Презентация Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 50 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Философия » Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:50 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:135.48 kB
- Просмотров:129
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: Современная наука включает в себя различные аспекты:
Современная наука включает в себя различные аспекты:
средства, приборы, необходимые для изучения явлений;
методы исследования явлений;
лаборатории, институты, научные организации;
люди, занятые научными исследованиями;
система знаний, зафиксированных в виде текстов;
конференции, научные экспедиции, защиты дипломов, диссертаций и прочее.
№3 слайд
Содержание слайда: Наука представляет собой определенную человеческую деятельность, которая выделена в процессе разделения труда и направлена на получение знаний, то есть наука – это производство знаний.
Наука представляет собой определенную человеческую деятельность, которая выделена в процессе разделения труда и направлена на получение знаний, то есть наука – это производство знаний.
№4 слайд
Содержание слайда: Парадигма (греч. παράδειγµα – пример) – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.
Парадигма (греч. παράδειγµα – пример) – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.
№5 слайд
Содержание слайда: Конфликт парадигм, возникающий в периоды научных революций – это конфликт различных систем ценностей, способов решения научных задач.
Конфликт парадигм, возникающий в периоды научных революций – это конфликт различных систем ценностей, способов решения научных задач.
Научная революция в широком смысле приводит к коренному перевороту в представлениях о мире, к смене научных картин мира.
№6 слайд
Содержание слайда: Развитие науки связано с формированием научной картины мира – целостной системы представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающей в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок.
Развитие науки связано с формированием научной картины мира – целостной системы представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающей в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок.
№7 слайд
Содержание слайда: Парадигма находится внутри научной картины мира и ограничивается ее рамками. Фактически она является специально разработанной, наиболее строгой с точки зрения доказательности, частью научной картины мира.
Парадигма находится внутри научной картины мира и ограничивается ее рамками. Фактически она является специально разработанной, наиболее строгой с точки зрения доказательности, частью научной картины мира.
Основой науки как процесса является научно-исследовательская деятельность.
№8 слайд
Содержание слайда: Научное исследование – это процесс получения новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Научное исследование может носить прикладной характер, направленный на достижение конкретных частных целей, а может иметь фундаментальный характер, означающий производство новых знаний независимо от прямых перспектив применения.
Научное исследование – это процесс получения новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Научное исследование может носить прикладной характер, направленный на достижение конкретных частных целей, а может иметь фундаментальный характер, означающий производство новых знаний независимо от прямых перспектив применения.
№9 слайд
Содержание слайда: Научные исследования во всех развитых странах мира поглощают значительную часть совокупного национального продукта и оказывают глубокое влияние на экономическое и техническое развитие. Проблемы их финансирования и организации являются центральными проблемами государственной политики тех стран, которые стремятся создать современную конкурентоспособную экономику.
Научные исследования во всех развитых странах мира поглощают значительную часть совокупного национального продукта и оказывают глубокое влияние на экономическое и техническое развитие. Проблемы их финансирования и организации являются центральными проблемами государственной политики тех стран, которые стремятся создать современную конкурентоспособную экономику.
№10 слайд
Содержание слайда: Важнейшие критерии научного знания:
Важнейшие критерии научного знания:
1. Объективность, или принцип объективности.
Имеется в виду, что природу необходимо познавать из нее самой, в этом смысле она самодостаточна; предметы изучения и их отношения должны быть познаны такими, какими они есть, без привнесения в них чего-либо постороннего или сверхприродного).
№11 слайд
Содержание слайда: 2. Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность.
2. Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность.
В научном знании действует принцип достаточного основания, сформулированный Г.В. Лейбницем: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение – справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе»; научное знание не может опираться на мнения, авторитет.
№12 слайд
Содержание слайда: 3. Эссенциалистская направленность.
3. Эссенциалистская направленность.
Означает нацеленность на воспроизве- дение сущности, закономерностей объекта.
4. Системность знания.
Речь идет о его особой упорядоченности в форме научных теорий. Именно поэтому результаты научного исследования, как правило, выступают в виде системы понятий, категорий, законов.
№16 слайд
Содержание слайда: Проблема возникает в случае, если старое знание обнаружило свою несостоятельность (например, в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений), а новое знание еще не приняло развитой формы.
Проблема возникает в случае, если старое знание обнаружило свою несостоятельность (например, в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений), а новое знание еще не приняло развитой формы.
№17 слайд
Содержание слайда: Указать на значимость проблемы исследования и необходимость ее решения - значит, обосновать актуальность предстоящего исследования. Поэтому научные работы начинаются с обоснования актуальности темы исследования.
Указать на значимость проблемы исследования и необходимость ее решения - значит, обосновать актуальность предстоящего исследования. Поэтому научные работы начинаются с обоснования актуальности темы исследования.
№19 слайд
Содержание слайда: Цель - это конечный результат, к которому стремится исследователь. Решение задач оформляет всю дальнейшую стратегию научного исследования.
Цель - это конечный результат, к которому стремится исследователь. Решение задач оформляет всю дальнейшую стратегию научного исследования.
№20 слайд
Содержание слайда: Для более четкой постановки целей и задач формулируются объект и предмет исследования.
Для более четкой постановки целей и задач формулируются объект и предмет исследования.
Объект исследования – это вещь, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Объект является носителем проблемы, на которую направлена
исследовательская деятельность.
№22 слайд
Содержание слайда: Необходимые условия проведения научного исследования:
Необходимые условия проведения научного исследования:
предварительный анализ информации по теме исследования;
предварительный анализ имеющейся литературы по теме исследования;
предварительный анализ условий и методов решения задач данного класса.
№23 слайд
Содержание слайда: Важнейший момент исследования – построение гипотезы (греч. ύπόθεσις – предположение), то есть научного предположения, истинное значение которого пока неопределенно. Построение гипотезы – один из наиболее трудных этапов исследования.
Важнейший момент исследования – построение гипотезы (греч. ύπόθεσις – предположение), то есть научного предположения, истинное значение которого пока неопределенно. Построение гипотезы – один из наиболее трудных этапов исследования.
Гипотеза представляет собой возможный, предполагаемый ответ на вопрос, поставленный исследователем.
№25 слайд
Содержание слайда: Если научная гипотеза подтверждается, исследователь приходит к окончательной формулировке новых фактов или законов, получению объяснений или научным предсказаниям. Затем происходит внедрение полученных результатов в производство (в случае приклад- ных научных исследований).
Если научная гипотеза подтверждается, исследователь приходит к окончательной формулировке новых фактов или законов, получению объяснений или научным предсказаниям. Затем происходит внедрение полученных результатов в производство (в случае приклад- ных научных исследований).
№27 слайд
Содержание слайда: Эмпирический (греч. έµπειρία – опыт) уровень научного познания связан с непосредственным исследованием чувственно воспринимаемых объектов, когда осуществляется процесс накопления информации об исследуемых явлениях с помощью наблюдений, выполнения разнообраз- ных измерений, проведения экспери- ментов.
Эмпирический (греч. έµπειρία – опыт) уровень научного познания связан с непосредственным исследованием чувственно воспринимаемых объектов, когда осуществляется процесс накопления информации об исследуемых явлениях с помощью наблюдений, выполнения разнообраз- ных измерений, проведения экспери- ментов.
№28 слайд
Содержание слайда: Особая роль эмпирического уровня познания заключается в фиксации непосредственного взаимодействия человека с изучаемыми природными или социальными объектами.
Особая роль эмпирического уровня познания заключается в фиксации непосредственного взаимодействия человека с изучаемыми природными или социальными объектами.
Полученные фактические данные систематизируются в виде таблиц,
схем, графиков и т.д.
№29 слайд
Содержание слайда: На теоретическом уровне научного познания происходит раскрытие связей, закономерностей, присущих изучаемым явлениям.
На теоретическом уровне научного познания происходит раскрытие связей, закономерностей, присущих изучаемым явлениям.
Результат теоретического познания – гипотезы, теории, законы, которые формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне.
№30 слайд
Содержание слайда: Понятие «теория» (греч. θεωρία – рассмотрение, исследование) означает интеллектуальное отражение реальности.
Понятие «теория» (греч. θεωρία – рассмотрение, исследование) означает интеллектуальное отражение реальности.
Теория представляет собой концептуальную систему знаний,
адекватно и целостно отражающую объективно существующие
отношения и связи между явлениями объективной реальности.
№31 слайд
Содержание слайда: Структуру теории образуют понятия, суждения, умозаключения, законы и другие элементы.
Структуру теории образуют понятия, суждения, умозаключения, законы и другие элементы.
Понятие – это мысль, выделяющая и обобщающая предметы или явления некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятий характеризует переход от эмпирической ступени
познания к теоретическому мышлению.
№32 слайд
Содержание слайда: Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете или явлении, его свойствах или отношениях между ними.
Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете или явлении, его свойствах или отношениях между ними.
Рассуждение, в ходе которого осу- ществляется переход от некоторых исходных суждений (предпосылок) к новым суждениям (заключениям) называется умозаключением.
№35 слайд
Содержание слайда: Факт (лат. Factum- свершившееся) – знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена.
Факт (лат. Factum- свершившееся) – знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена.
Факт является элементом, составляющим основу научного знания.
Эмпирическое обобщение – система определенных научных фактов.
Систематизация разрозненных фактов необходима для их дальнейшего изучения.
№36 слайд
Содержание слайда: Получив некоторое эмпирическое обобщение, можно отметить, что определенные факты повторяются или их появление носит систематический характер. В этом случае возможно выявление эмпирических закономерностей.
Получив некоторое эмпирическое обобщение, можно отметить, что определенные факты повторяются или их появление носит систематический характер. В этом случае возможно выявление эмпирических закономерностей.
Эмпирические закономерности отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями.
№37 слайд
Содержание слайда: Метод (греч. µέθοδος – способ, путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Метод (греч. µέθοδος – способ, путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Метод предоставляет систему
принципов, требований и правил, руководствуясь которыми исследователь может достичь намеченной цели.
№38 слайд
Содержание слайда: Владение методом подразумевает знание того, каким образом и в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач. При этом, в методе всегда отражено знание о предмете исследования.
Владение методом подразумевает знание того, каким образом и в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач. При этом, в методе всегда отражено знание о предмете исследования.
Только осознанное применение методов, связанное с пониманием их возможностей, границ, делает научную деятельность, при прочих равных условиях,
более эффективной.
№39 слайд
Содержание слайда: Появление методов восходит к практической деятельности человека. Приёмы практических действий человека всегда должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности.
Появление методов восходит к практической деятельности человека. Приёмы практических действий человека всегда должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности.
Становясь предметом осознания, эти способы деятельности становились источниками методов мышления, а в дальнейшем, в связи с развитием науки, они привели к учению о методе – методологии.
№40 слайд
Содержание слайда: Понятие методология (греч. µεθοδολογία) дословно означает «учение о методах».
Понятие методология (греч. µεθοδολογία) дословно означает «учение о методах».
Методология представляет собой систему принципов, устанавливаю- щих наиболее эффективные способы приращения и практического применения знаний.
№41 слайд
Содержание слайда: Методология занимается изучением происхождения, сущности, эффективнос- ти и других характеристик методов познания.
Методология занимается изучением происхождения, сущности, эффективнос- ти и других характеристик методов познания.
Определение и обоснование методов необходимы для своевременного избавления на каждом этапе развития научного
знания от старых и выработки новых методов познания, которые соответствуют современному уровню освоения мира.
№42 слайд
Содержание слайда: Методология предстает в различных аспектах:
Методология предстает в различных аспектах:
-как учение о методах и процедурах научной
деятельности, а также как раздел общей
теории познания, прежде всего, теории
научного познания (эпистемологии) и
философии науки;
-как учение об организации научной деятельности;
-как комплекс принципов и подходов
исследовательской деятельности, на которые
опирается исследователь в ходе получения
и разработки знаний.
№47 слайд
Содержание слайда: Основа познания – индукция (лат.
Основа познания – индукция (лат.
inductio – наведение) – процесс
логического вывода на основе перехода
от частного положения к общему, то
есть, наблюдая некое единообразие в
природе, мы приходим к утверждению
естественных законов.
На основе опытных данных по
индукции исследователи приходят к
общим положениям, знаниям о мире.
№48 слайд
Содержание слайда: Чтобы избежать «великого обмана чувств», по
Чтобы избежать «великого обмана чувств», по
мнению Бэкона, надо выявить причины наших
заблуждений. Образно он назвал искаженные
представления о действительности – идолами
познания:
1. Идолы рода – антропоморфизм, наделение природных процессов человеческими свойствами.
2. Идолы пещеры – обусловлены сложностью внутреннего мира человека, из-за которых восприятие мира искажается.
3. Идолы рынка – неправильное употребление слов.
4. Идолы театра – некритические заимствования из различных научных доктрин.
№49 слайд
Содержание слайда: Основы альтернативной эмпиризму
Основы альтернативной эмпиризму
рационалистической философии были заложены
Рене Декартом (лат. Renatus Cartesius - Картезий).
Метод - «точные и простые правила»,соблюдение
которых помогает приращению знания и позволяет
отличить ложное от истинного. В отличие от
эмпириков, рационалисты доминирующую роль в
познании отводили не опыту, а разуму.
«Мыслю, следовательно существую» (Cogito
ergo sum)
№50 слайд
Содержание слайда: Основной метод мышления – дедукция (лат.deductio – выведение), при котором частное положение логическим путем выводится из общего.
Основной метод мышления – дедукция (лат.deductio – выведение), при котором частное положение логическим путем выводится из общего.
Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы,имеющие характер общих утверждений, а концом – следствия из посылок, теоремы
(«частное»).
Скачать все slide презентации Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии одним архивом:
-
По философии МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
-
Основы научной работы. Методология научных исследований. (Лекция 2)
-
Логика и методология научного исследования (науч стат)
-
Методология научного познания и научного исследования
-
Методология и научное исследование
-
Лекция 8 Методы оценки эффективности и качества результатов исследований Виды ожидаемого эффекта результатов научной исследо
-
Лекция Методы научных исследований План Метод: сущность и понятия Классификация методов исследований и их характеристика Тр
-
Методология юридической науки. Соотношение понятий познание и понимание, применительно к праву
-
История и методология научных исследований в области спорта. Возникновение науки и этапы ее развития
-
Специфика научного исследования