Презентация Теория речевой деятельности онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Теория речевой деятельности абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 38 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Теория речевой деятельности



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    38 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    87.47 kB
  • Просмотров:
    58
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Теория речевой деятельности
Содержание слайда: Теория речевой деятельности ТЕКСТ

№2 слайд
ТЕКСТ Текст группа
Содержание слайда: ТЕКСТ Текст – группа предложений, связанных по смыслу, интонационно и грамматически.

№3 слайд
Средства связи предложений в
Содержание слайда: Средства связи предложений в тексте 1.Общность лексем в предложениях, образующих текст (лексический повтор) Стоит только открыть дверь, как вдохнешь запах столетий. Солнечные лучи вот уже пятьсот лет не проникают под своды темницы. Лучу трудно пробиться сквозь единственное окно.

№4 слайд
Лексические повторы наиболее
Содержание слайда: Лексические повторы – наиболее естественный способ цепной связи, устанавливающий прямой смысловой контакт между самостоятельными предложениями. Однако лексические повторы в чистом виде встречаются в прозаических текстах редко, т.к. создают нежелательную тавтологическую помеху. Однако дистантное расположение повторяемой лексемы и изменение ее формы при повторе ослабляет или полностью снимает нежелательный тавтологический момент.

№5 слайд
У Сони была большая кукла, с
Содержание слайда: У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время. Я так живо описал бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле.

№6 слайд
. Использование в
Содержание слайда: 2. Использование в предложениях прямых (языковых) и контекстуальных синонимов. Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на ее (маман) лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая – лицо не больше пуговки; но оно мне все так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как улыбнулась. Мне нравится видеть ее такой крошечной.

№7 слайд
Связь с включением смыслового
Содержание слайда: Связь с включением смыслового «дублера» (в том числе и синонима) – это вариант повтора, при котором повторяется не слово, а его значение, выражаемое смысловым дублером или синонимом, которые обогащают это значение различными семантико-экспрессивными и другими оттенками.

№8 слайд
В подземелье, в темном углу,
Содержание слайда: В подземелье, в темном углу, на лавочке лежала Маруся. Слово «смерть» не имеет еще полного значения для детского слуха, и горькие слезы только теперь, при виде этого безжизненного тела, сдавили мне горло. Моя маленькая приятельница лежала серьезная и грустная, с печально вытянутым личиком.

№9 слайд
. Анафорические местоимения и
Содержание слайда: 3. Анафорические местоимения и наречия со значением указания, отсылки к предыдущему. Часто используются лично-указательные местоимения, которые заменяют существительные из предыдущего предложения.

№10 слайд
Отец и девочка сели за стол и
Содержание слайда: Отец и девочка сели за стол и занялись работой, которая захватила их целиком. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Мы вышли вместе с Грушницким. На улице он взял меня под руку и после долгого молчания спросил: «Ну что?» Она потянулась рукой к полке. Там стояла ее любимая чашка с нежной розочкой в сердечке из ленты.

№11 слайд
. Союзы в присоединительной
Содержание слайда: 3. Союзы в присоединительной функции В конце концов, разве не интересно – узнавать новую для тебя страну. А узнавать в Исландии есть что: у нее ведь свой собственный опыт человеческого существования – и в большом, и в малом.

№12 слайд
. Вводные слова и конструкции
Содержание слайда: 4. Вводные слова и конструкции со связующей функцией: Через четверть часа выяснилось, что Саша забыл на стоянке свои часы. Вдвоем с Алешей они побежали обратно. К счастью, часы нашлись на том месте, где стояла палатка.

№13 слайд
. Частицы со связующей
Содержание слайда: 5. Частицы со связующей функцией: Я вхожу в комнату. Вроде все в порядке. Только настольная лампа почему-то накрыта газетой.

№14 слайд
. Инверсия, порядок слов
Содержание слайда: 6. Инверсия, порядок слов Инверсия – обратный порядок слов, нарушение обычного, привычного порядка слов. Она другой рукой берет меня за шею, и пальчики ее быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле самого меня; я слышу ее запах и голос. Все это заставляет меня вскочить, обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь, сказать: «Ах, милая, милая мамаша, как я люблю тебя!»

№15 слайд
. Синтаксический параллелизм
Содержание слайда: 7. Синтаксический параллелизм структуры предложений. Он проявляется в одинаковом порядке следования главных членов предложения: подлежащее + сказуемое, подлежащее + сказуемое или сказуемое + подлежащее, сказуемое + подлежащее, а также в одинаковом строе предложений.

№16 слайд
Несколько раненых офицеров
Содержание слайда: Несколько раненых офицеров сидело на лавке, подобрав костыли, - бледные, грустные. Несколько дам скромными шагами ходило взад и вперед по площадке, ожидая действия вод.

№17 слайд
. Соотношение видо-временных
Содержание слайда: 8. Соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых: глаголы употреблены в одинаковых формах времени и вида. Но вдруг подул сильный ветер, и на краю неба появилась черная туча. Загремел гром, сверкнула молния – все глаголы прошедшего времени совершенного вида.

№18 слайд
. Неполнота последующих
Содержание слайда: 9. Неполнота последующих предложений: пропуск какого-либо члена возможен именно потому, что он назван в предыдущем контексте, и его употребление дальше необязательно, смысл понятен и без него. Скоро туристы подошли к реке. Они надеялись, что найдут мост. Но его не было видно. Решили перейти реку в неглубоком месте. Саша с палкой в руке пошел первым, за ним осторожно двинулись другие. Перешли реку благополучно.

№19 слайд
Виды связи в тексте ССЦ а
Содержание слайда: Виды связи в тексте (ССЦ) а) цепная; б) параллельная.

№20 слайд
Цепная связь определяется
Содержание слайда: Цепная связь определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения. При этом виде связи последующие предложения «используют данное ранее обозначение предмета для распространенных сведений о нем, заключают в себе следствие, причину, опираются на указанное ранее время или место и т.д. Эти предложения не могут быть полностью независимыми от предыдущих. Довольно часто зависимость их настолько велика, что без предыдущего предложения содержание их непонятно. 

№21 слайд
Средствами цепной связи могут
Содержание слайда: Средствами цепной связи могут быть следующие: а) лексический повтор; б) синоним, синонимичное выражение, перифразы; в) слова-«заместители»: – указательные, личные и притяжательные местоимения; – местоименные наречия; – союзные слова; – словесный пропуск и некоторые другие.

№22 слайд
Пример текста с цепной связью
Содержание слайда: Пример текста с цепной связью   В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына. Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету искать счастья. Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней. (По мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка»)

№23 слайд
Параллельная связь
Содержание слайда: Параллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются, либо противопоставляются.

№24 слайд
Основным средством реализации
Содержание слайда: Основным средством реализации параллельной связи выступает синтаксический параллелизм (т.е. одинаковое или сходное строение предложений), проявляющийся чаще всего в: – одинаковом порядке следования слов; – единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых.

№25 слайд
Пример текста с параллельной
Содержание слайда: Пример текста с параллельной связью Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на берёзках еще оставался жёлтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега жёлтой щёткой. Мёртвая тишина царила кругом, точно природа, утомлённая летней кипучей работой, теперь отдыхала. (По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

№26 слайд
Часто текст строится на
Содержание слайда: Часто текст строится на основе сочетания цепной и параллельной связи. В таком случае говорят о смешанном типе строения текста. На небе нет месяца. На дворе туман. Выдохнулся из земли, заполнил леса, поляны, прикрыл реку – все утопло в нем. Дождливое нынче лето, полегли льны, упала рожь, не растет ячмень. И все туманы, туманы…

№27 слайд
ТИПЫ РЕЧИ В зависимости от
Содержание слайда: ТИПЫ РЕЧИ В зависимости от функции, которую выполняет текст в речи, и от его структуры, различают разновидности монологических высказываний, которые в научной литературе называют типами речи или способами изложения: повествование описание рассуждение

№28 слайд
Описание В описательных
Содержание слайда: Описание В описательных текстах дается характеристика предметов, явлений в статическом состоянии путем перечисления их индивидуальных или видовых признаков, структурных или функциональных особенностей, создающих целостное представление об этих предметах или явлениях. В художественных текстах это пейзажные зарисовки, описание обстановки, портретные характеристики действующих лиц.

№29 слайд
День был мягкий и мглистый.
Содержание слайда: …День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья.Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. (А.Н. Толстой “Детство Никиты”).

№30 слайд
Повествование В
Содержание слайда: Повествование В повествовательных текстах кратко или развернуто представлено течение процессов, событий, имеющее своей целью дать строгую, последовательную регистрацию отдельных стадий (этапов) данного процесса или события в его временных границах. Каждое предложение выражает какой-либо этап в развитии процесса, событии, в движении от начала к завершению. В худ.текстах это наиболее часто встречающийся способ изложения. Используется повествование для пересказа последовательных действий, сове6ршаемых определенным лицом для достижения намеченной цели, или для показа динамики развития того или иного события.

№31 слайд
Карло вошёл в каморку, сел на
Содержание слайда: Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому). 

№32 слайд
РАССУЖДЕНИЕ В тексте типа
Содержание слайда: РАССУЖДЕНИЕ В тексте типа рассуждение раскрывается логический процесс получения нового знания и сообщается само это знание в виде логического вывода, сделанного на основе известных данных, сведений, т.е. рассуждение всегда представлено одним умозаключением или цепью взаимосвязанных заключений

№33 слайд
Если новое знание-вывод
Содержание слайда: Если новое знание-вывод первоначально существовало как гипотеза, то все рассуждение строится как доказательство этой гипотезы. В худ.произведениях тексты такого типа встречаются нечасто, они больше характерны для научного стиля речи, где представлены микротекстами – доказательствами теорем, законов, когда выводы делаются не на основе экспериментов, а логически, посредством рассуждения. В худ.литературе элементы рассуждения обычно включаются в описательные и повествовательные тексты, в результате чего образуются тексты смешанного типа.

№34 слайд
Текст-рассуждение одна из
Содержание слайда: Текст-рассуждение – одна из наиболее трудных форм текстов. Ведь работа над таким текстом основывается на понимании причинно-следственных связей между предметами или явлениями. Она отличается особым строением, четкой формой. В рассуждении используется не сюжетный способ построения, а логический. Целью подобной работы является раскрытие причинно-следственных связей между предметами или явлениями окружающего мира, передача размышлений автора на заданную тематику. В таком тексте дается оценка, обоснование или же отвержение того или иного тезиса. -

№35 слайд
Каждый человек знает о том,
Содержание слайда: «Каждый человек знает о том, что курение приносит огромный вред организму. Однако не все придерживаются этой идеи на практике, и в нашей стране количество курильщиков все еще велико. Почему же люди, зная о том, насколько опасным может быть курение, не бросают этой привычки? Вероятно, причина заключается в том, что их осознание опасности недостаточно глубоко. Если бы сию же минуту врач поставил курильщику страшный диагноз, можно предположить, что у него бы мигом отпало желание «подымить». Психологи рекомендуют бросающим эту пагубную привычку чаще вспоминать о том, во что превращаются внутренние органы в результате курения. И напротив, помочь отказаться от сигареты может понимание, насколько здоровее станет человек, если пересилит себя».

№36 слайд
Тексты смешанного типа Тексты
Содержание слайда: Тексты смешанного типа Тексты смешанного типа – это тексты, совмещающие в своей структуре признаки разных типов: описания, повествования, рассуждения. Например, текст может быть построен по схеме повествования, но включает в себя элементы описания и рассуждения.

№37 слайд
Мы пошли было с Ермолаем
Содержание слайда: Мы пошли было с Ермолаем вдоль пруда, но, во-первых, у самого берега утка, птица осторожная, не держится; во-вторых, если даже какой-нибудь отсталый и неопытный чирок и подвергался нашим выстрелам и лишался жизни, то достать его наши собаки были не в состоянии: несмотря на самое благородное самоотвержение, они не могли ни плавать, ни ступать по дну, а только даром резали свои драгоценные носы об острые края тростников. «нет, - промолвил Ермолай, - дело неладно: надо доставать лодку. Пойдемте назад в Льгов». Мы пошли (по И.Тургеневу).

№38 слайд
Это текст повествовательного
Содержание слайда: Это текст повествовательного типа, но в него включено описание, характеристика ситуации, и рассуждение – вывод о необходимости предпринять другие действия для достижения цели

Скачать все slide презентации Теория речевой деятельности одним архивом: