Презентация Психология восприятия информации. Сенсорные процессы (восприятие движения и времени) онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Психология восприятия информации. Сенсорные процессы (восприятие движения и времени) абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 36 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Здоровье и Медицина » Психология восприятия информации. Сенсорные процессы (восприятие движения и времени)
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:36 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:1.06 MB
- Просмотров:118
- Скачиваний:1
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
![. . Восприятие движения Это](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img1.jpg)
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения
Это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Для человека оно имеет жизненно важное значение.
В эволюционной истории развития человека движущиеся объекты были либо сигналами опасности, либо потенциальной добычей, поэтому они требовали быстрой ответной реакции.
№3 слайд
![. . Восприятие движения](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img2.jpg)
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения
Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. При этом происходит отражение многих параметров движения, к ним относятся:
характер движения (сгибание, разгибание и т.п.);
форма движения (прямолинейное, круговое и т.п.);
амплитуда движения (полная, неполная);
направление движения (направо, налево, вверх, вниз);
продолжительность движения (краткое, длительное);
скорость движения (быстрое, медленное);
ускорение движения (равномерное, ускоряющееся).
№4 слайд
![. . Восприятие движения Когда](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img3.jpg)
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения
Когда предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение потому, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза и голову, чтобы вновь фиксировать на нем свой взгляд.
Смещение объекта восприятия по отношению к положению нашего тела указывает нам на его передвижение в объективном пространстве.
№5 слайд
![. . Восприятие движения Если](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img4.jpg)
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения
Если же объект движется в глубину пространства (приближается или удаляется), то возникают смещения точек, ограничивающих его проекцию на сетчатке глаза.
Эти смещения и служат сигналами мозгу, на основании чего он формирует представление о движении объекта.
№6 слайд
![. . Восприятие движения](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img5.jpg)
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения
Основным сигналом направления и скорости движения объекта являются мышечные раздражения от сетчатки глаз, на которых возникают изображения фиксируемого взором предмета.
Человек может получать сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями:
1)непосредственно воспринимая акт перемещения,
2) на основе умозаключения о движении объекта, который некоторое время назад находился в другом месте.
№7 слайд
![. . Восприятие движения](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img6.jpg)
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения
Движение воспринимается непосредственно, если скорость движущегося объекта такова, что за единицу времени он проходит расстояние, которое могут различить глаза при данной остроте зрения и расстоянии.
В противном случае мы воспринимаем не само движение, а лишь его результат. Например, таково наше умозаключение о движении минутной и часовой стрелок в часах.
№8 слайд
![. . Восприятие движения С](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img7.jpg)
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения
С помощью зрения мы можем получать информацию о движении объектов двумя способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз.
В первом случае, когда глаз остается относительно неподвижным, движущийся объект вызывает на сетчатке быстро перемещающееся изображение. При этом изображение объекта на сетчатке не только перемещается, но и все время изменяется. В результате у человека происходит восприятие движения.
№9 слайд
![. . Восприятие движения](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img8.jpg)
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения
Второй возможный способ восприятия движения – это прослеживание взором за движущимся объектом. При этом изображение движущегося объекта остается более или менее неподвижным относительно сетчатки, однако мы все-таки видим движение объекта.
В реальном процессе восприятия движения оба названных способа дополняют друг друга.
№10 слайд
![. . Восприятие движения В](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img9.jpg)
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения
В восприятии движения значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения.
К ним относятся, например, необычное положение частей фигуры (поднятая нога, согнутые верхушки деревьев, след на воде от лодки и т.п.).
Существенную роль в восприятии движения играет осмысливание ситуации на основе косвенных признаков.
№11 слайд
![. . Восприятие движения](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img10.jpg)
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения
Экспериментально установлено, что точность восприятия человеком движения предметов зависит от нескольких условий:
чем ближе к наблюдателю движущийся объект, тем точнее восприятие его скорости и направления;
восприятие объекта при движении его перпендикулярно направлению зрения точнее, чем при движении вдоль лучей зрения;
восприятие движения при центральном зрении точнее, чем при видении периферическим зрением;
восприятие направления и скорости движения прослеживающим взором точнее, чем неподвижным;
восприятие точнее, если движение объекта происходит на фоне неподвижных объектов;
точность восприятия движения увеличивается, если человек упражняется в оценках расстояний и времени.
№12 слайд
![. . Восприятие движения](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img11.jpg)
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения
Следовательно, в восприятии движения важную роль играют движения глаз, которые производятся с целью слежения за движущимся предметом.
Однако восприятие движения не объясняется только одними движениями глаз.
Мы можем воспринимать движении в двух взаимно противоположных направлениях, хотя понятно, что глаз не может одновременно двигаться в противоположных направлениях.
№13 слайд
![. . Восприятие движения](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img12.jpg)
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения
Иногда впечатление движения может возникнуть при отсутствии реального движения.
Например, когда человек сидит в неподвижном стоящем поезде и видит в окно, как мимо едет другой поезд, то сначала наблюдателю кажется, что движется его поезд. Однако отсутствие ощущений вибрации и толчков через некоторое время убеждает человека в обратном.
№14 слайд
![. . Восприятие движения](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img13.jpg)
Содержание слайда: 3.6. Восприятие движения
Примером кажущегося движения является и стробоскопическое движение, на принципе которого основан кинематограф.
Стробоскопический эффект возникает если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные, следующие друг за другом, фазы движения объекта.
№15 слайд
![. . Восприятие движения При](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img14.jpg)
Содержание слайда: 3.7. Восприятие движения
При этом пауза между смежными раздражителями должна быть около 0,06 с (или 24 кадра в секунду).
В том случае, когда пауза вдвое меньше, изображения сливаются, а когда она очень велика (1 с и более), то раздражения осознаются как раздельные.
Максимальное расстояние между движущейся точкой в двух смежных кадрах, при котором имеет место стробоскопический эффект, равно 4,50.
№18 слайд
![. . Восприятие времени В](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img17.jpg)
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени
В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нервной системе и составляет физиологическую основу этого типа восприятия.
Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Ритм в работе сердца, ритмическое дыхание, ритмический характер ежедневной жизни влияют на выработку рефлексов на время.
№19 слайд
![. . Восприятие времени В](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img18.jpg)
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени
В восприятии времени мы различаем:
чувственную основу непосредственного ощущения длительности, обусловленного в основном висцеральной (т.е внутренней) чувствительностью;
собственно восприятие времени, развивающееся на этой чувственной органической основе;
восприятие временной последовательности, поскольку время неотделимо от реальных, во времени протекающих процессов.
№21 слайд
![. . Восприятие времени При](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img20.jpg)
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени
При восприятии времени важное место занимает чувство времени. Это чувство у человека не врожденное, оно развивается в процессе жизни на основе накопления опыта.
Поскольку время наряду с пространством есть форма существования материи, все наши анализаторы воспринимают движение материи не только в пространстве, но и во времени.
Поэтому специального, самостоятельного анализатора времени нет. В отражении времени участвует весь комплекс анализаторов человека.
№22 слайд
![. . Восприятие времени](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img21.jpg)
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени
Восприятие длительности явлений.
При оценке продолжительности событий и временных интервалов следует учитывать особенности субъективного восприятия времени. При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных – переоценивается.
Преуменьшение времени – это всегда результат доминирования возбуждения над торможением.
№23 слайд
![. . Восприятие времени](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img22.jpg)
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени
Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое возникает в результате воздействия однообразных, малозначимых раздражителей.
При одинаковых условиях деятельности время менее 1 мин обычно преувеличивается, а время более 5-10 мин – преуменьшается.
Наиболее коротким кажется время, в течение которого надо успеть сделать многое.
№24 слайд
![. . Восприятие времени](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img23.jpg)
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени
Точному, непосредственному восприятию времени поддаются лишь короткие временные интервалы.
Установлено, что наиболее точной оценке временных интервалов способствуют слуховые и кинестетические ощущения.
Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки.
№25 слайд
![. . Восприятие времени](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img24.jpg)
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени
Приведенные данные можно обобщить в закон заполнения временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется.
Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.
№26 слайд
![. . Восприятие времени](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img25.jpg)
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени
Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. Часы, дни и недели, заполненные значительными и интересными событиями, кажутся быстротечными, короткими.
Отрезок времени, в течение которого не произошло ничего особенного, все было однообразно, привычно, представляется особенно длинным.
№27 слайд
![. . Восприятие времени При](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img26.jpg)
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени
При воспоминании наблюдается другой характер оценки времени.
Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными и однообразными событиями, вспоминается как быстро прошедший.
Поэтому следует считать справедливым следующее мнение: путешествия продляют жизнь человека. Это связано с тем, что во время путешествия жизнь очень разнообразна, она наполнена многими событиями и впечатлениями. Поэтому когда вспоминается время, проведенное в путешествии, оно кажется очень долгим.
№28 слайд
![. . Восприятие времени Для](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img27.jpg)
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени
Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его течение, тем более длительным, «тягучим» оно является в переживании; чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает, тем меньшей кажется его длительность.
№29 слайд
![. . Восприятие времени В этом](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img28.jpg)
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени
В этом расчленении закона заполненного временного отрезка на два противоположных по своему содержанию положения сказывается качественная специфика прошлого и настоящего.
Прошлое объективировано в своем содержании и целиком определяется им. Прошлые события – внеположные, поскольку они тем самым расчленяют время и этим удлиняют его для переживания.
№30 слайд
![. . Восприятие времени В](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img29.jpg)
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени
В настоящем, как бы ни было велико его заполнение, поскольку оно переживается как настоящее, то по существу смыкается в переживании в одно целое. Последнее заполняет его событиями и не расчленяется именно постольку, поскольку переживается как настоящее.
При незаполнении же переживаемого времени в переживании обычно создается томительное напряжение, так что внимание концентрируется на самом течении времени, которое в результате как бы удлиняется.
№31 слайд
![. . Восприятие времени По](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img30.jpg)
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени
По мере того как в переживаемом времени на первый план выступает установка на будущее, снова видоизменяются закономерности, определяющие переживаемую длительность.
Время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного – сокращается.
В первом случае время никогда не течет достаточно быстро, во втором – оно всегда протекает слишком быстро. Переживаемая длительность отклоняется от объективного времени в сторону, обратную господствующей у субъекта направленности.
№32 слайд
![. . Восприятие времени Роль](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img31.jpg)
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени
Роль этого фактора, связанного с эмоциональным характером переживания, можно зафиксировать как закон эмоционально детерминированной оценки времени.
Он сказывается в том, что время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании, а заполненное событиями с отрицательным эмоциональным знаком в переживании удлиняется.
№33 слайд
![. . Восприятие времени В](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img32.jpg)
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени
В субъективной недооценке или переоценке временных интервалов, по данным ряда исследователей, наблюдаются некоторые возрастные различия: и недооценка маленьких и переоценка больших промежутков времени оказались в среднем у детей и подростков большими, чем у взрослых.
У взрослых переоценка минутных промежутков достигла 133%, у детей и подростков в возрасте от 7 до 19 лет она доходила до 175%.
№34 слайд
![. . Восприятие времени](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img33.jpg)
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени
Специальная длительная тренировка может на некоторое время более или менее заметно повысить точность временных оценок. Способность к оценкам малых интервалов времени, характерных в производственной деятельности, развивается у человека довольно быстро. Как показали психологические исследования С.Г. Геллерштейна, достаточно пятидневных упражнений, чтобы человек смог хорошо оценивать время в 0,01-0,02 с и точно определить разницу во времени между 0,15 и 0,2 с.
Но и при тренировке у испытуемых сохраняются довольно стойкие индивидуальные тенденции: одни недооценивают, другие переоценивают время.
№35 слайд
![. . Восприятие времени](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img34.jpg)
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени
Восприятие последовательности явлений
опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе.
№36 слайд
![. . Восприятие времени](/documents_6/a2b537d2b09cfa6c8a94c7cb5071e488/img35.jpg)
Содержание слайда: 3.8. Восприятие времени
Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков).
Восприятие ритма – это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.
Скачать все slide презентации Психология восприятия информации. Сенсорные процессы (восприятие движения и времени) одним архивом:
Похожие презентации
-
Психология восприятия информации. Перцептивные процессы
-
Психология восприятия информации. Виды восприятия
-
Сенсорные процессы у человека. Психологическая сущность ощущений. Тема 2
-
Психология восприятия информации. Вводная лекция
-
Современные информационные технологии в психологии
-
Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение работы психолога
-
Визуальный поворот в современной культуре. Визуализация информации
-
Психологические основания восприятия цвета. Цвет в рекламе
-
Эмпирическое исследование познавательных процессов. Общепсихологический практикум часть 2
-
Репродуктивное здоровье семьи - современные, медицинские, психолого-социальные, этические аспекты