованный синтез
Содержание слайда: 6.4. Формализованный синтез фрагментов текстов документов. Фор­мализованный синтез фрагментов текстов документов по теме исследова­ния заключается в установлении между ними логических связей с помо­щью формальных текстовых клише. При формировании текста обзора следует избегать излишней описательности. Отсутствие критической оцен­ки достоинств и недостатков рассматриваемых материалов является серь­езным недостатком аналитическою обзора. 6.4. Формализованный синтез фрагментов текстов документов. Фор­мализованный синтез фрагментов текстов документов по теме исследова­ния заключается в установлении между ними логических связей с помо­щью формальных текстовых клише. При формировании текста обзора следует избегать излишней описательности. Отсутствие критической оцен­ки достоинств и недостатков рассматриваемых материалов является серь­езным недостатком аналитическою обзора.

№79 слайд
. Литературное редактирование
Содержание слайда: 7. Литературное редактирование текста аналитического обзора. Литературное редактирование текста аналитического обзора должно обес­печить его безукоризненную орфографическую, синтаксическую и стилистичес­кую грамотность. Для этого логически связанный текст обзора должен быть подвергнут тщательной вычитке с целью устранения всех видов погрешностей. 7. Литературное редактирование текста аналитического обзора. Литературное редактирование текста аналитического обзора должно обес­печить его безукоризненную орфографическую, синтаксическую и стилистичес­кую грамотность. Для этого логически связанный текст обзора должен быть подвергнут тщательной вычитке с целью устранения всех видов погрешностей. 7.1. Корректировка логических связей. Данный вид редактирования тек­ста обзора направлен на достижение логической связанности текста, устра­нение смысловых повторов и погрешностей. Каждая фраза текста обзора начинается непосредственно с изложения сущности рассматриваемого вопроса без лишних вводных слов. Связанные одной мыслью и расположенные в логической последовательности фрагмен­ты текстов выделяются в тексте обзора в отдельные абзацы.

№80 слайд
Глаголы логические связки,
Содержание слайда: Глаголы – логические связки, используемые в тексте обзора для выраже­ния отношения составителя обзора к излагаемому материалу, употребляются в безличной форме (например, можно утверждать, важным является и т. д.) или заменяются соответствующими краткими страдательными причастиями (например, описаны, рассмотрены, проанализированы и т. д.). Глаголы – логические связки, используемые в тексте обзора для выраже­ния отношения составителя обзора к излагаемому материалу, употребляются в безличной форме (например, можно утверждать, важным является и т. д.) или заменяются соответствующими краткими страдательными причастиями (например, описаны, рассмотрены, проанализированы и т. д.). Следует обратить внимание на порядок построения предложений, на­личие повторений слов, лишних слов и оборотов, неточных или нечетких выражений, избыточной информации. Требуется ясность, четкость, точность языка обзора

№81 слайд
. . Устранение
Содержание слайда: 7.2. Устранение орфографических и синтаксических ошибок. Текст об­зора должен быть написан грамотным литературным языком в соответствии с установленными нормами русского языка. При чтении с целью редакти­рования текста обзора следует обратить внимание на правильность написа­ния терминов, фамилий авторов, а также расстановку знаков препинания. 7.2. Устранение орфографических и синтаксических ошибок. Текст об­зора должен быть написан грамотным литературным языком в соответствии с установленными нормами русского языка. При чтении с целью редакти­рования текста обзора следует обратить внимание на правильность написа­ния терминов, фамилий авторов, а также расстановку знаков препинания. При упоминании в тексте обзора фамилий авторов по теме исследова­ния их инициалы ставятся перед фамилиями.

№82 слайд
. Подготовка справочного
Содержание слайда: 8. Подготовка справочного аппарата к аналитическому обзору. Спра­вочный аппарат к обзору включает следующие вспомогательные указате­ли: указатель авторов; указатель источников; список сокращений и аббре­виатур, упоминаемых в обзоре. 8. Подготовка справочного аппарата к аналитическому обзору. Спра­вочный аппарат к обзору включает следующие вспомогательные указате­ли: указатель авторов; указатель источников; список сокращений и аббре­виатур, упоминаемых в обзоре. 8.1. Построение указателя авторов. Указатель авторов выполняется в виде упорядоченного в алфавитном порядке перечня фамилий авторов с отсылкой к порядковому номеру документов в списке литературы по теме исследования. Например, Фролов С.С. 80–81.

№83 слайд
. . Построение указателя
Содержание слайда: 8.2. Построение указателя источников. Указатель источников представля­ет собой упорядоченный в алфавите список использованных источников, в ко­торых были обнаружены отраженные в обзоре документы. 8.2. Построение указателя источников. Указатель источников представля­ет собой упорядоченный в алфавите список использованных источников, в ко­торых были обнаружены отраженные в обзоре документы. 8.3. Построение списка сокращений. Список сокращений формируется в виде алфавитного перечня принятых в обзоре сокращений и полных наимено­ваний соответствующих терминов. Составление списка сокращений обусловливается частым повтором одних и тех же терминов, а также упоминанием в тек­сте обзора сокращенных названий фирм, организаций и т.п.

№84 слайд
. Оформление рукописи
Содержание слайда: 9. Оформление рукописи аналитического обзора. 9. Оформление рукописи аналитического обзора. Аналитический обзор выполняется в виде рукописи (машинопись, компь­ютерный набор) на листах стандартной бумаги формата А4, с соблюдением следующих размеров потей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм. При оформлении обяза­тельными структурными элементами являются: обложка, титульный лист, содержание, текст обзора, список литерату­ры, указатель авторов, указатель источников, список сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов. Последовательность их изложения соответствует приведенному перечню. Обложка и титульный лист оформляются по определенной форме, содержание включает наименование всех разделов и подразделов с указанием номеров стра­ниц, на которых они расположены.

№85 слайд
. . Оформление текстового
Содержание слайда: 9.1. Оформление текстового материала. 9.1. Оформление текстового материала. Изложение материала таких раз­делов текста обзора, как введение, главы, заключение следует начинать с ново­го листа. Расстояние между заголовком раздела (подраздела) и текстом должно составлять 3-4 строки. Подчеркивание заголовков не допускается, в конце их точка не ставится. Все страницы нумеруют арабскими цифрами. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц На титульном листе номер стра­ницы не ставят, на последующих страницах номер проставляется в правом вер­хнем углу без точки.

№86 слайд
. . Оформление цифрового и
Содержание слайда: 9.2. Оформление цифрового и графического материала. Цифровой мате­риал оформляется в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок и порядковый номер. Заголовок и слово “Таблица” начинают с прописной бук­вы. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист, в правом верхнем углу новою листа с пометкой (Продолжение табл. ___). 9.2. Оформление цифрового и графического материала. Цифровой мате­риал оформляется в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок и порядковый номер. Заголовок и слово “Таблица” начинают с прописной бук­вы. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист, в правом верхнем углу новою листа с пометкой (Продолжение табл. ___).

№87 слайд
Пример построения таблицы
Содержание слайда: Пример построения таблицы: Таблица____ Заголовок таблицы

№88 слайд
Формулы выделяются из текста
Содержание слайда: Формулы выделяются из текста свободными строками. Пояснение значе­ний символов и числовых коэффициентов приводится непосредственно под фор­мулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа следует давать с новой строки. Первую строку пояснения к формуле начинают со слова “где” без двоеточия. Формулы выделяются из текста свободными строками. Пояснение значе­ний символов и числовых коэффициентов приводится непосредственно под фор­мулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа следует давать с новой строки. Первую строку пояснения к формуле начинают со слова “где” без двоеточия. Иллюстрации, графики, схемы обозначаются словом “Рис.” и нумеруют­ся последовательно арабскими цифрами. Все иллюстрации должны иметь наи­менование, которое помещают над ними.

№89 слайд
Ссылки на источники
Содержание слайда: Ссылки на источники литературы оформляются внутри текста обзора в виде порядкового номера в списке литературы и страницы, на которой зафик­сирована данная информация. Например, (5, с.7). Ссылки на источники литературы оформляются внутри текста обзора в виде порядкового номера в списке литературы и страницы, на которой зафик­сирована данная информация. Например, (5, с.7). На все таблицы и иллюстрации должны быть ссылки в тексте обзора.

№90 слайд
Подводя итог, необходимо
Содержание слайда: Подводя итог, необходимо отметить, что обзоры и рефераты еще долго будут важными инструментами исследователя и технология их подготовки – одна из актуальных задач подготовки специалистов-социологов. Подводя итог, необходимо отметить, что обзоры и рефераты еще долго будут важными инструментами исследователя и технология их подготовки – одна из актуальных задач подготовки специалистов-социологов. Спасибо за внимание!!!

Скачать все slide презентации Обзор. Обозрение, как метода логической переработки информации. Виды, структура и содержание обзоров. (Тема 5) одним архивом:
Похожие презентации