Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
17 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
204.21 kB
Просмотров:
54
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Гносеология (эпистемология) в системе философского знания
№2 слайд
Содержание слайда: Что такое гносеология?
Гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
Гносеология как философская дисциплина анализирует всеобщие снования, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное истинное положение вещей.
№3 слайд
Содержание слайда: Два основных направления в гносеологии
материализм
идеализм
№4 слайд
Содержание слайда: В античности
В Античности центральной в гносеологии выступала проблема отношения знания и мнения, истины и заблуждения. Знание принималось в единстве с его предметом.
№5 слайд
Содержание слайда: В средние века
В средние века философия стала "служанкой теологии", а мысль была подчинена авторитету догмата. Всякое знание имело два уровня: сверхъестественный, даваемый в "откровении" (оно содержится в текстах Библии) и естественный, отыскиваемый человеческим разумом (оно содержится в текстах Платона и особенно Аристотеля, и их поздних авторитетных комментаторов).
№6 слайд
Содержание слайда: Основной вопрос философии можно сформулировать следующим образом:
«Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру?
Возможно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности?».
Гносеологические теории различаются в зависимости от того, как они отвечают на основной вопрос гносеологии.
№7 слайд
Содержание слайда: 1. Гносеологический оптимизм
Познавательная установка, утверждающая возможность достоверного, истинного познания предметов и их сущностей. Устанавливает вектор на создание и развитие предпосылок познания, на разработку всеобщего философского метода вместе с частнонаучными методами и стремится к внедрению познавательных установок в различных отделах человеческой жизнедеятельности.
№8 слайд
Содержание слайда: 2. Скептицизм
Скептики не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания. Скептицизм чаще всего развивается в период ломки парадигм, смены ценностей, общественных систем. Скептики стараются уходить от категорических суждений о чем-либо, а иногда и от суждений вообще. Императив скептицизма: «Я ничего не утверждаю; не утверждаю и того, что ничего не утверждаю».
№9 слайд
Содержание слайда: 3. Агностицизм
Агностицизм – это учение (или убеждение, установка), отрицающая возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Специфика агностицизма – в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем.
Агностицизм есть гипертрофированная форма скептицизма. Важнейшим источником агностицизма является гносеологический релятивизм – абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. В отличие от скептиков, агностики сомневаются в принципиальной познаваемости Бытия.
№10 слайд
Содержание слайда: Крупный шаг в развитии гносеологии был сделан европейской философией 17-18 вв., главными для которой стали проблемы связи "Я" и внешнего мира, внешнего и внутреннего опыта. В этот период гносеология заняла центральное место в философии. Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания, которое было бы исходным пунктом и вместе с тем предельным основанием всей остальной совокупности знаний, позволяющим дать оценку этих знаний и степени их ценности.
№11 слайд
Содержание слайда: Взаимодействие чувственности и разума, эмпирического и рационального исследуется в гносео-логии, не только как проблема происхождения знания, а прежде всего как проблема логического обоснования системы знания.
В этой связи философия 17-18 вв. анализировала взаимоотношение субъекта и материальной субстанции, "Я" и внешнего мира (и производные от них проблемы "внутреннего" " и внешнего" опыта, первичных и вторичных качеств и др.), возникшие как следствие осуществленного Декартом выделения субъекта (субъективного) как резко отличного от материальной субстанции и логически противоположного ей.
№12 слайд
Содержание слайда: Материалистический эмпиризм , выступая против превращения идеалистами - рационалистами мышления в самостоятельную субстанцию, в "реальную" вещь, остро критикуя декартовское учение о "врожденных идеях", не мог не признать самого факта существования "Я" как феномена психической жизни, непосредственно переживаемого познающим субъектом.
Эмпиризм безуспешно пытался объяснить происхождение "внутреннего" опыта - проблему, неразрешимую в рамках метафизической формы материализма того времени. Слабости метафизического материализма были использованы субъективным идеализмом (Юм, Беркли), который спекулировал, прежде всего, на проблематике гносеологии.
№13 слайд
Содержание слайда: В немецкой классической философии проблемы гносеологии связываются с исследованием исторического раз-вития форм практической и познавательной деятельности.
В философской системе Канта впервые предпринимается попытка построить такую теорию познания, которая была бы совершенно независима от всяких допущений о реальности, как онтологических, так и психологических. Кант постулирует зависимость реальности, субстанциональности от самого познания: объект, по Канту, существует как таковой лишь в формах деятельности субъекта.
№14 слайд
Содержание слайда: Утверждая диалектическую взаимосвязь субъекта и объекта, Гегель показал несостоятельность метафизического противопоставления. По Гегелю субъект и объект тождественны друг другу, так как в основе действительности лежит саморазвитие абсолютного духа, который является абсолютным субъектом, имеющим в качестве объекта самого себя. Отсюда проистекал принцип совпадения диалектики, логики и гносеологии, сформулированный Гегелем на объективно-идеалистической основе.
№15 слайд
Содержание слайда: С точки зрения марксизма практика является движущей силой познания и сферой приложения. Реальность объективна, она существует вне и независимо от нашего сознания. Критерий истинности - практика. Абсолютная истина не достижима, так как мир бесконечен.
№16 слайд
Содержание слайда: С точки зрения логического позитивизма идеалом осмысленности является научное знание; все предложения науки можно разделить на синтетические (высказывания эмпирических наук) и аналитические (истины логики, математики);классические философские проблемы не имеют смысла, ибо предполагаемые этими проблемами возможные ответы не могут быть отнесены ни к эмпирически - синтетическим, ни к аналитическим высказываниям.
№17 слайд
Содержание слайда: Заключение
Проблемы гносеологии ( отношение субъекта к объекту, природа реальности и др.) носят, согласно логическому позитивизму, характер типичных псевдопроблем. Экзистенциализм, в противоположность неопозитивизму, критикует теорию познания ( и всю классическую философскую "метафизику") за близость к правилам, которые приняты для формулирования вопросов в науке или обыденном языке.