Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
17 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
160.00 kB
Просмотров:
60
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Точные методы в лингвистике
Эксперимент. Корпуса.
Статистический анализ языковых данных.
№2 слайд
Содержание слайда: <зачин>
Мы привыкли думать, что лингвистика – это наука интерпретаций, рассуждений и аргументаций:
убедить, а не доказать
однако: уже в социолингвистике и фонетике есть эскпериментальные / количественные методы
в психолингвистике они становятся основным методом исследования
№3 слайд
Содержание слайда: Эксперимент в фонетике
методы, общие с SL
палатография, ultra-sound
например, способ артикуляции латеральных согласных
акустически/перцептивно неотличимы
ненаблюдаемы извне
верно ли, что внутри сообщества латералы асимметричны в одну сторону?
№4 слайд
Содержание слайда: Эксперимент в SL
Некоторые носители русского языка произносят фрикативный заднеязычный на месте смычного
Некоторые носители мегебского языка... тоже
Как выяснить социальные корреляты такого произнесения?
№5 слайд
Содержание слайда: Эксперимент в SL
Как?
Попросить прочитать слово/предложение
Попросить описать то, что нарисовано на картинке
“What is the difference between a sofa and a couch?”
чем последний вариант хуже, а чем лучше чем первые два?
№6 слайд
Содержание слайда: Принципы научного эксперимента
Чем плохо:
Акустическое исследование последнего носителя убыхского языка (ныне умершего)
Требование к эксперименту: Повторяемость
(и фальсифицируемость)
№7 слайд
Содержание слайда: Принципы научного эксперимента
Экологичность
Попросим прочитать слова бог, сапог, телега, рога...
В чем может быть проблема?
Неэкологичность – наблюдаемое поведение испытуемого определяется самим экспериментом - awareness
Как можно это победить?
Использование «филлеров»
№8 слайд
Содержание слайда: Принципы научного эксперимента
Observer’s paradox:
попросим носителя диалекта рассказать о жизни...
В чем может быть проблема?
Observer’s paradox – наблюдаемое поведение испытуемого искажается присутствием наблюдателя
Скрытая фиксация? Что из этого следует?
Повышение экологичности, но снижение контроля.
№9 слайд
Содержание слайда: Принципы научного эксперимента
Что требует эксперимент как тип научного исследования?
Наличие гипотезы! Но почему?
Для того, чтобы сделать из Э какой-то достоверный вывод, мы должны контролировать его параметры. А для этого надо заранее знать, какие параметры мы контролируем, и, следовательно, знать, что мы проверяем
№10 слайд
Содержание слайда: Психолингвистика
Фонетика (акустическая, перцептивная и артикуляторная) и социолингвистика сочетают экспериментальные методы и методы наблюдения
Психолингвистика же использует эксперимент в качестве основного метода исследования
в психолингвистике также используется метод наблюдения – но только в одной области
№11 слайд
Содержание слайда: Психолингвистика
Когнитивная наука, неотделимая от психологии, также, в меньшей степени – философии и антропологии
№12 слайд
Содержание слайда: Междисциплинарность ПЛ
В отличие от СЛ, ПЛ в гораздо большей степени является междисциплинарной наукой
Ср. SNARC - spatial numerical association of response codes (mental number line)
№13 слайд
Содержание слайда: Психолингвистика
Когнитивная наука, неотделимая от психологии, также, в меньшей степени – философии и антропологии
Формуируется в начале 50-х
До 80-х – под сильным влиянием взглядов Хомского
примат лингвистики среди когнитивных дисциплин, примат синтаксиса в ПЛ
на смену приходит модулярный подход, филогенетические методы и др.
В России – появляется независимо, под названием теория речевой деятельности
№14 слайд
Содержание слайда: Психолингвистика
Три основных раздела:
comprehension
понимание синтаксиса и синтаксических неоднозначностей
production
речевые ошибки, self repairing, fillers
acquisition
врожденность или неврожденность?
проблема - методы работы с детьми?
корпус детской речи - http://childes.psy.cmu.edu
+neurolinguistics?
№15 слайд
Содержание слайда: Психолингвистика
Что можно измерять?
Например, время реакции
Типы экспериментов – некоторые примеры:
Прайминг
Self-paced reading
Eye-tracking
№16 слайд
Содержание слайда: Технологичность ПЛ
нейролингвистика и клиническая лингвистика: e.g. исследование афазий
eye-tracking: e.g. reading tasks
текст обрабатывается не постепенно (от буквы к букве), а дискретно (saccades and fixations) – от слова к слову. Можно исследовать:
что влияет на место фиксации, какие слова пропускаются, время фиксации
как обрабатываются синтаксически сложные или неправильные конструкции – возврат
http://www.smivision.com/en/gaze-and-eye-tracking-systems/applications/psychology-psychiatry-psycholinguistics.html
№17 слайд
Содержание слайда: Ридинг и ссылки
http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01126:article
http://www.smivision.com/en/gaze-and-eye-tracking-systems/applications/psychology-psychiatry-psycholinguistics.html