Презентация Основы теории матричных игр. Принятие решений в условиях неопределенности онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Основы теории матричных игр. Принятие решений в условиях неопределенности абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 39 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Математика » Основы теории матричных игр. Принятие решений в условиях неопределенности



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    39 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    389.00 kB
  • Просмотров:
    92
  • Скачиваний:
    1
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Содержание слайда:

№2 слайд
Подавляющее большинство
Содержание слайда: Подавляющее большинство социально-экономических решений приходится принимать с учетом противоречивых интересов, относящихся либо к различным лицам или организациям, либо к различным аспектам рассматриваемого явления, либо к тому и другому. Подавляющее большинство социально-экономических решений приходится принимать с учетом противоречивых интересов, относящихся либо к различным лицам или организациям, либо к различным аспектам рассматриваемого явления, либо к тому и другому.

№3 слайд
. Основные понятия теории .
Содержание слайда: 1. Основные понятия теории 1. Основные понятия теории матричных игр

№4 слайд
Теория игр, раздел
Содержание слайда: Теория игр, раздел математики, изучающий формальные модели принятия оптимальных решений в условиях конфликта. Теория игр, раздел математики, изучающий формальные модели принятия оптимальных решений в условиях конфликта. Под конфликтом понимается явление, в котором участвуют различные стороны, наделённые различными интересами и возможностями выбирать доступные для них действия в соответствии с этими интересами. Целью теории игр является выработка рекомендаций по рациональному образу действий участников в конфликтных ситуациях, то есть определение оптимальной стратегии каждого из них.

№5 слайд
Отдельные математические
Содержание слайда: Отдельные математические вопросы, касающиеся конфликтов, рассматривались начиная с 17 в. многими учёными. Отдельные математические вопросы, касающиеся конфликтов, рассматривались начиная с 17 в. многими учёными. Систематическая же математическая теория стратегических игр была детально разработана в 30-х годах XX века как средство математического подхода к явлениям конкурентной экономики. В ходе своего развития теория игр переросла эти рамки и превратилась в общую математическую теорию конфликтов. Её создателем считается Джон фон Нейман. Первой фундаментальной книгой по теории игр была изданная в 1944 году работа "Теория игр и экономическое поведение" (Нейман Д., Моргенштерн О. М.:Наука,1970).

№6 слайд
В условиях конфликта
Содержание слайда: В условиях конфликта стремление противника скрыть свои предстоящие действия порождает неопределённость. Наоборот, неопределённость при принятии решений (например, на основе недостаточных данных) можно интерпретировать как конфликт принимающего решения субъекта с природой. В условиях конфликта стремление противника скрыть свои предстоящие действия порождает неопределённость. Наоборот, неопределённость при принятии решений (например, на основе недостаточных данных) можно интерпретировать как конфликт принимающего решения субъекта с природой. Игрой называется всякая конфликтная ситуация, изучаемая в теории игр и представляющая собой упрощенную, схематизированную модель ситуации. От реальной конфликтной ситуации игра отличается тем, что не включает второстепенные, несущественные для ситуации факторы и ведется по определенным правилам, которые в реальной ситуации могут нарушаться.

№7 слайд
Всякая игра включает в себя
Содержание слайда: Всякая игра включает в себя три элемента: участников игры – игроков, правила игры, оценку результатов действий игроков. Всякая игра включает в себя три элемента: участников игры – игроков, правила игры, оценку результатов действий игроков. Игроком (лицом, стороной, или коалицией) называется отдельная совокупность интересов, отстаиваемая в игре. Если данную совокупность интересов отстаивает несколько участников игры, то они рассматриваются как один игрок. Игроки, имеющие противоположные по отношению друг к другу интересы, называются противниками. В игре могут сталкиваться интересы двух или более противников. Одна реализация игры называется партией; выбор действия (в пределах правил) – ходом. Ходы бывают личные и случайные. Личный ход предполагает сознательный выбор того или иного действия, разрешенного правилами игры, а случайный – не зависит от воли игрока (например, он может быть определён подбрасыванием монеты или игральной кости). Игры, в которых имеются личные ходы, называются стратегическими. Игры, состоящие только из случайных ходов, называют азартными.

№8 слайд
Стратегией игрока называется
Содержание слайда: Стратегией игрока называется совокупность правил, определяющих выбор варианта действий при каждом личном ходе в зависимости от сложившейся ситуации. Стратегией игрока называется совокупность правил, определяющих выбор варианта действий при каждом личном ходе в зависимости от сложившейся ситуации. В зависимости от числа стратегий игры делятся на конечные и бесконечные. Игра называется конечной, если у каждого игрока имеется в распоряжении только конечное число стратегий. В противном случае игра называется бесконечной. Оптимальной стратегией игрока называется такая, которая обеспечивает ему наилучшее положение в данной игре, т.е. максимальный выигрыш. Если игра повторяется неоднократно и содержит, кроме личных, ещё и случайные ходы, оптимальная стратегия обеспечивает максимальный средний выигрыш. Игра называется игрой с нулевой суммой, если сумма выигрышей всех игроков равна нулю, т.е. каждый игрок выигрывает только за счёт других. Самый простой случай – парная игра с нулевой суммой – называется антагонистической. Антагонистической игрой называется система G=<A,B,H>, где A,B - непустые множества стратегий соответственно первого и второго игроков; H(a,b) – функция выигрыша игрока A (то есть функция потерь игрока B), aA, bB. Таким образом, в процессе игры каждый игрок выбирает свою стратегию, в результате чего образуется ситуация (a, b), которой соответствует выигрыш Н(a, b) для первого игрока и – проигрыш Н(a, b) для второго.

№9 слайд
Антагонистические игры, в
Содержание слайда: Антагонистические игры, в которых каждый игрок имеет конечное множество стратегий, называются матричными играми. Для задания такой игры достаточно выписать так называемую платежную матрицу, в которой строки соответствуют стратегиям первого игрока, а столбцы – стратегиям второго игрока. Элементами матрицы служат выигрыши первого игрока. Антагонистические игры, в которых каждый игрок имеет конечное множество стратегий, называются матричными играми. Для задания такой игры достаточно выписать так называемую платежную матрицу, в которой строки соответствуют стратегиям первого игрока, а столбцы – стратегиям второго игрока. Элементами матрицы служат выигрыши первого игрока.

№10 слайд
Рассмотрим простейшую модель
Содержание слайда: Рассмотрим простейшую модель – игру, в которой участвуют два игрока, множество стратегий каждого игрока конечно, а выигрыш одного игрока равен проигрышу другого (бескоалиционная, конечная, антагонистическая игра двух лиц). Рассмотрим простейшую модель – игру, в которой участвуют два игрока, множество стратегий каждого игрока конечно, а выигрыш одного игрока равен проигрышу другого (бескоалиционная, конечная, антагонистическая игра двух лиц).

№11 слайд
Такую игру Г называют
Содержание слайда: Такую игру (Г ) называют матричной. Такую игру (Г ) называют матричной. Она определяется тройкой Г=(X,Y,K), где Х – множество стратегий 1-го игрока, Y – множество стратегий 2-го игрока, K=K(x,y) – функция выигрыша (выигрыш 1-го игрока и соответственно проигрыш 2-го при условии, что 1-й игрок выбрал стратегию , а 2-й – стратегию ). Пару (x,y) называют ситуацией в игре Г.

№12 слайд
Пусть -й игрок имеет всего m
Содержание слайда: Пусть 1-й игрок имеет всего m стратегий, а 2-й – n стратегий: Пусть 1-й игрок имеет всего m стратегий, а 2-й – n стратегий: Х=М={1,2, …, m}, Y=N={1,2, …, n}. Тогда игра Г полностью определяется заданием матрицы , где aij=K(i,j) – выигрыш 1-го игрока при условии, что он выбрал стратегию (т.е. строку) i, а 2-й игрок – стратегию (т.е. столбец) j (эти стратегии называют чистыми). Матрица А называется матрицей игры или платежной матрицей.

№13 слайд
Принцип минимакса максимина
Содержание слайда: Принцип минимакса (максимина) Величина называется нижней ценой игры или максиминным выигрышем (максимином). Величина называется верхней ценой игры или минимаксным выигрышем (минимаксом).

№14 слайд
Пусть платежная матрица игры
Содержание слайда: Пусть – платежная матрица игры Г. Пусть – платежная матрица игры Г. Если 1-й игрок выбрал стратегию i, то в худшем случае он выиграет . Поэтому он всегда может гарантировать себе выигрыш соответствующая стратегия 1-го игрока называется максиминной.

№15 слайд
Второй игрок, выбрав
Содержание слайда: Второй игрок, выбрав стратегию j, в худшем случае проиграет , а значит, может гарантировать себе проигрыш , Второй игрок, выбрав стратегию j, в худшем случае проиграет , а значит, может гарантировать себе проигрыш , соответствующая стратегия 2-го игрока называется минимаксной.

№16 слайд
Схема Схема
Содержание слайда: Схема: Схема:

№17 слайд
Например, Например,
Содержание слайда: Например, Например, Соответствующие стратегии: i0=1(максиминная), j0=1,2 (минимаксная).

№18 слайд
Справедливо неравенство
Содержание слайда: Справедливо неравенство: Справедливо неравенство:

№19 слайд
Ситуация i , j называется
Содержание слайда: Ситуация (i*, j*) называется ситуацией равновесия, или седловой точкой, если для любых , , выполняется неравенство Ситуация (i*, j*) называется ситуацией равновесия, или седловой точкой, если для любых , , выполняется неравенство Соответствующие стратегии i*, j* называются оптимальными чистыми стратегиями 1-го и 2-го игроков, а число называется ценой игры. Элемент является одновременно минимумом в своей строке и максимумом в своем столбце.

№20 слайд
Ситуация равновесия
Содержание слайда: Ситуация равновесия существует тогда и только тогда, когда (это значение и является ценой игры v). Ситуация равновесия существует тогда и только тогда, когда (это значение и является ценой игры v).

№21 слайд
Например, Например, ,
Содержание слайда: Например, Например, (2,3)-ситуация равновесная, v =4 – цена игры, i*=2, j*=3 – оптимальные стратегии 1-го и 2-го игроков. Выбрав их, 1-й игрок обеспечит себе выигрыш не менее 4 ед., а 2-й игрок проиграет не более 4 ед. при любом выборе другого игрока.

№22 слайд
Смешанной стратегией для -го
Содержание слайда: Смешанной стратегией для 1-го игрока называется упорядоченная система m действительных чисел x=(x1, x2, …, xm), , Смешанной стратегией для 1-го игрока называется упорядоченная система m действительных чисел x=(x1, x2, …, xm), , , которые можно рассматривать как относительные частоты (вероятности), с которыми 1-й игрок выбирает чистые стратегии i=1, 2, …, m. Аналогично определяется смешанная стратегия для 2-го игрока: y=(y1, y2, …, yn), , .

№23 слайд
Функция выигрыша K x,y в
Содержание слайда: Функция выигрыша K(x,y) в ситуации (x,y) определяется как математическое ожидание выигрыша 1-го игрока при условии, что 1-й и 2-й игроки выбрали соответственно стратегии x=(x1, x2, …, xm) и y=(y1, y2, …, yn): Функция выигрыша K(x,y) в ситуации (x,y) определяется как математическое ожидание выигрыша 1-го игрока при условии, что 1-й и 2-й игроки выбрали соответственно стратегии x=(x1, x2, …, xm) и y=(y1, y2, …, yn): .

№24 слайд
Если для некоторых и и для
Содержание слайда: Если для некоторых и и для всех и выполняется неравенство , то x*, y* называются оптимальными смешанными стратегиями игроков, Если для некоторых и и для всех и выполняется неравенство , то x*, y* называются оптимальными смешанными стратегиями игроков, число называется ценой игры, пара (x*, y*) – стратегической седловой точкой тройка x*, y*, v – решением игры.

№25 слайд
Свойства оптимальных
Содержание слайда: Свойства оптимальных стратегий. Свойства оптимальных стратегий.

№26 слайд
. Пусть K x,y математическое
Содержание слайда: 1. Пусть K(x,y) – математическое ожидание выигрыша в игре ГА с ценой v. 1. Пусть K(x,y) – математическое ожидание выигрыша в игре ГА с ценой v. Тогда, для того чтобы элемент был оптимальной стратегией 1-го игрока, необходимо и достаточно, чтобы для каждого элемента выполнялось неравенство Аналогично, для того чтобы был оптимальной стратегией 2-го игрока, необходимо и достаточно, чтобы для каждого выполнялось неравенство

№27 слайд
. Пусть K x,y математическое
Содержание слайда: 2. Пусть K(x,y) – математическое ожидание выигрыша в игре ГА, 2. Пусть K(x,y) – математическое ожидание выигрыша в игре ГА, v – действительное число, , . Тогда, для того чтобы v было ценой игры, а x* и y* были оптимальными стратегиями соответственно 1-го и 2-го игроков, необходимо и достаточно, чтобы для любых и выполнялось неравенство

№28 слайд
. Если x , y решение -игры
Содержание слайда: 3. Если x*, y* – решение -игры ГА, то 3. Если x*, y* – решение -игры ГА, то

№29 слайд
. Пусть , , v решение игры
Содержание слайда: 4. Пусть , , v – решение игры ГА. 4. Пусть , , v – решение игры ГА. Тогда для любого , при котором , выполняется неравенство xi=0, а для любого , при котором , выполняется неравенство yj=0.

№30 слайд
. Лемма о масштабе . . Лемма
Содержание слайда: 5. (Лемма о масштабе). 5. (Лемма о масштабе). Если ГА – игра с матрицей , а – игра с матрицей , где , где α,=const, α>0, то множества оптимальных стратегий игроков в играх ГА и совпадают, а . Иначе говоря, две игры, отличающиеся лишь началом отсчета выигрышей и масштабом их измерения, стратегически эквивалентны.

№31 слайд
. - игры . - игры
Содержание слайда: 2. ( ) - игры 2. ( ) - игры

№32 слайд
Пусть платежная матрица игры
Содержание слайда: Пусть – платежная матрица игры Г. Если она не имеет седловой точки, то единственное решение игры Г можно найти

№33 слайд
решив две системы решив две
Содержание слайда: 1) решив две системы: 1) решив две системы:

№34 слайд
по формулам по формулам или
Содержание слайда: 2) по формулам: 2) по формулам: или или

№35 слайд
в матричном виде в матричном
Содержание слайда: 3) в матричном виде: 3) в матричном виде: где – определитель матрицы А, А* – присоединенная к А матрица (транспонированная матрица из алгебраических дополнений), , , , JT и yT – транспонированные матрицы J и y.

№36 слайд
Найдем, например, решение
Содержание слайда: Найдем, например, решение игры с Найдем, например, решение игры с платежной матрицей , которая не имеет седловой точки.

№37 слайд
Составим системы Составим
Содержание слайда: 1) Составим системы: 1) Составим системы: Решив системы, получим: то есть -решение игры.

№38 слайд
Найдем решение по формулам
Содержание слайда: 2) Найдем решение по формулам: 2) Найдем решение по формулам:

№39 слайд
Найдем решение в матричном
Содержание слайда: 3) Найдем решение в матричном виде: 3) Найдем решение в матричном виде:

Скачать все slide презентации Основы теории матричных игр. Принятие решений в условиях неопределенности одним архивом: