Презентация Гигиена детей и подростков. (Лекция 1) онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Гигиена детей и подростков. (Лекция 1) абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 103 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » ОБЖ » Гигиена детей и подростков. (Лекция 1)
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:103 слайда
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:1.85 MB
- Просмотров:103
- Скачиваний:1
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
![Современная школьная медицина](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img1.jpg)
Содержание слайда: Современная школьная медицина располагает актуальной подзаконной нормативно-правовой и информационно-методической базой оказания медицинской помощи несовершеннолетним в общеобразовательных организациях, обеспечения их санитарно-эпидемиологического благополучия:
Современная школьная медицина располагает актуальной подзаконной нормативно-правовой и информационно-методической базой оказания медицинской помощи несовершеннолетним в общеобразовательных организациях, обеспечения их санитарно-эпидемиологического благополучия:
№3 слайд
![-ФЗ О](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img2.jpg)
Содержание слайда: № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.28:
1. В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
№4 слайд
![ФЗ- О](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img3.jpg)
Содержание слайда: ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.28:
2. Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
№5 слайд
![Приказ Минздрава России Об](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img4.jpg)
Содержание слайда: Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организация» №822н от 05.11.2013;
Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организация» №822н от 05.11.2013;
15 федеральных рекомендаций оказания первичной медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях;
Санитарные нормы и правила организации деятельности образовательных учреждений и организации досуга и отдыха детей;
№8 слайд
![Возрастной период это время,](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img7.jpg)
Содержание слайда: Возрастной период – это время, требующееся для завершения определённого этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности ребёнка к той или иной деятельности.
Возрастной период – это время, требующееся для завершения определённого этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности ребёнка к той или иной деятельности.
На Международном симпозиуме в Москве в 1965 г. была предложена схема возрастной периодизации, основанная на оценке особенностей роста и развития организма.
В биологической периодизации было выделено 7 периодов созревания. Возрастные периоды чаще меняются в первые годы жизни.
№11 слайд
![В каждом возрастном периоде](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img10.jpg)
Содержание слайда: В каждом возрастном периоде происходят определенные морфологические и функциональные изменения, знание которых необходимо для правильной постановки обучения и воспитания детей, их умственного и физического развития и создания необходимых условий окружающей среды.
В каждом возрастном периоде происходят определенные морфологические и функциональные изменения, знание которых необходимо для правильной постановки обучения и воспитания детей, их умственного и физического развития и создания необходимых условий окружающей среды.
№12 слайд
![В грудном возрасте темпы](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img11.jpg)
Содержание слайда: В грудном возрасте темпы роста весьма значительны. В этот период происходит существенное увеличение основных морфологических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки).
В грудном возрасте темпы роста весьма значительны. В этот период происходит существенное увеличение основных морфологических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки).
К концу 1-го года жизни рост увеличивается на 47 % по отношению к первоначальному. Наибольшая прибавка массы тела приходится на 1-й год жизни: к 4-5 мес. она удваивается, а к 1 году увеличивается в 3 раза.
№13 слайд
![В период раннего и первого](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img12.jpg)
Содержание слайда: В период раннего и первого детства происходят бурное совершенствование ЦНС, координированности движений, овладение речью, счетом, чувством ритма, отмечается значительный рост нижних конечностей (в возрасте 4-7 лет длина тела ежегодно увеличивается на 5-7 %), уменьшается свойственная предшествующим годам округлость форм.
В период раннего и первого детства происходят бурное совершенствование ЦНС, координированности движений, овладение речью, счетом, чувством ритма, отмечается значительный рост нижних конечностей (в возрасте 4-7 лет длина тела ежегодно увеличивается на 5-7 %), уменьшается свойственная предшествующим годам округлость форм.
Дети начинают рисовать, писать, лепить. Длительное пребывание в сидячей позе при неподходящей мебели и недостаточном внимании со стороны воспитателей и родителей может привести к нарушению осанки. Эффективно формируются двигательные навыки. Вместе с тем в этот возрастной период наиболее часты детские инфекционные заболевания.
№14 слайд
![В младшем школьном возрасте](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img13.jpg)
Содержание слайда: В младшем школьном возрасте отмечается:
В младшем школьном возрасте отмечается:
недостаточная твердость костей из-за преобладания в них органических веществ над минеральными (кальций, фосфор, магний). В связи с этим возможны деформации скелета, и надо следить за правильной позой во время чтения и письма.
Мышечная система усиленно, но неравномерно развивается: развитие крупных мышц туловища происходит быстрее, чем мелких мышц, например кистей рук, что затрудняет выполнение мелких и точных движений.
Несовершенство движений зависит также от недостаточного развития координационных механизмов в коре большого мозга.
Характерны неустойчивость нервных процессов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, чем объясняются сравнительно быстрое снижение внимания и наступление утомления как при умственной, так и при физической работе.
№15 слайд
![В подростковом возрасте](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img14.jpg)
Содержание слайда: В подростковом возрасте
структура костной ткани примерно такая же, как у взрослых, но окостенение позвоночника еще не завершено и остается опасность его искривлений при длительном напряжении и неправильном положении тела в результате сидения за партой и давлении на грудь края стола.
Отмечается неполное сращение отдельных частей скелета, в частности таза, что может вызвать смещение тазовых костей при прыжках с неправильным сращением в дальнейшем, а у девочек неблагоприятно сказаться впоследствии при родах. Поэтому недопустимы чрезмерные физические нагрузки, умеренные же способствуют укреплению костной ткани и исправлению намечающихся нарушений осанки.
№16 слайд
![В подростковом возрасте](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img15.jpg)
Содержание слайда: В подростковом возрасте:
Мышечная система характеризуется усиленным ростом мышечной силы, особенно у мальчиков. Повышается способность к более продолжительной физической работе, совершенствуется координация движений, однако силовые нагрузки переносятся хуже, чем быстрые движения.
Данный возраст совпадает с началом полового созревания. Наблюдаются, особенно вначале, повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы, что неблагоприятно влияет на приспособляемость к физической работе.
№17 слайд
![В юношеском возрасте](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img16.jpg)
Содержание слайда: В юношеском возрасте формирование костной и мышечной системы почти завершается.
В юношеском возрасте формирование костной и мышечной системы почти завершается.
Синостозирование в I пястной кости происходит у мальчиков в 15-16-летнем возрасте, а II-V пястных костей - в 17-летнем, у девочек - соответственно в 13 и 14 лет. Сведения об этих сроках используют при определении биологического возраста в спорных случаях, а также при судебно-медицинской экспертизе.
На 14-15-м году в хрящах между позвонками появляются новые точки окостенения, и к 20-21 году пластинки срастаются с телами позвонков.
№18 слайд
![В юношеском возрасте](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img17.jpg)
Содержание слайда: В юношеском возрасте
Отмечаются усиленный рост тела в длину, значительное прибавление массы тела и большой прирост мышечной силы. Интенсивно развиваются мелкие мышцы, совершенствуются точность и координация движений.
Показатели физического развития приближаются к показателям взрослого человека.
Функциональное развитие головного мозга достигает значительного совершенства, становятся возможными более тонкие и сложные формы его аналитической и синтетической деятельности, усиливаются тормозные процессы, совершенствуются процессы дифференцировки и т.д.
№19 слайд
![Таким образом, процессы роста](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img18.jpg)
Содержание слайда: Таким образом, процессы роста и развития детского организма протекают в соответствии с объективно существующими закономерностями, которые включают:
Таким образом, процессы роста и развития детского организма протекают в соответствии с объективно существующими закономерностями, которые включают:
• неравномерность темпа роста и развития (протекают непрерывно, носят поступательный характер, их темп носит нелинейную зависимость от возраста. Чем моложе организм, тем интенсивнее процессы роста и развития);
• неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);
• обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);
№20 слайд
![биологическую надежность](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img19.jpg)
Содержание слайда: • биологическую надежность функциональных систем и организма в целом;
• биологическую надежность функциональных систем и организма в целом;
• детерминацию процесса роста и развития фактором наследственности;
• обусловленность роста и развития средовыми факторами;
• эпохальную тенденцию и цикличность процессов роста и развития детской популяции (секулярный тренд, акселерация, ретардация роста и развития) и др.
№25 слайд
![Установлено выраженное](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img24.jpg)
Содержание слайда: Установлено выраженное влияние на здоровье детей следующих факторов среды:
климатических особенностей местности;
загрязнений атмосферного воздуха;
неудовлетворительных санитарно-гигиенических условий (в основном за счет превышения вместимости школьных зданий, двусменных занятий, недостаточных площадей учебных помещений, плохих жилищных условий);
низкого материального уровня жизни семей;
большой занятости на работе матерей;
посещения в дошкольном возрасте ясель и в начальных классах групп продленного дня;
злоупотребления алкоголем у отцов;
большой суммарной нагрузки школьников;
несоблюдения режима дня и особенно постоянного недосыпания.
№26 слайд
![Фактор внутришкольной среды](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img25.jpg)
Содержание слайда: Фактор внутришкольной среды определяет 12,5% заболеваемости в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7%, т.е. его значение возрастает почти в 2 раза.
Фактор внутришкольной среды определяет 12,5% заболеваемости в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7%, т.е. его значение возрастает почти в 2 раза.
Социально-гигиенический фактор определяет 27,5% заболеваемости при поступлении в школу, а в конце обучения 13,9%.
Влияние отдельных факторов зависит от возраста детей.
№28 слайд
![Оценка здоровья детей](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img27.jpg)
Содержание слайда: Оценка здоровья детей
Наиболее часто в практической деятельности динамика состояния здоровья детского населения оценивается по заболеваемости как объективному массовому явлению возникновения болезней и распространения патологии среди различных групп населения, результату взаимодействия настоящих и предшествующих поколений людей с окружающей средой, проявляющегося в различных формах и конкретных условиях существования общества.
По медико-статистическим показателям может быть выделена заболеваемость общая, инфекционная и неинфекционная по отдельным нозологическим формам, временной утрате трудоспособности, обращаемости, частоте госпитализации.
№31 слайд
![Основу гигиенической оценки](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img30.jpg)
Содержание слайда: Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют:
Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют:
• отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент обследования;
• уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности;
• степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
• особенности функционирования основных физиологических систем организма.
№32 слайд
![В соответствии с Приказом МЗ](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img31.jpg)
Содержание слайда: В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 «О комплексной проверке состояния здоровья детей» не только обращают внимание на отсутствие или наличие заболеваний, но и определяют их донозологические и преморбидные формы.
В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 «О комплексной проверке состояния здоровья детей» не только обращают внимание на отсутствие или наличие заболеваний, но и определяют их донозологические и преморбидные формы.
В соответствии с изложенными критериями здоровья и методологическим подходом к их выявлению дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья:
№34 слайд
![Группы здоровья детей К II](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img33.jpg)
Содержание слайда: Группы здоровья детей
К II группе здоровья относятся дети, у которых:
отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания;
дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития),
дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела,
дети, часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
№35 слайд
![Группы здоровья детей к III](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img34.jpg)
Содержание слайда: Группы здоровья детей
к III группе здоровья относятся дети:
страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций - степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;
№36 слайд
![Группы здоровья детей К IV](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img35.jpg)
Содержание слайда: Группы здоровья детей
К IV группе здоровья относятся дети:
с хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей;
с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями;
дети с высокой вероятностью осложнений основного заболевания;
дети, у которых основное заболевание требует поддерживающей терапии;
дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
№37 слайд
![Группы здоровья детей к V](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img36.jpg)
Содержание слайда: Группы здоровья детей
к V группе здоровья относятся дети:
с тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии;
дети-инвалиды;
дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Дети 5-й группы, как правило, не посещают детские учреждения, поэтому они часто не охвачены массовыми профилактическими медицинскими осмотрами.
№38 слайд
![Распределение детей на группы](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img37.jpg)
Содержание слайда: Распределение детей на группы здоровья позволяет дать общую характеристику состояния здоровья детских контингентов.
Распределение детей на группы здоровья позволяет дать общую характеристику состояния здоровья детских контингентов.
Принципиально важным в гигиеническом отношении является выделение II группы, т.е. лиц, числящихся здоровыми, но имеющих те или иные функциональные отклонения, препятствующие им в той или иной мере осуществлять свои социальные функции.
№39 слайд
![Это необходимо знать для](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img38.jpg)
Содержание слайда: Это необходимо знать для рациональной организации и проведении учебно-воспитательного процесса, принятия соответствующих мер к их выявлению и коррекции.
Это необходимо знать для рациональной организации и проведении учебно-воспитательного процесса, принятия соответствующих мер к их выявлению и коррекции.
Под влиянием суммарной школьной нагрузки учащаются функциональные отклонения: астенические и невротические проявления, артериальная гипотензия, преданемия, понижение иммунологической резистентности и адаптационной функции надпочечников.
Именно наличие функциональных отклонений у детей и подростков определяет отнесение ребёнка к I или II группам здоровья.
№40 слайд
![В связи с этим имеются](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img39.jpg)
Содержание слайда: В связи с этим имеются большие резервы для увеличения численности здоровых детей и подростков за счёт исчезновения у здоровых детей функциональных отклонений.
В связи с этим имеются большие резервы для увеличения численности здоровых детей и подростков за счёт исчезновения у здоровых детей функциональных отклонений.
Этот аспект профилактики очень важен, так как формирование хронической патологии происходит у 46,5 % детей, относящихся ко II группе здоровья [Бережков Л.Ф., 1991].
Хроническая патология лишь у 20-40% детей с годами при почти непрерывном лечении перестаёт определяться в связи с выздоровлением.
№41 слайд
![Распределение детей по](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img40.jpg)
Содержание слайда: Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии, но оно более приемлемо для одномоментной оценки состояния здоровья детей в коллективе.
Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии, но оно более приемлемо для одномоментной оценки состояния здоровья детей в коллективе.
Распределение детей по группам здоровья очень важно для:
характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья и численности групп;
сравнительных сопоставлений в пространстве и времени, на разных территориях;
оценки эффективности лечебно-профилактической работы детских медицинских учреждений и отдельных врачей;
выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей;
определения потребности в специализированных службах и кадрах.
№48 слайд
![Для характеристики состояния](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img47.jpg)
Содержание слайда: Для характеристики состояния здоровья детских контингентов дополнительно применяют следующие показатели:
Для характеристики состояния здоровья детских контингентов дополнительно применяют следующие показатели:
Индекс здоровья – удельный вес детей, не болевших в течение года, среди всех обследованных (в %).
Патологическая пораженность – частота хронических заболеваний, функциональных отклонений (в ‰).
№50 слайд
![Жизненный цикл человека](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img49.jpg)
Содержание слайда: Жизненный цикл человека условно делится на 3 этапа: созревание, зрелый возраст и старение.
Жизненный цикл человека условно делится на 3 этапа: созревание, зрелый возраст и старение.
Половое созревание наступает к 13-15 годам.
Трудовая зрелость наступает позднее – к 17-18 годам.
Хронологической границей полного созревания организма и наступления зрелости следует считать 20-21 год.
№52 слайд
![Акселерация Акселерация от](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img51.jpg)
Содержание слайда: Акселерация
Акселерация (от лат. аcceleratio – ускорение) – ускорение роста и полового созревания детей и подростков.
Отмечалась со второй половины 19 в.
Суть её состоит в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается несколько раньше, чем у предыдущего.
То есть, при акселерации ускоряется темп роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений.
№53 слайд
![Акселерация Наиболее ярко](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img52.jpg)
Содержание слайда: Акселерация
Наиболее ярко акселерация роста и развития проявляется в подростковом возрасте. Такие изменения наблюдаются не только в нашей стране, но и в других странах. В США и странах Европы в середине XX в. длина тела детей в возрасте 13-15 лет в среднем увеличивалась на 2,5 см за десятилетие.
№54 слайд
![Акселерация Однако в](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img53.jpg)
Содержание слайда: Акселерация
Однако в последнее время и отечественные, и зарубежные специалисты сходятся во мнении, что темп акселерации замедляется. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН в Москве акселерация развития завершилась. По массе тела современные школьники не отличаются от своих сверстников 1960-х гг., по размерам окружности грудной клетки у них отмечается отставание. Имеются основания, что этот процесс не только может приостановиться, но и повернуть вспять.
№55 слайд
![Акселерация Акселерация одна](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img54.jpg)
Содержание слайда: Акселерация
Акселерация – одна из загадок нашего времени. Каковы её причины? Последствия? Почему она сменяется ретардацией? Эти и многие другие вопросы пока не находят ответа.
Проявления акселерации характерны для всех возрастных периодов детей – от новорожденности до подросткового возраста.
№56 слайд
![Основные теории, объясняющие](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img55.jpg)
Содержание слайда: Основные теории, объясняющие причины акселерации (Ю.П.Лисицын).
А. Физико-химические:
гелиогенная (влияние солнечной радиации);
радиоволновая, магнитная (влияние электромагнитного поля);
космическая радиация;
повышенная концентрация углекислого газа, связанная с ростом производства.
Б. Влияние отдельных факторов условий жизни:
алиментарная;
нутритивная;
повышенной информации.
№58 слайд
![Минусы акселерации Нередко](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img57.jpg)
Содержание слайда: Минусы акселерации
Нередко акселераты страдают от собственного развития, т.к. этому явлению свойственно несоответствие между уровнями физического и психического развития.
Часто современные подростки, несмотря на видимую зрелость, психически остаются инфантильными. Их поведение и эмоциональные реакции напоминают детские проявления: ранимость, неустойчивость, импульсивность, доверчивость, стремление к подражанию взрослым и т.д.
Кроме того, подростки одной возрастной группы различаются по своему интеллектуальному, социальному и нравственному развитию. Один может быть развит физически, а умственно и эмоционально – ещё нет. А другой может быть на полголовы ниже сверстников, но превосходит их в интеллектуальном отношении.
№59 слайд
![Ретардация Ретардация от лат.](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img58.jpg)
Содержание слайда: Ретардация
Ретардация (от лат. retardatio – замедление, задержка) – понятие, обратное акселерации.
Означает задержку физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.
В психологии под ретардацией понимается отставание в интеллектуальном развитии ребенка.
№60 слайд
![Причины ретардации](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img59.jpg)
Содержание слайда: Причины ретардации
Существование ретардации свидетельствует в пользу теории циклической смены эпох акселерации и ретардации развития.
Причины такой цикличности точно не установлены, но, по мнению ученых, это связано с несколькими факторами: увеличением солнечной активности, изменением климата на планете, с качеством питания и т.д. В целом причины можно разделить на эндогенные (врожденные и приобретенные) и экзогенные (вредное воздействие среды, низкий социальный уровень развития населения).
Понятие «ретардация» особенно важно при определении готовности ребенка к школе. Ведь от психофизиологического созревания зависит успеваемость и то, как будут складываться отношения со сверстниками. Зачастую дети с задержкой развития обучаются индивидуально.
Не стоит забывать также, что ретардация, как и акселерация, может быть гармоничной и негармоничной. Каждому ребенку присущ индивидуальный темп развития.
№61 слайд
![Децелерация Децелерация](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img60.jpg)
Содержание слайда: Децелерация
Децелерация – прекращение акселерации, роста и развития подрастающего поколения, замедление соматического развития и физиологического созревания детей и подростков.
Процесс децелерации начал проявлять себя во всех экономически развитых странах с 80-х – 90-х годов ХХ в.
№62 слайд
![Причины децелерации](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img61.jpg)
Содержание слайда: Причины децелерации:
экологический фактор;
генные мутации;
ухудшение социальных условий жизни и, прежде всего, питания;
рост информационных технологий, приводящий сначала к перевозбуждению нервной системы, а далее – к ответному ее торможению;
снижение физической активности и др.
№66 слайд
![Физическое развитие состояние](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img65.jpg)
Содержание слайда: Физическое развитие – состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития – биологический возраст.
Физическое развитие – состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития – биологический возраст.
№67 слайд
![В программу унифицированных](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img66.jpg)
Содержание слайда: В программу унифицированных антропометрических исследований входит
определение соматометрических, соматоскопических и физиометрических показателей:
При изучении физического развития наиболее часто используют только соматометрические показатели (основные антропометрические) – длину и массу тела, окружность грудной клетки.
К соматоскопическим показателям относятся оценка состояний опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, спины, осанка, состояние мускулатуры), степени полового созревания, кожных покровов (эластичность кожи), определение степени жироотложения, осмотр зубов и составление зубной формулы
Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), сила сжатия кисти рук – функциональные, физиометрические показатели.
№68 слайд
![Известно, что неравномерность](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img67.jpg)
Содержание слайда: Известно, что неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются и некоторые индивидуальные особенности. Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен и которые по уровню зрелости опережают свой хронологический (календарный) возраст; может наблюдаться и обратное соотношение.
Известно, что неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются и некоторые индивидуальные особенности. Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен и которые по уровню зрелости опережают свой хронологический (календарный) возраст; может наблюдаться и обратное соотношение.
Для уточнения (корректировки) уровня развития детей используют понятие биологического и хронологического возраста.
№69 слайд
![Хронологический возраст это](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img68.jpg)
Содержание слайда: Хронологический возраст – это период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу – день, месяц, год.
Биологический возраст – совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.
№70 слайд
![Биологический возраст в](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img69.jpg)
Содержание слайда: Биологический возраст в значительной степени определяется хронологическим возрастом. Однако, как показали исследования, разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 5 лет. Количество детей с замедленным темпом биологического развития, т.е. с отставанием биологического возраста от календарного, может составлять 10-20 %. Чаще всего этих детей выявляют перед поступлением в школу или во время обучения.
№71 слайд
![Школьники с замедленным](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img70.jpg)
Содержание слайда: Школьники с замедленным темпом биологического развития менее активны на уроках. У них отмечаются повышенная отвлекаемость и нарушение работоспособности. В ходе учебного процесса выявляются более выраженное напряжение зрительного анализатора, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.
Школьники с замедленным темпом биологического развития менее активны на уроках. У них отмечаются повышенная отвлекаемость и нарушение работоспособности. В ходе учебного процесса выявляются более выраженное напряжение зрительного анализатора, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.
№72 слайд
![Ускоренный темп](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img71.jpg)
Содержание слайда: Ускоренный темп биологического развития ребенка приводит к опережению биологического возраста по сравнению с хронологическим. Такие дети среди учащихся встречаются реже, чем дети с отставанием биологического возраста от хронологического. У девочек ускоренное развитие наблюдается чаще, чем у мальчиков. У школьников с ускоренным темпом биологического развития работоспособность ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует хронологическому. Среди них больше детей, страдающих гипертонией и хроническим тонзиллитом, у них выше показатели заболеваемости, чаще и резче проявляются функциональные отклонения.
№73 слайд
![Наиболее информативными](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img72.jpg)
Содержание слайда: Наиболее информативными показателями биологического возраста являются степень оссификации скелета, время прорезывания и смены зубов, появления вторичных половых признаков у подростков, начала менструаций у девочек, а также морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).
№74 слайд
![Для индивидуальной оценки](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img73.jpg)
Содержание слайда: Для индивидуальной оценки физического развития детей и подростков применяют методы:
Для индивидуальной оценки физического развития детей и подростков применяют методы:
индексов,
сигмальных отклонений (профиль физического развития),
центильный,
регрессионный (оценочные таблицы),
комплексный.
№75 слайд
![Наряду с методами](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img74.jpg)
Содержание слайда: Наряду с методами индивидуальной оценки физического развития применяется генерализующий метод, основанный на массовом исследовании больших групп детей (метод оценки физического развития коллективов).
Наряду с методами индивидуальной оценки физического развития применяется генерализующий метод, основанный на массовом исследовании больших групп детей (метод оценки физического развития коллективов).
При этом рекомендуется использовать следующие показатели:
общая заболеваемость;
инфекционная заболеваемость;
индекс здоровья - процент длительно и часто болеющих детей;
распространенность и структура хронических заболеваний;
процент детей с нормальным физическим развитием и имеющих недостатки в умственном и физическом развитии;
распределение по группам здоровья.
№77 слайд
![Физическое развитие В](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img76.jpg)
Содержание слайда: Физическое развитие
В настоящее время завершена акселерация и отмечается переход к ретардации процесса роста и развития детского организма.
Это в значительной степени связано с осуществляющимися в стране бурными социально-экономическими преобразованиями, которые отразились на всех сторонах жизнедеятельности детей и подростков.
№78 слайд
![По данным НИИ гигиены и](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img77.jpg)
Содержание слайда: По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН
в настоящее время в физическом развитии подрастающего поколений отмечается такое явление, как «грацилизация» телосложения: уменьшение всех широтных и обхватных размеров тела, особенно поперечного и сагиттального диаметров грудной клетки, а также тазового размера.
№79 слайд
![Физическое развитие детей на](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img78.jpg)
Содержание слайда: Физическое развитие детей на современном этапе
В последние 20 лет наблюдается увеличение процента школьников, имеющих дефицит массы тела:
от 7 до 14 % у мальчиков;
от 5 до 13 % у девочек.
Почти в 3 раза увеличилось в популяции количество низкорослых детей: от 0,5 до 4%.
На пике акселерации возраст появления менархе составлял 12 лет 6 мес. – 12 лет 11 мес., а в настоящее время — 13 лет – 13 лет 5 мес.
В современной популяции школьниц увеличивается процент девушек отстающих по биологическому возрасту от календарного. Это является неблагоприятным прогностическим признаком в плане дальнейшего ухудшения физического развития и репродуктивного здоровья детей.
№81 слайд
![Анализ физического развития](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img80.jpg)
Содержание слайда: Анализ физического развития детей 6 лет свидетельствует о снижении числа детей (с 82,2 до 55,6%), биологический возраст которых соответствует паспортному, и одновременном увеличении более чем в 3 раза числа детей с отставанием в биологическом развитии.
Регистрируется тенденция к сокращению числа детей с гармоничным развитием и увеличению числа детей, имеющих дисгармоничный статус.
№83 слайд
![Оценка физического развития](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img82.jpg)
Содержание слайда: Оценка физического развития детей и подростков является надежным и ранним показателем неблагополучия в здоровье ребенка.
Оценка физического развития детей и подростков является надежным и ранним показателем неблагополучия в здоровье ребенка.
Об этом свидетельствуют результаты исследований связи физического развития и иммунного статуса детей – при гармоничном и соответствующем календарному возрасту развитии детей изменения в иммунном статусе отсутствуют или слабо выражены примерно с одинаковой частотой (49,2-50,8%).
№85 слайд
![Врач по гигиене детей и](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img84.jpg)
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет:
участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;
№87 слайд
![Врач по гигиене детей и](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img86.jpg)
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет:
контроль за соблюдением в образовательной организации санитарно-гигиенических норм воспитательно-образовательного процесса, в том числе, состояние окружающей территории, пищеблока, учебных помещений, мест отдыха несовершеннолетних, санитарно-гигиенических комнат и др.;
№88 слайд
![Врач по гигиене детей и](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img87.jpg)
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет:
гигиеническую оценку используемых архитектурно-планировочных решений, внутришкольной среды (микроклимат, антропогенные загрязнения воздуха, освещенность, шум, вибрация, электромагнитные поля) и текущего санитарного состояния образовательной организации;
№89 слайд
![Врач по гигиене детей и](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img88.jpg)
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет:
оценку производственного контроля за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия образовательной организации;
участие в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в процессах обучения и воспитания;
№92 слайд
![Врач по гигиене детей и](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img91.jpg)
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет:
планирование мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, устранение вредного влияния на здоровье несовершеннолетних, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, факторов внутришкольной организацию и проведение санитарно-гигиенического просвещения и обучения несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) по вопросам профилактики детских болезней и формирования здорового образа жизни;
№93 слайд
![Врач по гигиене детей и](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img92.jpg)
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет:
проведение санитарно-гигиенической просветительной работы среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики заболеваний несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни;
№94 слайд
![Врач по гигиене детей и](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img93.jpg)
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет:
участие в проведении клинико-эпидемиологического анализа уровня и структуры заболеваемости несовершеннолетних, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях;
разработку программ и мероприятий по профилактике, коррекции и оздоровлению обучающихся с учетом профессионально-производственных факторов;
№95 слайд
![Врач по гигиене детей и](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img94.jpg)
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет:
организацию в условиях образовательных организаций работы по коррекции нарушений здоровья несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации, ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и др.);
№96 слайд
![Врач по гигиене детей и](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img95.jpg)
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет:
внесение предложений руководителю образовательной организации по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия образовательной организации;
подготовку предложений органам местного самоуправления по созданию оптимальных условий жизнедеятельности несовершеннолетних, формированию у них здорового образа жизни и разработке межведомственных программ профилактики заболеваний;
№97 слайд
![Врач по гигиене детей и](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img96.jpg)
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет:
проведение (совместно с педагогическим персоналом) в образовательной организации мероприятий и контроль их эффективности по формированию у несовершеннолетних (на групповом и индивидуальном уровне) устойчивых стереотипов здорового образа жизни, в том числе по профилактике алкоголизма, наркоманий, токсикомании;
№98 слайд
![Врач по гигиене детей и](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img97.jpg)
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет:
организацию и методическое обеспечение работы по выявлению распространенности среди несовершеннолетних факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, курение, употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ и др.), а также стереотипов дивиантных форм поведения;
№99 слайд
![Врач по гигиене детей и](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img98.jpg)
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет:
взаимодействие с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другими учреждениями по вопросу охраны здоровья несовершеннолетних;
своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении;
№100 слайд
![Врач по гигиене детей и](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img99.jpg)
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет:
проведение санитарно-гигиенической просветительной работы среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики заболеваний несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни;
методическое обеспечение, совместно с психологами и педагогами образовательных организаций, работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;
№101 слайд
![Врач по гигиене детей и](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img100.jpg)
Содержание слайда: Врач по гигиене детей и подростков осуществляет:
оформление медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
своевременно информирует ответственного медицинского работника территориальных органов внутренних дел о фактах поступления (обращения) обучающихся, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.
№102 слайд
![Функции школьного врача](/documents_6/b661a6c13b804966b077f1c3ac7b573d/img101.jpg)
Содержание слайда: Функции школьного врача:
1) Лечебно-профилактические
а) медицинский осмотр
б) диспансеризация
в) амбулаторный прием
г) определение группы занятий физкультурой
2) Противоэпидемические
а) проведение прививок
б) предупреждение заноса инфекций в школу (изоляция больных детей)
Скачать все slide презентации Гигиена детей и подростков. (Лекция 1) одним архивом:
Похожие презентации
-
Гигиена физического воспитания детей и подростков
-
Основы питания детей и подростков. (Лекция 13)
-
Гигиенические требования к одежде и обуви детей. Соблюдение санитарно-гигиенических норм в ДОУ. (Лекция 2)
-
Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков
-
Гигиенические основы построения режима дня детей. (Лекция 2)
-
Физиолого-гигиенические особенности закаливания детей. Методика проведения закаливания
-
Профилактика употребления психоактивных веществ среди детей и подростков
-
Меры предосторожности и правила поведения детей и подростков на льду
-
Еңбек гигиенасы. (Лекция 3)
-
Еңбек гигенасы туралы жалпы түсінік гигиена ғылымының даму кезендері. (Лекция 1)