Презентация Модели принятия решений в условиях неопределенности Теория игр онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Модели принятия решений в условиях неопределенности Теория игр абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 40 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Математика » Модели принятия решений в условиях неопределенности Теория игр



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    40 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    314.00 kB
  • Просмотров:
    107
  • Скачиваний:
    5
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Модели принятия решений в
Содержание слайда: Модели принятия решений в условиях неопределенности Теория игр

№2 слайд
Основные вопросы . Основные
Содержание слайда: Основные вопросы 1. Основные понятия теории игр. 2. Нижняя и верхняя цена игры. 3. Игра с седловой точкой. 4. Решение игры в смешанных стратегиях. 5. Сведение решения игры к задаче линейного программирования. 6. Игры с природой.

№3 слайд
Основные понятия теории игр
Содержание слайда: Основные понятия теории игр Игрой называется математическая модель конфликтной ситуации. Стороны, участвующие в конфликте, называются участниками игры или игроками, а исход конфликта - выигрышем. Игра ведется по определенным правилам, которые представляют собой систему условий, регламентирующих возможные действия игроков.

№4 слайд
Ходом называется выбор одного
Содержание слайда: Ходом называется выбор одного из предложенных правилами игры действий и его осуществление. Ходом называется выбор одного из предложенных правилами игры действий и его осуществление. Стратегией игрока называется совокупность правил, определяющих выбор его действий при каждом личном ходе в зависимости от сложившейся ситуации.

№5 слайд
Для того, чтобы найти решение
Содержание слайда: Для того, чтобы найти решение игры, следует для каждого игрока выбрать стратегию, которая удовлетворяет условию оптимальности, т.е. один из игроков должен получить максимальный выигрыш, когда второй придерживается своей стратегии. В то же время второй игрок должен иметь минимальный проигрыш, если первый придерживается своей стратегии. Такие стратегии называются оптимальными. Любому из игроков невыгодно отказаться от своей стратегии в игре. Для того, чтобы найти решение игры, следует для каждого игрока выбрать стратегию, которая удовлетворяет условию оптимальности, т.е. один из игроков должен получить максимальный выигрыш, когда второй придерживается своей стратегии. В то же время второй игрок должен иметь минимальный проигрыш, если первый придерживается своей стратегии. Такие стратегии называются оптимальными. Любому из игроков невыгодно отказаться от своей стратегии в игре.

№6 слайд
Математическая модель задачи
Содержание слайда: Математическая модель задачи Пусть игрок А располагает m стратегиями, которые обозначим А1, А2, … , Аm. Пусть у игрока В имеется n стратегий, обозначим их В1, В2, …,Вn. В этом случае игра имеет размерность m х n. В результате выбора игроками любой пары стратегий Аi и Вj (i =1,2, … m; j = 1,2, …, n) однозначно определяется исход игры, т.е. выигрыш aij игрока А (положительный или отрицательный) и проигрыш (-aij ) игрока В.

№7 слайд
Предположим, что значения aij
Содержание слайда: Предположим, что значения aij известны для любой пары стратегий (Аi,Вj). Матрица Р =(aij), i = 1,2, … , m; j = 1,2, …,n, элементами которой являются выигрыши, соответствующие стратегиям Аi, и Вj, называется платежной матрицей или матрицей игры: Предположим, что значения aij известны для любой пары стратегий (Аi,Вj). Матрица Р =(aij), i = 1,2, … , m; j = 1,2, …,n, элементами которой являются выигрыши, соответствующие стратегиям Аi, и Вj, называется платежной матрицей или матрицей игры:

№8 слайд
Нижняя цена игры Обозначим
Содержание слайда: Нижняя цена игры Обозначим через i наименьший выигрыш игрока А при выборе им стратегии Аi для всех возможных стратегий игрока В (наименьшее число в i-ой строке платежной матрицы). Среди всех чисел i (i = 1,2, …, m) выберем наибольшее:  = mах {i }. Число  называется нижней ценой игры. Это гарантированный выигрыш игрока А при любой стратегии игрока В.

№9 слайд
Верхняя цена игры Игрок В
Содержание слайда: Верхняя цена игры Игрок В заинтересован в том, чтобы уменьшить выигрыш игрока А, (а следовательно - свой проигрыш ). Выбирая стратегию Вj, он учитывает максимально возможный при этом выигрыш игрока А. Обозначим j наибольший возможный выигрыш игрока при выборе игроком В его стратегии Вj (наибольшее число в j-ом столбце платежной матрицы). Среди всех чисел j (j = 1,2, …, n) выберем наименьшее: = min{j }. Число  называется верхней ценой игры. Это гарантированный проигрыш игрока В.

№10 слайд
Игра с седловой точкой
Содержание слайда: Игра с седловой точкой Фактический выигрыш игрока А при разумных действиях партнеров ограничен нижней и верхней ценой игры. Если верхняя и нижняя цены игры совпадают, то общее значение верхней и нижней цены игры ==v называется ценой игры. В этом случае игра называется вполне определенной или игрой с седловой точкой.

№11 слайд
Седловой точкой называется
Содержание слайда: Седловой точкой называется элемент платежной матрицы, одновременно минимальный в своей строке и максимальный в своем столбце. Седловой точкой называется элемент платежной матрицы, одновременно минимальный в своей строке и максимальный в своем столбце. Седловой точке соответствуют оптимальные стратегии игроков Аi и Вj, их совокупность - это решение игры, которое обладает следующим свойством: если один из игроков придерживается своей оптимальной стратегии, то для другого отклонение от его оптимальной стратегии невыгодно. В этом случае говорят, что игра имеет решение в чистых стратегиях.

№12 слайд
Пример Найти решение игры,
Содержание слайда: Пример Найти решение игры, заданной платежной матрицей: (Игрок А имеет 3 стратегии: А1;А2;А3. Игрок В имеет 4 стратегии: В1;В2;В3;В4.

№13 слайд
Решение Определим наименьшие
Содержание слайда: Решение: Определим наименьшие по строкам числа i и наибольшие по столбцам числа j: Определим нижнюю цену игры:  = mах {i } = mах {0,2,-1} =2. Верхняя цена игры: = min{j } = min {3,2,4,5} = 2.

№14 слайд
Поскольку v , то платежная
Содержание слайда: Поскольку ==v=2, то платежная матрица содержит седловую точку, а игра имеет решение в чистых стратегиях. Поскольку ==v=2, то платежная матрица содержит седловую точку, а игра имеет решение в чистых стратегиях. Седловая точка находится во второй строке и втором столбце, следовательно оптимальными являются стратегии А2 и В2. При этом цена игры v=2.

№15 слайд
Решение игры в смешанных
Содержание слайда: Решение игры в смешанных стратегиях Если игра не имеет седловой точки, то применение чистых стратегий не дает оптимального решения игры. В таком случае можно получить оптимальное решение, случайным образом чередуя чистые стратегии.

№16 слайд
Смешанной стратегией SA
Содержание слайда: Смешанной стратегией SA игрока А называется применение чистых стратегий А1, А2,… , Аi,…, Аm с вероятностями p1, p2,…, pi,…, pm, причем  pi = 1. Смешанной стратегией SA игрока А называется применение чистых стратегий А1, А2,… , Аi,…, Аm с вероятностями p1, p2,…, pi,…, pm, причем  pi = 1. Смешанные стратегии игрока А записываются в виде матрицы: или в виде строки SA= (p1, p2,…, pi,…, pm).

№17 слайд
Аналогично смешанные
Содержание слайда: Аналогично смешанные стратегии игрока В обозначаются: Аналогично смешанные стратегии игрока В обозначаются: или SВ=( q1 q2 … qj … qn), где  qj =1. Чистая стратегия, которая входит в оптимальную смешанную стратегию с отличной от нуля вероятностью, называется активной.

№18 слайд
Если один из игроков
Содержание слайда: Если один из игроков придерживается своей оптимальной смешанной стратегии, то выигрыш остается неизменным и равным цене игры v, если второй игрок не выходит за пределы своих активных стратегий. Если один из игроков придерживается своей оптимальной смешанной стратегии, то выигрыш остается неизменным и равным цене игры v, если второй игрок не выходит за пределы своих активных стратегий. Цена игры удовлетворяет неравенству:   v  .

№19 слайд
Сведение решения игры к
Содержание слайда: Сведение решения игры к задаче линейного программирования Рассмотрим игру, заданную платежной матрицей: Если такая игра имеет седловую точку, то оптимальное решение игры - это пара чистых стратегий, соответствующих этой точке.

№20 слайд
Предположим, что игра не
Содержание слайда: Предположим, что игра не имеет седловой точки. Предположим, что игра не имеет седловой точки. Найдем ее решение в смешанных стратегиях: SA = (p1, p2,…, pi,…, pm) и SВ =(q1, q2,…,qj, … ,qn). Применение игроком А оптимальной стратегии SA должно обеспечивать ему при любых действиях игрока В выигрыш не меньше цены игры v.

№21 слайд
Определим математическое
Содержание слайда: Определим математическое ожидание выигрыша игрока А в случае, если его соперник выбрал свою первую стратегию В1. Определим математическое ожидание выигрыша игрока А в случае, если его соперник выбрал свою первую стратегию В1. Аналогично определим М2,М3,….Mn≥v

№22 слайд
Поэтому выполняются следующие
Содержание слайда: Поэтому выполняются следующие соотношения: Поэтому выполняются следующие соотношения: причем  pi = 1. Аналогично, для игрока В оптимальная стратегия SВ должна обеспечить при любых стратегиях игрока А проигрыш, не превышающий величину v, т.е. справедливо соотношение: Для решения этих задач используют методы линейного программирования.

№23 слайд
Игры с природой В некоторых
Содержание слайда: Игры с природой В некоторых случаях успех экономической деятельности зависит не от сознательно противодействующего конкурента, а от объективной действительности, которую принято называть "природой". Пусть игрок А располагает m стратегиями, которые обозначим А1, А2, … , Аm, а относительно "природы" известно, что она может принимать n различных состояний, обозначим их Р1, Р2, … Рn.

№24 слайд
Известен выигрыш aij игрока А
Содержание слайда: Известен выигрыш aij игрока А при каждой паре стратегий игрока и "природы", т.е. известна платежная матрица: Известен выигрыш aij игрока А при каждой паре стратегий игрока и "природы", т.е. известна платежная матрица:

№25 слайд
Игрок А в играх с quot
Содержание слайда: Игрок А в играх с "природой" старается действовать осмотрительно, используя стратегию, позволяющую получить наибольший выигрыш (наименьший проигрыш). Игрок А в играх с "природой" старается действовать осмотрительно, используя стратегию, позволяющую получить наибольший выигрыш (наименьший проигрыш). "Природа" (игрок Р) действует случайно, возможные стратегии определяются как ее состояние (погода, спрос на определенную продукцию, сочетание производственных факторов).

№26 слайд
Различают игры с quot
Содержание слайда: Различают игры с "природой" в условиях определенности и игры с "природой" в условиях неопределенности. Различают игры с "природой" в условиях определенности и игры с "природой" в условиях неопределенности. В первом случае задано распределение вероятностей состояний природы, во втором - оно неизвестно. В этом случае приходится принимать решение в условиях риска.

№27 слайд
Риском игрока А при
Содержание слайда: Риском игрока А при использовании стратегии Аi при состоянии "природы" Pj называется разность между выигрышем, который он получил бы, если бы знал Pj и выигрышем, который он получит в обычных условиях, применяя стратегию Аi: Риском игрока А при использовании стратегии Аi при состоянии "природы" Pj называется разность между выигрышем, который он получил бы, если бы знал Pj и выигрышем, который он получит в обычных условиях, применяя стратегию Аi: rij = j - ij, где j = mах {ij }. i Рассмотрим критерии, используемые при решении игр с природой.

№28 слайд
Критерий Бейеса-Лапласа При
Содержание слайда: Критерий Бейеса-Лапласа При известном распределении вероятностей различных состояний природы Р =( p1, p2, …, pn,), где p1+ p2+…+ pn=1, критерием принятия решений является максимум математического ожидания выигрыша, т.е. VB-L = mах  aij pj, где i = 1,2, …, m. i j

№29 слайд
Критерий Лапласа Если ни одно
Содержание слайда: Критерий Лапласа Если ни одно из состояний "природы" нельзя предпочесть другим, выдвигают гипотезу о том, что все они равновероятны: p1= p2=…=pn= 1/n. Тогда VL = mах  aij ·1/n . i j

№30 слайд
Максиминный критерий Вальда
Содержание слайда: Максиминный критерий Вальда Он основан на выборе стратегии игрока А, позволяющей гарантировать ему получение нижней цены игры: VW= mах min aij. i j

№31 слайд
Критерий минимального риска
Содержание слайда: Критерий минимального риска Сэвиджа Рекомендует выбирать стратегию, при которой величина риска принимает наименьшее значение в самой неблагоприятной ситуации, т.е. VS= min mах rij. i j Критерии Вальда и Сэвиджа основаны на пессимистической оценке обстановки. В отличие от них следующий критерий использует как пессимистический, так и оптимистический подход к ситуации.

№32 слайд
Критерий Гурвица По этому
Содержание слайда: Критерий Гурвица По этому критерию выбирается максимум линейной комбинации максимальных или минимальных выигрышей. VH = mах { min aij +(1-) mах aij }. i j j Если =1, критерий Гурвица превращается в пессимистический критерий Вальда. При =0 - в критерий крайнего оптимизма, рассчитанный на наилучшее стечение обстоятельств. Обычно  принимают в пределах от 0,5 до 0,7.

№33 слайд
Задача Возможно строительство
Содержание слайда: Задача Возможно строительство четырех типов электростанций: тепловых (стратегия А1), приплотинных (А2), бесшлюзовых (А3), шлюзовых (А4). Эффективность каждого из типов зависит от различных факторов: режима рек, стоимости топлива и его перевозки и т.п. Предположим, что выделено четыре различных состояния, каждое из которых означает определенное сочетание факторов, влияющих на эффективность энергетических объектов.

№34 слайд
Состояния природы обозначим
Содержание слайда: Состояния природы обозначим через Р1, Р2, Р3 и Р4. Экономическая эффективность строительства отдельных видов электростанций изменяется в зависимости от состояний природы и задана матрицей: Состояния природы обозначим через Р1, Р2, Р3 и Р4. Экономическая эффективность строительства отдельных видов электростанций изменяется в зависимости от состояний природы и задана матрицей: Проанализировать ситуацию и выбрать оптимальную стратегию:

№35 слайд
а на основе критерия Бейеса -
Содержание слайда: а) на основе критерия Бейеса - Лапласа при заданном распределении вероятности состояний природы Р = (1/7, 2/7, 3/7, 1/7); а) на основе критерия Бейеса - Лапласа при заданном распределении вероятности состояний природы Р = (1/7, 2/7, 3/7, 1/7); б) на основе критерия Лапласа в предположении, что все состояния природы равновероятны; в) используя максиминный критерий Вальда; г) на базе критерия минимального риска Сэвиджа; д) на основе критерия Гурвица при  = 0,6.

№36 слайд
Решение а Определим
Содержание слайда: Решение: а) Определим математические ожидания выигрыша игрока А при выборе им стратегии Аi: А1М1= 5·1/7 + 2·2/7+8·3/7+4·1/7 = 37/7 5,29; А2М2= 2·1/7 + 3·2/7+4·3/7+12·1/7 = 32/7 4,57; А3М3= 8·1/7 + 5·2/7+3·3/7+10·1/7 = 37/7 5,29; А4 М4= 1·1/7 + 4·2/7+2·3/7+8·1/7 = 23/7 3,29. VB-L = mах {5,29; 4,57; 5,29; 3,29} =5,29. В соответствии с этим по критерию Бейеса-Лапласа наиболее предпочтительными являются стратегии А1 и А3.

№37 слайд
б Если предположить, что все
Содержание слайда: б) Если предположить, что все состояния природы равновероятны, то p1= p2= p3= =p4=1/4. б) Если предположить, что все состояния природы равновероятны, то p1= p2= p3= =p4=1/4. Определим математические ожидания выигрыша игрока А при выборе им стратегии Аi: А1 a1j /4 =(5+2+8+4)/4=19/4=4,75; А2 a2j /4=(2+3+4+12)/4=21/4=5,25; А3 a3j /4=(8+5+3+10)/4=26/4=6,5; А4 a4j /4=(1+4+2+8)/4=15/4=3,75. Поскольку VL = mах {4,75; 5,25; 6,5; 3,75}= 6,5, то по критерию Лапласа оптимальной является стратегия А3.

№38 слайд
в Согласно критерию Вальда в
Содержание слайда: в) Согласно критерию Вальда в) Согласно критерию Вальда VW= mах min aij. = mах {2,2,3,1}=3 i j Следовательно максиминная стратегия игрока А - А3. г) Построим матрицу рисков.

№39 слайд
Согласно критерию Сэвиджа
Содержание слайда: Согласно критерию Сэвиджа определяем: Согласно критерию Сэвиджа определяем: VS=min mах r ij = min{8,6,5,7}= 5. В соответствии с этим критерием также наиболее предпочтительна стратегия А3.

№40 слайд
д Воспользуемся критерием
Содержание слайда: д) Воспользуемся критерием Гурвица при при  = 0,6. Определим значение VH =mах {min aij+(1-)mах aij}= =mах {0,6 min aij + 0,4 mах aij}= =mах {0,6·2 + 0,4·8; 0,6·2 + 0,4·12; 0,6·3+ 0,4·10; 0,6· 1 + 0,4· 8}= mах {4,4; 6,0; 5,8; 3,8}= 6,0. Таким образом, согласно критерию Гурвица оптимальной является стратегия А2. д) Воспользуемся критерием Гурвица при при  = 0,6. Определим значение VH =mах {min aij+(1-)mах aij}= =mах {0,6 min aij + 0,4 mах aij}= =mах {0,6·2 + 0,4·8; 0,6·2 + 0,4·12; 0,6·3+ 0,4·10; 0,6· 1 + 0,4· 8}= mах {4,4; 6,0; 5,8; 3,8}= 6,0. Таким образом, согласно критерию Гурвица оптимальной является стратегия А2. Анализ результатов проведенных на основе различных критериев исследований показывает, что доминирующей является стратегия А3.

Скачать все slide презентации Модели принятия решений в условиях неопределенности Теория игр одним архивом: