Презентация Гигиена детей и подростков. (Лекция 1) онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Гигиена детей и подростков. (Лекция 1) абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 103 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » ОБЖ » Гигиена детей и подростков. (Лекция 1)



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    103 слайда
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    1.85 MB
  • Просмотров:
    103
  • Скачиваний:
    1
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Гигиена детей и подростков
Содержание слайда: Гигиена детей и подростков лекция № 1

№2 слайд
Современная школьная медицина
Содержание слайда: Современная школьная медицина располагает актуальной подзаконной нормативно-правовой и информационно-методической базой оказания медицинской помощи несовершеннолетним в общеобразовательных организациях, обеспечения их санитарно-эпидемиологического благополучия: Современная школьная медицина располагает актуальной подзаконной нормативно-правовой и информационно-методической базой оказания медицинской помощи несовершеннолетним в общеобразовательных организациях, обеспечения их санитарно-эпидемиологического благополучия:

№3 слайд
-ФЗ О
Содержание слайда: № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.28: 1. В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

№4 слайд
ФЗ- О
Содержание слайда: ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.28: 2. Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

№5 слайд
Приказ Минздрава России Об
Содержание слайда: Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организация» №822н от 05.11.2013; Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организация» №822н от 05.11.2013; 15 федеральных рекомендаций оказания первичной медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях; Санитарные нормы и правила организации деятельности образовательных учреждений и организации досуга и отдыха детей;

№6 слайд
Руководства для медицинских и
Содержание слайда: Руководства для медицинских и педагогических работников, подготовленные Научным центром здоровья детей РАМН и др.специалистами. Руководства для медицинских и педагогических работников, подготовленные Научным центром здоровья детей РАМН и др.специалистами.

№7 слайд
Возрастная периодизация
Содержание слайда: Возрастная периодизация

№8 слайд
Возрастной период это время,
Содержание слайда: Возрастной период – это время, требующееся для завершения определённого этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности ребёнка к той или иной деятельности. Возрастной период – это время, требующееся для завершения определённого этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности ребёнка к той или иной деятельности. На Международном симпозиуме в Москве в 1965 г. была предложена схема возрастной периодизации, основанная на оценке особенностей роста и развития организма. В биологической периодизации было выделено 7 периодов созревания. Возрастные периоды чаще меняются в первые годы жизни.

№9 слайд
Биологическая возрастная
Содержание слайда: Биологическая возрастная периодизация

№10 слайд
Социальная возрастная
Содержание слайда: Социальная возрастная периодизация

№11 слайд
В каждом возрастном периоде
Содержание слайда: В каждом возрастном периоде происходят определенные морфологические и функциональные изменения, знание которых необходимо для правильной постановки обучения и воспитания детей, их умственного и физического развития и создания необходимых условий окружающей среды. В каждом возрастном периоде происходят определенные морфологические и функциональные изменения, знание которых необходимо для правильной постановки обучения и воспитания детей, их умственного и физического развития и создания необходимых условий окружающей среды.

№12 слайд
В грудном возрасте темпы
Содержание слайда: В грудном возрасте темпы роста весьма значительны. В этот период происходит существенное увеличение основных морфологических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки). В грудном возрасте темпы роста весьма значительны. В этот период происходит существенное увеличение основных морфологических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки). К концу 1-го года жизни рост увеличивается на 47 % по отношению к первоначальному. Наибольшая прибавка массы тела приходится на 1-й год жизни: к 4-5 мес. она удваивается, а к 1 году увеличивается в 3 раза.

№13 слайд
В период раннего и первого
Содержание слайда: В период раннего и первого детства происходят бурное совершенствование ЦНС, координированности движений, овладение речью, счетом, чувством ритма, отмечается значительный рост нижних конечностей (в возрасте 4-7 лет длина тела ежегодно увеличивается на 5-7 %), уменьшается свойственная предшествующим годам округлость форм. В период раннего и первого детства происходят бурное совершенствование ЦНС, координированности движений, овладение речью, счетом, чувством ритма, отмечается значительный рост нижних конечностей (в возрасте 4-7 лет длина тела ежегодно увеличивается на 5-7 %), уменьшается свойственная предшествующим годам округлость форм. Дети начинают рисовать, писать, лепить. Длительное пребывание в сидячей позе при неподходящей мебели и недостаточном внимании со стороны воспитателей и родителей может привести к нарушению осанки. Эффективно формируются двигательные навыки. Вместе с тем в этот возрастной период наиболее часты детские инфекционные заболевания.

№14 слайд
В младшем школьном возрасте
Содержание слайда: В младшем школьном возрасте отмечается: В младшем школьном возрасте отмечается: недостаточная твердость костей из-за преобладания в них органических веществ над минеральными (кальций, фосфор, магний). В связи с этим возможны деформации скелета, и надо следить за правильной позой во время чтения и письма. Мышечная система усиленно, но неравномерно развивается: развитие крупных мышц туловища происходит быстрее, чем мелких мышц, например кистей рук, что затрудняет выполнение мелких и точных движений. Несовершенство движений зависит также от недостаточного развития координационных механизмов в коре большого мозга. Характерны неустойчивость нервных процессов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, чем объясняются сравнительно быстрое снижение внимания и наступление утомления как при умственной, так и при физической работе.

№15 слайд
В подростковом возрасте
Содержание слайда: В подростковом возрасте  структура костной ткани примерно такая же, как у взрослых, но окостенение позвоночника еще не завершено и остается опасность его искривлений при длительном напряжении и неправильном положении тела в результате сидения за партой и давлении на грудь края стола. Отмечается неполное сращение отдельных частей скелета, в частности таза, что может вызвать смещение тазовых костей при прыжках с неправильным сращением в дальнейшем, а у девочек неблагоприятно сказаться впоследствии при родах. Поэтому недопустимы чрезмерные физические нагрузки, умеренные же способствуют укреплению костной ткани и исправлению намечающихся нарушений осанки.

№16 слайд
В подростковом возрасте
Содержание слайда: В подростковом возрасте: Мышечная система характеризуется усиленным ростом мышечной силы, особенно у мальчиков. Повышается способность к более продолжительной физической работе, совершенствуется координация движений, однако силовые нагрузки переносятся хуже, чем быстрые движения. Данный возраст совпадает с началом полового созревания. Наблюдаются, особенно вначале, повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы, что неблагоприятно влияет на приспособляемость к физической работе.

№17 слайд
В юношеском возрасте
Содержание слайда: В юношеском возрасте формирование костной и мышечной системы почти завершается. В юношеском возрасте формирование костной и мышечной системы почти завершается. Синостозирование в I пястной кости происходит у мальчиков в 15-16-летнем возрасте, а II-V пястных костей - в 17-летнем, у девочек - соответственно в 13 и 14 лет. Сведения об этих сроках используют при определении биологического возраста в спорных случаях, а также при судебно-медицинской экспертизе. На 14-15-м году в хрящах между позвонками появляются новые точки окостенения, и к 20-21 году пластинки срастаются с телами позвонков.

№18 слайд
В юношеском возрасте
Содержание слайда: В юношеском возрасте Отмечаются усиленный рост тела в длину, значительное прибавление массы тела и большой прирост мышечной силы. Интенсивно развиваются мелкие мышцы, совершенствуются точность и координация движений. Показатели физического развития приближаются к показателям взрослого человека. Функциональное развитие головного мозга достигает значительного совершенства, становятся возможными более тонкие и сложные формы его аналитической и синтетической деятельности, усиливаются тормозные процессы, совершенствуются процессы дифференцировки и т.д.

№19 слайд
Таким образом, процессы роста
Содержание слайда: Таким образом, процессы роста и развития детского организма протекают в соответствии с объективно существующими закономерностями, которые включают: Таким образом, процессы роста и развития детского организма протекают в соответствии с объективно существующими закономерностями, которые включают: •  неравномерность темпа роста и развития (протекают непрерывно, носят поступательный характер, их темп носит нелинейную зависимость от возраста. Чем моложе организм, тем интенсивнее процессы роста и развития); • неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность); • обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);

№20 слайд
биологическую надежность
Содержание слайда: • биологическую надежность функциональных систем и организма в целом; • биологическую надежность функциональных систем и организма в целом; • детерминацию процесса роста и развития фактором наследственности; • обусловленность роста и развития средовыми факторами; • эпохальную тенденцию и цикличность процессов роста и развития детской популяции (секулярный тренд, акселерация, ретардация роста и развития) и др.

№21 слайд
Основные определения и
Содержание слайда: Основные определения и принципы оценки состояния здоровья детей

№22 слайд
Для характеристики
Содержание слайда: Для характеристики общественного здоровья используют показатели: медико-демографические, физического развития показатели заболеваемости, данные об инвалидизации детей.

№23 слайд
Факторы, влияющие на
Содержание слайда: Факторы, влияющие на состояние здоровья детей Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют 3 группы факторов: генотип популяции; образ жизни; состояние окружающей среды.

№24 слайд
Согласно общим положениям ВОЗ
Содержание слайда: Согласно общим положениям ВОЗ на здоровье влияют: социальные факторы - около 50%, биологические факторы - около 20%, антропогенных факторов - около 20%; медицинское обслуживание - до 10%.

№25 слайд
Установлено выраженное
Содержание слайда: Установлено выраженное влияние на здоровье детей следующих факторов среды: климатических особенностей местности; загрязнений атмосферного воздуха; неудовлетворительных санитарно-гигиенических условий (в основном за счет превышения вместимости школьных зданий, двусменных занятий, недостаточных площадей учебных помещений, плохих жилищных условий); низкого материального уровня жизни семей; большой занятости на работе матерей; посещения в дошкольном возрасте ясель и в начальных классах групп продленного дня; злоупотребления алкоголем у отцов; большой суммарной нагрузки школьников; несоблюдения режима дня и особенно постоянного недосыпания.

№26 слайд
Фактор внутришкольной среды
Содержание слайда: Фактор внутришкольной среды определяет 12,5% заболеваемости в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7%, т.е. его значение возрастает почти в 2 раза. Фактор внутришкольной среды определяет 12,5% заболеваемости в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7%, т.е. его значение возрастает почти в 2 раза. Социально-гигиенический фактор определяет 27,5% заболеваемости при поступлении в школу, а в конце обучения 13,9%. Влияние отдельных факторов зависит от возраста детей.

№27 слайд
Социально-гигиенические
Содержание слайда: Социально-гигиенические факторы, влияющие на состояние здоровья детей

№28 слайд
Оценка здоровья детей
Содержание слайда: Оценка здоровья детей Наиболее часто в практической деятельности динамика состояния здоровья детского населения оценивается по заболеваемости как объективному массовому явлению возникновения болезней и распространения патологии среди различных групп населения, результату взаимодействия настоящих и предшествующих поколений людей с окружающей средой, проявляющегося в различных формах и конкретных условиях существования общества. По медико-статистическим показателям может быть выделена заболеваемость общая, инфекционная и неинфекционная по отдельным нозологическим формам, временной утрате трудоспособности, обращаемости, частоте госпитализации.

№29 слайд
Сравнение показателей
Содержание слайда: Сравнение показателей первичной заболеваемости детей Иркутской области с данными по РФ в 2014 г. (уровень превышения)

№30 слайд
Показатели первичной
Содержание слайда: Показатели первичной заболеваемости детей Иркутской области ожирением в 1991-2014 гг. (на 100 тыс.)

№31 слайд
Основу гигиенической оценки
Содержание слайда: Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют: Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют: • отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент обследования; • уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности; • степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; • особенности функционирования основных физиологических систем организма.

№32 слайд
В соответствии с Приказом МЗ
Содержание слайда: В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 «О комплексной проверке состояния здоровья детей» не только обращают внимание на отсутствие или наличие заболеваний, но и определяют их донозологические и преморбидные формы. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 «О комплексной проверке состояния здоровья детей» не только обращают внимание на отсутствие или наличие заболеваний, но и определяют их донозологические и преморбидные формы. В соответствии с изложенными критериями здоровья и методологическим подходом к их выявлению дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья:

№33 слайд
Группы здоровья детей К I
Содержание слайда: Группы здоровья детей К I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие: нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.

№34 слайд
Группы здоровья детей К II
Содержание слайда: Группы здоровья детей К II группе здоровья относятся дети, у которых: отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения; реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела, дети, часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;

№35 слайд
Группы здоровья детей к III
Содержание слайда: Группы здоровья детей к III группе здоровья относятся дети: страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций - степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;

№36 слайд
Группы здоровья детей К IV
Содержание слайда: Группы здоровья детей К IV группе здоровья относятся дети: с хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями; дети с высокой вероятностью осложнений основного заболевания; дети, у которых основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

№37 слайд
Группы здоровья детей к V
Содержание слайда: Группы здоровья детей к V группе здоровья относятся дети: с тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда. Дети 5-й группы, как правило, не посещают детские учреждения, поэтому они часто не охвачены массовыми профилактическими медицинскими осмотрами.

№38 слайд
Распределение детей на группы
Содержание слайда: Распределение детей на группы здоровья позволяет дать общую характеристику состояния здоровья детских контингентов. Распределение детей на группы здоровья позволяет дать общую характеристику состояния здоровья детских контингентов. Принципиально важным в гигиеническом отношении является выделение II группы, т.е. лиц, числящихся здоровыми, но имеющих те или иные функциональные отклонения, препятствующие им в той или иной мере осуществлять свои социальные функции.

№39 слайд
Это необходимо знать для
Содержание слайда: Это необходимо знать для рациональной организации и проведении учебно-воспитательного процесса, принятия соответствующих мер к их выявлению и коррекции. Это необходимо знать для рациональной организации и проведении учебно-воспитательного процесса, принятия соответствующих мер к их выявлению и коррекции. Под влиянием суммарной школьной нагрузки учащаются функциональные отклонения: астенические и невротические проявления, артериальная гипотензия, преданемия, понижение иммунологической резистентности и адаптационной функции надпочечников. Именно наличие функциональных отклонений у детей и подростков определяет отнесение ребёнка к I или II группам здоровья.

№40 слайд
В связи с этим имеются
Содержание слайда: В связи с этим имеются большие резервы для увеличения численности здоровых детей и подростков за счёт исчезновения у здоровых детей функциональных отклонений. В связи с этим имеются большие резервы для увеличения численности здоровых детей и подростков за счёт исчезновения у здоровых детей функциональных отклонений. Этот аспект профилактики очень важен, так как формирование хронической патологии происходит у 46,5 % детей, относящихся ко II группе здоровья [Бережков Л.Ф., 1991]. Хроническая патология лишь у 20-40% детей с годами при почти непрерывном лечении перестаёт определяться в связи с выздоровлением.

№41 слайд
Распределение детей по
Содержание слайда: Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии, но оно более приемлемо для одномоментной оценки состояния здоровья детей в коллективе. Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии, но оно более приемлемо для одномоментной оценки состояния здоровья детей в коллективе. Распределение детей по группам здоровья очень важно для: характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья и численности групп; сравнительных сопоставлений в пространстве и времени, на разных территориях; оценки эффективности лечебно-профилактической работы детских медицинских учреждений и отдельных врачей; выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей; определения потребности в специализированных службах и кадрах.

№42 слайд
Распределение детей Иркутской
Содержание слайда: Распределение детей Иркутской области по группам здоровья в 2010 и 2014 гг. (по данным профилактических медицинских осмотров, %)

№43 слайд
Доля детей в Иркутской
Содержание слайда: Доля детей в Иркутской области и РФ с I и II группами здоровья в 2012-2014 г. (проценты)

№44 слайд
Оценка здоровья детей Детское
Содержание слайда: Оценка здоровья детей Детское население подлежит обязательным профилактическим углубленным медицинским осмотрам, которые также позволяют получить данные о заболеваемости детей и подростков.

№45 слайд
Понижение зрения у детей
Содержание слайда: Понижение зрения у детей Иркутской области в 2010 и 2014 гг. (по данным профосмотров, на 1000 осмотренных)

№46 слайд
Нарушения осанки у детей
Содержание слайда: Нарушения осанки у детей Иркутской области в 2010 и 2014 гг. (на 1000 осмотренных)

№47 слайд
Сколиоз у детей Иркутской
Содержание слайда: Сколиоз у детей Иркутской области в 2010 и 2014 гг. (на 1000 осмотренных)

№48 слайд
Для характеристики состояния
Содержание слайда: Для характеристики состояния здоровья детских контингентов дополнительно применяют следующие показатели: Для характеристики состояния здоровья детских контингентов дополнительно применяют следующие показатели: Индекс здоровья – удельный вес детей, не болевших в течение года, среди всех обследованных (в %). Патологическая пораженность – частота хронических заболеваний, функциональных отклонений (в ‰).

№49 слайд
Физическое развитие детей и
Содержание слайда: Физическое развитие детей и подростков

№50 слайд
Жизненный цикл человека
Содержание слайда: Жизненный цикл человека условно делится на 3 этапа: созревание, зрелый возраст и старение. Жизненный цикл человека условно делится на 3 этапа: созревание, зрелый возраст и старение. Половое созревание наступает к 13-15 годам. Трудовая зрелость наступает позднее – к 17-18 годам. Хронологической границей полного созревания организма и наступления зрелости следует считать 20-21 год.

№51 слайд
Акселерация Понятие об
Содержание слайда: Акселерация Понятие об акселерации физического развития было введено в 1935 г. немецким специалистом по школьной гигиене Кохом, который обозначил этим термином, ранее применявшимся в теоретической биологии, ускорение роста и развития детей.

№52 слайд
Акселерация Акселерация от
Содержание слайда: Акселерация Акселерация (от лат. аcceleratio – ускорение) – ускорение роста и полового созревания детей и подростков. Отмечалась со второй половины 19 в. Суть её состоит в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается несколько раньше, чем у предыдущего. То есть, при акселерации ускоряется темп роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений.

№53 слайд
Акселерация Наиболее ярко
Содержание слайда: Акселерация Наиболее ярко акселерация роста и развития проявляется в подростковом возрасте. Такие изменения наблюдаются не только в нашей стране, но и в других странах. В США и странах Европы в середине XX в. длина тела детей в возрасте 13-15 лет в среднем увеличивалась на 2,5 см за десятилетие.

№54 слайд
Акселерация Однако в
Содержание слайда: Акселерация Однако в последнее время и отечественные, и зарубежные специалисты сходятся во мнении, что темп акселерации замедляется. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН в Москве акселерация развития завершилась. По массе тела современные школьники не отличаются от своих сверстников 1960-х гг., по размерам окружности грудной клетки у них отмечается отставание. Имеются основания, что этот процесс не только может приостановиться, но и повернуть вспять.

№55 слайд
Акселерация Акселерация одна
Содержание слайда: Акселерация Акселерация – одна из загадок нашего времени. Каковы её причины? Последствия? Почему она сменяется ретардацией? Эти и многие другие вопросы пока не находят ответа. Проявления акселерации характерны для всех возрастных периодов детей – от новорожденности до подросткового возраста.

№56 слайд
Основные теории, объясняющие
Содержание слайда: Основные теории, объясняющие причины акселерации (Ю.П.Лисицын). А. Физико-химические: гелиогенная (влияние солнечной радиации); радиоволновая, магнитная (влияние электромагнитного поля); космическая радиация; повышенная концентрация углекислого газа, связанная с ростом производства. Б. Влияние отдельных факторов условий жизни: алиментарная; нутритивная; повышенной информации.

№57 слайд
Основные теории, объясняющие
Содержание слайда: Основные теории, объясняющие причины акселерации (Ю.П.Лисицын). В. Генетические: циклических биологических изменений; гетерозиса (смешения популяций). Г. Теории комплекса факторов условий жизни: урбанического влияния; комплекса социально-биологических факторов.

№58 слайд
Минусы акселерации Нередко
Содержание слайда: Минусы акселерации Нередко акселераты страдают от собственного развития, т.к. этому явлению свойственно несоответствие между уровнями физического и психического развития. Часто современные подростки, несмотря на видимую зрелость, психически остаются инфантильными. Их поведение и эмоциональные реакции напоминают детские проявления: ранимость, неустойчивость, импульсивность, доверчивость, стремление к подражанию взрослым и т.д. Кроме того, подростки одной возрастной группы различаются по своему интеллектуальному, социальному и нравственному развитию. Один может быть развит физически, а умственно и эмоционально – ещё нет. А другой может быть на полголовы ниже сверстников, но превосходит их в интеллектуальном отношении.

№59 слайд
Ретардация Ретардация от лат.
Содержание слайда: Ретардация Ретардация (от лат. retardatio – замедление, задержка) – понятие, обратное акселерации. Означает задержку физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. В психологии под ретардацией понимается отставание в интеллектуальном развитии ребенка.

№60 слайд
Причины ретардации
Содержание слайда: Причины ретардации Существование ретардации свидетельствует в пользу теории циклической смены эпох акселерации и ретардации развития.  Причины такой цикличности точно не установлены, но, по мнению ученых, это связано с несколькими факторами: увеличением солнечной активности, изменением климата на планете, с качеством питания и т.д. В целом причины можно разделить на эндогенные (врожденные и приобретенные) и  экзогенные (вредное воздействие среды, низкий социальный уровень развития населения). Понятие «ретардация» особенно важно при определении готовности ребенка к школе. Ведь от психофизиологического созревания зависит успеваемость и то, как будут складываться отношения со сверстниками. Зачастую дети с задержкой развития обучаются индивидуально. Не стоит забывать также, что ретардация, как и акселерация, может быть гармоничной и негармоничной. Каждому ребенку присущ индивидуальный темп развития.

№61 слайд
Децелерация Децелерация
Содержание слайда: Децелерация Децелерация – прекращение акселерации, роста и развития подрастающего поколения, замедление соматического развития и физиологического созревания детей и подростков. Процесс децелерации начал проявлять себя во всех экономически развитых странах с 80-х – 90-х годов ХХ в.

№62 слайд
Причины децелерации
Содержание слайда: Причины децелерации: экологический фактор; генные мутации; ухудшение социальных условий жизни и, прежде всего, питания; рост информационных технологий, приводящий сначала к перевозбуждению нервной системы, а далее – к ответному ее торможению; снижение физической активности и др.

№63 слайд
Физическое развитие детей
Содержание слайда: Физическое развитие детей

№64 слайд
Физическое развитие отражает
Содержание слайда: Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Изучение физического развития включается в любую программу оценки состояния здоровья детей и подростков.

№65 слайд
Исследование физического
Содержание слайда: Исследование физического развития проводится одновременно с изучением состояния здоровья во время углубленных медицинских осмотров в детских и подростковых учреждениях.

№66 слайд
Физическое развитие состояние
Содержание слайда: Физическое развитие – состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития – биологический возраст. Физическое развитие – состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития – биологический возраст.

№67 слайд
В программу унифицированных
Содержание слайда: В программу унифицированных антропометрических исследований входит определение соматометрических, соматоскопических и физиометрических показателей: При изучении физического развития наиболее часто используют только соматометрические показатели (основные антропометрические) – длину и массу тела, окружность грудной клетки. К соматоскопическим показателям относятся оценка состояний опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, спины, осанка, состояние мускулатуры), степени полового созревания, кожных покровов (эластичность кожи), определение степени жироотложения, осмотр зубов и составление зубной формулы Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), сила сжатия кисти рук – функциональные, физиометрические показатели.

№68 слайд
Известно, что неравномерность
Содержание слайда: Известно, что неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются и некоторые индивидуальные особенности. Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен и которые по уровню зрелости опережают свой хронологический (календарный) возраст; может наблюдаться и обратное соотношение. Известно, что неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются и некоторые индивидуальные особенности. Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен и которые по уровню зрелости опережают свой хронологический (календарный) возраст; может наблюдаться и обратное соотношение. Для уточнения (корректировки) уровня развития детей используют понятие биологического и хронологического возраста.

№69 слайд
Хронологический возраст это
Содержание слайда: Хронологический возраст – это период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу – день, месяц, год. Биологический возраст – совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

№70 слайд
Биологический возраст в
Содержание слайда: Биологический возраст в значительной степени определяется хронологическим возрастом. Однако, как показали исследования, разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 5 лет. Количество детей с замедленным темпом биологического развития, т.е. с отставанием биологического возраста от календарного, может составлять 10-20 %. Чаще всего этих детей выявляют перед поступлением в школу или во время обучения.

№71 слайд
Школьники с замедленным
Содержание слайда: Школьники с замедленным темпом биологического развития менее активны на уроках. У них отмечаются повышенная отвлекаемость и нарушение работоспособности. В ходе учебного процесса выявляются более выраженное напряжение зрительного анализатора, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Школьники с замедленным темпом биологического развития менее активны на уроках. У них отмечаются повышенная отвлекаемость и нарушение работоспособности. В ходе учебного процесса выявляются более выраженное напряжение зрительного анализатора, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

№72 слайд
Ускоренный темп
Содержание слайда: Ускоренный темп биологического развития ребенка приводит к опережению биологического возраста по сравнению с хронологическим. Такие дети среди учащихся встречаются реже, чем дети с отставанием биологического возраста от хронологического. У девочек ускоренное развитие наблюдается чаще, чем у мальчиков. У школьников с ускоренным темпом биологического развития работоспособность ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует хронологическому. Среди них больше детей, страдающих гипертонией и хроническим тонзиллитом, у них выше показатели заболеваемости, чаще и резче проявляются функциональные отклонения.

№73 слайд
Наиболее информативными
Содержание слайда: Наиболее информативными показателями биологического возраста являются степень оссификации скелета, время прорезывания и смены зубов, появления вторичных половых признаков у подростков, начала менструаций у девочек, а также морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).

№74 слайд
Для индивидуальной оценки
Содержание слайда: Для индивидуальной оценки физического развития детей и подростков применяют методы: Для индивидуальной оценки физического развития детей и подростков применяют методы: индексов, сигмальных отклонений (профиль физического развития), центильный, регрессионный (оценочные таблицы), комплексный.

№75 слайд
Наряду с методами
Содержание слайда: Наряду с методами индивидуальной оценки физического развития применяется генерализующий метод, основанный на массовом исследовании больших групп детей (метод оценки физического развития коллективов). Наряду с методами индивидуальной оценки физического развития применяется генерализующий метод, основанный на массовом исследовании больших групп детей (метод оценки физического развития коллективов). При этом рекомендуется использовать следующие показатели: общая заболеваемость; инфекционная заболеваемость; индекс здоровья - процент длительно и часто болеющих детей; распространенность и структура хронических заболеваний; процент детей с нормальным физическим развитием и имеющих недостатки в умственном и физическом развитии; распределение по группам здоровья.

№76 слайд
Физическое развитие детей на
Содержание слайда: Физическое развитие детей на современном этапе

№77 слайд
Физическое развитие В
Содержание слайда: Физическое развитие В настоящее время завершена акселерация и отмечается переход к ретардации процесса роста и развития детского организма. Это в значительной степени связано с осуществляющимися в стране бурными социально-экономическими преобразованиями, которые отразились на всех сторонах жизнедеятельности детей и подростков.

№78 слайд
По данным НИИ гигиены и
Содержание слайда: По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН в настоящее время в физическом развитии подрастающего поколений отмечается такое явление, как «грацилизация» телосложения: уменьшение всех широтных и обхватных размеров тела, особенно поперечного и сагиттального диаметров грудной клетки, а также тазового размера.

№79 слайд
Физическое развитие детей на
Содержание слайда: Физическое развитие детей на современном этапе В последние 20 лет наблюдается увеличение процента школьников, имеющих дефицит массы тела: от 7 до 14 % у мальчиков; от 5 до 13 % у девочек. Почти в 3 раза увеличилось в популяции количество низкорослых детей: от 0,5 до 4%. На пике акселерации возраст появления менархе составлял 12 лет 6 мес. – 12 лет 11 мес., а в настоящее время — 13 лет – 13 лет 5 мес. В современной популяции школьниц увеличивается процент девушек отстающих по биологическому возрасту от календарного. Это является неблагоприятным прогностическим признаком в плане дальнейшего ухудшения физического развития и репродуктивного здоровья детей.

№80 слайд
Децелерация физического
Содержание слайда: Децелерация физического развития сопровождается снижением функциональных возможностей школьников. Так, за последние 20 лет у московских школьников уменьшились сила сжатия кисти примерно на 18-20% и ЖЕЛ – на 15%.

№81 слайд
Анализ физического развития
Содержание слайда: Анализ физического развития детей 6 лет свидетельствует о снижении числа детей (с 82,2 до 55,6%), биологический возраст которых соответствует паспортному, и одновременном увеличении более чем в 3 раза числа детей с отставанием в биологическом развитии. Регистрируется тенденция к сокращению числа детей с гармоничным развитием и увеличению числа детей, имеющих дисгармоничный статус.

№82 слайд
Уровень физического развития
Содержание слайда: Уровень физического развития детей 6 лет в Москве в 1970-е гг. (%)

№83 слайд
Оценка физического развития
Содержание слайда: Оценка физического развития детей и подростков является надежным и ранним показателем неблагополучия в здоровье ребенка. Оценка физического развития детей и подростков является надежным и ранним показателем неблагополучия в здоровье ребенка. Об этом свидетельствуют результаты исследований связи физического развития и иммунного статуса детей – при гармоничном и соответствующем календарному возрасту развитии детей изменения в иммунном статусе отсутствуют или слабо выражены примерно с одинаковой частотой (49,2-50,8%).

№84 слайд
Задачи и содержание работы
Содержание слайда: Задачи и содержание работы школьного врача по профилактике заболеваний среди детей и подростков из приказа МЗ РФ № 822н от 5.11.2013

№85 слайд
Врач по гигиене детей и
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет: участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;

№86 слайд
Врач по гигиене детей и
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет: организацию противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях;

№87 слайд
Врач по гигиене детей и
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет: контроль за соблюдением в образовательной организации санитарно-гигиенических норм воспитательно-образовательного процесса, в том числе, состояние окружающей территории, пищеблока, учебных помещений, мест отдыха несовершеннолетних, санитарно-гигиенических комнат и др.;

№88 слайд
Врач по гигиене детей и
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет: гигиеническую оценку используемых архитектурно-планировочных решений, внутришкольной среды (микроклимат, антропогенные загрязнения воздуха, освещенность, шум, вибрация, электромагнитные поля) и текущего санитарного состояния образовательной организации;

№89 слайд
Врач по гигиене детей и
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет: оценку производственного контроля за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия образовательной организации; участие в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в процессах обучения и воспитания;

№90 слайд
Врач по гигиене детей и
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет: оценку условий и технологий обучения и воспитания несовершеннолетних, соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил; внедрение новых профилактических и гигиенических диагностических технологий;

№91 слайд
Врач по гигиене детей и
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет: разработку и внедрение медико-социальных и психологических технологий сохранения, укрепления и восстановления здоровья несовершеннолетних в условиях образовательной организации;

№92 слайд
Врач по гигиене детей и
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет: планирование мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, устранение вредного влияния на здоровье несовершеннолетних, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, факторов внутришкольной организацию и проведение санитарно-гигиенического просвещения и обучения несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) по вопросам профилактики детских болезней и формирования здорового образа жизни;

№93 слайд
Врач по гигиене детей и
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет: проведение санитарно-гигиенической просветительной работы среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики заболеваний несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни;

№94 слайд
Врач по гигиене детей и
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет: участие в проведении клинико-эпидемиологического анализа уровня и структуры заболеваемости несовершеннолетних, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях; разработку программ и мероприятий по профилактике, коррекции и оздоровлению обучающихся с учетом профессионально-производственных факторов;

№95 слайд
Врач по гигиене детей и
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет: организацию в условиях образовательных организаций работы по коррекции нарушений здоровья несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации, ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и др.);

№96 слайд
Врач по гигиене детей и
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет: внесение предложений руководителю образовательной организации по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия образовательной организации; подготовку предложений органам местного самоуправления по созданию оптимальных условий жизнедеятельности несовершеннолетних, формированию у них здорового образа жизни и разработке межведомственных программ профилактики заболеваний;

№97 слайд
Врач по гигиене детей и
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет: проведение (совместно с педагогическим персоналом) в образовательной организации мероприятий и контроль их эффективности по формированию у несовершеннолетних (на групповом и индивидуальном уровне) устойчивых стереотипов здорового образа жизни, в том числе по профилактике алкоголизма, наркоманий, токсикомании;

№98 слайд
Врач по гигиене детей и
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет: организацию и методическое обеспечение работы по выявлению распространенности среди несовершеннолетних факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, курение, употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ и др.), а также стереотипов дивиантных форм поведения;

№99 слайд
Врач по гигиене детей и
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет: взаимодействие с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другими учреждениями по вопросу охраны здоровья несовершеннолетних; своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении;

№100 слайд
Врач по гигиене детей и
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет: проведение санитарно-гигиенической просветительной работы среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики заболеваний несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни; методическое обеспечение, совместно с психологами и педагогами образовательных организаций, работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;

№101 слайд
Врач по гигиене детей и
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет: оформление медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; своевременно информирует ответственного медицинского работника территориальных органов внутренних дел о фактах поступления (обращения) обучающихся, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.

№102 слайд
Функции школьного врача
Содержание слайда: Функции школьного врача: 1) Лечебно-профилактические а) медицинский осмотр б) диспансеризация в) амбулаторный прием г) определение группы занятий физкультурой 2) Противоэпидемические а) проведение прививок б) предупреждение заноса инфекций в школу (изоляция больных детей)

№103 слайд
Функции школьного врача
Содержание слайда: Функции школьного врача: 3) Санитарно-гигиенические а) участие в составлении расписания б) посещение уроков труда, физкультуры в) контроль за микроклиматом 4) Санитарно-просветительские  - гигиеническое  просвещение детей, родителей, педагогов

Скачать все slide презентации Гигиена детей и подростков. (Лекция 1) одним архивом: