Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
18 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
97.50 kB
Просмотров:
67
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
№2 слайд
Содержание слайда: ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Личность как продукт взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний.
Экзистенциальные потребности человека по Э. Фромму.
Социальные типы характера по Э. Фромму.
№3 слайд
Содержание слайда: Требования к знаниям, умениям и навыкам
Знания:
Основных подходов к индивиду, личности с точки зрения гуманистической теории.
Умения:
Анализировать потребности человека в контексте понятия об экзистенциальных потребностях у Э. Фромма.
Навыки - управления поведением потребителя на основе выявленных потребностей и путей преодоления отчужденности.
№4 слайд
Содержание слайда: Ключевые понятия
Гуманистическая психология – новое направление персонологии. Ее представители считают, что человек от природы способен к самосовершенствованию, сущность человека движет его в направлении личностного роста, творчества, самодостаточности.
Кроме того, сторонники гуманистической психологии утверждают, что люди разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов.
№5 слайд
Содержание слайда: Ключевые понятия
Авторитарная личность – понятие и концепция Э. Фромма, объясняющая существование особого типа личности, являющейся основой тоталитарных режимов. Для этого типа личности характерны непереносимость свободы, жажда власти, агрессивность, ориентация на авторитет лидера, группы, государства, стереотипность мышления и конформизм.
Авторитарный характер – тип характера садомозахистской личности, одновременно восхищающейся властью, желающей подчиняться ей и стремящейся стать властью, чтобы подчинять других.
№6 слайд
Содержание слайда: Ключевые понятия
Деструкция (деструктивность) – разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение
№7 слайд
Содержание слайда: Учебный материал
Э. Фромм утверждал, что поведение человека может быть принято только в свете влияния культуры в конкретный момент истории, он считал, что на выражение потребностей человека всегда влияют социальные системы.
Личность, по его мнению, продукт динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний.
№8 слайд
Содержание слайда: Учебный материал
Фромм считает, что неотъемлемым проявлением человеческого существования в наше время является одиночество и отчужденность.
Преодолевая отчужденность человек использует различные поведенческие стратегии:
1. Авторитаризм – стремление соединиться с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я»
№9 слайд
Содержание слайда: Учебный материал
(продолжение)
2. Деструктивность – человек при этом стремится преодолевать неполноценность уничтожая или покоряя других. Идея человеческой деструктивности выдвигалась и развивалась рядом психоаналитиков (С. Шпильрейн, З. Фрейдом, Э. Фроммом).
В учении З. Фрейда инстинкт деструктивности (агрессии, ненависти, уничтожения, разрушения, смерти, убийства, Тонатос) трактовался как одно из двух основных человеческих влечений, противостоящее жизнеутверждающему Эросу (инстинкту жизни, любви, созидания)
№10 слайд
Содержание слайда: Учебный материал
(продолжение)
3. Подчинение социальным нормам – индивидуум ведет себя как общепринято, прекращает быть самим собой, превращается в тип личности, востребованный культурой, становясь похожим на других.
№11 слайд
Содержание слайда: Учебный материал
Экзистенциальные потребности человека
По утверждению Э.Фромма, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности, не имеющие ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами:
Потребность в установлении связей (горизонтальные связи) – чтобы преодолеть ощущение изоляции всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие, нести за кого-то ответственность.
№12 слайд
Содержание слайда: Учебный материал
Экзистенциальные потребности человека
Потребность в преодолении. Фромм считает, что все люди нуждаются в преодолении своей животной природы, чтобы стать активными и творческими создателями своей жизни.
Потребность в укорененности (вертикальные связи) – люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира, испытывают потребность в корнях, чувстве стабильности, безопасности, которые удовлетворялись в детстве за счет связи с матерью, родителями, домом, сообществом.
№13 слайд
Содержание слайда: Учебный материал
Экзистенциальные потребности человека
Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самим собой, в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других.
Потребность в системе взглядов и преданности – согласно Фромму людям необходима стабильная и постоянная опора в виде системы взглядов, убеждений, помогающих постигать реальность, кроме того человек нуждается в объекте, посвящении себя кому-то или чему-то.
№14 слайд
Содержание слайда: Учебный материал
Социальные типы характера
Непродуктивные типы характера:
Рецептивный тип – зависимые, пассивные, не способные делать что-либо без посторонней помощи, стремящиеся быть любимыми;
Эксплуатирующий тип – берут все необходимое силой и изобретательностью, они агрессивны, надменны, эгоцентричны.
Накапливающий тип – стремятся обладать как можно большим количеством материальных благ, власти, любви.
№15 слайд
Содержание слайда: Учебный материал
Социальные типы характера
Рыночный тип – исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Их отношения с окружающими поверхностны.
Продуктивный характер – конечная цель в развитии человека (по Э. Фромму). Он независимый, честный, любящий, спокойный, творческий, ответственный, уважительный. Это зрелая, целостная структура характера.
№16 слайд
Содержание слайда: Вопросы для самопроверки
Охарактеризуйте понятие и основные принципы в подходе к человеку гуманистической психологии Э. Фромма.
Раскройте суть основных поведенческих стратегий преодоления человеком одиночества и отчужденности.
Охарактеризуйте понимание экзистенциальных потребностей, их классификацию.
Обоснуйте суть основных положений Э. Фромма о продуктивном и деструктивных типах характера.
№17 слайд
Содержание слайда: Рекомендуемая литература:
Основная литература:
Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребности): учеб. пособие/ Н.А. Коноплева. – М.: Флинта : МПСИ, 2008.
Холл Кэлвин, Линдсей Гарднер. Теории личности. М., 1997.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
№18 слайд
Содержание слайда: Рекомендуемая литература:
Дополнительная литература:
Фромм Э. Душа человека. – М.,1992.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
Фромм Э. Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии. – М., 1992.