Презентация Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 50 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Философия » Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    50 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    135.48 kB
  • Просмотров:
    129
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Специфика научного
Содержание слайда: Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии.

№2 слайд
Современная наука включает в
Содержание слайда: Современная наука включает в себя различные аспекты: Современная наука включает в себя различные аспекты: средства, приборы, необходимые для изучения явлений; методы исследования явлений; лаборатории, институты, научные организации; люди, занятые научными исследованиями; система знаний, зафиксированных в виде текстов; конференции, научные экспедиции, защиты дипломов, диссертаций и прочее.

№3 слайд
Наука представляет собой
Содержание слайда: Наука представляет собой определенную человеческую деятельность, которая выделена в процессе разделения труда и направлена на получение знаний, то есть наука – это производство знаний. Наука представляет собой определенную человеческую деятельность, которая выделена в процессе разделения труда и направлена на получение знаний, то есть наука – это производство знаний.

№4 слайд
Парадигма греч. пример это
Содержание слайда: Парадигма (греч. παράδειγµα – пример) – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Парадигма (греч. παράδειγµα – пример) – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.

№5 слайд
Конфликт парадигм,
Содержание слайда: Конфликт парадигм, возникающий в периоды научных революций – это конфликт различных систем ценностей, способов решения научных задач. Конфликт парадигм, возникающий в периоды научных революций – это конфликт различных систем ценностей, способов решения научных задач. Научная революция в широком смысле приводит к коренному перевороту в представлениях о мире, к смене научных картин мира.

№6 слайд
Развитие науки связано с
Содержание слайда: Развитие науки связано с формированием научной картины мира – целостной системы представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающей в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок. Развитие науки связано с формированием научной картины мира – целостной системы представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающей в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок.

№7 слайд
Парадигма находится внутри
Содержание слайда: Парадигма находится внутри научной картины мира и ограничивается ее рамками. Фактически она является специально разработанной, наиболее строгой с точки зрения доказательности, частью научной картины мира. Парадигма находится внутри научной картины мира и ограничивается ее рамками. Фактически она является специально разработанной, наиболее строгой с точки зрения доказательности, частью научной картины мира. Основой науки как процесса является научно-исследовательская деятельность.

№8 слайд
Научное исследование это
Содержание слайда: Научное исследование – это процесс получения новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Научное исследование может носить прикладной характер, направленный на достижение конкретных частных целей, а может иметь фундаментальный характер, означающий производство новых знаний независимо от прямых перспектив применения. Научное исследование – это процесс получения новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Научное исследование может носить прикладной характер, направленный на достижение конкретных частных целей, а может иметь фундаментальный характер, означающий производство новых знаний независимо от прямых перспектив применения.

№9 слайд
Научные исследования во всех
Содержание слайда: Научные исследования во всех развитых странах мира поглощают значительную часть совокупного национального продукта и оказывают глубокое влияние на экономическое и техническое развитие. Проблемы их финансирования и организации являются центральными проблемами государственной политики тех стран, которые стремятся создать современную конкурентоспособную экономику. Научные исследования во всех развитых странах мира поглощают значительную часть совокупного национального продукта и оказывают глубокое влияние на экономическое и техническое развитие. Проблемы их финансирования и организации являются центральными проблемами государственной политики тех стран, которые стремятся создать современную конкурентоспособную экономику.

№10 слайд
Важнейшие критерии научного
Содержание слайда: Важнейшие критерии научного знания: Важнейшие критерии научного знания: 1. Объективность, или принцип объективности. Имеется в виду, что природу необходимо познавать из нее самой, в этом смысле она самодостаточна; предметы изучения и их отношения должны быть познаны такими, какими они есть, без привнесения в них чего-либо постороннего или сверхприродного).

№11 слайд
. Рациональность,
Содержание слайда: 2. Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. 2. Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. В научном знании действует принцип достаточного основания, сформулированный Г.В. Лейбницем: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение – справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе»; научное знание не может опираться на мнения, авторитет.

№12 слайд
. Эссенциалистская
Содержание слайда: 3. Эссенциалистская направленность. 3. Эссенциалистская направленность. Означает нацеленность на воспроизве- дение сущности, закономерностей объекта. 4. Системность знания. Речь идет о его особой упорядоченности в форме научных теорий. Именно поэтому результаты научного исследования, как правило, выступают в виде системы понятий, категорий, законов.

№13 слайд
. Проверяемость. .
Содержание слайда: 5. Проверяемость. 5. Проверяемость. Здесь имеется в виду и обращение к научному наблюдению, и к практике, и испытание логикой; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными.

№14 слайд
Основные этапы научного
Содержание слайда: Основные этапы научного исследования: Основные этапы научного исследования: процесс изучения, эксперимент, концептуализация проверка теории

№15 слайд
Проблема греч. в науке - это
Содержание слайда: Проблема (греч. πρόβληµα) в науке - это противоречивая ситуация, которая требует своего разрешения. Проблема (греч. πρόβληµα) в науке - это противоречивая ситуация, которая требует своего разрешения.

№16 слайд
Проблема возникает в случае,
Содержание слайда: Проблема возникает в случае, если старое знание обнаружило свою несостоятельность (например, в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений), а новое знание еще не приняло развитой формы. Проблема возникает в случае, если старое знание обнаружило свою несостоятельность (например, в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений), а новое знание еще не приняло развитой формы.

№17 слайд
Указать на значимость
Содержание слайда: Указать на значимость проблемы исследования и необходимость ее решения - значит, обосновать актуальность предстоящего исследования. Поэтому научные работы начинаются с обоснования актуальности темы исследования. Указать на значимость проблемы исследования и необходимость ее решения - значит, обосновать актуальность предстоящего исследования. Поэтому научные работы начинаются с обоснования актуальности темы исследования.

№18 слайд
доказательство актуальности
Содержание слайда: доказательство актуальности выбранной темы доказательство актуальности выбранной темы формулировка целей предпринимаемого исследования конкретные задачи, которые предстоит решить для их достижения

№19 слайд
Цель - это конечный
Содержание слайда: Цель - это конечный результат, к которому стремится исследователь. Решение задач оформляет всю дальнейшую стратегию научного исследования. Цель - это конечный результат, к которому стремится исследователь. Решение задач оформляет всю дальнейшую стратегию научного исследования.

№20 слайд
Для более четкой постановки
Содержание слайда: Для более четкой постановки целей и задач формулируются объект и предмет исследования. Для более четкой постановки целей и задач формулируются объект и предмет исследования. Объект исследования – это вещь, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объект является носителем проблемы, на которую направлена исследовательская деятельность.

№21 слайд
Предмет исследования - это
Содержание слайда: Предмет исследования - это конкретная область объекта, внутри которой ведётся научный поиск. Предмет исследования - это конкретная область объекта, внутри которой ведётся научный поиск.

№22 слайд
Необходимые условия
Содержание слайда: Необходимые условия проведения научного исследования: Необходимые условия проведения научного исследования: предварительный анализ информации по теме исследования; предварительный анализ имеющейся литературы по теме исследования; предварительный анализ условий и методов решения задач данного класса.

№23 слайд
Важнейший момент исследования
Содержание слайда: Важнейший момент исследования – построение гипотезы (греч. ύπόθεσις – предположение), то есть научного предположения, истинное значение которого пока неопределенно. Построение гипотезы – один из наиболее трудных этапов исследования. Важнейший момент исследования – построение гипотезы (греч. ύπόθεσις – предположение), то есть научного предположения, истинное значение которого пока неопределенно. Построение гипотезы – один из наиболее трудных этапов исследования. Гипотеза представляет собой возможный, предполагаемый ответ на вопрос, поставленный исследователем.

№24 слайд
теоретический анализ гипотезы
Содержание слайда: теоретический анализ гипотезы и накопление материала для проверки ее обоснованности теоретический анализ гипотезы и накопление материала для проверки ее обоснованности

№25 слайд
Если научная гипотеза
Содержание слайда: Если научная гипотеза подтверждается, исследователь приходит к окончательной формулировке новых фактов или законов, получению объяснений или научным предсказаниям. Затем происходит внедрение полученных результатов в производство (в случае приклад- ных научных исследований). Если научная гипотеза подтверждается, исследователь приходит к окончательной формулировке новых фактов или законов, получению объяснений или научным предсказаниям. Затем происходит внедрение полученных результатов в производство (в случае приклад- ных научных исследований).

№26 слайд
В гносеологии греч. знание,
Содержание слайда: В гносеологии (греч. γνώσις – знание, λόγος – слово, учение) выделяют два уровня познания: В гносеологии (греч. γνώσις – знание, λόγος – слово, учение) выделяют два уровня познания:

№27 слайд
Эмпирический греч. опыт
Содержание слайда: Эмпирический (греч. έµπειρία – опыт) уровень научного познания связан с непосредственным исследованием чувственно воспринимаемых объектов, когда осуществляется процесс накопления информации об исследуемых явлениях с помощью наблюдений, выполнения разнообраз- ных измерений, проведения экспери- ментов. Эмпирический (греч. έµπειρία – опыт) уровень научного познания связан с непосредственным исследованием чувственно воспринимаемых объектов, когда осуществляется процесс накопления информации об исследуемых явлениях с помощью наблюдений, выполнения разнообраз- ных измерений, проведения экспери- ментов.

№28 слайд
Особая роль эмпирического
Содержание слайда: Особая роль эмпирического уровня познания заключается в фиксации непосредственного взаимодействия человека с изучаемыми природными или социальными объектами. Особая роль эмпирического уровня познания заключается в фиксации непосредственного взаимодействия человека с изучаемыми природными или социальными объектами. Полученные фактические данные систематизируются в виде таблиц, схем, графиков и т.д.

№29 слайд
На теоретическом уровне
Содержание слайда: На теоретическом уровне научного познания происходит раскрытие связей, закономерностей, присущих изучаемым явлениям. На теоретическом уровне научного познания происходит раскрытие связей, закономерностей, присущих изучаемым явлениям. Результат теоретического познания – гипотезы, теории, законы, которые формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне.

№30 слайд
Понятие теория греч.
Содержание слайда: Понятие «теория» (греч. θεωρία – рассмотрение, исследование) означает интеллектуальное отражение реальности. Понятие «теория» (греч. θεωρία – рассмотрение, исследование) означает интеллектуальное отражение реальности. Теория представляет собой концептуальную систему знаний, адекватно и целостно отражающую объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности.

№31 слайд
Структуру теории образуют
Содержание слайда: Структуру теории образуют понятия, суждения, умозаключения, законы и другие элементы. Структуру теории образуют понятия, суждения, умозаключения, законы и другие элементы. Понятие – это мысль, выделяющая и обобщающая предметы или явления некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. Переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятий характеризует переход от эмпирической ступени познания к теоретическому мышлению.

№32 слайд
Суждение это форма мышления,
Содержание слайда: Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете или явлении, его свойствах или отношениях между ними. Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете или явлении, его свойствах или отношениях между ними. Рассуждение, в ходе которого осу- ществляется переход от некоторых исходных суждений (предпосылок) к новым суждениям (заключениям) называется умозаключением.

№33 слайд
Закон это объективная,
Содержание слайда: Закон – это объективная, существенная, необходимая и устойчивая связь между Закон – это объективная, существенная, необходимая и устойчивая связь между предметами или явлениями. Закон не терпит исключений (в отличие от закономернос- ти).

№34 слайд
Структуру эмпирического
Содержание слайда: Структуру эмпирического уровня исследования составляют: Структуру эмпирического уровня исследования составляют: -факты; -эмпирические обобщения, -эмпирические закономер- ности.

№35 слайд
Факт лат. Factum-
Содержание слайда: Факт (лат. Factum- свершившееся) – знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факт (лат. Factum- свершившееся) – знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факт является элементом, составляющим основу научного знания. Эмпирическое обобщение – система определенных научных фактов. Систематизация разрозненных фактов необходима для их дальнейшего изучения.

№36 слайд
Получив некоторое
Содержание слайда: Получив некоторое эмпирическое обобщение, можно отметить, что определенные факты повторяются или их появление носит систематический характер. В этом случае возможно выявление эмпирических закономерностей. Получив некоторое эмпирическое обобщение, можно отметить, что определенные факты повторяются или их появление носит систематический характер. В этом случае возможно выявление эмпирических закономерностей. Эмпирические закономерности отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями.

№37 слайд
Метод греч. способ, путь к
Содержание слайда: Метод (греч. µέθοδος – способ, путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод (греч. µέθοδος – способ, путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод предоставляет систему принципов, требований и правил, руководствуясь которыми исследователь может достичь намеченной цели.

№38 слайд
Владение методом
Содержание слайда: Владение методом подразумевает знание того, каким образом и в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач. При этом, в методе всегда отражено знание о предмете исследования. Владение методом подразумевает знание того, каким образом и в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач. При этом, в методе всегда отражено знание о предмете исследования. Только осознанное применение методов, связанное с пониманием их возможностей, границ, делает научную деятельность, при прочих равных условиях, более эффективной.

№39 слайд
Появление методов восходит к
Содержание слайда: Появление методов восходит к практической деятельности человека. Приёмы практических действий человека всегда должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности. Появление методов восходит к практической деятельности человека. Приёмы практических действий человека всегда должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности. Становясь предметом осознания, эти способы деятельности становились источниками методов мышления, а в дальнейшем, в связи с развитием науки, они привели к учению о методе – методологии.

№40 слайд
Понятие методология греч.
Содержание слайда: Понятие методология (греч. µεθοδολογία) дословно означает «учение о методах». Понятие методология (греч. µεθοδολογία) дословно означает «учение о методах». Методология представляет собой систему принципов, устанавливаю- щих наиболее эффективные способы приращения и практического применения знаний.

№41 слайд
Методология занимается
Содержание слайда: Методология занимается изучением происхождения, сущности, эффективнос- ти и других характеристик методов познания. Методология занимается изучением происхождения, сущности, эффективнос- ти и других характеристик методов познания. Определение и обоснование методов необходимы для своевременного избавления на каждом этапе развития научного знания от старых и выработки новых методов познания, которые соответствуют современному уровню освоения мира.

№42 слайд
Методология предстает в
Содержание слайда: Методология предстает в различных аспектах: Методология предстает в различных аспектах: -как учение о методах и процедурах научной деятельности, а также как раздел общей теории познания, прежде всего, теории научного познания (эпистемологии) и философии науки; -как учение об организации научной деятельности; -как комплекс принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний.

№43 слайд
Понятие методология Понятие
Содержание слайда: Понятие методология Понятие методология употребляется в двух значениях: 1. совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности; 2. учение о научном методе познания.

№44 слайд
Проблема метода Проблема
Содержание слайда: Проблема метода Проблема метода стала важнейшим вопросом философии Нового времени, что выразилось в споре двух основных направлений в теории познания: эмпиризма рационализма

№45 слайд
Эмпиризм направление в
Содержание слайда: Эмпиризм – направление в гносеологии, которое считает чувственный опыт основным источником познания. Эмпиризм – направление в гносеологии, которое считает чувственный опыт основным источником познания. Родоначальник эмпиризма - Френсис Бэкон.

№46 слайд
Эксперимент есть Эксперимент
Содержание слайда: Эксперимент – есть Эксперимент – есть метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, характеризующийся (в отличие от наблюдения) активным взаимодействием с изучаемым объектом.

№47 слайд
Основа познания индукция лат.
Содержание слайда: Основа познания – индукция (лат. Основа познания – индукция (лат. inductio – наведение) – процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему, то есть, наблюдая некое единообразие в природе, мы приходим к утверждению естественных законов. На основе опытных данных по индукции исследователи приходят к общим положениям, знаниям о мире.

№48 слайд
Чтобы избежать великого
Содержание слайда: Чтобы избежать «великого обмана чувств», по Чтобы избежать «великого обмана чувств», по мнению Бэкона, надо выявить причины наших заблуждений. Образно он назвал искаженные представления о действительности – идолами познания: 1. Идолы рода – антропоморфизм, наделение природных процессов человеческими свойствами. 2. Идолы пещеры – обусловлены сложностью внутреннего мира человека, из-за которых восприятие мира искажается. 3. Идолы рынка – неправильное употребление слов. 4. Идолы театра – некритические заимствования из различных научных доктрин.

№49 слайд
Основы альтернативной
Содержание слайда: Основы альтернативной эмпиризму Основы альтернативной эмпиризму рационалистической философии были заложены Рене Декартом (лат. Renatus Cartesius - Картезий). Метод - «точные и простые правила»,соблюдение которых помогает приращению знания и позволяет отличить ложное от истинного. В отличие от эмпириков, рационалисты доминирующую роль в познании отводили не опыту, а разуму. «Мыслю, следовательно существую» (Cogito ergo sum)

№50 слайд
Основной метод мышления
Содержание слайда: Основной метод мышления – дедукция (лат.deductio – выведение), при котором частное положение логическим путем выводится из общего. Основной метод мышления – дедукция (лат.deductio – выведение), при котором частное положение логическим путем выводится из общего. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы,имеющие характер общих утверждений, а концом – следствия из посылок, теоремы («частное»).

Скачать все slide презентации Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии одним архивом: