Презентация Воображение, механизмы создания образов воображения. Соотношение воображения и мышления. Развитие воображения в онтогенезе онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Воображение, механизмы создания образов воображения. Соотношение воображения и мышления. Развитие воображения в онтогенезе абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 20 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Здоровье и Медицина » Воображение, механизмы создания образов воображения. Соотношение воображения и мышления. Развитие воображения в онтогенезе



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    20 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    97.46 kB
  • Просмотров:
    64
  • Скачиваний:
    1
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Воображение, виды
Содержание слайда: Воображение, виды воображения, механизмы создания образов воображения. Соотношение воображения и мышления. Развитие воображения в онтогенезе. Использование воображения в построении современных психотехнических и психотерапевтических процедур.

№2 слайд
Воображение - это психический
Содержание слайда: Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, на основе предыдущего опыта. Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, на основе предыдущего опыта. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. А.В. Петровский относит воображение к числу высших познавательных процессов, рассматривает воображение как основу творческой деятельности и как основной компонент программирования действия. Он считает, что воображение отвечает за создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопре­деленностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную дея­тельность, но заменяющих ее. Сущность воображения – преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся.

№3 слайд
Механизмы создания образов
Содержание слайда: Механизмы создания образов воображения. Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. – Т.Рибо назвал это диссоциацией. С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов.  Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез (процесс ассоциации).

№4 слайд
Простейшей формой синтеза в
Содержание слайда: Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объект другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра и т. д.

№5 слайд
Одним из наиболее
Содержание слайда: Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение(гиперболизация) объекта или его частей. 

№6 слайд
Наиболее существенными
Содержание слайда: Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка. Схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от  несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка. Схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от  несущественных, или второстепенных, сторон объекта.

№7 слайд
Акцентирование заключается в
Содержание слайда: Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и  типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это  обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений  при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт.  Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и  типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это  обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений  при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. 

№8 слайд
. Агглютинация склеивание -
Содержание слайда: 1. Агглютинация (склеивание) - это механистическое, не реальное объединение частей или свойств различных несовместимых объектов (русалка, кентавр, минотавр, леший, водяной; амфибия - лодка, самолет, автомобиль). 1. Агглютинация (склеивание) - это механистическое, не реальное объединение частей или свойств различных несовместимых объектов (русалка, кентавр, минотавр, леший, водяной; амфибия - лодка, самолет, автомобиль). 2. Аналогия - новые образы создаются по аналогии с конкретно какими-то объектами. Пример: многие орудия труда были созданы по аналогии с руки человека - грабли, молоток, клещи и т.д. 3. Гиперболизация (преувеличение) - это преувеличение каких-то качеств, свойств, количества элементов в создаваемом образе. (Шаржи - пиноккио, или собака - хозяин). 4. Типизация - это включение в создаваемый образ наиболее типичных черт,  характерных для какой-либо группы объектов (амфора - образ женщины). 

№9 слайд
Виды воображения Можно
Содержание слайда: Виды воображения Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать...

№10 слайд
Активное воображение Активное
Содержание слайда: Активное воображение Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

№11 слайд
Воссоздающее воображение
Содержание слайда: Воссоздающее воображение Воссоздающее (репродуктивное) воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Главным образом воссоздающее воображение - это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

№12 слайд
Творческое воображение
Содержание слайда: Творческое воображение Творческое (продуктивное) воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются" в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. Исследованием творческого воображения занимался Выготский Л.С.

№13 слайд
Антиципирующее воображение
Содержание слайда: Антиципирующее воображение Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека - предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

№14 слайд
Мечта Особую форму
Содержание слайда: Мечта Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

№15 слайд
Пассивное воображение
Содержание слайда: Пассивное воображение Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными.

№16 слайд
Развитие воображения в
Содержание слайда: Развитие воображения в онтогенезе. Первый период. В преддошкольном возрасте у ребёнка наряду с образами памяти начинают возникать образы воображения. Однако на первых порах своего развития воображение оказывается очень слабым и бедным по своему содержанию. В младшем дошкольном возрасте воображение только начинает развиваться и во многом компенсирует недостаток жизненного опыта. Происходит бурное развитие фантазии. Кроме того, в этом возрасте ребёнок ещё часто не может отделять образы фантазии от образов реального мира. У детей старшего дошкольного возраста воображение поднимается на новую, более высокую ступень развития. Под определяющим влиянием воспитания происходит дальнейшее обогащение опыта ребёнка, дающее ему возможность отразить в своих играх и изобразительной деятельности более широкую область окружающей действительности.

№17 слайд
Второй период Это критическая
Содержание слайда: Второй период Это критическая фаза неопределенной продолжительности, момент кризиса. В подростковом возрасте происходит полный переход от детского восприятия мира ко взрослому. Человек уже умеет отделять образы воображения от действительности. В подростковом возрасте активно развивается творчество. Оно служит средством самовыражения, человек без труда организует необычные связи между предметами. В подростковом возрасте воображение в своём развитии достигает максимума.

№18 слайд
Третий период Он уже
Содержание слайда: Третий период Он уже окончательный; так или иначе, в той или другой степени воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку. Со временем из-за постоянного развития рационального мышления воображение либо перестаёт развиваться и остаётся на уровне подросткового возраста, либо падает. Зачастую отпадает необходимость создания необычных связей, мышление становится всё более стереотипным.

№19 слайд
Использование воображения в
Содержание слайда: Использование воображения в построении современных психотехнических и психотерапевтических процедур. Образный диспут Образная дискуссия предполагает использование воображения. Клиенту предлагается представить себя находящимся в психотравмирующей ситуации и осознать, изменились ли его эмоциональные реакции, адекватны они или нет. Если его эмоции адекватны — осознать, что он говорит себе, если же возобновляются прежние неадекватные эмоциональные реакции, пациента побуждают сформулировать появившиеся иррациональные установки. Негативное воображение — это техника, когда клиент погружается в воображении в проблемную ситуацию, предпочтительно в один из худших ее вариантов, и пытается вызвать у себя прежние негативные переживания. В случае появления таких эмоций его просят осознать свой внутренний саморазговор. Потом ему предлагают снизить уровень испытываемых отрицательных эмоций, дойдя до минимально возможного. При достижении этого состояния он может открыть глаза и должен сформулировать новый саморазговор, новые рациональные убеждения, с помощью которых ему удалось уменьшить интенсивность эмоций. В дальнейшем клиент должен неоднократно повторять данное упражнение, все более кратко и отчетливо формулируя новые рациональные убеждения (Федоров А. П., 2002). При технике позитивного воображения клиенты также погружаются в психотравмирующую ситуацию, но сразу представляют себя в позитивном состоянии. Например, пациент со страхом покраснения, в основе которого лежало убеждение, что он всегда будет выглядеть ужасно в глазах других людей, представлял себя уверенным, умеренно агрессивным. Когда он в достаточной мере прочувствовал это и сообщил терапевту, ему был дан совет: «Произнесите вслух, что вы говорили себе в тот момент». И пациент сформулировал ряд новых рациональных установок, способных стать основой формирования новых навыков адаптации. «Я нравлюсь сам себе. Другие могут думать обо мне, что хотят. Они могут и отрицательно оценивать меня. Это неприятно. Но я справлюсь с этим. Моя собственная оценка для меня важнее, чем оценка других».

№20 слайд
Содержание слайда:

Скачать все slide презентации Воображение, механизмы создания образов воображения. Соотношение воображения и мышления. Развитие воображения в онтогенезе одним архивом: