Презентация Психология восприятия информации. Сенсорные процессы (восприятие движения и времени) онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Психология восприятия информации. Сенсорные процессы (восприятие движения и времени) абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 36 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Здоровье и Медицина » Психология восприятия информации. Сенсорные процессы (восприятие движения и времени)



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    36 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    1.06 MB
  • Просмотров:
    118
  • Скачиваний:
    1
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Психология восприятия
Содержание слайда: Психология восприятия информации Сенсорные процессы (восприятие движения и времени)

№2 слайд
. . Восприятие движения Это
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения Это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Для человека оно имеет жизненно важное значение. В эволюционной истории развития человека движущиеся объекты были либо сигналами опасности, либо потенциальной добычей, поэтому они требовали быстрой ответной реакции.

№3 слайд
. . Восприятие движения
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. При этом происходит отражение многих параметров движения, к ним относятся: характер движения (сгибание, разгибание и т.п.); форма движения (прямолинейное, круговое и т.п.); амплитуда движения (полная, неполная); направление движения (направо, налево, вверх, вниз); продолжительность движения (краткое, длительное); скорость движения (быстрое, медленное); ускорение движения (равномерное, ускоряющееся).

№4 слайд
. . Восприятие движения Когда
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения Когда предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение потому, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза и голову, чтобы вновь фиксировать на нем свой взгляд. Смещение объекта восприятия по отношению к положению нашего тела указывает нам на его передвижение в объективном пространстве.

№5 слайд
. . Восприятие движения Если
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения Если же объект движется в глубину пространства (приближается или удаляется), то возникают смещения точек, ограничивающих его проекцию на сетчатке глаза. Эти смещения и служат сигналами мозгу, на основании чего он формирует представление о движении объекта.

№6 слайд
. . Восприятие движения
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения Основным сигналом направления и скорости движения объекта являются мышечные раздражения от сетчатки глаз, на которых возникают изображения фиксируемого взором предмета. Человек может получать сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: 1)непосредственно воспринимая акт перемещения, 2) на основе умозаключения о движении объекта, который некоторое время назад находился в другом месте.

№7 слайд
. . Восприятие движения
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения Движение воспринимается непосредственно, если скорость движущегося объекта такова, что за единицу времени он проходит расстояние, которое могут различить глаза при данной остроте зрения и расстоянии. В противном случае мы воспринимаем не само движение, а лишь его результат. Например, таково наше умозаключение о движении минутной и часовой стрелок в часах.

№8 слайд
. . Восприятие движения С
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения С помощью зрения мы можем получать информацию о движении объектов двумя способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. В первом случае, когда глаз остается относительно неподвижным, движущийся объект вызывает на сетчатке быстро перемещающееся изображение. При этом изображение объекта на сетчатке не только перемещается, но и все время изменяется. В результате у человека происходит восприятие движения.

№9 слайд
. . Восприятие движения
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения Второй возможный способ восприятия движения – это прослеживание взором за движущимся объектом. При этом изображение движущегося объекта остается более или менее неподвижным относительно сетчатки, однако мы все-таки видим движение объекта. В реальном процессе восприятия движения оба названных способа дополняют друг друга.

№10 слайд
. . Восприятие движения В
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения В восприятии движения значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. К ним относятся, например, необычное положение частей фигуры (поднятая нога, согнутые верхушки деревьев, след на воде от лодки и т.п.). Существенную роль в восприятии движения играет осмысливание ситуации на основе косвенных признаков.

№11 слайд
. . Восприятие движения
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения Экспериментально установлено, что точность восприятия человеком движения предметов зависит от нескольких условий: чем ближе к наблюдателю движущийся объект, тем точнее восприятие его скорости и направления; восприятие объекта при движении его перпендикулярно направлению зрения точнее, чем при движении вдоль лучей зрения; восприятие движения при центральном зрении точнее, чем при видении периферическим зрением; восприятие направления и скорости движения прослеживающим взором точнее, чем неподвижным; восприятие точнее, если движение объекта происходит на фоне неподвижных объектов; точность восприятия движения увеличивается, если человек упражняется в оценках расстояний и времени.

№12 слайд
. . Восприятие движения
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения Следовательно, в восприятии движения важную роль играют движения глаз, которые производятся с целью слежения за движущимся предметом. Однако восприятие движения не объясняется только одними движениями глаз. Мы можем воспринимать движении в двух взаимно противоположных направлениях, хотя понятно, что глаз не может одновременно двигаться в противоположных направлениях.

№13 слайд
. . Восприятие движения
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения Иногда впечатление движения может возникнуть при отсутствии реального движения. Например, когда человек сидит в неподвижном стоящем поезде и видит в окно, как мимо едет другой поезд, то сначала наблюдателю кажется, что движется его поезд. Однако отсутствие ощущений вибрации и толчков через некоторое время убеждает человека в обратном.

№14 слайд
. . Восприятие движения
Содержание слайда: 3.6. Восприятие движения Примером кажущегося движения является и стробоскопическое движение, на принципе которого основан кинематограф. Стробоскопический эффект возникает если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные, следующие друг за другом, фазы движения объекта.

№15 слайд
. . Восприятие движения При
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения При этом пауза между смежными раздражителями должна быть около 0,06 с (или 24 кадра в секунду). В том случае, когда пауза вдвое меньше, изображения сливаются, а когда она очень велика (1 с и более), то раздражения осознаются как раздельные. Максимальное расстояние между движущейся точкой в двух смежных кадрах, при котором имеет место стробоскопический эффект, равно 4,50.

№16 слайд
. . Восприятие движения В
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения В восприятии движения может участвовать и слуховой анализатор. При этом слышимая громкость звука усиливается при приближении к нам источника звука и ослабевает при его удалении.

№17 слайд
. . Восприятие времени
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени Восприятие времени – это отражение объективной длительности, скорости, темпа, ритма и последовательности явлений действительности. Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие в окружающем мире.

№18 слайд
. . Восприятие времени В
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нервной системе и составляет физиологическую основу этого типа восприятия. Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Ритм в работе сердца, ритмическое дыхание, ритмический характер ежедневной жизни влияют на выработку рефлексов на время.

№19 слайд
. . Восприятие времени В
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени В восприятии времени мы различаем: чувственную основу непосредственного ощущения длительности, обусловленного в основном висцеральной (т.е внутренней) чувствительностью; собственно восприятие времени, развивающееся на этой чувственной органической основе; восприятие временной последовательности, поскольку время неотделимо от реальных, во времени протекающих процессов.

№20 слайд
. . Восприятие времени
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени Структура восприятия времени приведена на рисунке

№21 слайд
. . Восприятие времени При
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени При восприятии времени важное место занимает чувство времени. Это чувство у человека не врожденное, оно развивается в процессе жизни на основе накопления опыта. Поскольку время наряду с пространством есть форма существования материи, все наши анализаторы воспринимают движение материи не только в пространстве, но и во времени. Поэтому специального, самостоятельного анализатора времени нет. В отражении времени участвует весь комплекс анализаторов человека.

№22 слайд
. . Восприятие времени
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени Восприятие длительности явлений. При оценке продолжительности событий и временных интервалов следует учитывать особенности субъективного восприятия времени. При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных – переоценивается. Преуменьшение времени – это всегда результат доминирования возбуждения над торможением.

№23 слайд
. . Восприятие времени
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое возникает в результате воздействия однообразных, малозначимых раздражителей. При одинаковых условиях деятельности время менее 1 мин обычно преувеличивается, а время более 5-10 мин – преуменьшается. Наиболее коротким кажется время, в течение которого надо успеть сделать многое.

№24 слайд
. . Восприятие времени
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени Точному, непосредственному восприятию времени поддаются лишь короткие временные интервалы. Установлено, что наиболее точной оценке временных интервалов способствуют слуховые и кинестетические ощущения. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки.

№25 слайд
. . Восприятие времени
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени Приведенные данные можно обобщить в закон заполнения временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.

№26 слайд
. . Восприятие времени
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. Часы, дни и недели, заполненные значительными и интересными событиями, кажутся быстротечными, короткими. Отрезок времени, в течение которого не произошло ничего особенного, все было однообразно, привычно, представляется особенно длинным.

№27 слайд
. . Восприятие времени При
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени При воспоминании наблюдается другой характер оценки времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными и однообразными событиями, вспоминается как быстро прошедший. Поэтому следует считать справедливым следующее мнение: путешествия продляют жизнь человека. Это связано с тем, что во время путешествия жизнь очень разнообразна, она наполнена многими событиями и впечатлениями. Поэтому когда вспоминается время, проведенное в путешествии, оно кажется очень долгим.

№28 слайд
. . Восприятие времени Для
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его течение, тем более длительным, «тягучим» оно является в переживании; чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает, тем меньшей кажется его длительность.

№29 слайд
. . Восприятие времени В этом
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени В этом расчленении закона заполненного временного отрезка на два противоположных по своему содержанию положения сказывается качественная специфика прошлого и настоящего. Прошлое объективировано в своем содержании и целиком определяется им. Прошлые события – внеположные, поскольку они тем самым расчленяют время и этим удлиняют его для переживания.

№30 слайд
. . Восприятие времени В
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени В настоящем, как бы ни было велико его заполнение, поскольку оно переживается как настоящее, то по существу смыкается в переживании в одно целое. Последнее заполняет его событиями и не расчленяется именно постольку, поскольку переживается как настоящее. При незаполнении же переживаемого времени в переживании обычно создается томительное напряжение, так что внимание концентрируется на самом течении времени, которое в результате как бы удлиняется.

№31 слайд
. . Восприятие времени По
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени По мере того как в переживаемом времени на первый план выступает установка на будущее, снова видоизменяются закономерности, определяющие переживаемую длительность. Время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного – сокращается. В первом случае время никогда не течет достаточно быстро, во втором – оно всегда протекает слишком быстро. Переживаемая длительность отклоняется от объективного времени в сторону, обратную господствующей у субъекта направленности.

№32 слайд
. . Восприятие времени Роль
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени Роль этого фактора, связанного с эмоциональным характером переживания, можно зафиксировать как закон эмоционально детерминированной оценки времени. Он сказывается в том, что время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании, а заполненное событиями с отрицательным эмоциональным знаком в переживании удлиняется.

№33 слайд
. . Восприятие времени В
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени В субъективной недооценке или переоценке временных интервалов, по данным ряда исследователей, наблюдаются некоторые возрастные различия: и недооценка маленьких и переоценка больших промежутков времени оказались в среднем у детей и подростков большими, чем у взрослых. У взрослых переоценка минутных промежутков достигла 133%, у детей и подростков в возрасте от 7 до 19 лет она доходила до 175%.

№34 слайд
. . Восприятие времени
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени Специальная длительная тренировка может на некоторое время более или менее заметно повысить точность временных оценок. Способность к оценкам малых интервалов времени, характерных в производственной деятельности, развивается у человека довольно быстро. Как показали психологические исследования С.Г. Геллерштейна, достаточно пятидневных упражнений, чтобы человек смог хорошо оценивать время в 0,01-0,02 с и точно определить разницу во времени между 0,15 и 0,2 с. Но и при тренировке у испытуемых сохраняются довольно стойкие индивидуальные тенденции: одни недооценивают, другие переоценивают время.

№35 слайд
. . Восприятие времени
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе.

№36 слайд
. . Восприятие времени
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков). Восприятие ритма – это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.

Скачать все slide презентации Психология восприятия информации. Сенсорные процессы (восприятие движения и времени) одним архивом: