Презентация Логика и методология научного исследования (науч стат) онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Логика и методология научного исследования (науч стат) абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 59 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Философия » Логика и методология научного исследования (науч стат)



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    59 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    186.85 kB
  • Просмотров:
    140
  • Скачиваний:
    1
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Логика и методология научного
Содержание слайда: Логика и методология научного исследования Автор-составитель: к.ф.н., доцент Чернышева Елена Николаевна Кафедра философии (ком. 539) chernel0602@gmail.com

№2 слайд
Лекции - . . Что такое наука
Содержание слайда: Лекции 1-2. 1. Что такое наука и научное исследование? 2. Что такое логика? Основные формы абстрактно-теоретического мышления. 3. Что такое методология? Основные классификации методов.

№3 слайд
Что такое наука? . Наука это
Содержание слайда: Что такое наука? 1. Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. 2. Наука – это результат такой деятельности – система полученных научных знаний. 3. Наука – одна из форм общественного сознания, социальный институт – система взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, включает также систему научной информации, норм и ценностей науки.

№4 слайд
Цели науки . Получение знаний
Содержание слайда: Цели науки 1. Получение знаний об объективном и субъективном мире 2. Постижение объективной истины

№5 слайд
Критерии научного знания .
Содержание слайда: Критерии научного знания 1. рациональность 2. истинность 3. объективность … 4. системность 5. доказательность

№6 слайд
Функции науки . объяснить .
Содержание слайда: Функции науки 1. объяснить 2. предсказать

№7 слайд
Научное исследование Научное
Содержание слайда: Научное исследование Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Отличительные признаки: 1. это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач; 2. это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов; 3. оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты; 4. ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

№8 слайд
Основные средства
Содержание слайда: Основные средства научно-теоретического исследования 1. совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему; 2. совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собой и образующих характерный язык науки

№9 слайд
Инструментарий научного
Содержание слайда: Инструментарий научного исследования 1. Логика 2. Математика 3. Методология

№10 слайд
Что такое логика? Логика это
Содержание слайда: Что такое логика? Логика – это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях и отношениях между мыслями по их логическим формам.

№11 слайд
Что такое формы мышления? .
Содержание слайда: Что такое формы мышления? 1. Понятие 2. Суждение 3. Умозаключение

№12 слайд
Что такое понятие? Понятие
Содержание слайда: Что такое понятие? Понятие – это мысль, в которой обобщены и выделены в класс из некоторого множества предметы по системе признаков, общей только для этих выделенных предметов. Примеры: «институт», «российская экономика»

№13 слайд
Что такое суждение? Суждение
Содержание слайда: Что такое суждение? Суждение – это мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие свойств у предметов, а также отношений и связей между предметами. Примеры: «Все студенты являются учащимися», «Наступил учебный год, и начались занятия в академии»

№14 слайд
Что такое умозаключение?
Содержание слайда: Что такое умозаключение? Умозаключение – процесс получения нового знания, выраженного в суждениях, из других знаний, тоже выраженных в суждениях. Пример: Некоторые студенты являются спортсменами. Следовательно, некоторые спортсмены являются студентами.

№15 слайд
Что такое методология? В
Содержание слайда: Что такое методология? В широком смысле: Методология – система научных принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также – учение об этой системе.

№16 слайд
Что такое научная
Содержание слайда: Что такое научная методология? Методология науки 1. дает характеристику компонентов научного исследования, его объекта, предмета, задач, совокупности средств, необходимых для решения задач исследования, 2. а также формирует представление о последовательности действий исследователя в процессе решения задачи.

№17 слайд
уровня методологии .
Содержание слайда: 4 уровня методологии 1. Философская методология 2. Общенаучная методология 3. Конкретно-научная методология 4. Методология данного конкретного исследования

№18 слайд
Философская методология
Содержание слайда: Философская методология Метафизический метод – вещи и явления рассматриваются изолировано, отдельно, независимо друг от друга (простое, единое, целостное) Диалектический метод: 1. законы диалектики 2. объект исследования – объективная реальность 3. вещи и явления рассматриваются всесторонне, во взаимосвязи, в непрерывном изменении, конкретно-исторически 4. практика как основной критерий истинности знаний

№19 слайд
Общенаучные методы .
Содержание слайда: Общенаучные методы 1. общелогические 2. теоретические 3. эмпирические

№20 слайд
Общелогические методы .
Содержание слайда: Общелогические методы 1. анализ 2. синтез 3. индукция 4. дедукция 5. аналогия

№21 слайд
Теоретические методы .
Содержание слайда: Теоретические методы 1. аксиоматический 2. гипотетический (гипотетико-дедуктивный) 3. формализация 4. абстрагирование 5. обобщение 6. исторический метод 7. восхождение от абстрактного к конкретному

№22 слайд
Эмпирические методы .
Содержание слайда: Эмпирические методы 1. наблюдение 2. эксперимент 3. сравнение 4. измерение 5. описание 6. моделирование

№23 слайд
Лекция - . . Логика процесса
Содержание слайда: Лекция 3-4. 1. Логика процесса исследования. 2. Организация проведения научного исследования. Этапы научного исследования и их содержание. 3. Формы развития знания (проблема, гипотеза, теория) 4. Нормы научной деятельности.

№24 слайд
Два уровня научного
Содержание слайда: Два уровня научного исследования 1. эмпирический: цель – получение и первичная обработка исходного фактического материала (факты) 2. теоретический: цель – глубокий анализ фактов, проникновение в сущность исследуемых явлений, познание и формулирование в качественной и количественной форме законов, то есть объяснение явлений (проблема, гипотеза, теория)

№25 слайд
Основные этапы научного
Содержание слайда: Основные этапы научного исследования Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы.

№26 слайд
Первый этап научного
Содержание слайда: Первый этап научного исследования 1. выбор проблемы и темы 2. определение объекта и предмета 3. определение целей и задач 4. разработка гипотезы

№27 слайд
Второй этап научного
Содержание слайда: Второй этап научного исследования 1. выбор методов и разработка методики исследования 2. проверка гипотезы 3. непосредственно исследование 4. формулирование предварительных выводов, их апробирование, уточнение 5. обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций

№28 слайд
Третий этап научного
Содержание слайда: Третий этап научного исследования 1. внедрение полученных результатов в практику 2. литературное оформление исследовательской работы

№29 слайд
Что такое научный факт? ФАКТ
Содержание слайда: Что такое научный факт? ФАКТ (от лат. factum – сделанное, совершившееся) – 1) синоним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии науки – особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории или гипотезе. В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий.

№30 слайд
Требования к научному факту
Содержание слайда: Требования к научному факту ФАКТ НАУЧНЫЙ – форма научного знания, в которой фиксируется некоторое конкретное явление, событие. Событие составляет объективную основу факта. Субъективной его стороной является деятельность учёного по фиксации, описанию событий. Научный факт должен удовлетворять следующим требованиям: 1) отнесённость к определенной предметной области науки; 2) содержательное описание процедуры и обстоятельств фиксации события; 3) усреднённость результатов наблюдений и измерений; 4) воспроизводимость в научной деятельности других исследователей; 5) соотнесённость с некоторой совокупностью, системой родственных или схожих фактов.

№31 слайд
Проблема и тема исследования
Содержание слайда: Проблема и тема исследования Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать. Тема – в ней отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

№32 слайд
Объект и предмет исследования
Содержание слайда: Объект и предмет исследования Объект – это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

№33 слайд
Что такое проблема?
Содержание слайда: Что такое проблема? Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Проблемы бывают: 1. развитыми 2. неразвитыми

№34 слайд
Что такое неразвитая
Содержание слайда: Что такое неразвитая проблема? Неразвитая проблема – это задача, которая характеризуется чертами: нестандартная задача; задача возникла на базе определенного знания как закономерный результат процесса познания; задача, решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании; задача, путей решения которой не видно.

№35 слайд
Что такое развитая проблема?
Содержание слайда: Что такое развитая проблема? Если есть более или менее конкретные указания на пути решения, проблема называется развитой. Развитая проблема – это знание о некотором знании, дополненное более или менее конкретным указание путей устранения этого незнания.

№36 слайд
Что такое гипотеза?
Содержание слайда: Что такое гипотеза? Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами. 2 смысла гипотезы: 1) особого рода знание – обоснованное предположение о причинах явления 2) особый процесс развития знания – сложный процесс познания, выдвижения предположения, обоснования, доказательства или опровержения.

№37 слайд
Требования, предъявляемые к
Содержание слайда: Требования, предъявляемые к гипотезе Предположение должно быть логически непротиворечивым и не должно противоречить фундаментальным положениям науки. Предположение должно быть принципиально проверяемым. Предположение не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно не предназначено Предположение должно быть приложимо к возможно более широкому кругу явлений.

№38 слайд
Что такое теория? Теория это
Содержание слайда: Что такое теория? Теория – это достоверное знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснить и предсказать явления из данной области. Принимая достоверность (обоснованность) за отличительную черту теории, мы стремимся отделить этот вид знания от гипотезы.

№39 слайд
Что такое методика? Методика
Содержание слайда: Что такое методика? Методика – совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов.

№40 слайд
Общая структура методики
Содержание слайда: Общая структура методики исследования 1. теоретико-методологическая часть, концепция, на основании которой строится вся методика 2. исследуемые явления, процессы, признаки, параметры 3. субординационные и координационные связи и взаимосвязи между ними 4. совокупность применяемых методов, их субординация и координация 5. порядок применения методов и методологических приемов 6. последовательность и техника обобщения результатов исследования 7. состав, роль и место исследователей в процессе реализации исследовательского замысла

№41 слайд
Нормы научной деятельности По
Содержание слайда: Нормы научной деятельности По мнению Роберта Мертона, этос науки образуют 4 императива: 1. Универсализм - оценка любой научной идеи или гипотезы зависит только от её содержания и не зависит, например, от национальности или научного статуса Автора (ов) ; 2. Коммунизм - понимаемый как открытость результатов научных исследований для научного сообщества. 3. Бескорыстность - исследователь не должен стремится к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения научной проблемы. 4. Организованный скептицизм - учёные должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.

№42 слайд
Нормы научной деятельности
Содержание слайда: Нормы научной деятельности «Эти императивы, передаваемые наставлением и примером и поддерживаемые санкциями, в различных степенях интернализируются учёным, формируя тем самым его научную совесть или, если кто-то предпочитает это новомодное выражение, его суперэго. Хотя этос науки не кодифицирован, его можно вывести из того морального консенсуса ученых, который находит выражение в обычной научной практике, в бесчисленных произведениях научного духа и в моральном негодовании, направленном на нарушения этого этоса». Источник: Роберт Мертон, Социальная теория и социальная структура, М., «Аст», 2006 г.

№43 слайд
Нормы научной деятельности
Содержание слайда: Нормы научной деятельности Академик И.П. Павлов к ведущим качествам личности ученого-исследователя относил: • научную последовательность; • прочность познания азов науки и стремление от них к вершинам человеческих знаний; • сдержанность, терпение; • готовность и умение делать черновую работу; • умение терпеливо накапливать факты; • научную скромность; • готовность отдать науке всю жизнь.

№44 слайд
Как написать научную статью?
Содержание слайда: Как написать научную статью?

№45 слайд
Виды статей .
Содержание слайда: Виды статей 1. Научно-теоретические статьи  2. Научно-практические статьи  3. Научно-методические статьи 

№46 слайд
Структура научной статьи -
Содержание слайда: Структура научной статьи - заголовок статьи, - сведения об авторах, - аннотация, - ключевые слова, - основной текст статьи, - библиографические ссылки, - библиографический список

№47 слайд
Заголовок статьи должен
Содержание слайда: Заголовок статьи должен отражать содержание статьи, тематику и результаты проведенного научного исследования. Название научной статьи должно кратко и точно суммировать исследование

№48 слайд
Сведения об авторах статьи
Содержание слайда: Сведения об авторах статьи должны содержать ученое звание, ученую степень, место работы, учебы, контактные данные

№49 слайд
Что такое аннотация? жанр
Содержание слайда: Что такое аннотация? 1) жанр научно-информативного подстиля, характеризующийся кратким обозначением тематики (или проблематики) статьи без её подробного раскрытия; 2) письменное высказывание создаваемое с целью убеждения читателя, формирования его мнения.

№50 слайд
Содержание слайда:

№51 слайд
Полезные фразы - В данной
Содержание слайда: Полезные фразы - В данной статье рассматривается проблема... - В данной статье обосновывается идея о том, что... - В данной статье прослеживается... - В статье затрагивается тема... - В данной статье даётся сравнение... - Статья посвящена комплексному исследованию... - Целью статьи является анализ изучения... - Статья посвящена феномену... - В статье раскрываются проблемы... - В статье выделяются и описываются характерные особенности... - В статье выяснены особенности... - На основе изучения… установлено... - Статья посвящена анализу... - На основании анализа..., а также привлечения... устанавливается, что... - Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме... - Автором предложены... - Основное содержание исследования составляет анализ... - Такой взгляд будет интересен специалистам в области... - В статье речь идет о... - Статья раскрывает содержание понятия... - Автор прослеживает становление... - Обобщается практический опыт... - В статье исследуются характерные признаки... - В статье рассматриваются ключевые этапы...

№52 слайд
Что надо помнить В тексте
Содержание слайда: Что надо помнить В тексте аннотации следует употреблять стандартную терминологию и синтаксические конструкции, свойственные языку научной литературы, а также значимые слова из материала для обеспечения автоматизированного поиска. Следует избегать сложных предложений. Сокращения и условные обозначения, кроме общепринятых в научных текстах, используются в исключительных случаях. Имена собственные (фамилии, наименования организаций и др.) приводятся на языке первоисточника. Допускается транслитерация собственных имен и перевод их на язык аннотации с добавлением в скобках при первом упоминании собственного имени в оригинальном написании. Географические названия следует приводить в соответствии с последним изданием «Атласа мира». При отсутствии данного географического названия в «Атласе мира» его приводят в той же форме, что и в исходном документе. С точки зрения языковых средств, аннотация характеризуется употреблением однозначных слов, терминов, кратких прилагательных для выражения постоянных свойств предметов, глаголов в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного, вневременного действия.

№53 слайд
Что неуместно в аннотации Не
Содержание слайда: Что неуместно в аннотации Не допускается повествование от собственного имени и выражение мнения автора («я думаю», «я считаю», «по моему мнению» и пр.). - В аннотации также неуместны расхожие штампы и общеизвестные сведения. - Аннотация должна быть понятна читателю-неспециалисту, для чего используют общепринятые определения термины: узкая научная терминология употребляться не должна. - Аннотация не может представлять собой выдержку из текста, обширную цитату из книги или статьи.

№54 слайд
Ключевые слова набор слов,
Содержание слайда: Ключевые слова набор слов, отражающих содержание текста в терминах объекта, научной отрасли и методов исследования. Рекомендуемое количество ключевых слов – 5-7, количество слов внутри ключевой фразы – не более 3.

№55 слайд
Основной текст статьи В
Содержание слайда: Основной текст статьи В российских журналах: 1) введение, 2) основную часть, 3) выводы.

№56 слайд
Введение Во введении автор
Содержание слайда: Введение Во введении автор знакомит с предметом, задачами и проведенными этапами исследования. Введение предназначено, чтобы позволить читателя понять гипотезу авторов и средства ее проверки. Во введении необходимо также описать методы исследования, процедуры, оборудование, параметры измерения, и т.д., чтобы можно было оценить и/или воспроизвести исследование. Обратите внимание, что в англоязычных журналах эти данные выделяются в раздел Материалы и методы (Materials and Methods).

№57 слайд
Основная часть статьи Научная
Содержание слайда: Основная часть статьи Научная статья должна отображать не только выбранный инструментарий и полученные результаты, но и процесс самого исследования или последовательность рассуждений, в результате которых получены теоретические выводы. В научно-практической статье необходимо описать стадии и этапы экспериментов или опытов, промежуточные результаты и обоснование общего вывода в виде физического или статистического объяснения.

№58 слайд
ГОСТы Формулы, уравнения,
Содержание слайда: ГОСТы Формулы, уравнения, рисунки, фотографии и таблицы должны иметь подписи или заголовки. При их оформлении рекомендуется следовать положениям ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ 7.32-2001. Описание источников, включенных в список, выполняется в соответствии с существующими библиографическими правилами ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и практика составления». ГОСТ 7.0.5-2008. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». ГОСТ 7.82-2001. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления».

№59 слайд
выводы В данной части
Содержание слайда: выводы В данной части собираются тезисы основных достижений проведенного исследования. Они могут быть представлены как в письменной форме, так и в виде таблиц, графиков, чисел и статистических показателей, характеризующих основные выявленные закономерности. Выводы должны быть представлены без интерпретации авторами, что служит двум целям: во-первых, дает другим ученым возможность оценить качество самих данных, и во-вторых, позволяет другим давать свою интерпретацию результатов.

Скачать все slide презентации Логика и методология научного исследования (науч стат) одним архивом: