Презентация Методы и способы решения текстовых задач. Этапы решения задачи и приёмы их выполнения онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Методы и способы решения текстовых задач. Этапы решения задачи и приёмы их выполнения абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 65 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Математика » Методы и способы решения текстовых задач. Этапы решения задачи и приёмы их выполнения
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:65 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:1.55 MB
- Просмотров:126
- Скачиваний:3
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№7 слайд
![Решению текстовых задач при](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img6.jpg)
Содержание слайда: Решению текстовых задач при начальном обучении уделяется огромное внимание.
Решению текстовых задач при начальном обучении уделяется огромное внимание.
Причины:
такие задачи часто являются средством формирования многих математических понятий
Являются средством формирования умений строить математические модели реальных явлений
Средством развития мышления детей
№9 слайд
![Структура текстовой задачи](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img8.jpg)
Содержание слайда: Структура текстовой задачи
Текстовая задача есть описание на естественном языке некоторого явления (ситуации, процесса) с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этого явления, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения.
№19 слайд
![Структура текстовой задачи](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img18.jpg)
Содержание слайда: Структура текстовой задачи
IРешением задачи называют результат, т.е. ответ на требование задачи
или
IIРешением задачи называют процесс нахождения результата, причем этот процесс рассматривают двояко:
-метод нахождения результата
-последовательность тех действий, которые выполняет решающий, применяя тот или иной метод.
т.е. в данном случае под решением задачи понимается вся деятельность человека, решающего задачу
№30 слайд
![Решим вышеприведённую задачу](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img29.jpg)
Содержание слайда: Решим вышеприведённую задачу алгебраическим методом:
Пусть кафтан стоил x руб. тогда хозяин заплатил работнику за 7 месяцев:
(x + 5) руб
А если бы работник отработал год, то получал бы в месяц:
((x + 12):12) руб.
=> за 7 месяцев он бы заработал: (7 · (x + 12):12) руб.
Используя эти данные составим уравнение:
7 · (x + 12):12 = x + 5
Дорешайте задачу самостоятельно и сверьте ответ.
№33 слайд
![Рассмотрим пример способ](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img32.jpg)
Содержание слайда: Рассмотрим пример:
1 способ
Обозначим через х (г) массу шерсти, израсходованной на шапку. Тогда на шарф будет израсходовано (х + 100) г, а на свитер ((х + 100) + 400) г. Так как на все три вещи израсходовано 1200 г, то можно составить уравнение
х + (х + 100) + ((х + 100) + 400) = 1200.
Выполнив преобразования, получим , что на шапку было израсходовано
х = 200(г)
на шарф
200+100 = 300(г)
на свитер
(200 + 100) + 400 = 700(г)
№34 слайд
![Рассмотрим пример способ.](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img33.jpg)
Содержание слайда: Рассмотрим пример:
2 способ.
Обозначим через х (г) массу шерсти, израсходованной на шарф. Тогда на шапку будет израсходовано (х - 100) г, а на свитер - (х + 400) г. Поскольку на все три вещи израсходовано 1200 г, то можно составить уравнение:
х + (х - 100) + (х + 400) = 1200.
Выполнив преобразования, получим, что на шарф израсходовали
х = 300г
на шапку
300 - 100 = 200
а на свитер
300 + 400 = 700
Решите задачу третьим способом
№36 слайд
![Этапы решения задачи и приемы](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img35.jpg)
Содержание слайда: Этапы решения задачи и приемы их выполнения
1. Анализ задачи:
Анализ задачи всегда направлен на её требования
Цели этапа:
Понять ситуацию, описанную в задаче.
Выделить условия и требования.
Назвать известные и искомые объекты, выделить все отношения(зависимости) между ними.
№37 слайд
![Этапы решения задачи и приемы](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img36.jpg)
Содержание слайда: Этапы решения задачи и приемы их выполнения
Чтобы разобраться в содержании задачи, вычленить условия и требования, нужно задать специальные вопросы:
О чём задача?
Что требуется найти в задаче?
Что обозначают те или иные слова в тексте задачи?
Что в задаче неизвестно?
Что является искомым?
№38 слайд
![Рассмотрим пример По дороге в](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img37.jpg)
Содержание слайда: Рассмотрим пример:
«По дороге в одном и том же направлении идут два мальчика. Вначале расстояние между ними было 2 км, но так как скорость идущего впереди мальчика 4 км/ч, а скорость второго 5 км/ч, то второй нагоняет первого.
С начала движения до того, как второй мальчик догонит первого, между ними бегает собака со скоростью 8 км/ч.
От идущего позади мальчика она бежит к идущему впереди, добежав, возвращается обратно и так бегает до техпор, пока мальчики не окажутся рядом.
Какое расстояние пробежит за все это время собака?»
№39 слайд
![Анализ задачи О чем эта](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img38.jpg)
Содержание слайда: Анализ задачи:
1) О чем эта задача?
- Задача о движении двух мальчиков и собаки. Оно характеризуется для каждого из участников движения скоростью, временем и пройденным расстоянием.
2) Что требуется найти в задаче?
- В задаче требуется найти расстояние, которое пробежит собака за все время от начала движения, пока мальчики не окажутся рядом, т.е. второй не догонит первого.
№40 слайд
![Анализ задачи Что в задаче](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img39.jpg)
Содержание слайда: Анализ задачи:
3) Что в задаче известно о движении каждого из его участников?
В задаче известно:
а) мальчики идут в одном направлении
б) до начала движения расстояние между мальчиками было 2 км
в) скорость первого мальчика, идущего впереди, 4 км/ч
г) скорость второго мальчика, идущего позади, 5 км/ч
д) скорость, с которой бежит собака, 8 км/ч
е) время движения, когда расстояние между мальчиками было 2 км, до момента встречи.
№41 слайд
![Анализ задачи Что в задаче](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img40.jpg)
Содержание слайда: Анализ задачи:
4) Что в задаче неизвестно?
В задаче неизвестно:
а) время, за которое второй мальчик догонит первого (время движения всех его участников)
б)с какой скоростью происходит сближение мальчиков
в)расстояние, которое пробежала собака (это требуется узнать в задаче)
№43 слайд
![Этапы решения задачи и приемы](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img42.jpg)
Содержание слайда: Этапы решения задачи и приемы их выполнения
Большую помощь в осмыслении задачи оказывает другой прием - перефразировка текста задачи
То есть из текста задачи отбрасывается всё лишнее(не существенное), а описания некоторых понятий заменяют соответствующими терминами и наоборот заменяют некоторые термины описанием содержания соответствующих понятий
перефразировка текста задачи – преобразование текста задачи в форму, удобную для поиска плана решения.
№44 слайд
![Этапы решения задачи и приемы](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img43.jpg)
Содержание слайда: Этапы решения задачи и приемы их выполнения
Результатом перефразировки должно быть выделение основных ситуаций.
Для удобства понимания задачи можно её записать в виде таблицы или схематического чертежа.
И таблица, и схематический чертеж являются вспомогательными моделями задачи. Они служат формой фиксации анализа текстовой задачи и являются основным средством поиска плана ее решения.
№45 слайд
![Этапы решения задачи и приемы](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img44.jpg)
Содержание слайда: Этапы решения задачи и приемы их выполнения
После построения вспомогательной модели необходимо проверить:
1) все ли объекты задачи показаны на модели
2) все ли отношения между объектами отражены
3) все ли числовые данные приведены
4) есть ли вопрос (требование) и правильно ли он указывает искомое
№46 слайд
![Этапы решения задачи и приемы](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img45.jpg)
Содержание слайда: Этапы решения задачи и приемы их выполнения
2. Поиск плана решения задачи:
Цели этапа:
установить связь между данными и исходными объектами
наметить последовательность действий.
План решения задачи - это лишь идея решения, его замысел. Может случиться, что найденная идея неверна. Тогда надо вновь возвращаться к анализу задачи и начинать все сначала.
№47 слайд
![Этапы решения задачи и приемы](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img46.jpg)
Содержание слайда: Этапы решения задачи и приемы их выполнения
Одним из наиболее известных приёмов поиска плана решения задачи арифметическим способом является разбор задачи по тексту или по ее вспомогательной модели.
Разбор задачи проводится в виде цепочки рассуждений, которая может начинаться от данных задачи, так и от ее вопросов
№48 слайд
![Этапы решения задачи и приемы](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img47.jpg)
Содержание слайда: Этапы решения задачи и приемы их выполнения
При разборе задачи от данных к вопросу решающий выделяет в тексте задачи два данных и на основе знания связи между ними (такие знания должны быть получены при анализе задачи) определить, какое неизвестное может быть найдено по этим данным и с помощью какого арифметического действия.
Затем, считая это неизвестное данным, решающий вновь выделяет два взаимосвязанных данных, определяет неизвестное, которое может быть найдено по ним и с помощью какого действия и т.д., пока не будет выяснено, какое действие приводит к получению искомого в задаче объекта.
№49 слайд
![Этапы решения задачи и приемы](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img48.jpg)
Содержание слайда: Этапы решения задачи и приемы их выполнения
При разборе задачи от вопроса к данным нужно обратить внимание на вопрос задачи и установить (на основе информации, полученной при анализе задачи), что достаточно узнать для ответа на этот вопрос.
Для чего нужно обратиться к условиям и выяснить, есть ли для этого необходимые данные.
Если таких данных нет или есть только одно данное, то установить, что нужно знать, чтобы найти недостающее данное (недостающие данные), и т.д.
Потом составляется план решения задачи.
Рассуждения при этом проводятся в обратном порядке.
№51 слайд
![Разбор по тексту задачи](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img50.jpg)
Содержание слайда: Разбор по тексту задачи:
Рассуждения от данных к вопросу:
Известно:
6 ч турист ехал на поезде
скорость поезда 56 км/ч
По этим данным можно узнать расстояние, которое проехал турист за 6 ч (скорость умножить на время).
Зная пройденную часть расстояния и то, что оставшееся расстояние в 4 раза больше, можно найти, чему оно равно (пройденное расстояние нужно умножить на 4 (увеличить в 4 раза)).
Зная, сколько километров турист проехал и сколько ему осталось ехать, можем найти весь путь, выполнив сложение найденных отрезков пути.
Итак, действия:
расстояние, которое турист проехал на поезде
расстояние, которое ему осталось проехать
весь путь.
Попробуйте самостоятельно провести рассуждение от вопроса к данным.
№52 слайд
![Проверь себя Рассуждение от](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img51.jpg)
Содержание слайда: Проверь себя:
Рассуждение от вопроса к данным:
В задаче требуется узнать весь путь туриста. Мы установили, что путь состоит из двух частей. Значит, для выполнения требования задачи достаточно знать, сколько километров турист проехал и сколько километров ему осталось проехать. И то, и другое неизвестно.
Чтобы найти пройденный путь, достаточно знать время и скорость, с которой ехал турист. Это в задаче известно. Умножив скорость на время, узнаем путь, который турист проехал.
Оставшийся путь можно найти, увеличив пройденный путь в 4 раза (умножив на 4). Итак, вначале можно узнать пройденный путь, затем оставшийся, после чего сложением найти весь путь.
№53 слайд
![Этапы решения задачи и приемы](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img52.jpg)
Содержание слайда: Этапы решения задачи и приемы их выполнения
3. Осуществление плана решения задачи:
Цель этапа – найти ответ на требование задачи, выполнив все действия в соответствии с планом.
Для текстовых задач, решаемых арифметическим способом, используются следующие приемы:
-запись по действиям (с пояснением, без пояснения, с вопросами)
- запись в виде выражения
№54 слайд
![Примеры различных записей](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img53.jpg)
Содержание слайда: Примеры различных записей плана решения задачи
а) Запись решения по действиям с пояснением к каждому выполненному действию.
1) 56 • 6 = 336 (км) - турист проехал за 6 ч
2) 336 • 4 = 1344 (км) - осталось проехать туристу
3) 336 + 1344 = 1680 (км) - должен был проехать турист. Если пояснения даются в устной форме (или совсем не даются), то запись будет следующей:
1)56 • 6 = 336 (км)
2) 336 • 4 =1344 (км)
3)336+ 1344= 1680 (км)
№55 слайд
![Примеры различных записей](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img54.jpg)
Содержание слайда: Примеры различных записей плана решения задачи
б) Запись решения по действиям с вопросами:
1) Сколько километров проехал турист на поезде?
56 • 6 = 336 (км)
2) Сколько километров осталось проехать туристу? 336 • 4= 1344 (км)
3) Сколько километров турист должен был проехать? 336+ 1344= 1680 (км)
№56 слайд
![Примеры различных записей](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img55.jpg)
Содержание слайда: Примеры различных записей плана решения задачи
в) Запись решения в виде выражения.
56 • 6 (км) - расстояние, которое проехал турист на поезде за 6 ч
56 • 6 • 4 (км) - расстояние, которое осталось проехать туристу
56 • 6 + 56 • 6 • 4 (км) - путь, который должен проехать турист
56 • 6 + 56 • 6 • 4= 1680 (км)
Пояснения к действиям можно не записывать, а давать их в устной форме. Тогда запись решения задачи примет вид:
56 • 6+ 56 • 6 • 4= 1680 (км)
№58 слайд
![Этапы решения задачи и приемы](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img57.jpg)
Содержание слайда: Этапы решения задачи и приемы их выполнения
Рассмотрим основные:
1. Установление соответствия между результатом и условиями задачи.
Для этого найденный результат вводится в текст задачи и на основе рассуждений устанавливается, не возникает ли при этом противоречия.
2. Решение задачи другим способом.
Пусть при решении задачи каким-то способом получен некоторый результат. Если её решение другим способом приводит к тому же результату, то задача решена верно.
№59 слайд
![Этапы решения задачи и приемы](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img58.jpg)
Содержание слайда: Этапы решения задачи и приемы их выполнения
Моделирование в процессе решения текстовых задач
Математическая модель – это описание какого-либо реального процесса на языке математических понятий, формул и отношений
Математической моделью текстовой задачи является выражение(либо запись по действиям), если задача решается арифметическим методом, и уравнение(либо система уравнений), если задача решается алгебраическим методом.
№60 слайд
![Этапы решения задачи и приемы](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img59.jpg)
Содержание слайда: Этапы решения задачи и приемы их выполнения
Три этапа математического моделирования:
I этап - это перевод условий задачи на математический язык. При этом выделяются необходимые для решения данные и искомые и математическими способами описываются связи между ними
II этап - внутримодельное решение (т.е. нахождение значения выражения, выполнение действий, решение уравнения)
III этап - интерпретация (перевод полученного решения на тот язык, на котором была сформулирована исходная задача).
№61 слайд
![Этапы решения задачи и приемы](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img60.jpg)
Содержание слайда: Этапы решения задачи и приемы их выполнения
Математическое моделирование:
Наибольшую сложность в процессе решения текстовой задачи представляет I этап математического моделирования.
Чтобы облегчить эту процедуру, строят вспомогательные модели - схемы, таблицы и т.п. Тогда процесс решения задачи можно рассматривать как переход от одной модели к другой:
от словесной модели реальной ситуации, представленной в задаче, к вспомогательной (схемы, таблицы, рисунки и т.д.)
от нее - к математической, на которой и происходит решение задачи.
№62 слайд
![Этапы решения задачи и приемы](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img61.jpg)
Содержание слайда: Этапы решения задачи и приемы их выполнения
Математическое моделирование:
Прием моделирования заключается в том, что для исследования какого-либо объекта (в нашем случае текстовой задачи) выбирают (или строят) другой объект, в каком-то отношении подобный тому, который исследуют.
Построенный новый объект изучают, с его помощью решают исследовательские задачи, а затем результат переносят на первоначальный объект.
№64 слайд
![Этапы решения задачи и приемы](/documents_6/3dee12260e0c53ae5cd3a93a23cbd883/img63.jpg)
Содержание слайда: Этапы решения задачи и приемы их выполнения
Математическое моделирование:
Знаковые модели задачи, выполняемые на математическом языке, ещё называют решающими на них проходит решение задачи.
Остальные модели (все схематезированные и знаковые, выполненные на естественном языке)– вспомогательные
Модель это своеобразная копия задачи. На ней должны быть представленны все её объекты, все отношения между ними, указаны требования.
Скачать все slide презентации Методы и способы решения текстовых задач. Этапы решения задачи и приёмы их выполнения одним архивом:
Похожие презентации
-
Методы решения текстовых задач Слушатель ОП «Математическое образование в основной и средней школе» Шаронова Мария Викторовна
-
«СПОСОБЫ СОСТАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» Работу выполнила Ученица 8 класса МБОУ «Гим
-
Различные способы решения текстовых задач Медведев Михаил ученик 6 Б класса МОУ «СОШ 19 с углубленным изучением предметов фи
-
Решение текстовых задач различными способами
-
Этапы решения текстовых задач Бессчетнова О. А. МОУ «ООШ 57» г. Саратова
-
Этапы решения текстовых задач Бессчетнова О. А. МОУ «ООШ 57» г. Саратова
-
Решение текстовых задач различными способами
-
Скачать презентацию Решение текстовых задач различными способами
-
Методика обучения решению текстовых задач
-
Графические методы при решении текстовых задач