Презентация Модели принятия решений в условиях неопределенности Теория игр онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Модели принятия решений в условиях неопределенности Теория игр абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 40 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Математика » Модели принятия решений в условиях неопределенности Теория игр
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:40 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:314.00 kB
- Просмотров:107
- Скачиваний:5
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№3 слайд
Содержание слайда: Основные понятия теории игр
Игрой называется математическая модель конфликтной ситуации. Стороны, участвующие в конфликте, называются участниками игры или игроками, а исход конфликта - выигрышем.
Игра ведется по определенным правилам, которые представляют собой систему условий, регламентирующих возможные действия игроков.
№4 слайд
Содержание слайда: Ходом называется выбор одного из предложенных правилами игры действий и его осуществление.
Ходом называется выбор одного из предложенных правилами игры действий и его осуществление.
Стратегией игрока называется совокупность правил, определяющих выбор его действий при каждом личном ходе в зависимости от сложившейся ситуации.
№5 слайд
Содержание слайда: Для того, чтобы найти решение игры, следует для каждого игрока выбрать стратегию, которая удовлетворяет условию оптимальности, т.е. один из игроков должен получить максимальный выигрыш, когда второй придерживается своей стратегии. В то же время второй игрок должен иметь минимальный проигрыш, если первый придерживается своей стратегии. Такие стратегии называются оптимальными. Любому из игроков невыгодно отказаться от своей стратегии в игре.
Для того, чтобы найти решение игры, следует для каждого игрока выбрать стратегию, которая удовлетворяет условию оптимальности, т.е. один из игроков должен получить максимальный выигрыш, когда второй придерживается своей стратегии. В то же время второй игрок должен иметь минимальный проигрыш, если первый придерживается своей стратегии. Такие стратегии называются оптимальными. Любому из игроков невыгодно отказаться от своей стратегии в игре.
№6 слайд
Содержание слайда: Математическая модель задачи
Пусть игрок А располагает m стратегиями, которые обозначим А1, А2, … , Аm. Пусть у игрока В имеется n стратегий, обозначим их В1, В2, …,Вn. В этом случае игра имеет размерность m х n. В результате выбора игроками любой пары стратегий Аi и Вj (i =1,2, … m; j = 1,2, …, n) однозначно определяется исход игры, т.е. выигрыш aij игрока А (положительный или отрицательный) и проигрыш (-aij ) игрока В.
№7 слайд
Содержание слайда: Предположим, что значения aij известны для любой пары стратегий (Аi,Вj). Матрица Р =(aij), i = 1,2, … , m; j = 1,2, …,n, элементами которой являются выигрыши, соответствующие стратегиям Аi, и Вj, называется платежной матрицей или матрицей игры:
Предположим, что значения aij известны для любой пары стратегий (Аi,Вj). Матрица Р =(aij), i = 1,2, … , m; j = 1,2, …,n, элементами которой являются выигрыши, соответствующие стратегиям Аi, и Вj, называется платежной матрицей или матрицей игры:
№8 слайд
Содержание слайда: Нижняя цена игры
Обозначим через i наименьший выигрыш игрока А при выборе им стратегии Аi для всех возможных стратегий игрока В (наименьшее число в i-ой строке платежной матрицы). Среди всех чисел i (i = 1,2, …, m) выберем наибольшее: = mах {i }.
Число называется нижней ценой игры. Это гарантированный выигрыш игрока А при любой стратегии игрока В.
№9 слайд
Содержание слайда: Верхняя цена игры
Игрок В заинтересован в том, чтобы уменьшить выигрыш игрока А, (а следовательно - свой проигрыш ). Выбирая стратегию Вj, он учитывает максимально возможный при этом выигрыш игрока А. Обозначим j наибольший возможный выигрыш игрока при выборе игроком В его стратегии Вj (наибольшее число в j-ом столбце платежной матрицы). Среди всех чисел j (j = 1,2, …, n) выберем наименьшее: = min{j }.
Число называется верхней ценой игры. Это гарантированный проигрыш игрока В.
№10 слайд
Содержание слайда: Игра с седловой точкой
Фактический выигрыш игрока А при разумных действиях партнеров ограничен нижней и верхней ценой игры.
Если верхняя и нижняя цены игры совпадают, то общее значение верхней и нижней цены игры ==v называется ценой игры. В этом случае игра называется вполне определенной или игрой с седловой точкой.
№11 слайд
Содержание слайда: Седловой точкой называется элемент платежной матрицы, одновременно минимальный в своей строке и максимальный в своем столбце.
Седловой точкой называется элемент платежной матрицы, одновременно минимальный в своей строке и максимальный в своем столбце.
Седловой точке соответствуют оптимальные стратегии игроков Аi и Вj, их совокупность - это решение игры, которое обладает следующим свойством: если один из игроков придерживается своей оптимальной стратегии, то для другого отклонение от его оптимальной стратегии невыгодно. В этом случае говорят, что игра имеет решение в чистых стратегиях.
№14 слайд
Содержание слайда: Поскольку ==v=2, то платежная матрица содержит седловую точку, а игра имеет решение в чистых стратегиях.
Поскольку ==v=2, то платежная матрица содержит седловую точку, а игра имеет решение в чистых стратегиях.
Седловая точка находится во второй строке и втором столбце, следовательно оптимальными являются стратегии А2 и В2. При этом цена игры v=2.
№16 слайд
Содержание слайда: Смешанной стратегией SA игрока А называется применение чистых стратегий А1, А2,… , Аi,…, Аm с вероятностями p1, p2,…, pi,…, pm, причем pi = 1.
Смешанной стратегией SA игрока А называется применение чистых стратегий А1, А2,… , Аi,…, Аm с вероятностями p1, p2,…, pi,…, pm, причем pi = 1.
Смешанные стратегии игрока А записываются в виде матрицы:
или в виде строки SA= (p1, p2,…, pi,…, pm).
№18 слайд
Содержание слайда: Если один из игроков придерживается своей оптимальной смешанной стратегии, то выигрыш остается неизменным и равным цене игры v, если второй игрок не выходит за пределы своих активных стратегий.
Если один из игроков придерживается своей оптимальной смешанной стратегии, то выигрыш остается неизменным и равным цене игры v, если второй игрок не выходит за пределы своих активных стратегий.
Цена игры удовлетворяет неравенству: v .
№20 слайд
Содержание слайда: Предположим, что игра не имеет седловой точки.
Предположим, что игра не имеет седловой точки.
Найдем ее решение в смешанных стратегиях: SA = (p1, p2,…, pi,…, pm) и SВ =(q1, q2,…,qj, … ,qn).
Применение игроком А оптимальной стратегии SA должно обеспечивать ему при любых действиях игрока В выигрыш не меньше цены игры v.
№22 слайд
Содержание слайда: Поэтому выполняются следующие соотношения:
Поэтому выполняются следующие соотношения:
причем pi = 1.
Аналогично, для игрока В оптимальная стратегия SВ должна обеспечить при любых стратегиях игрока А проигрыш, не превышающий величину v, т.е. справедливо соотношение:
Для решения этих задач используют методы линейного программирования.
№23 слайд
Содержание слайда: Игры с природой
В некоторых случаях успех экономической деятельности зависит не от сознательно противодействующего конкурента, а от объективной действительности, которую принято называть "природой".
Пусть игрок А располагает m стратегиями, которые обозначим А1, А2, … , Аm, а относительно "природы" известно, что она может принимать n различных состояний, обозначим их Р1, Р2, … Рn.
№25 слайд
Содержание слайда: Игрок А в играх с "природой" старается действовать осмотрительно, используя стратегию, позволяющую получить наибольший выигрыш (наименьший проигрыш).
Игрок А в играх с "природой" старается действовать осмотрительно, используя стратегию, позволяющую получить наибольший выигрыш (наименьший проигрыш).
"Природа" (игрок Р) действует случайно, возможные стратегии определяются как ее состояние (погода, спрос на определенную продукцию, сочетание производственных факторов).
№26 слайд
Содержание слайда: Различают игры с "природой" в условиях определенности и игры с "природой" в условиях неопределенности.
Различают игры с "природой" в условиях определенности и игры с "природой" в условиях неопределенности.
В первом случае задано распределение вероятностей состояний природы, во втором - оно неизвестно. В этом случае приходится принимать решение в условиях риска.
№27 слайд
Содержание слайда: Риском игрока А при использовании стратегии Аi при состоянии "природы" Pj называется разность между выигрышем, который он получил бы, если бы знал Pj и выигрышем, который он получит в обычных условиях, применяя стратегию Аi:
Риском игрока А при использовании стратегии Аi при состоянии "природы" Pj называется разность между выигрышем, который он получил бы, если бы знал Pj и выигрышем, который он получит в обычных условиях, применяя стратегию Аi:
rij = j - ij, где j = mах {ij }.
i
Рассмотрим критерии, используемые при решении игр с природой.
№31 слайд
Содержание слайда: Критерий минимального риска Сэвиджа
Рекомендует выбирать стратегию, при которой величина риска принимает наименьшее значение в самой неблагоприятной ситуации, т.е.
VS= min mах rij.
i j
Критерии Вальда и Сэвиджа основаны на пессимистической оценке обстановки. В отличие от них следующий критерий использует как пессимистический, так и оптимистический подход к ситуации.
№32 слайд
Содержание слайда: Критерий Гурвица
По этому критерию выбирается максимум линейной комбинации максимальных или минимальных выигрышей.
VH = mах { min aij +(1-) mах aij }.
i j j
Если =1, критерий Гурвица превращается в пессимистический критерий Вальда. При =0 - в критерий крайнего оптимизма, рассчитанный на наилучшее стечение обстоятельств. Обычно принимают в пределах от 0,5 до 0,7.
№33 слайд
Содержание слайда: Задача
Возможно строительство четырех типов электростанций: тепловых (стратегия А1), приплотинных (А2), бесшлюзовых (А3), шлюзовых (А4). Эффективность каждого из типов зависит от различных факторов: режима рек, стоимости топлива и его перевозки и т.п.
Предположим, что выделено четыре различных состояния, каждое из которых означает определенное сочетание факторов, влияющих на эффективность энергетических объектов.
№34 слайд
Содержание слайда: Состояния природы обозначим через Р1, Р2, Р3 и Р4. Экономическая эффективность строительства отдельных видов электростанций изменяется в зависимости от состояний природы и задана матрицей:
Состояния природы обозначим через Р1, Р2, Р3 и Р4. Экономическая эффективность строительства отдельных видов электростанций изменяется в зависимости от состояний природы и задана матрицей:
Проанализировать ситуацию и выбрать оптимальную стратегию:
№35 слайд
Содержание слайда: а) на основе критерия Бейеса - Лапласа при заданном распределении вероятности состояний природы Р = (1/7, 2/7, 3/7, 1/7);
а) на основе критерия Бейеса - Лапласа при заданном распределении вероятности состояний природы Р = (1/7, 2/7, 3/7, 1/7);
б) на основе критерия Лапласа в предположении, что все состояния природы равновероятны;
в) используя максиминный критерий Вальда;
г) на базе критерия минимального риска Сэвиджа;
д) на основе критерия Гурвица при = 0,6.
№36 слайд
Содержание слайда: Решение:
а) Определим математические ожидания выигрыша игрока А при выборе им стратегии Аi:
А1М1= 5·1/7 + 2·2/7+8·3/7+4·1/7 = 37/7 5,29;
А2М2= 2·1/7 + 3·2/7+4·3/7+12·1/7 = 32/7 4,57;
А3М3= 8·1/7 + 5·2/7+3·3/7+10·1/7 = 37/7 5,29;
А4 М4= 1·1/7 + 4·2/7+2·3/7+8·1/7 = 23/7 3,29.
VB-L = mах {5,29; 4,57; 5,29; 3,29} =5,29.
В соответствии с этим по критерию Бейеса-Лапласа наиболее предпочтительными являются стратегии А1 и А3.
№37 слайд
Содержание слайда: б) Если предположить, что все состояния природы равновероятны, то p1= p2= p3= =p4=1/4.
б) Если предположить, что все состояния природы равновероятны, то p1= p2= p3= =p4=1/4.
Определим математические ожидания выигрыша игрока А при выборе им стратегии Аi:
А1 a1j /4 =(5+2+8+4)/4=19/4=4,75;
А2 a2j /4=(2+3+4+12)/4=21/4=5,25;
А3 a3j /4=(8+5+3+10)/4=26/4=6,5;
А4 a4j /4=(1+4+2+8)/4=15/4=3,75.
Поскольку VL = mах {4,75; 5,25; 6,5; 3,75}= 6,5, то по критерию Лапласа оптимальной является стратегия А3.
№40 слайд
Содержание слайда: д) Воспользуемся критерием Гурвица при при = 0,6. Определим значение VH =mах {min aij+(1-)mах aij}= =mах {0,6 min aij + 0,4 mах aij}= =mах {0,6·2 + 0,4·8; 0,6·2 + 0,4·12; 0,6·3+ 0,4·10; 0,6· 1 + 0,4· 8}= mах {4,4; 6,0; 5,8; 3,8}= 6,0. Таким образом, согласно критерию Гурвица оптимальной является стратегия А2.
д) Воспользуемся критерием Гурвица при при = 0,6. Определим значение VH =mах {min aij+(1-)mах aij}= =mах {0,6 min aij + 0,4 mах aij}= =mах {0,6·2 + 0,4·8; 0,6·2 + 0,4·12; 0,6·3+ 0,4·10; 0,6· 1 + 0,4· 8}= mах {4,4; 6,0; 5,8; 3,8}= 6,0. Таким образом, согласно критерию Гурвица оптимальной является стратегия А2.
Анализ результатов проведенных на основе различных критериев исследований показывает, что доминирующей является стратегия А3.
Скачать все slide презентации Модели принятия решений в условиях неопределенности Теория игр одним архивом:
-
Основы теории матричных игр. Принятие решений в условиях неопределенности
-
Теория принятия решении в условиях неопределенности
-
Теория игр и принятие решений
-
Математическая статистика - наука о принятии решений в условиях неопределенности
-
Теория статистических решений (статистические игры, игры с «природой«)
-
Игровые модели. Классификация игр. Теория игр
-
Основы теории принятия решений. Лекция 1
-
Критерий для оптимизации решений в условиях риска и неопределённости
-
Моделирование конфликтных ситуаций с применением математической теории игр
-
Принятие решений при неполной информации. Классификация методов теории принятия решений