Презентация Основные методы исследования текста онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Основные методы исследования текста абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 38 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Основные методы исследования текста



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    38 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    4.14 MB
  • Просмотров:
    103
  • Скачиваний:
    2
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Содержание слайда: ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕКСТА

№2 слайд
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Метод - от
Содержание слайда: ОПРЕДЕЛЕНИЕ «Метод» - от греческого слова «Methodos», что значит а) путь исследования, б) теория, учение Под методом в широком смысле слова понимают философский способ познания, т.е. научную теорию, научное учение о чем-либо. Под методом в узком смысле слова понимают конкретный способ получения научного знания.   Научный метод – система способов и приемов получения нового знания знания.

№3 слайд
КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ
Содержание слайда: КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ

№4 слайд
общелогические,
Содержание слайда: общелогические, теоретические, эмпирические

№5 слайд
применяются в одной науке или
Содержание слайда: применяются в одной науке или в небольшой группе наук применяются в одной науке или в небольшой группе наук включают в себя множество конкретных разновидностей в зависимости от объекта изучения

№6 слайд
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА
Содержание слайда: МЕТОДЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА

№7 слайд
историко-описательный
Содержание слайда: историко-описательный; историко-описательный; историко-литературный; биографический

№8 слайд
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Знание
Содержание слайда: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Знание и творчество оформляются через слово, и через преодоление косности слова рождается культура» Д.С. Лихачев «Сосредоточившись на тексте, создавая к нему служебный «комментарий» (наиболее древняя форма и классический прототип филологического труда), филология под этим углом зрения вбирает в свой кругозор всю ширину и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного» С.С. Аверинцев

№9 слайд
Специфика ФАТ текст
Содержание слайда: Специфика ФАТ текст рассматривается как явление культуры  предполагает внимание к широкому литературному и социально-историческому контексту эпохи отражает интерес к языковым средствам как форме выражения мыслей и чувств в разных сферах общения   цель филологического анализа — показать культурологическую ценность этого текста  направлен на изучение языковой личности, стоящей за текстом, ее стиля и взгляда на мир

№10 слайд
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Содержание слайда: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

№11 слайд
Я вас любил любовь ещё, быть
Содержание слайда: * * * * * * Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. 1829

№12 слайд
ВИДЫ ЛАХТ
Содержание слайда: ВИДЫ ЛАХТ

№13 слайд
Содержание слайда:

№14 слайд
. Лингвистическое
Содержание слайда: 1. Лингвистическое комментирование: 1. Лингвистическое комментирование: – предваряющее (фразеологизмы, идиомы) – полное ( непонятные и многозначные слова) 2. Глубинный лингвистический анализ: – частичный (исследование 1 или 2-х уровней, например, лексического уровня) – полный (исследование всех уровней): звуковая организация, знаки пунктуации, грамматика, синтаксис, лексика, стилистические приемы, изобразительно-выразительные средства 3. Лингвопоэтический разбор: место произведения в творчестве поэта; жанровые и тематические особенности текста; идея произведения; эмоциональная тональность; ритмика, стихотворный размер, особенности рифм; художественные приемы и их роль; языковые средства в соотнесенности с образным строем; основной пафос текста

№15 слайд
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Содержание слайда: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ

№16 слайд
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Содержание слайда: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА САМЫЙ БЫСТРЫЙ В МИРЕ КОМПЬЮТЕР У новинки очень сложное название: «Современная стратегическая вычислительная инициатива. Белая версия». Суперкомпьютер способен осуществлять 12,3 триллиона операций в секунду. Знаменитый «Дип Блю», обыгравший в шахматы Гарри Каспарова, слабее его в 1000 раз. Умная «железяка» состоит из 8 с лишним тысяч микропроцессоров, весит 106 тонн, занимает площадь в 800 квадратных метров, а электроэнергии «жрет» столько же, сколько небольшой американский городок. Доставляли эту махину до лаборатории в Калифорнии 28 грузовиков. Возможности нового компьютера безграничны, ведь его уменьшенная версия уже помогла ученым расшифровать геном человека. «Белый» же, скорее всего, будет использован Министерством энергетики США для моделирования испытаний ядерного оружия. Но уже через три-четыре года в Штатах может появиться еще более мощная машина, осуществляющая 100 триллионов операций в секунду. Максим Чижиков (Комсомольская правда. 2000. 30 июня. С. 3.)

№17 слайд
Содержание слайда:

№18 слайд
Содержание слайда:

№19 слайд
Содержание слайда:

№20 слайд
Содержание слайда:

№21 слайд
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Содержание слайда: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОГО ТЕКСТА Пособие по стилистике для учащихся старших классов создано и издается впервые. Оно построено и написано необычно. С одной стороны, это настоящий учебник, где в системе даны все необходимые сведения о предмете, приведены вопросы для самопроверки и оригинальные практические задания. С другой — это живой, увлекательный диалог талантливого автора-наставника с теми, кто только лишь постигает сокровенные тайны русского языка. Содержание и структура пособия соответствуют ныне действующим программам по стилистике и соотносятся со школьным курсом русского языка. Пособие одобрено Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и включено в Федеральный комплект учебников. (Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10—11 классы: Учеб. пособие. 2_е изд. М.: Дрофа, 1998. )

№22 слайд
Содержание слайда:

№23 слайд
Содержание слайда:

№24 слайд
ОСОБЕННОСТИ ЛАНХТ
Содержание слайда: ОСОБЕННОСТИ ЛАНХТ

№25 слайд
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Содержание слайда: СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

№26 слайд
ИСТОРИЯ ДИСЦИПЛИНЫ . Текст -
Содержание слайда: ИСТОРИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Текст - объект стилистического исследования - 80—90-е годы ХХ в., с выделением стилистики текста (коммуникативная стилистика текста). 2. В.В. Виноградов 20-Е ГГ. - «О задачах стилистики. Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума» (1922), «Проблема сказа в стилистике» (1925), «О теории литературных стилей» (1925) - задачи стилистики: «в подборе слов и их организации в синтаксические ряды найти связывающую их внутренней, психологической объединенностью систему и сквозь нее прозреть пути оформления языкового материала». 3. В 40-50-е годы стилистический анализ подменялся или прерывался анализом идеологическим. 4. 60-70-е годы - категория образа автора, разработанная В.В. Виноградовым: согласно его концепции, образ автора синтезирует все элементы художественной структуры. 5. В 70-е гг. - определяются особенности стилистического анализа; в приоритете -лексикоцентрический аспект стилистического анализа. 6. Современный этап в стилистике текста - усиление внимания к тексту как феномену культуры вообще и речевой культуры личности в частности

№27 слайд
СХЕМА СТИЛИСТИЧЕСКОГО РАЗБОРА
Содержание слайда: СХЕМА СТИЛИСТИЧЕСКОГО РАЗБОРА 1) стиль, подстиль и жанр текста; 2) сфера общения и ситуация, на которую текст ориентирован; 3) основные функции текста (общение, сообщение, воздействие); 4) характер адресата с учетом стилистических особенностей текста; 5) тип мышления, отраженный в тексте (конкретный, обобщенно-абстрагированный, образный и др.); 6) форма (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог); 7) стилевые черты, характерные для текста с учетом его стилистической маркированности; 8) языковые приметы стиля, отраженные в тексте; 9) образ автора и цель его текстовой деятельности; 10) индивидуально-авторские стилистические особенности текста на уровне отбора языковых средств и их организации, включая стилистические приемы.

№28 слайд
СХЕМА УЧИТЫВАЕТ СХЕМА
Содержание слайда: СХЕМА УЧИТЫВАЕТ: СХЕМА УЧИТЫВАЕТ: коммуникативную природу и антропоцентризм (образы автора и адресата); лингвистические факторы стилеобразования (языковые особенности функционального стиля на уровне узуса и индивидуального авторского стиля); экстралингвистические факторы (сфера общения; ситуация; тип мышления; функции; цели).

№29 слайд
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Содержание слайда: СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОГО ТЕКСТА Археологи обнаруживают остатки древних поселений, раскапывают старые захоронения, находят там различные вещи, которые служили когда-то людям. Эти вещи реальны, конкретны, их можно пощупать, осмотреть, изучить. А где «копать» лингвисту? Правда, у лингвиста есть древние рукописи. Но письменность возникла сравнительно недавно, а как проникнуть сквозь тьму веков, заглянуть в те времена, когда люди не имели письменности (во всяком случае нам о ней ничего не известно)? Если нет прямых свидетельств, то, возможно, есть косвенные... Взрослый человек может представить, как он говорил в детстве, наблюдая других детей. А что если сравнивать разные языки? Ведь известно, что во многих из них есть общие черты, они могут быть близкими родственниками (как, например, русский и украинский) или дальними (санскрит — язык Древней Индии и английский). Ученые открыли даже родственные связи между отдельными семьями — семьей славянских языков (русский, польский, болгарский и др.), семьей романских (французский, итальянский, испанский и др.). Как распределяются по родам слова других языков? Как употребляются эти слова? Естественно, что ответы на эти вопросы скорее всего могли дать языки, менее других подвергшиеся позднейшим изменениям. Поэтому ученые и заинтересовались самыми древними из известных нам языков.

№30 слайд
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Содержание слайда: СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО ТЕКСТА Статья 29. 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 5. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить или распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Статья 30. 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

№31 слайд
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Содержание слайда: СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА А что будет с нами? Ведущие ученые, исследуя перспективы и противоречия социального прогресса на пороге третьего тысячелетия, считают, что демографическая ситуация в России катастрофическая. К середине 80-х годов Россия по численности населения занимала 4-е место в мире. С начала 90-х на 6-м месте. Подобная убыль населения сопоставима с периодом Великой Отечественной войны И хуже демографических показателей России в период Первой мировой войны и гражданской междоусобицы. Даже в годы сталинских репрессий среднегодовой прирост населения составлял 1,5 млн. человек. В послевоенные годы прирост населения колебался в пределах 1—1,5 млн. человек. Затем замедлился и в начале 80_х остановился. Начался процесс старения населения России. В пенсионный возраст вступали поколения, не вовлеченные в боевое военное лихолетье. Это своего рода исторический феномен. Процесс старения усилился в начале 90-х годов. Сейчас у нас насчитывается более 30 млн. пенсионеров — 21% населения России. В 90-х годах еще больше ухудшилось традиционное для России неблагоприятное соотношение полов: население России состоит из 47% мужчин и 53% женщин. В Российской Федерации статистические сведения о рождаемости, национальном составе населения из года в год становятся все более усеченными и выборочными, со ссылкой на данные переписи населения в 1989 г. и микропереписи в 1994 г. Государство боится сказать нам грустную и страшную правду?... По прогнозам, численность населения в России в ближайшее десятилетие Уменьшится на 8% и составит 136 млн человек, число лиц пенсионного возраста превысит количество детей и подростков, а по уровню продолжительности жизни Россия отстанет от многих стран мира. Угроза демографической экспансии в начале третьего тысячелетия станет ведущей среди факторов риска для национальной безопасности России. Геополитические интересы страны особенно уязвимы в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в регионе Северного Кавказа и прилегающих к нему территорий. Не исключено, что под влиянием демографических факторов Российская Федерация будет сжиматься, как шагреневая кожа....

№32 слайд
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Содержание слайда: СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗГОВОРНОГО ТЕКСТА А. Проголодался? Б. А? А. Проголодался? Б. А? А. Проголодался? Б. Не-ет // А. Какой-то ты голодоустойчивый человек // Б. (смеется). А. Ну / сейчас будем (обедать). А. (приносит обед). А. Обедаем? Б. Угу //

№33 слайд
Для произведений
Содержание слайда: Для произведений нехудожественной словесности стилистический анализ текста, дополненный культурно-исторической информацией о времени и обстоятельствах создания текста в проекции на историю общества и языка в его конкретной функционально-стилистической реализации, фактически приобретает статус филологического анализа. Для произведений нехудожественной словесности стилистический анализ текста, дополненный культурно-исторической информацией о времени и обстоятельствах создания текста в проекции на историю общества и языка в его конкретной функционально-стилистической реализации, фактически приобретает статус филологического анализа.

№34 слайд
САТ опирается на изучение
Содержание слайда: САТ опирается на изучение лингвистических факторов стилеобразования. САТ опирается на изучение лингвистических факторов стилеобразования. Включает рассмотрение экстралингвистических факторов стилеобразования (сферы общения, ситуации, функции текста, характера адресата, типа мышления, формы речи, стилевых черт, образа автора и цели его текстовой деятельности, индивидуально-авторских стилистических особенностей текста). Специфика САТа - с усилением функционально-деятельностного подхода к тексту. САТ антропоцентричен: особое внимание к коммуникантам (автору и адресату), общение между которыми осуществляется через текст. В процессе САТа выявляются как стилистический узус, так и индивидуально-авторские стилистические особенности текста. САТ углубляет и расширяет представление о тексте как феномене речевой культуры общества на данном этапе его развития (стилистическом узусе) и речевой культуре отдельной личности, стиль которой не может не отражаться в тексте. САТ ориентирован на: - изучение стиля произведения, принципов взаимосвязи и обусловленности его формы и содержания - рассмотрение стиля автора, проявляющегося в структуре, семантике и прагматике текста

№35 слайд
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Содержание слайда: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Лингвист отправляется от анализа словесной ткани произведения. Литературовед — от общественно-психологического понимания характера. М. Гаспаров выделяет: 1) верхний уровень анализа — идейно-образный (он включает идеи и эмоции, образы и мотивы) 2) средний уровень — стилистический (он включает анализ лексики и синтаксиса) 3) нижний — фонический (метрика, ритмика, рифма, строфика, анализ звукописи) По мнению автора, анализ художественного мира произведения относится к высшему уровню, самому важному и «самому неразработанному уровню строения поэтического произведения»

№36 слайд
СХЕМА ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО
Содержание слайда: СХЕМА ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА 1. Время и обстоятельства написания произведения. 2. Место произведения в творчестве писателя. 3. Литературный род (эпос, лирика, драма). 4. Жанр произведения. 5. Основная проблематика произведения. 6. Тема. 7. Композиция. 8. Основной пафос произведения и эмоциональная тональность. 9. Образный строй. 10. Идея. 11. Художественные особенности (тропы, фигуры, приемы).

№37 слайд
Содержание слайда:

№38 слайд
Методы анализа текста Методы
Содержание слайда: Методы анализа текста: Методы анализа текста: - эмпирические (историко-описательный, историко-литературный, историко-биографический) основной прием – реферирование - теоретические (сравнительный; системно-типологический; историко-функциональный; лингвотекстологический; культурологический; структурно-системный; поэтико-структурный; интертекстуальный; психоаналитический; подтекстовый; нарраивный; герменевтический; рецептивный)

Скачать все slide презентации Основные методы исследования текста одним архивом:
Похожие презентации