Презентация Психологические методы оздоровления. Лекция 4 онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Психологические методы оздоровления. Лекция 4 абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 22 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Здоровье и Медицина » Психологические методы оздоровления. Лекция 4
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:22 слайда
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:1.17 MB
- Просмотров:93
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№3 слайд
![Вопрос . История создания](/documents_6/c7026608b75741b6875aa42eb93d53b5/img2.jpg)
Содержание слайда: Вопрос 1. История создания метода
Разработал метод Эдмунд Джекобсон (1888-1983, США, Чикаго) – американский психофизиолог, врач-клиницист.
1908 – гипотеза, начало исследований
1929 – обобщение исследований в научном труде «Прогрессивная релаксация» («Нарастающее расслабление»), создание метода
1934 – популяризация метода в книге «Вы должны расслабиться» («Искусство расслабления»)
В 1936-1960 гг. Э. Джекобсон продолжал свои исследования, руководя лабораторией клинической физиологии в Чикаго и совершенствуя методы точного исследования и электронной записи нервно-мышечных реакций. Его активная научно-исследовательская деятельность продолжалась вплоть до начала 1970-х гг.
№6 слайд
![Вопрос . Теоретическая основа](/documents_6/c7026608b75741b6875aa42eb93d53b5/img5.jpg)
Содержание слайда: Вопрос 2. Теоретическая основа метода
Экспериментально подтверждено существование выраженной зависимости между повышенным тонусом скелетной мускулатуры и различными формами отрицательного эмоционального возбуждения: тревоги, страха. Также выявлена противоположная зависимость: расслабленному состоянию мышц соответствует спокойное психическое состояние.
Дикие животные и люди из примитивных племен расслабляются автоматически. Цивилизованный человек находится в состоянии хронического напряжения: и мышечного, и психического.
Тревога и беспокойство вызывают мышечное напряжение, а напряжение мышц, в свою очередь, усиливает негативные эмоции. В результате у человека, часто переживающего стрессы, формируется так называемый мышечный корсет, который он постоянно носит и который служит причиной психического напряжения.
Для остановки данного процесса предложено использовать парадоксальный путь – сначала максимально напрячь мышцы и лишь потом сбросить напряжение. Используя «принцип контраста», можно более четко воспринимать степень расслабления мышц, а затем и сознательно управлять этим состоянием.
№8 слайд
![Лабораторные исследования С](/documents_6/c7026608b75741b6875aa42eb93d53b5/img7.jpg)
Содержание слайда: Лабораторные исследования
С помощью электрических приборов Джекобсоном были сделаны первые точные измерения тонуса мышц, нервных импульсов, нервно-мышечных реакций человека в их соотношении с психической деятельностью.
Джекобсон сумел доказать связь между чрезмерным мышечным напряжением и различными расстройствами организма и психики. Он обнаружил, что напряжение и утомление всегда сопровождается сокращением мышечных волокон, что при снижении мышечного тонуса снижается активность центральной нервной системы, а также, что релаксация позволяет снять состояние возбуждения и напряжения, что она хорошо подходит для общего оздоровления и может использоваться как эффективное средство профилактики психосоматических расстройств.
№9 слайд
![Почему мышцы и почему](/documents_6/c7026608b75741b6875aa42eb93d53b5/img8.jpg)
Содержание слайда: Почему мышцы и почему напряжение?
Для западного человека привычнее иметь дело с чем-то существенным и материальным (мышцами), чем с идеальными и слабо контролируемыми процессами (мыслями и эмоциями). Поэтому Джекобсон предложил обучаться мышечному расслаблению для того, чтобы расслабить напряженную психику.
В соответствии с этим им была создана специальная система упражнений – тренировок по произвольному расслаблению различных групп поперечно-полосатых мышц.
Эта методика психической саморегуляции основана на простом физиологическом явлении: после напряжения любая мышца самопроизвольно расслабляется. Чтобы добиться глубокой релаксации всех мышц организма, нужно сильно напрягать эти мышцы (одновременно или последовательно).
Таким образом, в основе техники нервно-мышечной релаксации лежит прямое воздействие на определенные физиологические системы, приводящее к возникновению ощутимых сдвигов в психической сфере.
№10 слайд
![Упражнение Контраст Проделаем](/documents_6/c7026608b75741b6875aa42eb93d53b5/img9.jpg)
Содержание слайда: Упражнение «Контраст»
Проделаем такой опыт. Оцените уровень расслабления вашей левой кисти по 10-балльной шкале. Запишите это число. Максимально сожмите кисть и напрягите мышцы. Зафиксируйте руку в таком положении 7–8 с. Сбросьте напряжение и расслабьте руку. Сосредоточьтесь на ощущениях, которые вы испытываете. Повторите так 3 раза. Оцените теперь степень расслабления кисти по 10-балльной шкале. Что вы испытывали после расслабления? Какие ощущения? Как их можно описать?
Скорее всего, вы испытали чувства тепла, тяжести, распирания, которые связаны с расслаблением мышц и приливом крови к кисти. Эти ощущения следует запомнить и стараться их воспроизводить, так как они свидетельствуют о глубоком расслаблении тела.
Далее переходите к расслаблению других частей тела. Разведите пальцы веером, напрягите их, а потом расслабьте (5 раз). Сожмите губы на 5 с – расслабьте их в течение 10 с (5 раз). Подержите ноги на весу, напрягая четырехглавые мышцы, – расслабьте их (5 раз).
Оцените степень расслабления после каждого упражнения.
№11 слайд
![Вопрос . Процедура Активная](/documents_6/c7026608b75741b6875aa42eb93d53b5/img10.jpg)
Содержание слайда: Вопрос 3. Процедура
Активная (прогрессивная) нервно-мышечная релаксация – система упражнений.
Каждое упражнение состоит из чередующихся периодов максимального сокращения и быстро следующего за ним расслабления определенного участка тела.
5-10 секунд интенсивно напрягать каждую мышцу, а затем 15-20 секунд концентрироваться на возникшем в ней ощущении расслабления. Джекобсон изначально разработал около 200 специальных упражнений для максимального напряжения разных мышц, включая самые мелкие. Но ежедневное выполнение 16 упражнений может оказаться столь же эффективным. Упражнения для 4 основных групп мышц: рук, головы, средней части туловища и ног.
Время, требуемое для выполнения на начальных стадиях тренировки, составляет от 40 мин. (при двукратном выполнении каждого упражнения) до 18-20 мин. (при однократном выполнении упражнений).
№14 слайд
![Эффекты, результаты](/documents_6/c7026608b75741b6875aa42eb93d53b5/img13.jpg)
Содержание слайда: Эффекты, результаты
Непосредственным эффектом выполнения подобных упражнений является достаточно полное снятие напряжения в задействованной мышечной группе, усиление кровенаполнения сосудов данной области. Субъективно процесс расслабления представлен ощущениями тепла и тяжести, размягчения, распространения волны тепла и приятной тяжести в прорабатываемом участке тела, чувством покоя и отдыха. Названные ощущения – следствие устранения остаточного, обычно не замечаемого напряжения в мышцах, усиления кровенаполнения сосудов данной области и, соответственно, усиления обменных и восстановительных процессов.
Регулярное выполнение данных упражнений в течение нескольких месяцев заметно снижает уровень тревожности, раздражительности и прочих болезненных эмоций.
Результаты: спокойствие, повышение работоспособности, ясности мышления, улучшение концентрации внимания, снижение болевых ощущений
№15 слайд
![Показания Джекобсон применял](/documents_6/c7026608b75741b6875aa42eb93d53b5/img14.jpg)
Содержание слайда: Показания
Джекобсон применял свой метод для лечения нервных расстройств, усталости и астении. В западной медицине это был первый систематический опыт использования релаксации в терапии.
Терапевтический эффект при бессоннице, гипертонической болезни, мигренях, невротических состояниях (Карвасарский, 1985)
Использование в профилактических целях как своеобразного «психогигиенического средства»
Для снятия усталости и эмоционального напряжения
№16 слайд
![Противопоказания](/documents_6/c7026608b75741b6875aa42eb93d53b5/img15.jpg)
Содержание слайда: Противопоказания
Противопоказаниями для выполнения отдельных упражнений по расслаблению являются патологии соответствующих органов, а также возраст до 12 лет. При наличии каких-либо заболеваний перед началом использования приемов нервно-мышечной релаксации требуется пройти консультирование и получить разрешение врача.
№17 слайд
![Три основные стадии .](/documents_6/c7026608b75741b6875aa42eb93d53b5/img16.jpg)
Содержание слайда: Три основные стадии
1. Выработка навыков произвольного расслабления отдельных мышечных групп в состоянии покоя.
2. Объединение навыков в целостные комплексы, обеспечивая (по желанию) либо расслабление всего тела, либо отдельных его участков. При этом тренировка сначала проводится в состоянии покоя, а потом может включаться в процесс выполнения некоторых видов деятельности – чтение, письмо, наблюдение и др., не затрагивая при этом мышц, участвующих в реализации соответствующих двигательных актов.
3. Усвоение «навыка отдыха», позволяющего произвольно вызывать расслабление в тех жизненных ситуациях, когда необходимо быстро снять или уменьшить степень острых аффективных переживаний, перенапряжения
№18 слайд
![Вопрос . Варианты](/documents_6/c7026608b75741b6875aa42eb93d53b5/img17.jpg)
Содержание слайда: Вопрос 4. Варианты использования
Модификации метода
Техника нервно-мышечной релаксации может быть реализована в нескольких модификациях. В профессионально-прикладных целях наиболее часто применяется вариант методики Д. Гирдано и Дж. Эверли. Базовый вариант сеанса данной модификации представлен в переводе А.Б. Леоновой и О.Н. Могилевой (опубликован в кн. А.Б. Леоновой, А.С. Кузнецовой «Психологические технологии управления состоянием человека») .
Применение данного метода эффективно в качестве базового средства формирования состояний аутогенного погружения. У абсолютного большинства ранее не занимавшихся лиц удается вызвать полноценное состояние релаксации уже на первом занятии;
приведенный текст сеанса можно рассматривать в качестве ориентировочной схемы его проведения. В определенных пределах можно (и нужно) варьировать текст с целью подчеркивания наиболее важных моментов для обеспечения полного расслабления. Так, в случае необходимости можно давать более развернутую характеристику ощущений, сопровождающих расслабление определенных мышечных групп, например, детализировать зоны и направления распространения ощущений тепла и тяжести, а также сопутствующие им явления;
в результате освоения навыка расслабления с помощью техники нервно-мышечной релаксации, создаются необходимые предпосылки для освоения других, более сложных приемов ПСР (психологической саморегуляции).
№20 слайд
![Упражнение Щенок снятие](/documents_6/c7026608b75741b6875aa42eb93d53b5/img19.jpg)
Содержание слайда: Упражнение «Щенок»
(снятие физического и психоэмоционального напряжения, расслабление мышц губ, нижней челюсти).
Оскалить зубы, сжимая челюсти… зафиксировать напряжение… расслабить… сконцентрироваться на различии в ощущениях, запомнить их (повторить 3 раза).
Нельзя воспитывать щенка
Посредством крика и пинка.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
№21 слайд
![Упражнение Буратино . снятие](/documents_6/c7026608b75741b6875aa42eb93d53b5/img20.jpg)
Содержание слайда: Упражнение «Буратино».
(снятие физического и психоэмоционального напряжения, расслабление мышц губ, нижней челюсти).
На вдохе улыбнуться максимально широко (улыбка Буратино), на выдохе – губы сделать трубочкой и выдохнуть воздух со звуками: «У-тю-тю-тю».
Я - мальчишка деревянный
В полосатом колпачке.
Создан я на радость людям,
Счастья ключ в моей руке.
Скачать все slide презентации Психологические методы оздоровления. Лекция 4 одним архивом:
Похожие презентации
-
Методика проведения психологических и педагогических исследований. Лекция 5
-
Программы по оздоровлению, психологической разгрузке и сплочению сотрудников компаний города Уфы
-
Интерпретация данных проективных методов нейропсихологического тестирования, самозаполняемых опросников
-
Психолого-педагогическая диагностика: методологические основы, типы данных. Лекция 2
-
Классификация методов психологического исследования
-
Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей
-
Психологическая коррекция самооценки младших школьников с нарушениями зрения нетрадиционными методами
-
Музыкальная терапия, как метод психологической коррекции
-
Методы психологического воздействия
-
Иппотерапия. Психологическое влияние метода